Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности
Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности
Доктор педагогических наук, профессор М.Я. ВиленскийМосковский педагогический государственный университет, Москва
Доктор педагогических наук, профессор Г.М. Соловьев Ставропольский государственный университет, Ставрополь
Ключевые слова:педагогическая технология, физическая культура личности, физкультурно-спортивная деятельность, структурно-функциональная модель.
Педагогическая наука предлагает в настоящее время комплекс средств образовательных технологий и показывает пути их практического применения. Стратегическими на сегодня признаются педагогические технологии компьютерной информатизации образования, трансформационные и дистанционные технологии. Популяризируются также технологии интенсивного, личностно-ори ентированного, личностно-деятельностного и опережающего обучения и д.р. Все они в определенной степени могут быть использованы в технологизации процесса воспитания физической культуры учащейся молодежи. Более того, в современной педагогической теории и практике наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии (этики, эстетики, эргономики, метрологии, глоболистики и т. д.). Возникает вопрос: как эти науки трансформировать в физическую культуру через педагогическую систему знаний. Ведь современно построенный учебный процесс формирования физической культуры личности значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов.
Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывать то обстоятельство, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с адекватной технологией их решения. Лишь в этих условиях представляется возможным превращение учебно-воспитательной работы из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс.
В самом широком смысле слова под технологией понимают науку о законах функционирования любой сложной системы, вкладывая в это понятие три основные составляющие.1. Идеологию - информационная составляющая, отвечающая на вопрос что? Это концепция и принципы, на которые опирается система (образовательная система опирается на следующие принципы: научности, доступности, перспективности, последовательности, связи с практикой и др.).2. "Орудия" труда (чем?) - инструментальная составляющая: какие "ресурсы" (в широком смысле) необходимы для реализации технологии (в образовании -- это учебные заведения, оборудование, коммунальные, гигиенические и другие условия, учебники, программно-ме тодическое обеспечение, компьютеры, спортивные залы и др.). 3. Кадры (кто?) - социальная составляющая технологии: требования к людям, реализующим "идеологию с помощью" орудий (в образовании - это прежде всего требования к образованности и культуре педагогов и управленцев, к их стремлению и умению заниматься творческой работой и т. д.).
Все три составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены (зависимы друг от друга): изменение структуры (стратегии) одной из них непременно требует изменений двух других.
Анализ определения понятия "педагогическая технология" обнаруживает вариативность его трактовок. Оно понимается как проект учебно-вос питательного процесса, как модель этого процесса, как закономерности и принципы его организации, как система учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса и т. п.
Между тем работы В.П. Беспалько, В.Ф. Венды, О.В. Долженко, В.С. Игропуло, М.М. Левина, В.С. Леднева, Б.Т. Лихачева, В.Д. Майорова, А.С. Макаренко, Н.И. Орлова, Н.Ф. Талызиной, Д.В. Чернилевского, Р.Х. Шаймарданова, П.М. Эрдниева, Ф. Янушевича позволяют конкретизировать основные сущностные характеристики педагогических технологий.
Согласно ЮНЕСКО (1996 г.) под педагогической технологией понимается систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
В контексте формирования физической культуры личности студента педагогическая технология рассматривается нами как функциональная система организационных способов алгоритмизи рованного управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.
Существует устойчивое мнение, что технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество преподавателя, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемыми позитивными результатами. Именно в этом и состоит глубокий смысл значимости педагогических исследований по данной проблеме. Объясняется это прежде всего тем, что: во-первых , посредством педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практичес ком преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизве дения (согласно концепции технологии) на языке понятий " дидактическая задача" и " технология обучения"; во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных для преподавателя, педагогическая технология предполагает проект учебно-воспи тательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося; в-третьих , существенная черта педагогической технологии - процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике проблема целей задается весьма нечетко, степень их достижений весьма примерная, то в педагогической технологии эта центральная проблема рассматривается с позиции двух аспектов: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом.
Научные взгляды на физическую культуру личности В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, В.И. Столярова и других авторов позволяют конкретизировать дефиницию и структуру физической культуры личности как ведущей целеполагающей установки в системе физического воспитания. В качестве отправной платформы понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности принимаются общепедагогические и психологические подходы, связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы ее развития, творчества и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, В.С. Леднев, А.Н. Леонтьев, Б.В. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков).
Исходя из этого предлагается следующее определение понятия "физическая культура личности": это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-ду ховных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно -спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.
При этом за основу берутся четыре ориентира. Первый ориентир - это разделение понятий "индивид" и "личность". При выведении понятия "индивид" в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Это не однозначно с понятием "индивидуальность", с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть системное, динамичес кое, "сверхчувствительное" качество.Личность - не только продукт, но и субъект общественных отношений. Личность - это человеческий индивид как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной деятельности и т.д. Второй ориентир - деятельность, которая представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействия субъекта с миром. Динамика личности анализируется в двух планах: в плане деятельности и в плане времени. Педагогика занимается именно динамикой личности. Деятельность человека является формой его реального существования, она биосоциальна по своей детерминации, имеет технологическую конкретику. Для создания образовательной системы используют анализ самой деятельности (как образовательной, так и любой другой). Системное описание деятельности производится: 1) в рамках морфологии деятельностей по их составу и структуре (субъектам, объектам в их взаимодействии, простоте, сложности и пр.); 2) в рамках аксиологии - по их оценке, ценности, потребности в данных видах деятельности; 3) в рамках праксиологии - по их развитию и функционированию; 4) в рамках антологии - по способам их существования (люди, объекты, среда), характерам, способам познания деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву, одни виды деятельности на определенном этапе являются ведущими и имеют большее значение для развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль, другие - подчиненную.
По ходу изложения содержания сути деятельности целесообразно дать определение и понятию "физкультурно-спортивная деятельность", ибо до сегодняшнего дня в теории физической культуры оно понимается неоднозначно.
Физкультурно-спортивная деятельность в социальном аспекте представляется как историчес ки определенный тип социальной практики физкультурного воспитания, проявляющийся в ее различных видах (оздоровительной, прикладной, спортивной, образовательной, пропагандистской, самосовершенствовании и пр.). Понятие же "физкультурно-спортивная деятельность личности" видится в несколько ином аспекте: как динамическая социальная и саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий по освоению ценностей физической культуры. При этом виды и формы физкультурно -спортивной деятельности личности могут быть самыми разнообразными в рамках морфологии, аксиологии, праксиологии и антологии. Причем основными признаками их оценки будут являться: частота и затраты времени; результат и динамика изменений качеств личности. Третий ориентир - мотивационная составляющая личности. Мотив - это причинно-следственный аспект, побуждающий личность к действию или бездействию. Мотивы, как правило, подразделяются на социально значимые, личностно значимые и профессионально значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. Личностный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертываются ее деятельность и общение.
В качестве примера структуризации мотивов в образовании часто используется иерархическая модель классификации мотивов, предложенная американским психологом А. Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности ; 3) потребности в социальных связях; 4) потребности самоуважения; 5) потребности самоактуали зации. Первые потребности считаются низшими (нужды), пятые - высшими (роста). Все виды перечисленных мотивов в различных их сочетаниях могут присутствовать и в основе физкультурно -спортивной деятельности личности. При этом мотивационная составляющая технологии воспитания физической культуры должна вести занимающихся от личностно значимых мотивов к социально значимым, от низших потребностей к высшим. Четвертый ориентир - совокупная характеристика структуры личности. В общей педагогике имеется много примеров попыток структурировать личность. В нее включаются основные свойства, качества и признаки личности. Все варианты в определенной степени отличаются друг от друга. Это говорит о том, что, во-первых, данная проблема довольно сложна, во-вторых, идеально структурировать личность, по всей видимости, невозможно и, в-третьих, делать это все-таки надо, но при этом следует идти по пути приближения структуры личности к педагогической технологии. Разработанные М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, а также В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой структурные модели физической культуры личности служат пятым ориентиром в ее структуризации с позиции технологических требований. Все модели в определенной степени дополняют друг друга и расширяют представления об основных составляющих физической культуры личности. Несомненно, во внимание берутся и четыре вышеуказанных ориентира. Таким образом, в технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов (см. таблицу).
В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характери зует физкультурную активность личности.
Физическая культур а личности (без учета взаимосвязей и пересечения компонентов)
п/п
Основные составляющие
Компоненты качеств
Признаки качеств
1
Знания и интеллектуальные способности
Объем
Эрудиция
Научность
Степень абстракцииОбоснованность
Осознанность
Степень осознанностиСпособность к переносуСпособность к объяснению
Умения
Уровень усвоения
2
физическое совершенство
физическое развитие
Морфологические признакиФункциональные признакиПсихомоторика физическиекачества
Двигательные умения
Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания
Двигательные навыки
Продуктивный уровень усвоенияТочность Автоматизация Надежность
физическая подготовленность
Эталон Результат Динамика
3
Мотивационно-ценностные ориентации
Мотивы
Социально значимыеПрофессионально значимыеЛичностно значимые
Интересы
СпортивныеФизкультурно-оздоровительные
Установки
Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность
Убеждения
Степень осознанности
Потребности
Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические
4
Социально-духовные ценности
Нравственность
физкультурно-спортивная этика и культура
Эстетика
Чувство прекрасного Чувство красоты
Отношение к труду
Трудолюбие
Мировоззрение
Степень научности знаний и убеждений
Здоровый образ жизни
Отказ от вредных привычекСистемность Научная основа
5
Физкультурно-спортивная деятельность
Спортивная Оздоровительная Прикладная ОбразовательнаяПропагандистскаяОрганизаторская Судейская ИнструкторскаяСамосовершенствование
Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика
В представленной модели уточняются признаки и степень научности специальных знаний. Без понятия о ступенях абстракции и степенях осознанности судить о качестве знаний сегодня в современной педагогике не представляется возможным. Предлагаемая структура физической культуры личности расширяет и представление о признаках двигательных умений и навыков, включаются такие показатели, как репродуктивный и продуктивный уровни выполнения двигательного действия.
В соответствии с технологической структурой физической культуры личности конкретизируются ее уровни:
1. Ситуативный, при котором отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Мотивационно -ценностные ориентации и физкультурная деятельность проявляются ситуативно и невыраженно. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям. В целом отсутствует положительное отношение к освоению ценностей физической культуры, нет стремления к ее познанию и целенаправленному использованию. Определенный интерес и активность возникают в условиях необходимости, новизны, в силу эффекта подражания и других зависящих от ситуации причин.
2. Уровень начальной грамотности характеризу ется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности. Причем знания имеют феноменологическую ступень абстракции, первую ступень осознанности и ученический или типовой уровень их усвоения. Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и т. д.), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры и попытки физического самосовершенствования. Мотивы приобретают определенную направленность, но не всегда четко выражены в плане установок. На этом уровне в основном доминируют физиологические потребности и потребности безопаснос ти. Физическое совершенство характеризуется удовлетворительным уровнем физического развития и подготовленности, стабильностью результатов и их положительной динамикой. Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности становится реальностью, отмечаются попытки систематизации деятельности.
3. Уровень образованности отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются интеллектуальные способности и эрудированность. Научность знаний проявляется на аналитико-синтетической и прогностических ступенях абстракции, второй степени осознанности и на эвристическом уровне их усвоения. Мотивационно-ценностные ориентации и физкультурная деятельность имеют четко выраженную направленность и устойчивость. Физическое совершенство характеризуется хорошей степенью физического развития и подготовленности, соответству ющей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Как правило, физическое самосовершенствование и организованные рупповые формы занятий становятся нормой.
4. Творческий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимос ти использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторон не и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Научность знаний проявляется на аксиоматической ступени абстракции (охватывает большой объем информации), третьей степени осознанности и творческом уровне усвоения материала. На этом уровне личностно, профессио нально и социально значимые мотивы не имеют четкого разграничения, как, впрочем, и все разновидности потребностей, и осознаются как единая взаимосвязь и взаимообусловленность. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности, соответствую щей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Затраты времени, уровень достижений и динамика физкультурной деятельности оптимизируются. Ее социальные виды (пропагандистская, организаторская, судейская, инструкторская) трансформируются в личностно значимый фактор. Физическое самообразование и физическое самосовершенствование приобретают системность и творческую основу.
При исследовании системы используют не только представления об ее элементах, структуре, взаимосвязи элементов структуры и факторов, определяющих ее эффективность. Очевидно, что каждая созданная система должна функционировать. Системность образования и системность познания имеют функциональную природу. Между тем ни одна из символических формул, известных в педагогике(формула управления деятельностью В.С. Лазарева; дидактического процесса В.П. Беспалько; деятельности П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной; бихевиоризма Э. Тордайка и К.Ф. Скинера и др.), не отражает в полной мере структуру деятельности, потому что всякая сложная система может эффективно функционировать, если набор существенно значимых элементов является функционально полным, причем отражает субъект-субъек тные отношения.Исходя из этого структурно-функ циональная модель педагогической технологии формирования физической культуры личности принимает в нашем представлении вид следующей обобщенной формулы функциональных действий:
ОФФД = Ц + (С+М) + Од + Уд (Пл. д + Ор. д + +Рук. д) +(Ид + Рд) + (Кд + Пд) + Кор. д,
где: Ц - диагностически поставленная цель деятельности; С - стимул, сам вид деятельности как ее побудительная причина; М - мотив, побудительная причина к данному виду деятельности; Од - ориентировочные действия, осознание смысла деятельности (проблемы), поиск оптимальных способов ее решения; Уд - управление деятельнос тью; Пл. д - планирование деятельности; Ор. д - организация деятельности; Рук. д - руководство деятельностью; Ид - исполнение, способ деятельности; Рд - результат деятельности, решение проблемной ситуации; Кд - контроль деятельности, анализ действий и результата; Пд - подкрепление деятельности через оценку результата, подтверждение правильности выполнения действий, реакция на стимул; Кор. д - коррекция деятельности.
Данная формула представляет относительно полный общий функциональный цикл деятельности , ключ к любой функциональной модели, которая по своей структуре может выглядеть значительно сложнее, потому что в каждом отдельном случае наполняется конкретным содержанием деятельности : определение содержания обучения; анализ предстоящей деятельности занимающихся; разработка мотивационной поддержки; диагностические операции и оценка степени нагрузки; построение алгоритма функционирования знаний; разработка оптимальной модели организации физического самосовершенствования и управление им; разработка оптимальной модели организации внеучебной деятельности и управление ею; создание системы контроля качества усвоения учебного материала; определение типов и разработка структуры и содержания занятий; научно-методическое обеспечение образовательной технологии; создание системы коррекции педагогической технологии.
Наличие функциональной модели организации учебного процесса и использование обобщенной формулы функциональных действий в значительной степени определяют уровень научной организации системы воспитания физической культуры.
Педагогическая технология формирования физической культуры личности должна иметь все признаки технологической системы. В рамках трансформационного подхода рассматривается как процесс последовательного перехода от одной структуры стратегии к другой (более сложной или эффективной), подчиняющейся закону трансформации, положительно му переносу физических качеств, дополнению их комплексного развития самостоятельной (внеучебной) работой; накоплению знаний и повышению степени их научности, уровня усвоения и физической культуры личности в целом.
Принципами использования технологического подхода в формировании физической культуры личности выступают: единство связи элементов системы педагогической технологии; диагностичности целеполагания; функциональной полноты; научности знаний; функциональной взаимосвязи содержания форм и методов; открытости функционально-методических решений; объективной оценки конечного результата; культурологического подхода; преемственности и завершенности самоопределения в физической культуре; вариативности используемых средств и методов; оптимизации.
В целом же формирование физической культуры личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего взаимодействия преподава телей и студентов. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей физической культуры. Она актуализирует смысловую сторону педагогического процесса, наполняет его реальным содержанием.
Центральной фигурой, системообразующим началом педагогической технологии, процесса физической культуры является преподаватель - носитель содержания образования, организатор педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. Профессионализм - учет индивидуально -психологических и физических особенностей занимающихся, адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность, педагогическое мастерство) являются психолого-педагогическими факторными условиями, обеспечивающими качество воспитательного процесса.
Согласно слагаемым педагогической технологии операциональная составляющая должна обеспечивать при желании гарантированный результат на уровне положительной оценки. И что, пожалуй, наиболее значимо в педагогической технологии: содержание деятельности учащихся необходимо реализовывать в виде системы познавательных и практических задач, воспитания способностей, адекватных основным составляющим физической культуры личности.
Использованная литература
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Просвещение, 1997, с. 300.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: МГУ, 1990, с. 153 - 154.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1995, № 4, с. 2 - 7.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Эволюция, психология, настроение. - М.: Просвещение, 1990. - 291 с.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Высшая школа, 1989, с. 33 - 36.
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Высшая школа, 1990. - 187 с.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - Ставрополь: Институт развития образования, 1996. - 226 с.
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996. - 232 с.
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Высшая школа, 1991, с. 24 - 28.
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Избранные психологические соч.: В 2 т. М., 1983, т. 1, с. 392.
12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Учеб. пос. - М.: Прометей, 1993. - 562 с.
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1997, № 6, с. 10 - 15.
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1997, № 6, с. 10 - 15.
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. СПб., 1992.
16. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Киев, 1977,с. 15 - 20.
17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Просвещение,1984, с. 21 - 33.
18. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - Ставрополь: СГУ, 1999. -167 с.
19. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Логос, 1993. - 181 с.
20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - Казань: КГПУ, 1996. - 176 с.
15