Программа «Этическая грамматика» для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
города Кирсанова Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению Управляющим МБОУ СОШ№1 города
советом МБОУ СОШ№1 Кирсанова Тамбовской области
города Кирсанова Тамбовской области от 30 августа 2013 г. , №124
30 августа 2013 г., протокол №4
Дополнительная образовательная программа
«Этическая грамматика»
направленность программы: социально-педагогическая
Возраст детей: 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Составил: педагог – психолог Н.А. Болдырева
2013 год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Этическая грамматика» составлена на основе программы А. И. Шемшуриной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; служит для накопления знаний учащимися 5-х классов о нормах и принципах морали, культуре поведения.
Программа «Этическая грамматика» относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения. Программа краткосрочная, модифицированная.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Назрела необходимость специализированных «уроков человечности», на которых ребенок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в урок психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества.
Особенностью программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на младших подростков, которые наиболее восприимчивы к усвоению правил и норм поведения, которые искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
В тематический план введены темы по сохранению здоровья и определению интересов и склонностей, необходимые для укрепления нравственных позиций подростков.
Главным на занятиях является создание между учителем и учеником взаимоотношений любви и понимания, преодоления механистического и авторитарного подхода к обучению.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях дети периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Занятия по этической грамматике предполагают решение следующих задач:
1. обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
2. вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
3. формирование воспитанности;
4. систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности;
5. организация нравственного самовоспитания школьников;
6. формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.
Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Этическое просвещение школьников 10 – 11 лет осуществляется, прежде всего, во вне урочное время, происходит ознакомление учащихся с объективными моральными требованиями общества, формированием нравственных отношений и мотивов поведения. Программа ориентирована на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного и эмоционально – волевого развития.
В процессе занятий происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т.е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий. Каждое занятие построено так, чтобы знания одного ребенка являлись продолжением знаний другого. Поэтому содержание и применение программы по внеклассной работе «Этическая грамматика» предполагает использование методов и приемов, направленных на пробуждение активности каждого ребенка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону умения их оценивать по нравственному критерию.
Срок реализации программы «Этическая грамматика» 1 год. Программа составлена на 34 часа из расчета 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут. На занятиях присутствует группа учащихся из 20 человек.
Программа может быть реализована любым учителем, педагогом – психологом или социальным педагогом в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение педагогов дополнительного образования.
Виды практической деятельности:
· беседа;
· сочинения;
· тестирование;
· рассказ;
· работа с книгой;
· демонстрация;
· упражнение;
· познавательная игра
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
проектно-исследовательская технология.
игровые технологии.
Методы обучения
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой. С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т. д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы. С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т. д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения. Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.
Учебно – тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
Из них практ.
1
Введение в предмет. Вежливость как основа воспитанности.
1
2
Правила жизни в обществе.
2
3
Приличия в обществе.
2
4
Что такое этикет? История возникновения этикета в России и за рубежом
2
5
Правила общения.
2
6
Как приветствовать друг друга. Правила знакомства.
2
7
Что значит быть рыцарем? Какая она настоящая девочка?
1
8
Правила поведения в общественных местах.
3
9
Умение шутить – это тоже искусство
1
10
Внешность и уход за ней.
2
1
11
Эстетика в одежде.
2
1
12
Как выбирать и делать подарки.
1
13
Этика телефонного разговора.
2
1
14
Урок-практикум: сервировка стола. Правила поведения за столом.
2
1
15
Искусство писать письма.
2
1
16
Здоровый образ жизни – это важно.
3
2
17
Хобби. Выявление интересов и склонностей.
3
2
18
«В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души»
1
1
Итого:
34
10
Содержание программы
Введение в предмет. Вежливость как основа воспитанности.
Цель: сформировать представление учащихся о нравственных нормах общения; ввести понятия: мораль, моральная оценка, этика, эстетика, воспитанность, вежливость.
Правила жизни в обществе.
Цель: познакомить с некоторыми общими правилами поведения, которые следует соблюдать в обществе, чтобы быть вежливым.
Приличия в обществе.
Цель: познакомить учащихся с тем, что прилично и что неприлично
делать в
обы быть вежливым. екоторыми общими правилами поведения, которые следует соблюдать в обществе, обществе.
Что такое этикет? История возникновения этикета в России и за рубежом.
Цель: познакомить с историей возникновения этикета; ввести понятия: «этикет», «этика».
Правила общения.
Цель: рассказать о том, как надо разговаривать со взрослыми, с товарищами,
как выбрать манеру разговора в зависимости от общества, в котором
находишься.
Как приветствовать друг друга. Правила знакомства.
Цель: познакомить с несколькими видами приветствий, с историей возникновения приветствий; рассказать о том, кто должен первый представляться при знакомстве: женщина или мужчина, младший или старший.
Что значит быть рыцарем? Какая она настоящая девочка?
Цель: дать характеристику мужественности, чести, доблести настоящего мужчины ; нежности, хрупкости, ранимости женщины. Познакомить с приемами ухаживания за девочками, сформировать тактику поведения мальчиков по отношению к девочкам.
Правила поведения в общественных местах.
Цель: научить учащихся, как следует вести себя на улице, в магазине, в театре, в музее, в больнице, в транспорте и т.д.
Умение шутить – это тоже искусство.
Цель: рассказать, что одна и та же шутка может быть уместна в одной ситуации и не уместна в другой
Внешность и уход за ней.
Цель: рассказать о гигиене тела, как следить за своей внешностью, чтобы выглядеть всегда опрятно.
Эстетика в одежде.
Цель: рассказать об искусстве одеваться; как одежда, подобранная со вкусом, подчеркивает культуру человека; как правильно подобрать гардероб соответственно выбранному мероприятию.
Как выбирать и делать подарки.
Цель: познакомить учащихся с тем, что выбирать правильно подарок – это большое искусство; как по подарку узнать характер дарящего; познакомить с правилами покупки и выбора подарка.
Этика телефонного разговора.
Цель: научить правильно разговаривать по телефону
Урок-практикум: сервировка стола. Правила поведения за столом.
Цель: проверить умение учащихся сервировать стол и показать, как правильно это делать; познакомить с правилами поведения за столом как дома, так и в общественных местах; кто должен садиться первым.
Искусство писать письма.
Цель: научить учащихся писать письма и правильно оформлять их.
16. Здоровый образ жизни – это важно.
Цель: профилактика вредных привычек – табакокурения, алкоголя и наркотиков; какой вред приносят они для жизни человека; написание рефератов и просмотр видеофильма.
Хобби. Выявление интересов и склонностей.
Цель: ввести понятие «хобби»; рассказать об интересах человека; выявить интересы учащихся.
«В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души»
Цель: Подведение итогов прохождения программы, организация праздника.
Ожидаемые результаты
Учащиеся 5 класса познакомятся с историей возникновения этикета; узнают правила поведения в транспорте, театре, в гостях; научатся вежливому обращению к старшим; узнают, как правильно вести беседы по телефону.
Расширят свои знания и умения, касающихся знакомства; встречи и правильного приема гостей.
Узнают, как поздравлять и что можно пожелать друзьям.
Научатся более широко использовать полученные знания в общении; узнают, как важно уметь слушать и слышать других, как постараться не ссориться и не обижать друг друга, как поддержать беседу.
Будут уметь сервировать стол для встречи гостей; познакомятся с правилами выбора подарков, научатся умению сделать приятный сюрприз своим родным и близким; приобретут опыт уважительного отношения к окружающим.
Расширят свой словарный запас и культуру общения с друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми.
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов:
- наблюдение за ребенком на занятиях;
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
- индивидуальная и групповая беседа с детьми;
- опрос;
- анкетирование;
- викторина.
Методическое обеспечение
-специальная, справочная и методическая литература;
-набор наглядных пособий по темам программы;
-методические разработки и памятки по правилам поведения и общения: конспекты занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т. д.
-детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.
Материально-техническое обеспечение:
Технические средства обучения: телевизор; видеомагнитофон; компьютер, проектор.
Каждый ребёнок должен иметь для занятий: рабочую тетрадь; канцелярские принадлежности.
Список литературы.
для учителя:
1. Богуславская Н. Е. «Веселый этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
2. «Уроки этикета» С. А. Насонкиной, СПб: АКЦИДЕНТ – 1997
3. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам героями духа. – М.,2003.
4. Андерсен Х. К.Сказки и истории.- М.,1992.
5. Антуан Де Сент Єкзюпери. Маленький Принц.- М.,1999.
6. Акимушкин Жизнь животных. –М.,1988.
7. Волошин М. Избранное.- М.,1982.
8. Воспитание школьников. Журнал 1993г., 1994г., 1995г
9. Гарри Поттер. Джоан Роулинг.-М., 2001.
10. Грин А. С.Психологические новеллы.- М.,1988.
11. Дубровина И.В. Мы живем среди людей: Кодекс поведения.– М.,
«Политиздат», 1989.
12. Заходер Борис. Стихи и сказки. М., 1991.
13. Илья Мромец. Былины. Л. ,1991.
14. Лом И.М. Правила хорошего тона. – Тула, «Ариель», 1997.
15. Лопатина А.,Скребцова М. Книги по духовному воспитанию. Кн.1-4.-
М.,1997.
16. Мир музея. Пособие для учителей. – Санкт – Петербург. 2000.
17. Михаэль Энде. История, конца которой нет.- М.,1997.
18. Николаева и Петров Этикет. – М., «Цитадель-триада», 1992.
19. Носов Н.. Витя Малеев в школе и дома.- М., 1998.
20. Растения и животные. Руководство натуралиста.- М.,1991.
21. Русские сказки.- М.,1993.
22. Толстой А. Детство Никиты.-М.,1984.
23. Федь А.М. Воспитание прекрасным. – М., «Молодая гвардия», 1984.
24. Шапошникова Л. В. Тернистый путь Красоты.-М.,2001.
25. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя:Учеб.-
метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
для учащихся:
Насонкина С. А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;
Снегирева А. Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.
Утверждено ______________________
_________________________________
_________________________________
№ приказа от ___________________
рассмотрено на методическом совете
(протокол № __________)
Рабочая программа
по учебному предмету
«Этика»
для 9 «К» класса
на 2002 – 2003 учебный год
МОУ СОШ № 3
г. Кирсанов
15