Конспект урока по русскому языку на тему Сочинение по картине В. М. Васнецова Богатыри


Русский язык 
Тема урока: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри"
Цели:  учить писать сочинение по картине.
Задачи урока:
Обучающие: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; систематизировать собранный материал; учить определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность; творческую активность; эстетическое восприятие произведений искусства; любовь к Родине, патриотизм; воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.
Развивающие: развивать чувство прекрасного.
О б о р у д о в а н и е: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря. . .
– Какие произведения устного народного творчества начинаются подобным образом? (Былины. )
– Назовите героев былин. (Русские богатыри.)
– Своим удивительным языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины «Богатыри». Сегодня на уроке мы напишем сочинение по репродукции этой картины. Чтобы работа получилась интересной, выразительной, очень важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине, понять отношение автора к своим героям.
III. Рассматривание репродукции. Выяснение смысла названия картины. Работа над восприятием содержания.
1. Беседа о художнике.
Виктор Михайлович Васнецов был художником передвижником. Он очень любил писать картины на сказочные темы, его можно назвать художником – сказочником.
В.М.Васнецов родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Много сказок рассказывала детям стряпуха. Поэтому тема сказок для него была самой любимой. Еще учась в семинарии, у Виктора проявился талант художника-сказочника. Уже в Москве он стал писать сказки, былины.
Картина «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова находится в Третьяковской галерее в Васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и богатое.
Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверившим своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю. Картину “Богатыри” Васнецов писал почти 20 лет с небольшими перерывами.
2. Рассматривание картины. Анализ содержания картины.
– Где изобразил богатырей художник Васнецов?
– Как они выглядят? Опишите каждого из них (доспехи богатыря, возраст, осанка, взгляд и т. д.).
– В каких позах изображены всадники? (Илья Муромец пристально всматривается вдаль, Добрыня Никитич держит наготове свой меч, Алёша Попович приготовил лук и колчан со стрелами.)
– Как вы думаете, куда обращены взоры богатырей, что они так внимательно рассматривают? (Возможно, видят наступающего врага.)
– Как художник передаёт тревожное ожидание противника? (Небо хмурое, затянуто тучами.)
– Что изображено на картине за спинами богатырей? (Высокие холмы, поросшие густым лесом.)
– За этими холмами – Русь, на защиту которой и вышли богатыри. Кто из них, на ваш взгляд, самый сильный, самый главный богатырь? (Илья Муромец.)
– Как автор передаёт его силу и мощь? (Фигура богатыря говорит о его огромной силе; палицу он держит легко, словно играючи; конь под Ильёй самый крепкий и сильный.)
– Рассмотрите Добрыню Никитича. Что скажете о нём?
(Доспехи Добрыни дорогие, богато украшенные; сбруя коня тоже дорогая, нарядная. По всему видно, что он богат и знатен. Но это тоже сильный и храбрый богатырь.)
– Что можете сказать об Алёше Поповиче? Обладает ли он такой же огромной силой, как его старшие товарищи?
(Нет, он явно слабее их, это видно даже по его фигуре; у него нет ни копья, ни палицы, ни меча, а только лук со стрелами.)
– Обратите внимание на взгляд Алёши Поповича. Какой он? (Хитроватый, испытующий, он будто оценивает силу противника перед боем.)
– Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга? (Защитнику Отчизны нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)
– Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?
(Гордится ими, любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)
– Как вы объясните смысл названия картины?
(«Богатыри» – это защита русской земли от врагов, её сила, опора, что означало «витязь, герой»)
IV. Знакомство с упр. 93, с. 54–55.
Васнецов очень терпеливо писал эту картину. Три могучих князя на конях-исполинах. Художнику хотелось передать на холсте те характерные черты в своих героях, которые воспевались в былинах и сказках. Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают, нет ли где врага, не обижают ли кого.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Илья сидит в черкесском седле, на сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Поводья и подпруги шелковые. Нет такой силы, которая могла бы выбить богатыря из седла, ни даже сдвинуть его.
Каждый из героев имеет свой характер. Стоит конь Бурушка и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и громадное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, беспощаден, бесстрашен, не способен на хитрость. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.
По правую руку от Муромца – побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь, знает как речь вести, как себя блюсти. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, украшен золотом. Узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы сапоги. Добрыня нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья старший на заставе, без его приказа не сдвинется с места.
Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Алеша силой не силен, но напуском смел. Где не взять силой, он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алеша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждет команды.
Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, косит глаза, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем, пластинчатая кольчуга богаты и красивы: с боку виднеются гусли – весельчак и балагур Алеша Попович.
Богатыри написаны на фоне степного пейзажа, а головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся еще более мощными и значительными.
Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях передают сплоченность богатырей, объединяет общим стремлением не пропустить врага в пределы России.
Степь покрыта густой ковыльной травой. Над холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от врагов.
V. Лексико - орфографическая подготовка. Выделение опорных слов.
1. Уточнение лексического значения слов палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.
2. Выделение из текста опорных слов, их запись на доске.
Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу, на вороном коне, щит горит и переливается, драгоценными камнями, нарядная сбруя, сражается находчивостью и смекалкой.
VI. Составление плана сочинения.
– Сколько частей будет в вашем сочинении? (Три.) Какие? (Вступление, основная часть, заключение.)
– О чём можно написать во вступлении? (Об авторе, названии картины; что видим на картине.)
– Что опишем в основной части? (Каждого богатыря отдельно.)
– О чём пойдёт речь в заключении? (Об отношении художника к своим героям.)
Примерный вариант плана:
1. Вступление. Название картины.
2. Образ Ильи Муромца. Его характер.
3. Образ Добрыни Никитича. Его характер.
4. Образ Алеши Поповича. Его характер.
5. Пейзаж картины.
6. Настроение, вызванное картиной.
VII. Написание сочинения. Редактирование.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
1. Самооценка учащихся
Я работал хорошо Я работал в полную силу Я мог бы работать лучше Я узнал много нового Мне было интересно Мне было трудно
Примерное сочинение.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин – «Богатыри». На ней изображены три русских богатыря. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов. 
В центре картины расположен самый сильный и мудрый богатырь – Илья Муромец. Он грозно всматривается в степные просторы. Лицо его серьёзное. Он одет в кольчугу и шлем. В своих мощных руках он держит тяжёлое копьё и палицу. У Ильи вороной богатырский конь. Богатырь уверенно сидит в седле.
Добрыня Никитич достает из золотых ножен меч. Добрыня сидит на белом ретивом коне. Он готов сразиться с врагом в любой момент.
Слева от Ильи Муромца – Алеша Попович. На его лице улыбка. Юный богатырь держит наготове лук. На боку у него гусли. В минуты отдыха Алеша радует всех веселыми звонкими песнями. Он сидит на гнедом коне, который нагнул голову к траве.
Темные тучи гуляют по небу. Ветер веет по просторам. Трава во многих местах пожухла. За спинами богатырей тянется дремучий лес.
Рассматривая эту картину, у меня возникает чувство гордости за мужественных, бесстрашных героев-защитников.