Урок. Окружающий мир Растения пресных водоемов
Тема: Растения пресных водоёмов.
Цели урока:
составить целостное представление об обитателях пресного водоема.
Задачи урока:
познакомить учащихся с разнообразными обитателями пресных водоёмов, связями между ними;
развивать память, мышление, связанную речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к пресным водоёмам, желание сохранять их чистоту и красоту.
ХОД УРОКА.
- Прежде, чем начнём наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке?(внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.) - Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои вопросы, мы сейчас вместе вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Игра «Продолжи предложения» слайд 2
1.Место впадения реки в море или озеро, называется _________________.
2.Место, где начинается река, называется _________________________.
3.Углубление, по которому течёт река, называется __________________.
4.Как называются реки поменьше, которые вливаются в другую
реку ________________.
– Молодцы! Кто может найти на схеме те части реки, о которых мы с вами сейчас вспомнили? Слайд3
Отгадай загадки. Слайд 4
Шириною широко, Не проедешь, не пройдёшь –
Глубиною глубоко, Обойдёшь сторонкой.
День и ночь о берег бьётся. И водицы не попьёшь
Из него воды не пьётся, С синеватой плёнкой
Потому что невкусна –(Болото)
И горька, и солона. (Море)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился я весной (Ручей)
- Какие водоёмы вы ещё знаете?
Игра «Так, да не так?» Слайд 5
Естественные Искусственные
пруд озеро
река колодец
водохранилище море
океан болото
- Кто является основными жителями водоемов? (Рыбы).
Внешний вид рыбы. (Приложение 1)
- Правильно. Сейчас мы узнаем, на сколько вы с ними знакомы. Слайд 6
Он в самом омуте живет –
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны! (Сом)
Хвостом виляет,Зубаста, а не лает. (Щука)
- Каких рыб вы ещё знаете? (Ёрш, карась, уклейка)
- Кого ещё мы можем встретить на пресных водоёмах? (Стрекозу, цаплю, утку, пеликана). Слайд 7, 8
- В пресных водоёмах обитают не только животные, но и множество растений. Слайд 9
Кувшинка белая - самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются, а вечером закрываются и уходят под воду.
Кубышка жёлтая – её красивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Цветок кубышки находится на конце длинной ножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, сердцевидной формы с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением. Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно
ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.
Стрелолист обыкновенный – в зависимости от условий обитания стрелолист развивает листья трёх различных форм. На берегу или мелководье у стрелолиста вырастают надводные листья, форма которых дала растению название. В цветках по три белых лепестка с малиновым пятнышком и три чашелистика. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы.
Вывод: Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. Слайд10
Вывод: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания. Слайд 11
Подчеркнуть только обитателей водоёма. Карточка : Животные: кузнечик, стрекоза, щука, ящерица, волк, бобр, пчела, крот, рак.Растения: ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, василёк.5. Итог: Что нового узнали на уроке? Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме.
Вывод: Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных
Вывод: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
6. Домашнее задание. Составить памятку «Как вести себя у водоёма», по желанию приготовить сообщения о растениях или животных наших водоёмов.
Приложение 1
чешуяжабрыплавникихвостЖаберная створка8439151080135