Педпроект по теме Развитие интеллектуально — творческого потенциала обучающихся средствами активного обучения

МБОУ Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ




Педагогический проект на тему:


Развитие интеллектуально - творческого потенциала учащихся средствами активного обучения





Выполнила:
Абызова Татьяна Александровна,
учитель биологии
высшей кв. категории
пгт Камские Поляны
Нижнекамский район















Содержание

I Введение . 3- 5
II      Главы основной части
Глава 1 Теоретическая часть проекта 1.1 Сущность активного обучения . 6-8
1.2 Реализация средств активного обучения в практической деятельности ..8-15
Глава 2 Практические результаты
2.1 Реализация интеллектуально – творческого потенциала обучающихся .. 15- 16
2.2 Результаты опроса учащихся .17
III      Заключение (выводы) .17
IV      Список использованной литературы 18
V      Приложение 19 -20





















Введение

Актуальность темы: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активных позиций каждого в учебном процессе. Известно, что кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Развитию способностей детей, раскрытию их индивидуальности способствует личностно - ориентированное и творческое обучение, которое положено в основу моей педагогической деятельности.
Проблема: Каковы условия, необходимые для раскрытия и развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся?
Анализ проблемы позволил выявить следующие противоречия между:
- потребностями современного общества в инициативных молодых людях и недостаточным уровнем личностной активности у выпускников;
- большим количеством учебной информации и невысокой эффективностью ее усвоения;
- высоким уровнем педагогических задач и слабой мотивацией на обучение у школьников.
Сложившаяся ситуация негативно влияет на процесс самореализации творческих способностей и требует изменения подходов в процессе их развития.
Поиск путей решения проблемы определил выбор темы моего исследования: "Развитие интеллектуально - творческого потенциала учащихся средствами активного обучения ".
Объект исследования: процесс интеллектуально - творческого потенциала школьников.
Предмет исследования: Формы и методы активного обучения, способствующие развитию интеллектуально - творческого потенциала учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: Определить влияния форм и методов активного обучения на развитие интеллектуально - творческого потенциала обучающихся.
Гипотеза исследования: Если активные формы и методы обучения способствуют успешному развитию творческого потенциала школьников, то их результативность и адаптивность высокая.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ активных методов обучения в педагогической теории и практике преподавания.
2. Создать условия для активной познавательной деятельности, личностного саморазвития
3. Разработать педагогические условия и выделить принципы, обеспечивающие эффективность использования методов активного обучения в образовательном процессе.
4. Доказать педагогическую эффективность использования активных методов обучения для реализации интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Сроки реализации проекта:
1.Этап: Подготовительный – изучение информационных источников (2009-2010г)
2.Этап: Основной - реализация проекта (2010 – 2012г.г.)
3.Этап: Заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы (2013 – 2014г.г.)
Основные направления деятельности
1.развитие способностей школьников на уроках биологии и во внеурочное время;
2. раскрытие и поддержание их индивидуальности;
3. личностная ориентация в обучении;
4.формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные на уроках биологии и занятиях кружка знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Ожидаемые результаты:
Средства активного обучения – это путь развития и реализации интеллектуально – творческого потенциала учащихся.
Созданы условия для активной познавательной деятельности учащихся, раскрыта их индивидуальность, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся смело проявляют творческие способности. Интерес к предмету высок.
Учащиеся исследуемых групп умеют находить необходимую информацию, обладают навыками поисково-исследовательской деятельности и применять свои знания в практике.
4. Дети умеют правильно оценивать свои знания, культурно общаться, полноценно реализовать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями – это доказывает педагогическую эффективность активного обучения.


























Содержание проекта

Глава I. Теоретические основы проекта
1.1 Биологическое образование отличается наличием разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. Чтобы этого достигнуть, необходимо педагогу владеть разнообразными методами обучения: логическими, проблемными, игровыми, дифференцированием и т. д., кроме того, использовать новые педагогические технологии. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность. Эта задача сформулирована в Концепции модернизации российского образования и Стандартах второго поколения.
Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузкам памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать.[8]
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Применение нетрадиционных форм проведения уроков: урок – семинар, урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.;
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
Использование игровых форм;
Диалогическое взаимодействие;
Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
Использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
Деятельностный подход в обучении.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования. Формы работы, повышающие уровень активности обучения.
В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.
1.2 Реализация средств активного обучения в практической деятельности
В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает развивающее, проблемное обучение, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.
В процессе своей работы по развитию творческих способностей детей считаю главным:
1. Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию. Решая их, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
2. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает учебную информацию не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
3. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка.
В своей работе использую следующие принципы:
1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным является то, чтобы на уроках биологии звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия живой природы, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.
2. Принцип толерантности. Ответ или выполненная работа учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось другое задание, то, что было ему посильно.
3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к органическому миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.
4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках, которые учат детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.
5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования активной творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше.
Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к активному познанию, творчеству. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке, во внеурочной деятельности: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.
В большинстве случаев учебный материал содержит в себе совокупность объективных научных сведений – фактов, понятий, теорий. Само по себе такое содержание для учащихся нейтрально. В связи с этим считаю своей задачей при подготовке и проведении уроков биологии перевести содержание материала с уровня знаний на уровень личностных смыслов.
Например, во время уроков на этапе актуализации знаний ставлю цель учащимся выяснить, насколько данные знания нужны им, где в повседневной жизни применяем и используем. При этом стараюсь сделать так, чтобы учащиеся сами решили и оценили важность получаемой информации.
Например, важны ли витамины для нашего здоровья? можно ли пить воду из неизвестных водоемов, луж (в теме «Простейшие»); стоит ли мыть руки перед едой или это необязательно? (в теме «Паразитические черви»), (в теме «Витамины»); где в практической деятельности человек использует знания о борьбе за существование (в теме «Движущие силы эволюции») и т. д.
Более того, необходимо, чтобы школьник не только высказывал свое толкование той или иной идеи, но и продуцировал свои собственные мысли. Именно так происходит становление личности и системы ее ценностей. Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся.
Большое значение в активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию и реализации творческого потенциала. Эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации, но никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности.
В процессе развития активной познавательной деятельности желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его способностей и таланта. [
Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. Для того, чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
В связи с этим, я стараюсь в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач, шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью педагога) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью частично - проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.[6]
Использование в учебном процессе проблемных задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии и максимально способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка.
В настоящее время особенно ценно, если такие задачи имеют экологическую направленность.
Раскрою некоторые варианты взаимосвязи видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых мною на уроках биологии:
Для репродуктивной деятельности:
наблюдение, описание, пересказ; а форма занятий – это лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности, лабораторные и практические занятия по подробной инструкции, экскурсия на определенный объект.
Для эвристической деятельности:
анализ содержания дополнительного источника информации, составление плана сообщения или реферата, пересказ дополнительной информации с комментариями, сравнение фактов с последующим формулированием выводов; а форма занятий – это диспут, семинар, дискуссия, экскурсия, защита рефератов, устный журнал, аукцион, конференция, пресс-конференция
Для ученического экспериментального исследования:
вычленение задач и построение гипотезы исследования, планирование и проведение исследования, сбор данных, их анализ, формулирование выводов, презентация результатов; а форма занятий – практикум, исследование, защита исследовательских проектов.
Для творческой деятельности:
определение результата и формы его представления, совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры, оформление сценария, видеофильма, постановки, праздника, сочинения, репортажа, презентация результатов; а форма деятельности – это турнир, сказка, сочинение, экспедиция, защита проектов, соревнование, ролевая игра, творческий отчет, театрализованный праздник.
Работу учащихся по переходу от нейтральных знаний к личностно значимым, а затем на их основе и к творческим действиям осуществляю по следующей схеме:
Знание – постижение смысла – формирование ценностей
Приведу примеры заданий по разным направлениям:
Жизненные ситуации:
А) Собирая в лесу грибы, вы заблудились. Какие ориентиры вы бы использовали, чтобы отыскать дорогу домой?
Б) В летний период картофельные участки одолевают колорадские жуки. Если бы ты был агрономом, то какой способ борьбы с ними в первую очередь ты посоветуешь и почему?
2. Задания на понимание смысла:
А) Что собой представляет растение кипарис? Что значит выражение «стройный, как кипарис»?
Б) Что означает высказывание «горячее сердце», «холодное сердце», «доброе сердце»? Имеет ли это отношение к анатомическому строению сердца и его физиологическим особенностям?
3. Задания на выявления отношения учащихся:
А) В природе много организмов – паразитов. Есть ли люди – паразиты? Почему вы так считаете?
Б) У животных многие особенности поведения подчиняются инстинктам. Есть ли у человека «животные инстинкты»?
В) В наших лесах растут весенние первоцветы. Мы каждую весну видим, как люди несут из леса букеты ветрениц, примул, ландышей. Как ты к этому относишься? Хочется ли тебе что-нибудь сказать людям с букетами цветов?
4. Задания творческого характера:
А) Представь, что тебе нужно создать рекламу продуктов, содержащих много витаминов и заинтересовать этой рекламой население.
Б) С работой каких служб и предприятий ты бы сравнил биосинтез белка в клетке?
В) Составь обращение к отдыхающим в лесной зоне.
Г) Предложите программу действий по сохранению биоразнообразия нашего края.
Конечно, при составлении подобных заданий учитываю возрастные особенности учащихся.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммированным нормам, что часто приводит к протесту против требований общества. Эффективное становление ученика как субъекта учения происходит в условиях личностно – ориентированного обучения.[2] Это означает, что учащийся должен быть поставлен в такие условия, которые способствуют становлению его как субъекта учебной деятельности, а затем и жизнедеятельности. Если у ученика есть собственные цели, идеи и интересы, потребности в образовании, то ему необходимо предоставить возможность проявить эти качества в полной мере. Эффективное средство становления субъективности – индивидуальная образовательная траектория, т. е. деятельность ученика в процессе обучения по своему выбору и желанию в соответствии с познавательными потребностями и образовательными возможностями. Такой принцип добровольности действует при выборе предметного кружка, и он дает реальные результаты.
Основной методикой обучения на занятиях объединения является обучение в «малых группах». В каждую группу входят 5-6 человек, причем это разновозрастная и разноуровневая группа, в нее входят начинающие «биологи» и призеры районных, республиканских, российских олимпиад и конференций, в таком составе учебное взаимодействие наиболее эффективное как при обсуждении вопросов, так и при самостоятельном поиске знаний. Эта методика позволяет учесть различные потребности и возможности детей. Такой принцип работы применяется чаще в организации исследовательской работы, подготовке школьников к олимпиадам по биологии и экологии.
Основная моя задача, как руководителя, помочь ученикам увидеть свою одаренность и осознать свое творческое «я».
Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по–разному. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их собственным (разным) траекториям. Наиболее успешно решать эту проблему может тот педагог, который знает и владеет набором разных смыслов, форм и технологий образования, т. е. опирается на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий учеников. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности.[14]
Очень важно, чтобы уровень познавательных интересов учеников перерос в их творческую активность.
При изучении в 6 классе «Покрытосеменных растений» стараюсь как можно больше дать информации о растениях нашей местности: где произрастают, когда цветут и плодоносят, о красоте цветков, о редких видах, лекарственных и т. д. Ученики заинтересовались и на следующий урок самостоятельно подготовили сообщения о культурных цветковых растениях нашего поселка, а Ибрагимов Айрат - презентацию о цветковых растений смешанного леса.
Кажется, что тут особенного? Материала по этой теме много, технические средства (цифровые фотоаппараты, компьютеры, принтеры) также не проблема. Но все же здесь явно налицо, когда познавательный интерес перерос в творческий.
Творческая деятельность формируется постепенно. Например, на уроке по теме «Семена» в 6 классе во время лабораторной работы перед учащимися ставлю задачу: в чем отличия семян пшеницы и фасоли?
Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть, проанализировать, обосновать ответ.
В процессе формирования опыта творческой деятельности от этапа к этапу необходимо увеличивать степень самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями ими оперировать. Это достигается путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности. Учитель постепенно уменьшает непосредственное руководство действиями ученика.
Известно, что творческая активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Среди них: эвристические беседы, игры, наблюдения, лабораторные и практические работы, экскурсии, опыты, эксперимент, проекты и др.
С этой целью организую работу детей так, чтобы они раскрывали свои способности, участвуя во всех видах деятельности и не чувствовали при этом скованности и неловкости.
Опыт показывает, что большую роль играют в развитии творческих способностей задания исследовательского характера.
Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и экологических задач имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре или в группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т. д. Учащиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности.
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играют учебные исследовательские проекты на уроках и научно – исследовательские на занятиях кружка, реализуемые на основе системного подхода к познанию мира природы.
За время работы по развитию творческих способностей учащихся придерживаюсь следующих правил:
1. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт ученика;
2. Отмечать работу каждого ученика, находить в ней всегда что-то положительное, которое обязательно продемонстрировать всем учащимся, а отрицательное – только автору;
3. Быть соучастником в познавательном и творческом процессе детей (уча, учусь сама), оставаясь в то же время неназойливым наставником.
4. Работать не со всеми, а с каждым ребенком; видеть перед собой личность – это правило должно быть первым в списке правил, но в настоящее время срабатывает оно в полном объеме только на занятиях кружка.
В основу внеурочной деятельности положен принцип партнерского, субъект-субъектного отношения. Реализация этого принципа создает атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы проявлять активность в обучении, не стесняясь ошибок. Принципы добровольности, сотрудничества, системности в работе кружка дает хорошие результаты.




Глава II Результаты исследования

2.1 Показатели успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся за три года
таблица 1.1
Количество учащихся, участвующих в школьных олимпиадах за три года
таблица 1.2

Рис.2 Рост числа участников олимпиад по биологии и экологии

Победители и призёры олимпиад по биологии и экологии за 4 учебных года


Рис.3 Количество победителей и призеров конференций, фестивалей, экологических слетов, конкурсов

2.2 Результаты опроса учащихся

После применения активных методов обучения на своих занятиях провела письменный опрос учащихся о том, что дает им процесс активного обучения, используемый учителем?
Результаты этого опроса показывают, что применение данных методов обучения обеспечивает достижение ряда образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса к обучению (32%),
поддержание и усиление значения полученной ранее информации (46%),
развитие навыков критического мышления и анализа (14%),
уверенности при принятии решений (28%),
взаимодействия и коммуникации (78%),
конкретных умений и готовности к специальной работе в будущем (43%),
восприятия (эмпатии) интересов других людей (62%),
навыки саморазвития (9%),
осознание уровня собственной образованности (15%)

Выводы:
1.Применение средств активного обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника и реализации его творческого потенциала;
2. Высокая результативность обучающихся доказывает, что активные средства обучения способствуют успешному развитию творческого потенциала школьников и социальной адаптивности.



Список используемой литературы:

Безух К. Е. Активизация деятельности учащихся при обучении биологии. Журнал «биология в школе» №2 за 2007г.
Горбачева Г. С. Формирование содержания биологического образования на основе личностно-ориентированных технологий. Журнал «Биология в школе» №8 за 2008г.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Издательство «Питер»,2000. (Серия «Мастера психологии»).
Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся. Журнал «Биология в школе».№6 за 2007г.
Мельникова Е.Л. Технология проблемно – диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – м., 2004.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. Выпуск 3. – М.: Баласс, 1999.
Мухина А. В. Деятельностный подход при обучении биологии. Журнал «Биология в школе» №6 за 2007г.
Поташник М.М. Требования к современному уроку - М.: Центр педагогического образования, 2008 г.
Пономарева И. Н. Современный взгляд на качество образования в российской школе. Журнал «Биология в школе» № 8 за 2009г.
Сатбалдина С. Т. Формирование исследовательского мышления у учащихся. Журнал «Биология в школе» №4 за 2007г.
Селиванова О. Г. и Будымко И. Е. Помочь растущему человеку проделать «неимоверно трудную работу выделывания в себе человека». Журнал «биология в школе» №1 за 2007г.
Серегина О. В. Как и зачем учить детей наблюдению. Журнал «Биология в школе» №8 за 2004г.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному. - М., 2005 г.














Приложение
План действий по реализации проекта

1 этап – подготовительный (2009-2010 учебный год)

№п/п
Мероприятия
Ответственные

1.
Выяснение проблемы, связанной с низким уровнем самореализации творческого потенциала.
Учителя – предметники, классные руководители.

2.
Изучение литературы по данной проблеме, анализ опыта своей работы .
Абызова Т.А.

3.
Работа по апробации активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности (2009-2010 у.г.)
Абызова Т.А.

4.
Психологические исследования учащихся на степень низкой самореализации и причин, которые влияют на его снижение.
Психолог школы

5.
Обсуждение проблемы низкой самореализации потенциала учащихся на педсовете школы.
Педсовет



2 этап: Основной – реализация проекта

№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные

1.
Реализация личностно- ориентированного и творческого обучения в учебном процессе.

2009 по 2014 г.
Абызова Т.А.

2.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения школьников:
-развивающего обучения;
-проблемного обучения;
-критического мышления;
-метода проектов.

2 009 – 2014г
Абызова Т.А.


3.
Применение информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения.


2009 - 2014 г.

Абызова Т.А.



4.
Организация научно – исследовательской работы учащихся.


2009 - 2014г.
Абызова Т.А.

5.






Участие школьников в предметных олимпиадах, научно – практических конференциях, конкурсах научно – исследовательских работ.


2009 - 2014г.

Абызова Т.А.

6.
Организация экскурсий в природу на уроках.
соответственно планированию по биологии с 2009 - 2013г.

Абызова Т.А.

7.
Организация экскурсий в природу во внеурочное время.
Каникулярное время 2009- 2012 г.г.
Абызова Т.А.

8.
Привлечение школьников к самостоятельному поиску информации для рефератов, докладов, презентаций по различным направлениям биологии, чтобы использовать на уроках и внеурочных мероприятиях.
2010 - 2014г.г.

Абызова Т.А.

9.
Проведение опытов на учебно-опытном участке.
Летний период 2009 - 2013 г.г.
Абызова Т.А.


3 этап: Заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы

№/№
Мероприятия
Сроки
Ответственные

1.
Выступление на ШМО с вопросом о развитии творческого потенциала учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности
2011-2013 у.г.
Абызова Т.А.


2.
Обмен опытом с учителями естественно - научного цикла по вопросу развития творческого потенциала детей во внеурочное время.
2011 – 2013 у.г.
Учителя ШМО

3.
Проведение открытого урока на ШМО в целях обмена опытом по теме «Развитие творческого потенциала обучающихся средствами активного обучения».
2010 -2013 у.г.
Абызова Т.А.


4.
Выступление на педсовете школы с вопросом о развитии творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности.
2011 -2012 у.г.
Абызова Т.А.


5.
Выступление на РМО учителей биологии.
2011 -2012 у.г.
Абызова Т.А.

6.
Мастер-класс «Творческие задания на уроках биологии»
2010 – 2011 у.г.
Абызова Т.А.

7.
Провести цикл «открытых уроков» для родителей с целью познакомить с творческими видами работ их детей.
2012-2013 у.г.
Абызова Т.А.

8.
Подготовить материал по данной теме для районного методического центра с целью распространения опыта.
2014-2015 у.г.
Абызова Т.А.




















































15