ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА ПО РОМАНУ ДОСТОЕВСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Н.Д. Плетенкина
Н.Д. ПлетенкинаВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
''ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ''
переработано: дополнено и адаптировано
для обучающихся в ОУ СПО юридического профиля.
Базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический сборник материалов для осуществления разных видов контроля степени изучения(погружения) обучающимися содержания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в который входят дополнительные материалы, как для обучающегося, так и преподавателя, цель включения которых – систематизация материала по изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского.
В результате изучения темы и в процессе подготовки к проведению контрольных (зачетных) занятий главными задачами являются:
совершенствовать навык аспектного анализа крупного эпического произведения;
учить выделять главное, сравнивать, систематизировать, обоснованно доказывать своё мнение;
формировать правильные нравственные критерии оценки людей и их поступков;
воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить слово, как важнейшую часть общечеловеческой культуры.
По данной методической разработке с 2015 года ведутся занятия в Правовом колледже Юридического института МГУПС Императора Николая II; преподаватель Плетенкина Наталья Давыдовна.
ЗАДАНИЯ
Прочитайте цитаты из текста романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и дайте развернутый ответ на поставленные к ним вопросы;
Ответы систематизируйте в форме доклада на темы:
«Система образов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,
« Проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,
«Сквозной образ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,
«Петербург Достоевского»,
« «Живое слово» автора в романе «Преступление и наказание»»,
По предложенной Вами теме.
ВОПРОСЫ:
«А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий …..!» — и заорал во всё горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою …... …….. эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его. «Я так и знал! — бормотал он в смущении, — я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая….., весь замысел может испортить! Да, слишком приметная….. ... Смешная, потому и приметная... К моим лохмотьям непременно нужна ….., хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее... ……, …… главное!.. Вот эти-то …….. и губят всегда и всё...».
О чем идет речь в отрывке? Какое значение ЭТО имеет для раскрытия образа главного героя?
«Молодой человек несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию. Он беспрерывно взглядывал на чиновника, конечно, и потому еще, что и сам тот упорно смотрел на него, и видно было, что тому очень хотелось начать разговор. На остальных же, бывших в распивочной, не исключая и хозяина, чиновник смотрел как-то привычно и даже со скукой, а вместе с тем и с оттенком некоторого высокомерного пренебрежения, как бы на людей низшего положения и развития, с которыми нечего ему говорить. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися……. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала …….., вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по- ……….., но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая …….. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье. Но он был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал иногда, в тоске, обеими ……… голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол».
Чей портрет описывает Ф.М. Достоевский? Какое значение для раскрытия образа имеет описание одежды? Какая деталь портретного описания характеризует общественное положение России той эпохи? Символика детали Достоевского - подготовьте развернутый ответ.
«Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою ……… ……… ………… — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?»
Назовите фамилию и чин человека, собеседника Раскольникова.
«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете... И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут ….. лишился, и тоже не по вине, а по…………………., и тогда прикоснулся!.. Полтора года уже будет назад, как очутились мы наконец, после странствий и многочисленных бедствий, в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице. И здесь я ……..достал... Достал и опять потерял. Понимаете-с? Тут уже по собственной вине потерял, ибо черта моя наступила... Проживаем же теперь в угле, у……………… , а чем живем и чем платим, не ведаю. Живут же там многие и кроме нас... Содом-с, безобразнейший... гм... да…»
О чем рассказывает Мармеладов Раскольникову?
Что достал и потерял он, по какой причине?
У кого на квартире Мармеладов с семьей теперь живут? (назовите полное имя, отчество и фамилию этого человека, его общественное положение)
«А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. <…> Воспитания, как и представить можете, ……. не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, …………. и ………. проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось, ибо какие имевшиеся книжки... гм!.. ну, их уже теперь и нет, этих книжек, то тем и кончилось всё обучение. На …….. остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романического, да недавно еще, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку — «………..» Льюиса, изволите знать-с? — с большим интересом прочла и даже нам отрывочно вслух сообщала: вот и всё ее просвещение.» Назовите имя дочери Мармеладова от первого брака,
какие предметы удалось Мармеладову с ней изучить,
на чем они остановились, какую книгу удалось ей потом прочитать.
Какое значение имеют эти детали для характеристики героини,
почему на эту книгу Льюиса указывает автор романа и почему?
(Какую мысль хочет донести до читателя автор?)
«Теперь же обращусь к вам, милостивый государь мой, сам от себя с вопросом приватным: много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. ……………………….. , сударь, ………. , если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши! Да и то статский советник Клопшток, Иван Иванович, — изволили слышать? — не только денег за шитье полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал ее, затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком. А тут ребятишки голодные...»
Сколько может «бедная, но честная девица честным трудом заработать?»
«А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «……., дескать, ты, …….., у нас, ……, и …………..», а что тут ………, когда и………….! …….я тогда... ну, да уж что!..................... , и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенько говорит: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне ……. пойти?» А уж Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, раза три через хозяйку…….. . «А что ж, — отвечает Катерина Ивановна, в ………, — …….? ……!»
Куда пойти собиралась Соня?
Как и что ей ответила Катерина Ивановна?
Какие обстоятельства подтолкнули Соню на этот шаг?
«Но не вините, не вините, милостивый государь, не вините! Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле... Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их ……. начинает. И вижу я, эдак часу в ……, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в ……… часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней ……….. выложила. Ни …….. при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают... А я, как и давеча, в том же виде лежал-с... И видел я тогда, молодой человек, видел я, как затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в…………………………………………………………………………………………………..... обе... обе... да-с... а я... лежал пьяненькой-с.»
Что делает с детьми Катерина Ивановна?
В каком часу вышла и во сколько вернулась Соня?
Сколько денег она « выложила» и как?
Как повела себя потом Катерина Ивановна?
Почему?
Дайте развернутый ответ (обобщите ответы в одно мини-рассуждение)
«Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтевшая меховая кацавейка. » Чей это портрет?
Какое значения для портретной характеристики имеют выделенные курсивом слова?
Дайте развернутый ответ.
« — Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.
— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная.
— Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул.
— Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите.
— А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.
— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?
— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.
— Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу…
……………
— Ваша воля. — И старуха протянула ему обратно часы.
Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел.
— Давайте! — сказал он грубо.
Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески…»
Сколько денег получил студент Раскольников за отцовские часы у старухи-процентщицы?
«Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно ………цать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. ….. и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее.» Сколько шагов было от ворот дома Раскольникова до дома Алёны Ивановны?
Почему Раскольников размечтался?
Почему все сильнее волновался Раскольников?
Дайте развернутый ответ.
«Небольшая комната … с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… »
Кто жил в этой комнате?
«Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но он в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер»
Кто эта героиня?
«А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: «С…… ыч на службе устал, отдыхает, тш!» Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят! Сливок настоящих доставать начали, слышите! И откуда они сколотились мне на обмундировку приличную, одиннадцать рублей пятьдесят копеек, не понимаю? Сапоги, манишки коленкоровые — великолепнейшие, вицмундир, всё за одиннадцать с полтиной состряпали в превосходнейшем виде-с. Пришел я в первый день поутру со службы, смотрю: Катерина Ивановна два блюда сготовила, суп и солонину под хреном, о чем и понятия до сих пор не имелось. Платьев-то нет у ней никаких... то есть никаких-с, а тут точно в гости собралась, приоделась, и не то чтобы что-нибудь, а так, из ничего всё сделать сумеют: причешутся, воротничок там какой-нибудь чистенький, нарукавнички, ан совсем другая особа выходит, и помолодела, и похорошела. Сонечка, голубка моя, только деньгами способствовала, а самой, говорит, мне теперь, до времени, у вас часто бывать неприлично, так разве, в сумерки, чтобы никто не видал. Слышите, слышите? Пришел я после обеда заснуть, так что ж бы вы думали, ведь не вытерпела Катерина Ивановна: за неделю еще с хозяйкой, с Амалией Федоровной, последним образом перессорились, а тут на чашку кофею позвала. Два часа просидели и всё шептались: «Дескать, как теперь С…….ыч на службе и жалование получает, и к его превосходительству сам являлся, и его превосходительство сам вышел, всем ждать велел, а С……ыча мимо всех за руку в кабинет провел». Слышите, слышите? «Я, конечно, говорит, С…..ыч, помня ваши заслуги, и хотя вы и придерживались этой легкомысленной слабости, но как уж вы теперь обещаетесь, и что сверх того без вас у нас худо пошло (слышите, слышите!), то и надеюсь, говорит, теперь на ваше благородное слово», то есть всё это, я вам скажу, взяла да и выдумала, и не то чтоб из легкомыслия, для одной похвальбы-с! Нет-с, сама всему верит, собственными воображениями сама себя тешит, ей-богу-с! И я не осуждаю; нет, этого я не осуждаю!.. Когда же, шесть дней назад, я первое жалованье мое — двадцать три рубля сорок копеек — сполна принес, малявочкой меня назвала: «Малявочка, говорит, ты эдакая!» И наедине-с, понимаете ли? Ну, уж что, кажется, во мне за краса, и какой я супруг? Нет, ущипнула за щеку: «Малявочка ты эдакая!» — говорит.» Чей это монолог и как его звали?
Почему такое отношение?
Обоснуйте ответ.
.«Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; ….шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…Встречаясь с ними, он весь дрожал.»
Где встречается это место?
Она «взглянула было на заклад, но тотчас же уставилась глазами прямо в глаза незваному гостю. Она смотрела внимательно, злобно и недоверчиво. Прошло с минуту, ему показалось даже в её глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всём уже догадалась.» Кто это и где встречается это описание?
«Она задрожала, как лист, мелкой дрожью, и по всему лицу побежали судороги; приподняла руку, раскрыла было рот, но всё-таки не вскрикнула…Губы её перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать.» Кто это? Где встречается это описание?
«— Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?
— Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...
— А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!
Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились... такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный, трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание...»
Какие мысли были в голове у Раскольникова?
Кто участвовал в диалоге, при котором присутствовал Раскольников,
когда состоялся этот диалог и где?
«Покончив с этим, он просунул пальцы в маленькую щель, между его «турецким» диваном и полом, пошарил около левого угла и вытащил давно уже приготовленный и спрятанный там заклад. Этот заклад был, впрочем, вовсе не заклад, а…... Эту …он случайно нашел, в одну из своих прогулок, на одном дворе, где, во флигеле, помещалась какая-то мастерская. Потом уже он прибавил к …. гладкую и тоненькую железную полоску, — вероятно, от чего-нибудь отломок, — которую тоже нашел на улице тогда же. Сложив обе….., из коих железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, крест-накрест, ниткой; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую белую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой, тоже накрест, а узелок приладил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком, и улучить таким образом минуту. Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что «вещь»….. Всё это хранилось у него до времени под диваном.» О какой вещи идет речь?
Из какого материала был сделан заклад?
«Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело — украсть из кухни….. О том, что дело надо сделать ……ом, решено им было уже давно. У него был еще складной садовый ножик; но на нож, и особенно на свои силы, он не надеялся, а потому и остановился на ……е окончательно. Заметим кстати одну особенность по поводу всех окончательных решений, уже принятых им в этом деле. Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее, тотчас же становились и в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда, ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во всё это время. И если бы даже случилось когда-нибудь так, что уже всё до последней точки было бы им разобрано и решено окончательно и сомнений не оставалось бы уже более никаких, — то тут-то бы, кажется, он и отказался от всего, как от нелепости, чудовищности и невозможности. Но неразрешенных пунктов и сомнений оставалась еще целая бездна. Что же касается до того, где достать ….., то эта мелочь его нисколько не беспокоила, потому что не было ничего легче. Дело в том, что Настасьи, и особенно по вечерам, поминутно не бывало дома: или убежит к соседям, или в лавочку, а дверь всегда оставляет настежь. Хозяйка только из-за этого с ней и ссорилась. Итак, стоило только потихоньку войти, когда придет время, в кухню и взять ….., а потом, чрез час (когда всё уже кончится), войти и положить обратно. Но представлялись и сомнения: он, положим, придет через час, чтобы положить обратно, а Настасья тут как тут, воротилась. Конечно, надо пройти мимо и выждать, пока она опять выйдет. А ну как тем временем хватится ……а, искать начнет, раскричится, — вот и подозрение или, по крайней мере, случай к подозрению.» О чем идет речь?
О какой мелочи думал Р. Раскольников?
Почему?
Обоснуйте ответ.
«Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и — просто пойдет туда... Даже недавнюю …. свою (то есть визит с намерением окончательно осмотреть место) он только …… было сделать, но далеко не взаправду, а так: «дай-ка, дескать, пойду и ……, что мечтать-то!» — и тотчас не выдержал, плюнул и убежал, в остервенении на самого себя. А между тем, казалось бы, весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений. Но в последнем случае он просто не верил себе и упрямо, рабски, искал возражений по сторонам и ощупью, как будто кто его принуждал и тянул к тому.» О чем идет речь?
Что хотел совершить Р. Раскольников?
Почему?
«Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать»
Почему?
Обоснуйте ответ.
«Быстро прошел он подворотню и повернул налево по улице. Он очень хорошо знал, он отлично хорошо знал, что они, в это мгновение, уже в квартире, что очень удивились, видя, что она отперта, тогда как сейчас была заперта, что они уже смотрят на тела и что пройдет не больше минуты, как они догадаются и совершенно сообразят, что тут только что был убийца и успел куда-нибудь спрятаться, проскользнуть мимо них, убежать; догадаются, пожалуй, и о том, что он в пустой квартире сидел, пока они вверх проходили. А между тем, ни под каким видом не смел он очень прибавить шагу, хотя до первого поворота шагов сто оставалось. «Не скользнуть ли разве в подворотню какую-нибудь и переждать где-нибудь на незнакомой лестнице? Нет, беда! А не забросить ли куда топор? Не взять ли извозчика? Беда! беда!» Наконец вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка. Но все эти мучения до того его обессилили, что он едва двигался. Пот шел из него каплями; шея была вся смочена».
Куда бежал Раскольников в бреду после убийства Алёны Ивановны?
Что необходимо было ему сделать, как?
Почему?
Почему эти «все мученья» обессилили Раскольникова и он едва двигался?
Какое значение для описания состояния героя имеет рефрен «Беда, беда!»,
Почему именно это слово использует автор?
Почему не другое?
Обоснуйте ответ.
«Ишь нарезался!» — крикнул кто-то ему, когда он вышел на канаву. Он плохо теперь помнил себя; чем дальше, тем хуже. Он помнил, однако, как вдруг, выйдя на канаву, испугался, что мало народу и что тут приметнее, и хотел было поворотить назад в переулок. Несмотря на то, что чуть не падал, он все-таки сделал крюку и пришел домой с другой совсем стороны. Не в полной памяти прошел он и в ворота своего дома; по крайней мере он уже прошел на лестницу и тогда только вспомнил про……. А между тем предстояла очень важная задача: положить его обратно и как можно незаметнее. Конечно, он уже не в силах был сообразить, что, может быть, гораздо лучше было бы ему совсем не ……..Но всё обошлось благополучно. Дверь в ……. была притворена, но не на замке, стало быть, вероятнее всего было, что ……»
Почему автор использует просторечное «нарезался!» в крике прохожего?
Почему Раскольников «плохо теперь помнил себя; чем дальше, тем хуже.»
О чем вспомнил Раскольников и куда его нужно было положить, кого не было там?
«Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят. Он остановился и притих, как мертвый. Но всё было тихо, стало быть, померещилось. Вдруг явственно послышался легкий крик, или как будто кто-то тихо и отрывисто простонал и замолчал. Затем опять мертвая тишина, с минуту или с две. Он сидел на корточках у сундука и ждал едва переводя дух, но вдруг вскочил, схватил топор и выбежал из спальни.
Среди комнаты стояла Лизавета, ….. , и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть.»
Что держала в руках Лизавета, когда вернулась домой и застала убийцу сестры?
«……. охватывал его всё больше и больше, особенно после этого второго, совсем неожиданного убийства. Ему хотелось поскорее убежать отсюда. И если бы в ту минуту он в состоянии был правильнее видеть и рассуждать; если бы только мог сообразить все трудности своего положения, всё отчаяние, всё безобразие и всю нелепость его, понять при этом, сколько затруднений, а может быть, и злодейств еще остается ему преодолеть и совершить, чтобы вырваться отсюда и добраться домой, то очень может быть, что он бросил бы всё и тотчас пошел бы сам на себя объявить, и не от……. даже за себя, а от одного только ……. и …….. к тому, что он сделал. …….. особенно поднималось и росло в нем с каждою минутою. Ни за что на свете не пошел бы он теперь к сундуку и даже в комнаты.» Какие чувства «охватывали» Р. Раскольникова после второго убийства
и почему?
«… Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Я это всё теперь знаю... Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать,……….. ? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Т……. Или……»
Что другое надо было узнать Раскольникову?
Почему?
«Ведь это разрешение крови по совести, это ….. страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать, законное.» Кто произносит эту фразу?
— Убивать? Убивать-то право имеете? — всплеснула руками Соня.
— Э-эх, ……! — вскрикнул он раздражительно, хотел было что-то ей возразить, но презрительно замолчал. — Не прерывай меня, …..! Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все! Насмеялся он надо мной, вот я к тебе и пришел теперь! Принимай гостя! Если б я не вошь был, то пришел ли бы я к тебе? Слушай: когда я тогда к старухе ходил, я только попробовать сходил... Так и знай!»
К кому обращена эта исповедь Раскольникова?
Почему?
Прочитайте отрывок из текста романа:
– Да как же это? Быть не может, чтобы так! – в недоумении бормотал Разумихин.
Раскольников усмехнулся опять. Он разом понял, в чем дело и на что его хотят натолкнуть; он помнил свою…….. Он решился принять вызов.
– Это не совсем так у меня, – начал он просто и скромно. – Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно… (Ему точно приятно было согласиться, что совершенно верно.) Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций, никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан… устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все… ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами,[42] Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, – более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться.
Что понял Раскольников?
Что помнил Раскольников?
В чем, по мысли Раскольникова, заключается разница?
К какому выводу приходит Раскольников в своей статье?
Почему?
Обоснуйте свой ответ.
«Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось.) Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и – vive la guerre ?tern?lle,[43] – до Нового Иерусалима, разумеется!»
В чем преступность теории Раскольникова?
Почему теории преступны?
Какие общественные тенденции описал Достоевский?
Обоснуйте ответ.
« – Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?
– Верую, – твердо отвечал Раскольников; говоря это и в продолжение всей длинной тирады своей он смотрел в землю, выбрав себе точку на ковре.
– И-и-и в бога веруете? Извините, что так любопытствую.
– Верую, – повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.
– И-и в воскресение Лазаря веруете?
– Ве-верую. Зачем вам все это?
– Буквально веруете?
– Буквально.
– Вот как-с… так полюбопытствовал. Извините-с. Но позвольте, – обращаюсь к давешнему, – ведь их не всегда же казнят; иные напротив…
– Торжествуют при жизни? О да, иные достигают и при жизни, и тогда…
– Сами начинают казнить?
– Если надо и, знаете, даже большею частию. Вообще замечание ваше остроумно.
– Благодарю-с. Но вот что скажите: чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть? Я в том смысле, что тут надо бы поболее точности, так сказать, более наружной определенности: извините во мне естественное беспокойство практического и благонамеренного человека, но нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?.. Потому, согласитесь, если произойдет путаница и один из одного разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду, и начнет «устранять все препятствия», как вы весьма счастливо выразились, так ведь тут…
Почему Порфирий спросил у Раскольникова про его веру?
Почему Порфирий стал заикаться?
О развитии каких теорий и нарастании каких катастроф предупреждал Достоевский в теории Раскольникова?
« – О, это весьма часто бывает! Это замечание ваше еще даже остроумнее давешнего…
– Благодарю-с…
– Не стоит-с; но примите в соображение, что ошибка возможна ведь только со стороны первого разряда, то есть «обыкновенных» людей, (как я, может быть, очень неудачно, их назвал). Несмотря на врожденную склонность их к послушанию, по некоторой игривости природы, в которой не отказано даже и корове, весьма многие из них любят воображать себя передовыми людьми, «разрушителями» и лезть в «новое слово», и это совершенно искренно-с. Действительно же новых они в то же время весьма часто не замечают и даже презирают, как отсталых и унизительно думающих людей. Но, по-моему, тут не может быть значительной опасности, и вам, право, нечего беспокоиться, потому что они никогда далеко не шагают. За увлечение, конечно, их можно иногда бы посечь, чтобы напомнить им свое место, но не более; тут и исполнителя даже не надо: они сами себя посекут, потому что очень благонравны; иные друг дружке эту услугу оказывают, а другие сами себя собственноручно… Покаяния разные публичные при сем на себя налагают, – выходит красиво и назидательно, одним словом, вам беспокоиться нечего… Такой закон есть.
– Ну, по крайней мере, с этой стороны вы меня хоть несколько успокоили; но вот ведь опять беда-с: скажите, пожалуйста, много ли таких людей, которые других-то резать право имеют, «необыкновенных-то» этих? Я, конечно, готов преклониться, но ведь согласитесь, жутко-с, если уж очень-то много их будет, а?
– О, не беспокойтесь и в этом, – тем же тоном продолжал Раскольников. – Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало. Ясно только одно, что порядок зарождения людей, всех этих разрядов и подразделений, должно быть весьма верно и точно определен каким-нибудь законом природы. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что он существует и впоследствии может стать и известным. Огромная масса людей, материал, для того только и существует на свете, чтобы, наконец, чрез какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить, наконец, на свет, ну хоть из тысячи одного, хотя сколько-нибудь самостоятельного человека. Еще с более широкою самостоятельностию рождается, может быть, из десяти тысяч один (я говорю примерно, наглядно). Еще с более широкою – из ста тысяч один. Гениальные люди из миллионов, а великие гении, завершители человечества, может быть, по истечении многих тысячей миллионов людей на земле. Одним словом, в реторту, в которой все это происходит, я не заглядывал. Но определенный закон непременно есть и должен быть; тут не может быть случая.»Как называется теории, основанные на разделении людей по тем категориям, на которые указывал Раскольников?
В чем их преступность?
Кем становится автор этих идей?
Обоснуйте ответ.
«– Да что вы оба, шутите, что ль? – вскричал наконец Разумихин. – Морочите вы друг друга иль нет? Сидят и один над другим подшучивают! Ты серьезно, Родя?
Раскольников молча поднял на него свое бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил. И странною показалась Разумихину, рядом с этим тихим и грустным лицом, нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливая язвительность Порфирия.
– Ну, брат, если действительно это серьезно, то… Ты, конечно, прав, говоря, что это не ново и похоже на все, что мы тысячу раз читали и слышали; но что действительно оригинально во всем этом, – и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, – это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже… В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается»
Почему «странною показалась Разумихину нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливая язвительность Порфирия»?
Почему Разумихин не мог поверить услышанному?
В чем заключается проблема?
Почему Разумихин стал говорить растерянно, с недоговаривая и останавливаясь?
Почему Разумихин употребляет вводное слово «к ужасу?»
В чем заключается «ужас?»
К какому выводу приходит Разумихин?
И почему добавляет: «извини меня, с таким фанатизмом даже…»?
Почему Достоевский акцентирует внимание читателя именно на этих моментах?
Подготовьте и запишите развернутый ответ.
«— И убили! Убили!
— Да ведь как убил-то? Разве так убивают? Разве так идут убивать, как я тогда шел! Я тебе когда-нибудь расскажу, как я шел... Разве я старушонку убил? Я ….. убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я... Довольно, довольно, Соня, довольно! Оставь меня, — вскричал он вдруг в судорожной тоске, — оставь меня! Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову.» Кому принадлежит эта фраза?
Кого убил он?
Почему герой приходит к такому выводу?
Почему Достоевский пишет: « в судорожной тоске, — оставь меня! Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову»? Обоснуйте ответ.
«— Экое страдание! — вырвался мучительный вопль у Сони.
— Ну, что теперь делать, говори! — спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее.
— Что делать! — воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали.
— Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). ……………………………………………………………………..? — спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом.
Он изумился и был даже поражен ее внезапным восторгом.» О чем идет речь?
Что делать указала Раскольникову Соня, почему?
Что это означает?
Прокомментируйте выделенные слова?
«Я не тебе поклонился, всему страданию человеческому поклонился.»К кому обращены эти слова и кто их произносит?
Почему «страданию человеческому»? Обоснуйте ответ.
« Как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!»
Кого и как характеризует эта фраза?
О каком позоре и о каких «святых чувствах» идет речь?
«Пойдём вместе…Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!»
К кому обращены эти слова и кто их произносит?
Почему «вместе прокляты»?
В чем заключается их проклятье?
Дайте обоснованный ответ
«Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.»
Кто произносит эту фразу?
Почему?
Раскройте смысл той фразы?
Тесты по роману «Преступление и наказание»
Вариант IРаскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:
А) Семьи Мармеладовых в) оправдания своей теории
Б) Матери и сестры
2. Определите, портрет какой героини приводится: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
А) Дуня Раскольникова в) Девушка на мосту
Б) Соня Мармеладова
3. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?
А)в Свидригайлове б) в Лебезятникове в) в Лужине
4. Кому принадлежат комнаты?
А) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желноватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.
Б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалет с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках
В) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…
1) Алене Ивановне 2) Соне 3) Раскольникову
5. С какого момента начинается наказание Раскольникова:
А)До убийства б) После убийства в) На каторге
6. Кто из героев романа по профессии юристы?
А) Порфирий Петрович б)Заметов в)Лужин
7. Литературовед Б. Кузнецов пишет: «Произведения Достоевского полны действия, но, в сущности, это действие – эксперимент…»
А) Как вы думаете, справедливы ли эти слова по отшошению к роману «Преступление и наказание»? Аргументируйте свой ответ.
Б) Можете вы согласиться с тем, что в романе Достоевского действие носит характер эксперимента? Если да, то над кем или чем проводят эксперименты?
8. Режиссер фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова –это история заблудшей души. Это развеянный миф о сверхчеловеке, об избранных, которым все дозволено.
А) Вы сможете согласиться с тем, что история Раскольников – заблудшая душа ? Если да, то каковы причины такого превращения героя?
Б) Вы можете согласиться с тем что история Раскольникова- это развеянный миф о <<сверхчеловеке>> ?
9 <<Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь….>> (В.Л.Кирпотин)
А) С чем связано и на сколько логично появление Наполеона в романе ?
Б) Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь ? Удается ли, на ваш взгляд, это герою?
10.Литературовед Г.А. Вялый пишет: <<… Родион Раскольников должен был совершить преступление и совершил его. Он был проведен к убийству <…> уже зараженный своей идеей, на каждом шагу встречает доказательства ее справедливости, жизнь развертывает перед ним картины, показывающие невозможность <<примирения со злом>> ?А) Можете вы согласиться с тем, что Раскольников <<был подведен к убийству>> ? Аргументируйте свой ответ.
Б) Какой идеей <<заражен>> Раскольников? Эта идея как-то связана для героя с невозможностью <<примирения со злом>> ?11.Г.Н.Поспелов утверждает, что <<основная идейно-психологическая антитеза романа – рассудочные теории Раскольникова, ведущие к злу, и религиозно-нравственные порывы Сони, в которых так много добра>>.
А) Как показывает Достоевский столкновение<<рассудочных теории Раскольникова>> с <<религиозно-нравственными порывами Сони>>?
Б) Кто, на ваш взгляд, выходит в этом столкновении победителем?
12. В одной из записных книжек Достоевского есть такая мысль: <<Женщина … если достойна того нравственно, всем равна, равна королям>>?
А)<<Достойна>> ли, на ваш взгляд, нравственно Соня Мармеладова? Если да, то в чем достоинство ее нравственного поведения?
Б) Могли бы вы утверждать, что Соня <<равна королям>>?
13.<<Если трагедия Раскольникова – лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову… И еще хуже…>> (В.Л.Кирпотин.)
А) На чью грозится Раскольников ? <<обрушить топор>> уже после совершения преступления? Чем это вызвано?
Б) На что еще был готов Раскольников?
В) В самом деле,<< как понять >> такую <<трагедию совести>> героя Достоевского?
14.Исследователь В.И.Кулешов считает, что в рассказе о следователе Достоевским изображена << отечески попечительная забота Порфирия Петровича о Раскольникове… Автор романа наделяет Порфирия Петровича некоторыми добрыми чертами…>>.
А) Присутствует ли в разговорах Порфирия Петровича с Раскольниковым <<отечески попечительская забота>>? Обоснуйте свой ответ.
Б) Можете вы согласиться с тем, что в образе Порфирия Петровича есть добрые черты?
15.Литературовед У.Гуральник пишет:<<… не только личные боли и невзгоды терзают задавленного бедностью студента и не только нужда и страдание сестры и матери- его мучает нужда всеобщая,горе вселенское. Побуждения героя, таким образом, высоконравственные>>.
А) Можете вы согласиться с тем, что Раскольникова терзают <<не только личные боли и невзгоды>>? Обоснуйте свой ответ.
Б) Есть ли, на ваш взгляд, основания называть мотивы, побуждения героя к совершению убийства <<высоконравственными>>? Почему ?
16.В записной книжке Достоевского есть такая мысль:<<Кто очень уж жалеет злодея ( вора, убийцу ) и проч., тот весьма часто не способен жалеть жертву его>>.
А) Жалеет ли сам Достоевский своего Раскольникова? Как вы думаете, автору жалко старуху процентщицу? А сестру ее Лизавету?
Б) Не противоречит ли, на ваш взгляд, приведенная выше запись тому, что рассказал ее автор в романе<<Преступление и наказание>> ? Вариант IIТеория «целых кафтанов» принадлежит:
а) Раскольникову в) Лужину
б) Лебезятникову г) Свидригайлову
Определите, портрет какого героя приводится: «Это был человек лет 35, росту нижу среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстреженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно доброе и даже насмешливое».
а) Залитов б) Разумихин в) Лужин
Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?
а) Дмитрий Прокофьевич б) Петр Петрович
в) Порфирий Петрович
О ком идет речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он… чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало так тяжело и больно, что его так любят…»?
а) Раскольников и Софья Семеновна
б) Свидригайлов и Марфа Петровна
в) Разумихин и Авдотья Романовна
С какого момента начинается преступление Раскольникова:
а) До убийства в) После убийства
б) Во время убийства
Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился »,- как-то дико произнес он»
а) «всем страдающим женщинам»;
б) «всему страдающему человечеству»;
в) «всем обиженным»;
Исследовательница М.С Горячкина пишет: «Нищий студент Раскольников, пошедшая на улицу ради куска хлеба Соня … погибающая с детьми с голоду Катерина Ивановна думают и страдают не о хлебе насущном … а о поруганном самолюбии, о бездушии окружающего их мира, о невозможности существования со злом».
а) Прокомментируйте это рассуждение исследовательницы. Можете вы с ним согласиться?
б) Докажите, что герои, о которых говорит М.С Горячкина, думают именно о том, на что она указывает? Есть ли в романе «Преступление и наказание», те, кто думает только «о хлебе насущном»? Если да, то чем они еще отличаются от тех, кто об этом не думает?
Е.Н Семенов утверждает: «Раскольников поставлен автором так, что он не может не пойти на реализацию своей идеи: для этого нужно, чтобы, до него был изменен мир. Он может, правда, испытывать колебания, но колеблется между бунтом и смирение вообще. Но смириться перед обществом означает примириться с тем, что объективно требует отрицания, бунтовать же значит нарушить объективные человеческие законы ».
а) Справедлива ли мысль исследования о том, что Раскольников «не может не пойти на убийство»?
б) Что в окружающей героя действительности, на ваш взгляд, «объективно требует отрицания»?
в) Если согласиться с мыслями исследователя о «смирении» и о «бунте», то получается, что объективно у Раскольникова не выхода вообще?
Режиссер фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов убежден в том, что «глубоко ошибаются те, которые считают, что обращаться к Достоевскому – значит оглядываться в прошлое».
а) Каким предстанет «прошлое», его люди и идеи в романе «Преступление и наказание»
б) Можете ли вы согласиться с утверждением Л. Кулиджанова? Аргументируйте свой ответ.
Г. Н. Поспелов считает, что «Раскольников – человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям».
а) Можете вы согласиться с тем, что «Раскольников – человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду»? Если да, то на основании чего можно прийти к такому выводу?
б) Что, на ваш взгляд, в романе Достоевского свидетельствует о способности героя «к стихийным демократическим стремлениям»? Есть ли какие-либо результаты таких стремлений Раскольникова?
Писатель Д.С. Мережковский считал, что в «Преступлении и наказании» Достоевский «ставит вопрос»: «Спасет ли пролитая кровь?»
а) Можете ли вы согласиться с тем, что такой вопрос поставлен Достоевским? Аргументируйте свой ответ.
б) О каком, на ваш взгляд, спасении может идти речь в связи с романом «Преступление и наказание»?
Литературовед Г.А Бялый утверждает: «… народные низы в «Преступлении и наказании» символизированы Соней Мармеладовой, она же прямо осуждает Раскольникова за гордыню, а ее устами говорят все «бедные, кроткие, с глазами кроткими», о которых с болью думает Раскольников. А «мужики наши», как язвительно замечает Порфирий Петровчи, для Раскольникова «те же иностранцы».
а) Действительно ли Соня осуждает Раскольникова именно за «гордыню»? Как реагирует Раскольников на ее осуждение?
б) Справедливо ли на ваш взгляд, утверждение, что «народные низы» символизирует собой Соня Мармеладова? Обоснуйте сове мнение.
в) Как вы думаете, в чем отказывает Раскольникову Порфирий Петрович, когда говорит, что мужики для него- «те же иностранцы»?
Исследователь В.В. Кожинов пишет: «И каморка, похожая … на шкаф и гроб, тоже пройдет через роман как необходимое художественное обстоятельство действия, вливающееся в общий смысл романа».
а) Как вы думаете, что подчеркивается сравнением комнаты, где жил Раскольников, со шкафом и гробом?
б) Можете вы согласиться с мыслью литературоведа о том, что эта деталь влияет на раскрытие общего смысла романа?
«Осуждая убийцу Раскольникова, Порфирий Петрович, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью Раскольникова – бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества» (Г.М. Фридлендер).
а) Можете вы согласиться с тем, что Порфирий Петрович «восхищается смелостью Раскольникова»? Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что следователь видит в нем «бунтаря»?
б) Каково отношение Достоевского к своему герою? Присутствует ли в этом отношении то, что можно назвать восхищением?
Итоговые вопросы по произведению «Преступление и наказание»Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?
В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?
Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакции журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «Следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?
В чем состоит наказание Раскольникова?
Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?
В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?
Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовыми в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?
С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?
Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?
Почему Раскольников не вынес убийства нравственно?
Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?
Что общего и различного у героя с Лужиным?
Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?
Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою
За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?
Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом?
Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог?
Как вы докажите, что Достоевский – непревзойденный мастер диалога?
Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?
Материалы к зачету для обучающихсяВ чем смысл теории Раскольникова о разрешении крови по совести? В чем ее зло?
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
HYPERLINK "https://otvet.mail.ru/profile/id18080341/" Анджела Высший разум (1108304) HYPERLINK "https://otvet.mail.ru/answer/199366355" 6 лет назадРоман “Преступление и наказание” был написан Ф. М. Достоевским в 70-е годы XIX века. В это время писатель размышляет о нравственных последствиях повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, вызванного реформой 1961 года и последующим разгулом капиталистического хищничества. Достоевский воспринимает свою эпоху не просто как хаос, ломку, неустойчивость и переходность. Он видит в этом приближающуюся катастрофу. И поэтому писатель считает, что не случайно эта эпоха породила таких людей, как Раскольников. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. Главная мысль романа раскрывается как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, отвергающим эту теорию. Как же шел главный герой романа к этой теории? Герой Достоевского утверждает свое право пролить кровь “по совести”, то есть исходя из своего личного убеждения. Писатель показывает, что это еще более страшно, чем “официальное разрешение кровь поливать”, потому что открывает широкую дорогу для полного произвола. Раскольников хочет помочь людям, но в то же время и узнать, способен ли он быть человеком, который может управлять судьбами людей. “Тварь я дрожащая или право имею? ” Рядом с любовью к людям в нем живет страшная гордыня -— желание взять на себя решение участи всех людей. Раскольников не способен был примириться с действительностью, с ее неправдами и ее несправедливостями. Положительное отношение к миру, такому, как он есть, — подлость, думает Раскольников. Он вознамерился поставить себя против мира, чтобы устранить несправедливый порядок или погибнуть вместе со взорванным миром, только бы не сидеть сложа руки. Раскольников движется не вместе с миром, а против мира. Он не только вступает в конфликт с ним, он его решительно не принимает. Неприятие мира вело Раскольникова к преступлению его законов, к преступлению как таковому. Раскольников делит людей на подлецов и не подлецов, а практику их — на подлую и не подлую. Его волнуют различия бедности и богатства, счастья и несчастья, доли и обездоленности. Он перестал бояться каких бы то ни было преград и стеснять себя какими бы то ни было нормами — лишь бы не примириться с “гнусной”, с неправедной действительностью, лишь бы не пройти по миру “подлецом”. Раскольников уже давно вынашивал в голове свою ужасную идею и свой ужасный замысел, но все это до поры до времени оставалось мрачной фантазией, не более того. Он уже встретился с Мармеладовым, уже сердце его пронзили вопли униженных и оскорбленных, а он еще ничего не решил. Но вот пришло письмо от матери. Он остался наедине с ним, он прочел наивную и жестокую по правде своей исповедь, и она поставила его на роковую черту: или смириться перед участью своих родных и перед законом, царствующим в мире, или попытаться что-то сделать для спасения своих близких и тем самым восстать против царствующей в мире закономерности. “Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! ” Давняя тоска, давние думы, терзавшие его, сконцентрировались в одном пункте. То, что месяц тому назад и даже еще вчера было только “мечтой”, теоретическим предположением, стало в дверях и требовало под угрозой гибели самых близких людей, немедленного разрешения, немедленного действия. Раскольников просто так никого бы не убил, даже в случае самозащиты. А вот за мать, за честь сестры, охраняя ребенка, за идею готов убить — и убил. В преддверии преступления Раскольникова звучит фраза, подслушанная им в трактире: “Убей ее и возьми ее деньги, — с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу”.
Источник: http://soch.ref.by/essays/essays/1637.html(Классика и современность - это интересно)
http://goldring.ru/news/show/117913552458318500
За сколько Раскольников убил старушку-процентщицу:
деньги в истории и русской литературе
06.09.2015 • 1 комментарийРезкое изменения курса рубля, который за последний год упал вдвое по отношению к доллару, занимательным образом осмыслил заместитель главного редактора газеты «Коммерсант» Дмитрий Бутрин в материале для журнала «Ъ-Weekend», принадлежащего тому же издательскому дому. Руководитель отдела экономики в газете выбрал художественные произведения русской классической литературы, в которых есть упоминания о конкретных денежных суммах, и рассказал о том, что можно было бы приобрести на эти деньги сегодня.
Знаменитый Иван Хлестаков из написанной в 1836 году пьесы Николая Гоголя «Ревизор» попросил у городничего Антона Сквозник-Дмухановского 200 рублей ассигнациями. В современной России это было бы около 200 тысяч рублей. При этом сумма для Хлестакова, которому в начале произведения нечем даже пообедать, существенная: на полтора-два рубля небогатый житель России мог питаться месяц. Всего же молодой человек набрал у чиновников «взаймы» больше тысячи рублей.
К 1856 году ситуация изменилась. Герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников в месяц должен был зарабатывать около восьми рублей. Минимум, на который в то время в Петербурге жили небогатые рабочие, мастеровые и студенты, составлял около сотни рублей в год. Таким образом, похищенных после двойного убийства 317 рублей 60 копеек Раскольникову хватило бы на три года скромной жизни. В современных реалиях он достал бы из кошелька старухи-процентщицы около 300 тысяч рублей…..
Деньги являются одной из неизбежных реалий человеческой жизни, поэтому упоминание их встречается практически во всех классических литературных произведениях.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ 486346563500
Библиотека Комарова http://ilibrary.ru/text/69/index.html
Даты написания: 1865—1866 гг.. Источник: Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., "Наука", 1989. Том 5.. Добавлено в библиотеку: 10.08.01.
http://knijky.ru/books/prestuplenie-i-nakazanie3225165142430500
https://www.ticketland.ru/teatry/mtc-vishnevyy-sad/prestyplenie-i-nakazanie/?utm_campaign=AYD_msk_spectacle_name_a_serp_929465&utm_source=direct.yandex.ru&utm_medium=cpc&utm_term=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&utm_content=2556214666/search/none/other/1&yclid=915028109834590784ФИЛЬМЫ - экранизации
1. https://www.youtube.com/watch?v=EuaVUjPPljA
288417038735002. https://www.youtube.com/watch?v=YpL8LQhxPno-1079522542500
https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&path=wizard&parent-reqid=1488360913758462-598654354020560047827383-sas1-1836&noreask=1&filmId=7431291445662893205_A
история создания романа
История создания романа http://fb.ru/article/163875/prestuplenie-i-nakazanie-istoriya-sozdaniya-romana
Анализ романа «Преступление и наказание»
: http://fb.ru/article/163875/prestuplenie-i-nakazanie-istoriya-sozdaniya-romana
Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Алексей Потёмин
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: краткий пересказ Елена Лысюк
Жизнь и творчество Достоевского Екатерина Фомкина
Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»: характеристика и анализ персонажа Дарья Шульгина
Роман «Преступление и наказание»: смысл названия. Федор Михайлович Достоевский, «Преступление и наказание» Давыдова Юлия
Соня Мармеладова - главный женский образ в романе «Преступление и наказание» Дарья Шульгина
Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова: различия и сходства Дарья Шульгина
"Преступление и наказание". Разумихин: характеристика персонажа Панькова Оксана Владимировна
Свидригайлов. "Преступление и наказание". Образ героя Панькова Оксана Владимировна
Кто они - двойники Раскольникова? Лужин - двойник Раскольникова Илья Филатов
Образ Свидригайлова в романе "Преступление и наказание" Екатерина Фомкина
Анализ эпилога "Преступления и наказания". Смысл и роль эпилога Наталья Козлякова
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: краткое содержание романа Елена Бородина
Пётр Петрович Лужин, "Преступление и наказание": характеристика персонажа Тимченко Наталья
Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского Дарья Забарная
- Читайте подробнее на www.FB.ruСайт «Русская литература в школе»
http://litrusia.ru/11601-kritika-o-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html
Критика о романе «Преступление и наказание» (выдержки со страниц сайта»Н. Н. Страхов
Нигилисты и нигилистки давно уже изображаются в наших романах и повестях. <…>Читатели привыкли видеть в нигилистах, во-первых, людей скудоумных и скудосердечных, людей, лишенных ясной силы ума и живой сердечной теплоты. Люди эти строят собственным умом теории, совершенно оторванные от жизни, доходящие до величайших нелепостей. На основании этих теорий они извращают свою и чужую жизнь и живут в этом извращении, не понимая и не чувствуя всего безобразия такой жизни. Поэтому нигилисты являются нам существами смешными и гадкими, пошлыми и отталкивающими. Словам, они изображаются так, что по самой сущности дела могут возбудить не симпатию, а только насмешку и негодование. <…>
Д. И. Писарев
Он хотел убить и ограбить, но так, чтобы на него не брызнула ни одна капелька пролитой крови, чтобы ни один живой человек не мог проникнуть в его тайну, чтобы все прежние друзья и товарищи жали ему руку с прежним сочувствием и уважением и чтобы мать и сестра более, чем когда бы то ни было, считали его своим ангелом-хранителем, сокровищем и утешением...
...корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане...
...Раскольников принужден сознаться, что все это дело было сделано по-дурацки. Он даже сам не понимал, зачем он его сделал. Он видит только, что ему приходится, так или иначе, нести на себе все последствия этого дурацкого дела. Эти последствия оказываются очень мучительными. Подробная история этих мучительных последствий наполняет собой почти весь роман г. Достоевского; она начинается со второй части и оканчивается только вместе с эпилогом..(Источник: Статья "Борьба за жизнь") И. Ф. Анненский
Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание ее столь ненасытимо-жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью, - места им больше в сердце не находится.
За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу - старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он же приемлет и страдание. Он - тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он - один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже изверг, только не себялюбец, - главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. А любя, любви своей стыдится, и за это она, любовь, переживает Мармеладова в убогом и загробном его приношении.
...Выходит, что от Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его "Наполеона", до мыслишки-то его - в сущности, рукой подать... В этом-то, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Рас-кольниковым. Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур "того": т. е. так отвратительно похожи они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь...(Источник: Статья "Достоевский в художественной идеологии") Н. А. Бердяев
...Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он - гениальный диалектик, величайший русский метафизик...
...Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Все сконцентрировано и сгущено вокруг человека, оторвавшегося от божественных первооснов.
...У Достоевского же до конца сохраняется человек. В человекобоге погибает человек, и в Богочеловеке сохраняется человек. Только христианство спасает идею человека, навеки сохраняя образ человека. Бытие человека предполагает бытие Бога. Убийство Бога есть убийство человека.
...У Достоевского есть и Бог и человек. Бог у него никогда не поглощает человека, человек не исчезает в Боге, человек остается до конца и остается на веки веков. В этом Достоевский был христианином в глубочайшем смысле этого слова...
(Источник: Статья "Миросозерцание Достоевского") М. М. Бахтин
...Произведения Достоевского прежде всего поражают необычайным разнообразием типов и разновидностей слова, причем эти типы и разновидности даны в своем наиболее резком выражении. Явно преобладает разнонаправленное двуголосое слово, притом внутренне диалоргизированное, и отраженное чужое слово: скрытая полемика, полемически окрашенная исповедь, скрытый диалог.(Источник: Статья "Проблемы поэтики Достоевского") Сайт «МИР ДОСТОЕВСКОГО» http://www.alldostoevsky.ru/
Критика о романе «Преступление и наказание»
http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/kritika-prestuplenie-i-nakazanie-pisarev-dostoevskij.html
Анализ персонажей http://www.alldostoevsky.ru/p/20-060.html
Современное прочтение романа Ф.М.Достоевского«Преступление и наказание»
Рок-опера "Преступление и наказание" в театре Мюзикла (Россия, Москва)http://otzovik.com/review_3157798.html
Отзыв: Рок-опера "Преступление и наказание" в театре Мюзикла (Россия, Москва) - Безнаказанное преступление против Федора Михайловича Достоевского
Достоинства: оркестр, музыка
Недостатки:
современная интерпретация романа Достоевского
Театр Мюзикла расположен в районе станции метро "Багратионовская", я была в этом театре впервые.
Сама я как-то не рассматривала вариант посещения этой рок-оперы "Преступление и наказание", так как не являюсь большой поклонницей этого музыкального жанра, да и книга "Преступление и наказание" не является моей настольной.
Роман читала в школьные годы, впечатление осталось положительное, русский классик Федор Михайлович Достоевский - замечательный писатель.
Премьера рок-оперы состоялась только 17 марта 2016 года…
Порекомендую Вам эту рок-оперу "Преступление и наказание", чтобы Вы сами убедились, что современная интерпретация произведений русских классиков категорически недопустима.
(Подробнее на Отзовик: http://otzovik.com/review_3157798.html)
Фрагмент рок-оперы "Преступление и наказание". Андрей Кончаловский. Михаил Швыдкой. Москва 2016 https://www.youtube.com/watch?v=CmwaFDS1b5c
Материалы к зачету для преподавателя
1270inside00
Ключи
Шляпник, шляпу, шляпа, мелочь, шляпа, фуражка, мелочи, мелочи.
Пуговицами, манишка, по-чиновничьи, щетина, руками.
титулярным советником. Мармеладов, титулярный советник.
Места, изменению в штатах, место, хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель
Соня, географию и всемирную историю, Кире Персидском, «Физиологию»
Пятнадцать копеек в день не заработает
на такое дело, в пересмешку, «чего беречь? Эко сокровище!» ; «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься, ешь и пьешь , ребятишки-то по три дня корки не видят, лежал, лежал пьяненькой-с, наведывалась
бить, шестом, девятом, тридцать целковых молча, словечка, ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись.
16… а просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница, эту дощечку, дощечке, дощечки, деревянная
17. топор
18. пробу
26.вошь ли я, как все, или человек, тварь ли я дрожащая или право имею?
27. Порфирий.
28. Соне
29. статью,
35. Исповедавшись, Раскольников спрашивает: что делать? Ее ответ, с точки зрения Раскольникова, есть чистый абсурд, воистину слово о кресте для погибающих. “Встань на перекресток”, — говорит Соня. Перекресток есть крест. Крест, который Раскольников должен взять на себя. Перекресток – открытое с четырех сторон место. Раскольников должен поклониться “на все четыре стороны” – всему свету, всему миру. Это спасет его, т. к. является противоположным тому, что он совершил. В своем убийстве он закрылся, отгородился от света и мира. Выйти на перекресток – значит раскрыться миру, позволить миру что-то сделать с собой, а не думать, что бы такое с этим миром сделать. Необходимо извиниться открыто, на улице, “перед всем миром”, перед землей и небесами. Важно произнесенное слово, которое Бог и мир услышат. А Раскольников поначалу, в соответствии со своими поврежденными понятиями, думает, что это значит донести на себя.
Имена героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
Родион Романович Раскольников, бывший студент, главный герой повествования. Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона Романовича Раскольникова Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Пётр Петрович Лужин, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Жених Авдотьи Романовны Дмитрий Прокофьевич Разумихин, бывший студент, друг Раскольникова. Семён Захарович Мармеладов, бывший титулярный советник, на протяжении лет плотно употребляет спиртные напитки. Катерина Ивановна Мармеладова, жена Семёна Захаровича Мармеладова, штаб-офицерская дочь. Софья Семёновна Мармеладова, дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на самопродажу. Аркадий Иванович Свидригайлов, дворянин, бывший офицер, помещик. Марфа Петровна Свидригайлова, его покойная жена Андрей Семёнович Лебезятников, молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист» , социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина. Порфирий Петрович, пристав следственных дел. Мастер своего дела, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова. Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель, Сдавала квартиру Лебезятникову, Лужину, Мармеладовым. Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти» . Убита ударом обуха топора Раскольниковым. Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания. Зосимов, доктор, приятель Разумихина. Заметов Александр Григорьевич, письмоводитель в полицейской конторе, друг Разумихина.
Тесты по творчеству Ф,М, ДОСТОЕВСКОГО
http://www.alldostoevsky.ru/p/blog-page_27.html
Классный час "Преступление и наказание"
https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-prestuplenie-i-nakazanie.htmlМатериал поможет в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, а также в воспитании правового сознания учащихся.
Белоусова Ольга Ивановна,МКОУ СОШ №1 с.Дивное14.11.2013
http://wiki.iteach.ru/index.phpБиблиография:
Безина Павлина Андреевна. Конспекты уроков литературы в старших классах. Пособие для учителя/ Контрольные вопросы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»/ Типогр. ФГПИ им. Улугбека, 1989г.
Мухаметзянова Рамзия Зуфаровна Вопросы на знание текста по роману Достоевского "Преступление и наказание" для обобщающего урока или зачета по роману. Опубликовано 05.11. 2012 .http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/05/zachet-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
Н.И. Павлова. Целостное изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Учебное пособие: ФЛИНТА; Москва; 2014
Рейх Е.И. Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». Учебное пособие по литературе 19 века. // ФГБОУ СПО «БГУОР», Брянск, 2013 г. - 24с.
Интернет материалы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» https://yandex.ru/СОДЕРЖАНИЕ
№/пРАЗДЕЛЫ СТРАНИЦЫ
Задания 2
Тесты 34
Итоговые вопросы 40
Материалы к зачету для обучающихся41
Материалы к зачету для преподавателя 52
Библиография 55
19056159500 Мудреные вопросы:
Почему «Преступление и наказание» называют петербургским романом?
Как меняется реальность города в зависимости от состояния главного героя?
Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова? Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории Раскольникова?
Почему для автора так важны случайности, толкающие Раскольникова на убийство?
Как Ф.М. Достоевский раскрывает несовершенность теории Раскольникова?
В чём смысл первых трёх снов Раскольникова?
Почему Раскольников со своим страданием приходит именно к Соне?
Каков смысл притчи о воскрешении Лазаря? Почему Соня читает Раскольникову именно этот эпизод из Библии?
Почему Соня, которая тоже «переступила», соединена с ближними,
а Раскольников с ними разъединен?
Как Соня противостоит идее Раскольникова?
Когда впервые Раскольников почувствовал несостоятельность своей теории?
Было ли покаяние Раскольникова истинным?
Кто является «двойниками « Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии главного героя?
За что ненавидят каторжане Раскольникова и почему они любят Соню?
О чём в эпилоге говорит сон о мировой язве?
Задания.
Напишите сочинение-миниатюру на тему:
«Почему Петербург Достоевского желтый?» или «Петербург – город-спрут?».
Составьте план развернутых ответов: «Раскольников и Свидригайлов», «Раскольников и Порфирий Петрович», «Раскольников и Соня».
Перечитайте основные моменты эпилога. Докажите, что он состоит из двух частей. Где кончается первая часть и начинается вторая?
Найдите в тексте романа примеры, доказывающие, что человеческая натура Раскольникова сильнее его бесчеловечной теории.
Сайт: www.uchkopilka.ruОригинал публикации: http://uchkopilka.ru/literatura/kontrol/2816-zachjot-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie