Современный урок – урок развития творческой индивидуальности школьника 
Шумилова Е.И., МКОУ СОШ с. НайхинСовременный урок – урок развития творческой индивидуальности школьника.
         Вот уже третий год российские школы работают по федеральным государственным стандартам второго поколения. Изменилась образовательная парадигма со знаниевой в традиционной программе на деятельностную. Расширено содержание начального образования, есть возможность выбора образовательных программ и учебников. Изменилась и методика урока, появилось большое количество ииновационных форм работы. Но не все старое отброшено.    В традиционной программе рекомендовалось в конце урока давать детям творческое задание для развития мышления, интереса, активизации познавательной деятельности, применения и закрепления полученных знаний. Не потеряли они актуальности и сейчас в условиях введения новых  государственных стандартов. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные  к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. В современном обществе только творческий интеллектуальный человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные пути выхода из сложных ситуаций. Он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию.  Именно поэтому развитие творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. В настоящее время  перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. 
   Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Но для его развития требуется специальный организованный процесс обучения и воспитания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. 
Это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения;
Это систематическое создание ситуаций, позволяющих само- выразиться индивидуальности ученика;
Это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
   Развитие творческих способностей - цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её. Важно, что условием творчества служит нетворческая деятельность. Это закономерно и весьма важно, т.к. подлинный творец - это труженик, который не пренебрегает кропотливым трудом и глубокими знаниями, а также опытом других.
В современных учебниках для начальной школы есть множество заданий творческого характера. Например,  на уроках русского языка встречаются задания вида: составь предложение с заданными словами; восстанови деформированный текст; придумай свой конец рассказа; составь рассказ по картинке и другие. Дети пишут различные сочинения: и на заданную тему, и на основе личных воспоминаний, и по прочитанным произведениям, а также сочинения-рассуждения, сочинения-описания.  Ребята учатся писать изложения, в том числе и с изменением лица рассказчика, составляют словесные зарисовки, придумывают  загадки. На уроках математики к  творческим заданиям можно отнести решение нестандартных задач, задач с дополнением недостающих данных, геометрические ребусы. Или, например, такие задания: - Раздели фигуры на группы.  Найди «лишний» рисунок. Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.  Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.  По какому принципу объединили данные фигуры и др.  На уроках литературного чтения очень много заданий творческого характера: пересказы от имени действующих лиц или предметов, рисование словесных картин,  иллюстрирование отрывков или всего произведения, рисование мультфильма, придумывание другой концовки произведения, инсценирование и другое. На уроках окружающего мира творческие задания дети выполняют в печатных тетрадях. 
В своей работе я применяю и другие задания, которых нет в учебнике. 
1). На  уроках  русского языка часто использую загадки, в которых по выделенным буквам можно найти отгадку. Дается задание поработать с этим словом. Например: 
Кто, как только жарко стан.т,                        Лежало на св.ту,
Шубу на плечи натян.т.                                   Бросили в темноту,
А нагрянет  хол.д  злой –                                  Да и там покоя нет,
Скин.т  с  плеч её долой? (лес)                        Как бы вырват?ся на свет.(семя)
Крокодил живёт в пещер.,
Закрывает на ночь двери,
Зажига.т  восемь свеч.кИ стрекоч.т, как кузнеч.к.
Почему же днём тогда
Не стрекоч.т  никогда,
А скрыва.тся  в  пещер.,
Чтоб не слышала  р.дня?(ответ: он стесняется)
Задание: отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы и проверь себя. (По выделенным буквам можешь проверить свою отгадку) Напиши об этом слове все сведения: часть речи, род, число, склонение (время, лицо, число,  спряжение). Составь предложение. Закрой «окошки»
2). Чьи это стихи? Имя его спрятано внутри строчек. Первая строчка с подсказкой.
Была гроЗА.  Я Целый час 
Не открывал от страха глаз.
- См…трите! Лен около ив,                         - Среди кустов царит покой
Как голубой  к…вер красив. (Ленок)          Здесь  х.р.шо  бр.дить  одной.(овца)
Задание: вставь пропущенные буквы, угадай героя. Составь предложение с этим словом.
3). По  картинкам можно дать различные задания:  
- Найди как можно больше имен существительных; глаголов; имен прилагательных; имен числительных. 
- Составь словосочетания и определи их значения: им. сущ. + им. прил., глагол + им. сущ., глагол + наречие, им. сущ. + им. сущ.- составь небольшой рассказ;
4) Есть набор карточек с изображением трех разных предметов. Задание: придумай предложение, используя названия всех этих предметов.
Например, на карточке изображены сова, мышь, дерево. Предложение может звучать так: Сова под деревом поймала мышь.
На уроках математики часто провожу графические диктанты. На листочке написаны вразброс различные числа и примеры. Задание:  реши пример, найди среди чисел ответ и выдели его жирной точкой. Соедини полученные ответы линией. Какое число получилось? Запиши о нем все сведения, а также примеры по таблице умножения с данным ответом.
34 : 34                                                              32      
280 – 262                                                 1                      18
12 · 5                                          53                  72                        192
44 : 4                                                         60                    22
173 + 309                                    15                     88                   12
62 · 6                                                          482                  372      
(ответ: 5.    5  · 1 = 5,    5 : 1 = 5, 25 : 5 = 5,   30 : 6 = 5, 35 : 7 = 5, 40 : 8 = 5 и т.д.)  
В таких диктантах можно получить не только числа, но и различные геометрические фигуры. Тогда  задание будет звучать так: какая фигура получилась? Определи его периметр.  
При изучении сторон горизонта и масштаба даю детям занимательные задачи. Задание: прочитай задачу,  с помощью линейки от исходной точки проведи линии. Масштаб:  1 см  = 1км. Какая фигура получилась? Сколько км пробежал зайка?
Заяц, убегая от волка, пробежал на север 3км, затем он повернул на восток и пробежал еще 5км. Здесь волк чуть не настиг зайца, но косой резко свернул на юг и пронесся 6км, а затем, повернув на запад, пробежал еще 2км. Здесь он немного отдышался и определил, где находится его дом. Тут опять появился волк, но заяц не стал его дожидаться и бросился на северо-запад. Пробежав 4 км, он влетел в свой домик и захлопнул дверь. 
По окружающему миру дети составляют схему своего пути от дома до школы с указанием направления движения относительно сторон горизонта.
Творческие задания детям очень нравятся, они активизируют познавательный интерес, оживляют уроки, закрепляют знания.
Литература: Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации .авт.-сост. А.Б. Носкова – Волгоград: Учитель, 2011.
Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся/ав.-сос. Л.П. Арефьева - Волгоград:Учитель, 2011
Е.А. Бугинова. Мастер-класс по развитию речевого творчества учащихся.  «Начальная  школа»,  №3 – 2013.
Волина В.В. 1000 игра с буквами и словами. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1996.
А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1991. 
Газета «Начальная школа» №29/2003 г. стр. 12
Газета  «Начальная школа»  №