Системно-деятельностный подход в обучении грамматике английского языка


Системно-деятельностный подход в обучении грамматике английского языка Роль грамматики в обучении ИЯ Требования рабочей программыпорядок слов в сложносочиненных предложениях с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчиненных предложениях с союзами и союзными словами because, than;порядок слов в различных типах вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы); оборот to be going для описания событий в будущем времени; побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry.) форме;знание признаков и навыки распознавания и употребления модальных глаголов can, must, should, have to, модальных наречий must be, might be; Требования рабочей программыупотребление определенного, неопределенного и нулевого артиклей; распознавание неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow) существительных в функции прилагательного (art gallery), притяжательного падежа имен существительных;степени сравнения прилагательных, в том числе, образованных не по правилу; наречия, оканчивающиеся на –ly (early), а также совпадающих по форме с прилагательными (fast, high); количественные числительные свыше 100; порядковые числительные свыше 20;времена группы Present (Present Simple, Present Perfect, Present Progressive) и группы Past (Past Simple, Past Progressive). Обоснование проблемы Актуальность Целью проекта является качественное формирование грамматических навыков с помощью методов системно-деятельностного подхода. Идеей проекта служит использование и разработка заданий, соответствующим принципам системно-деятельностного подхода и направленным на тренировку грамматического материала. Задачипроанализировать имеющиеся подходы к обучении грамматике английского языка;выделить особенности системно-деятельностного подхода применительно к грамматике;выявить оптимальные методы и приемы для целевой аудитории;подобрать грамматические упражнения, основанные на деятельности. Ресурсное обеспечениеотдельный кабинет, не оснащенный средствами ИКТ, магнитофон, дидактические таблице по грамматике (таблица времен, суффиксы числительных, таблица неправильных глаголов, порядок слов в предложении). В используемый УМК В.П. Кузовлева и др. (2013 г. выпуска) входит:Учебник (Книга для учащихся)Рабочая тетрадьКнига для чтенияКнига для учителяКалендарно-тематические планыАудиоприложение (CD, MP3) Целевая группа состоит из учеников 5 «а» и 5 «б» классов в возрасте от 10 до 12 лет. Данный педагогический проект включает в себя 5 этапов :моделирование,проектирование конструирование оценивание диагностирование
№ эт.Название этапаЦель этапаМетоды реализацииПериод реализации1МоделированиеРассмотрение имеющихся подходов к обучению грамматике АЯ.Теоретические (анализ литературы, требований ФГОС). Анализ ситуации.Сентябрь 2013 г.2ПроектированиеСоставление банка заданий по грамматике.Теоретические (работа с методической литературой).Октябрь –ноябрь 2013 г.3КонструированиеВнедрение и апробация проекта.Эксперимент,эмпирические (наблюдение).Декабрь 2013 г.- май 2014 г.4ОцениваниеМониторинг деятельности учеников. Эмпирические (тестирование, анкетирование).В конце каждой четверти.5ДиагностированиеРефлексия педагогического проекта.Эмпирические (наблюдение, обработка данных, коррекция).Июнь 2014 г. Предполагаемые результаты :высокие показатели тестирования, успешное освоение учениками грамматического материала, повышение мотивации к изучению грамматики. Возможные риски: повторная работа над материалом, вызывающим сложности у учеников и временные ограничения урока. Способы преодоления данных рисков предполагает использование резервных уроков. Подходы к обучению грамматике ИЯ Принцип работы согласно УМК рецептивные виды РД продуктивные виды РД Принципы работы 1 этап: презентация 2 этап: автоматизацияимитативные (повторение за диктором или учителем грамматической формы в готовом виде). подстановочные (ученики подставляют лексические единицы в речевой образец). трансформационные (ученики трансформируют грамматическую форму). репродуктивные (самостоятельное воспроизведение учащимися грамматической формы).

Грамматический материал 5 классаНазвание темыГрамматический материалВид и цель изучения материала1. Let’s make friends!Present SimplePast SimpleFuture SimpleFor revision2. Rules around usModal verbs (must, should, have to, may, might) For revision (must, should)In focus3. We must help people aroundPresent PerfectWord building (-tion)In focus4.Every day and at weekendsWord OrderPresent ProgressiveNon-progressive verbsPresent tensesIn focusFor revisionIn focusFor revision Грамматический материал 5 класса5. My favourite celebrationsWord building (-al)ConversionPast Progressive (comparing with Present Progressive, Past Simple)In focus6. We’ve had a nice trip to EnglandPast SimplePast Simple and Past ProgressivePresent PerfectPast meaningFor revision7. My future holidayPresent Progressive in the future meaningTo be going to doFuture SimpleFuture meaningIn focusIn focusFor revisionIn focus8. My best impressionsWord Building (-ment, -er)In focus Simple Tenses (Present, Past, Future) for revisionГрупповая работа:Класс следует разделить на 3 группы и выдать каждой группе плакат, содержащий название времени и пункты его описания. Каждая группа заполняет свой плакат в течение 2-3 минут, затем группы меняются плакатами. После того, как каждая группа проработала все плакаты и вновь вернулась к своему первому плакату, в группе выбирается знаток, который презентирует данное время. Его объяснение оценивают ученики из других групп. Modal verbs (for revision – should, must; in focus – have to, may, might).использование учебных ситуаций в картинках: Учащимся предлагается сделать подписи к картинкам, используя изученные модальные глаголы. Modal verbs (for revision – should, must; in focus – have to, may, might).На этапе закрепления также используются ролевые игры, преследующие следующие речевые функции: giving advice, asking for permission, making and following the rules.Card 1. Making the rules. You are mother. Tell your son to do his homework at 7 p.m. as a rule. (Use must)Card 2. Following the rules. You are a boy. Phone your friend and tell him you can't go out because you have to do your homework. (Use have to)Card 3. Giving advice. Give an advice to a man who feels sick. (Use should)Card 4. Asking for permission. You allow your friend to visit you in the evening. (Use may)

Present Perfect in focus.
Present Perfect in focus. Работа в парах:Распределение глаголов по группам;Взаимопроверка с помощью вопросно-ответных карточек;Чтение и объяснение правил друг другу. Word Order in focus. Разрезанное предложение. Что пропало? (парная работа) Present Progressive for revisionПарная работа:Распределение глаголов по группам (progressive, non-progressive)Описание своих фотографий и фотографий партнера. Past Progressive in focus. Для тренировки данного материала целесообразно предложить ученикам провести в группах по 3 человека «Грамматическое интервью». Один из учеников задает вопросы, написанные на карточке, другой отвечает, опираясь на схему, а третий ученик проверяет второго с помощью ответной карточки. Past meaning. Парная работа:Распределение о описание картинок с длительными и краткими действиями;Представление проекта – истории в картинках Past meaning. сюжетно-ролевая игра “Fishy Stories”. В игру можно играть группами по 3-4 человека. У игроков есть карточки с указателями времени и сюжетные карточки. Нужно перемешать карточки с указателями времени и положить их лицом вниз на середину стола. Каждый игрок берет по 3—4 карточки. Первый игрок открывает карточку с указателем времени и спрашивает любого игрока, что он(а) делал(а) в это время вчера, например: What were you doing at 7 am yesterday? Игрок должен ответить, показывая подходящую сюжетную карточку. Future meaning. В ходе тренировки материала в группах ученики заполняют таблицу форм будущего времени, в которой заполнена только одна графа. У каждой группы заполнены разные графы. По образцу они заполняют остальные графы. Затем представитель группы зачитывает описание одной из граф для самостоятельного заполнения, его проверяет та группа, у которой заполнена эта графа. На следующем занятии в процессе парной работы ученики распределяют предложения по грамматическим группам. Анализ деятельностиПоднимите зеленую полоску, если материал урока был вам понятен. Поднимите желтую полоску, если у вас возникли небольшие трудности. Поднимите красную полоску, если материал урока оказался непонятным.Закончите следующие предложения: на уроке мне понравилось..... самым интересным было..... мне было трудно.....на уроке мне не понравилось....Оцените свою работу с помощью нескольких слов ( прилагательных, наречий).Поставьте себе балл от 1 до 5 на каждом этапе урока: определение проблемы и темы, работа с данной темой, выражение своего мнения, тренировка изученного материала. Суммируйте все баллы и оцените себя самостоятельно, используя схему: высший показатель - 5 и т.д.Вопросы анкеты:Тебе нравится изучать английский язык?Что именно интересует тебя на уроке?Возникают ли у тебя трудности? В чем?Что бы ты хотел изменить на уроке? Текущие результаты
Литература:Галиева, Я.Н. Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку [Электронный ресурс] – М.: 2012. – http://festival.1september.ru/articles/625311/ - Дата обращения: 12.11.2013 г.Кириллова, Е.П., Лазарева, Б.Т., Петрушин, С.И. Хрестоматияпо методике преподавания английского языка [Текст] / Е.П. Кириллова, Б.Т. Лазарева, С.И. Петрушин – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.Кузовлев, В.П., Лапа, Э.Ш., Перегудова, О.В. Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] – М.: 2013. – http://www.prosv.ru/ebooks/Kuzovlev_English_5kl/index.html - Дата обращения: 10.09.2013 г.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычномуговорению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 351 с.Soars, L.&J. Headway. Student’s Book. Pre-Intermediate [Text] / L. &J. Soars. – Oxford University Press, 1991. – 144 p.Soars, L.&J. Headway. Workbook. Intermediate [Text] / L. &J. Soars. – Oxford University Press, 1996. – 81 p.