Доклад Подготовка учащихся к сдаче ЕНТ по русскому языку
Подготовка к сдаче ЕНТ по русскому языку в 11 классе
Добрый день, уважаемые гости, участники семинара!
Сегодня мы не станем говорить о том, что русский язык в казахских школах – это предмет с низким показателем качества знаний, о том, что дети не заинтересованы в качественном решении заданий по русскому языку, так как баллы по этому предмету не учитываются при распределении грантов. Не будем говорить и о том, что и в городе, и в селе не хватает языковой среды, способствующей повышению уровня владения русским языком. Не нужно напоминать и о том, что подготовка к ЕНТ должна начинаться уже с 5 класса. Об этом уже много раз говорилось, и на семинарах разного уровня мы поднимали данные вопросы и предлагали свои пути решения.
Сегодня мы хотим рассказать о том, что можно сделать для того, чтобы облегчить, так сказать, «упростить» решение лингвистической задачи для выпускника школы. Что сделать для того, чтобы поднять качество знания русского языка и качество выполнения задания учащимся непосредственно на ЕНТ. Ведь главная задача учителя при подготовке к ЕНТ конкретно в 11 классе не столько «дать знания», сколько «научить их применять», а именно «уметь решать лингвистические задачи». Ведь настолько, насколько ученик обладает определёнными навыками решения той или иной лингвистической задачи, и зависит конечный результат. Что принципиально неправильно, так как полного знания богатства языка и уровень владения им ЕНТ, конечно, не раскрывает. Но таковы реалии времени, и мы вынуждены им следовать и к ним приспосабливаться.
Разумеется, что ни о каком решении тестовых заданий не может быть и речи без полного повторения учащимися теоретических сведений всех разделов языкознания, организованного в форме лекционно-семинарских занятий, зачётов, тематического мониторинга или других форм обобщения и систематизации знаний.
Естественно, невозможна качественная подготовка и в том случае, если учитель сам в совершенстве не владеет языковым материалом, а также не провёл апробацию сборников тестовых заданий последних лет. Только после того, как проведена данная трудоёмкая и кропотливая работа, можно приступать к обучению ребят техническим аспектам работы с тестами. И на данном этапе подготовки учитель должен продемонстрировать определенный набор средств, приёмов, навыков, помогающих учащимся "легко" решать лингвистические задачи. Причём ориентирована такая работа не на «отличника», а на самого «среднего», рядового ученика, так как именно его результаты и будут влиять на средний балл по предмету.
Приведём несколько таких «приёмов», которые могут использоваться учителями при подготовке к ЕНТ. И продемонстрировать их хотелось бы на заданиях повышенной трудности, которые сразу заводят рядового ученика «в тупик».
«Приём исключения» незаменим в случаях, когда ученик не сразу "видит" верный ответ или не имеет достаточных знаний по данному вопросу. Исключением неверных вариантов определяется истинный.
Книжка-вопросник № 7396 (2013г.)
Орыс тілі/ Вопрос 24
Укажите ряд модальных частиц:
даже, вот, ни, именно
ли, разве, всё-таки, вон
именно, как раз, не, уж
ведь, же, да, почти
вот, именно, пусть, лишь
Ответ «отличника»: Верный вариант - "В", так как частицы "ли", "разве", "всё-таки" и "вон" относятся к модальным частицам со значением вопроса, усиления и указания.
Комментарий докладчика: Частица – одна из самых сложных тем для понимания учащихся, так как в родном (казахском) языке данное понятие отсутствует, и объяснение путём сопоставительной грамматики исключается. В русском языке около 35 частиц, и запомнить значения всех для ребёнка практически невозможно, да и не нужно.
Простое решение: То, что частицы по значению и роли в предложении делятся на три разряда (отрицательные, формообразующие и модальные), ученики знают с 8 класса. Отрицательных всего 2 - НЕ и НИ; формообразующих - 6, и они синонимичные (что облегчает запоминание):
Б, БЫ, ДА, ДАВАЙ, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Следовательно, исключаем варианты с известными частицами, и тот вариант, который останется, и будет верным.
Книжка-вопросник № 4185 (2013г.)
Орыс тілі/ Вопрос 16
Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, относящимся к обоим предложениям (знаки препинания не расставлены):
Солнышко село и зорька погасла.
Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.
Ответ «отличника»: Верный вариант - "B" , так как в этом ССП обстоятельство с указанием на место "направо" является общим второстепенным членом и для первого ПП, и для второго. "Песчаная коса белела (где?) направо. Груда гор темнела (где?) направо".
Комментарий докладчика: Пунктуация в ССП, а именно случаи, когда постановка запятой между частями данной конструкции исключается, также вызывает затруднения у учеников. В ССП с общим второстепенным членом - что и хотят узнать составители - запятая не ставится, но в вариантах знаки препинания не проставлены.
Простое решение: Рассуждаем логически. Если в ССП присутствует общий второстепенный член предложения, то он должен занимать позицию в самом начале конструкции. Следовательно, верный вариант предложения не может начинаться ни с подлежащего, ни со сказуемого. Исключаем те варианты, где предложения начинаются со слов, представляющих грамматическую основу предложения (Нахождению грамматической основы предложения учащиеся учатся с 5 класса).
«Приём слов-помощников» основан на психологических особенностях процессов запоминания нашим мозгом, таких как строение ассоциативных цепочек при запоминании необходимой информации.
Книжка-вопросник № 7381 (2013г.)
Орыс тілі/ Вопрос 8
Укажите слова, образованные с помощью суффикса -чик-:
рассказ...ик, камен...ик, барабан...ик
доклад...ик, перевод...ик, лёт...ик
груз...ик, свар...ик, кранов...ик
экскаватор...ик, камен...ик, закрой...ик
водопровод...ик, бетон...ик, рассказ...ик
Ответ «отличника»: В суффиксе существительных -щик-/-чик- после букв Д-Т, З-С и Ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется буква Щ. Следовательно, верный вариант - "В" - докладчик, переводчик, лётчик.
Комментарий докладчика: Правописание суффиксов со значением "лицо определенной профессии" -чик-/-щик- затрудняется запоминанием букв, после которых они пишутся.
Простое решение: В выполнении данного задания помогут мнемотехнические приёмы, так называемые "слова-помощники", используемые в занимательной грамматике. Мы условно называем это правило "Правилом джазиста". Объясняем ученикам, что обозначает слово "джаз" и кто в него играет (тем самым строим "цепочку ассоциативных связей", способствуя процессу запоминания самого "слова"). Затем иллюстрируем на примерах, что в слове "ДЖаЗиСТ" имеются все согласные, после которых пишутся суффикс -чик-. Ребята сразу запоминают слово-помощник и применяют его в решении подобных заданий.
«Строгая последовательность действий» Несмотря на то что предмет "русский язык" относится к гуманитарным наукам, правила его грамматики построены по строго математическим законам. Пропуск одного действия в цепочки рассуждения, приводит к ошибочному ответу. Поэтому необходимо придерживаться строгой последовательности действий при выполнении любого задания.
Правописание наречий на о – а
В, на, за (окнО) на конце О :
влево, нарочно, запросто.
Из, до, с (окнА) на конце А:
издавна, добела, справа
Комментарий докладчика: Правописание суффиксов О-А на конце наречий затрудняется запоминанием. Помогает слово окно, при склонении какое окончание в слове окно, такой же суффикс в наречии: в окно-влево, на окно-нарочно, за окно-запросто; из окна-издавна, до окна-добела, с окна- справа.
Книжка-вопросник № 7404 (2013г.)
Орыс тілі/ Вопрос 25
Укажите вид подчинения (знаки препинания не расставлены).
Но я всё-таки верю что наступит момент когда он устыдится страха и объявит ему войну.
Комментарий докладчика: Предлагаемое решение сразу отвечает на три вопроса, которые встречаются в тестовых заданиях:
Расстановка знаков препинания в сложном предложении
Построение схемы СПП
Вид подчинения придаточных
Итак, последовательность действий при ответе: Определяем граматические основы предложения выделяем скрепы (подчинительные союзы) где скрепа, там и придаточное предложение (где его нет - там главное) расставляем запятые строим схему.
Выпускникам школы необходимо знать лексическое значение слов, обозначающих современные профессии. Привести в пример письмо выпускницы Министру образования:
Письмо Министру Обраования
Мадина Серик SATURDAY, 07 JUNE 2014 №275378
To author of the blog: A. Sarinzhipov
Categories: Education
Здраствуйте!Я, Серік Мадина,сдавала ЕНТ 4 июня. Мне не хватило 1 балла на потверждения Алтын белги. В варианте 5628 по русскому языку в классах с казахским языком обучения вопрос №22 Неологизм со значением "оформитель полок": А.Менеджер В.Клипмейкер С.Менчендайзер Д.Супервайзер Е.Маркетолог не соответствует содержанию учебников школьной программы,т.е. данные понятия терминологии вопроса не освещаются в учебниках , рекомендованных Министерством образования и науки РК.В связи с выше изложенным данный вопрос является некорректным. На следующий день я подала на апелляцию, но не удовлетворили. Даже не отправили ссылку о том, где взяли этот вопрос. Поэтому прошу еще раз просмотреть данный вопрос как можно быстрее.
Саринжипов А.Б. FRIDAY, 27 JUNE 2014
Уважаемая Мадина Серик! Республиканская комиссия по рассмотрению апелляций рассмотрела обращение касательно вопросов № 22 варианта 5628 по предмету Русский язык. Тестовоке задание корректное. Один правильный ответ С (мерчендайзер). Слова "Менеджер" и "Маркетинг" (маркетолог) даны в разделе. Слова и словосочетания для активного усвоения (по учебнику Жанпеисовой У., Майбалаевой А.А. Русский язык. Алматы "Мектеп", 2010 г.), части "Супер" и "Клип" (супервайзер, клипмейкер) в настоящее время является общеупотребительными, часто встречающиеся в СМИ и известны молодежи. Неологизмы - это новые слова, обозначающее новые явления действительности, новые предметы, и понятия. Развитие науки, техники и.т.д. Способствуют появлению новых слов. Отражение неологизмов, возникающих в языке, невозможно в учебниках. Кроме того, данное задание включено в учебно-методическое пособие для подготовки учащегося к ЕНТ "Орыс тілі" 2014 г., вопрос №21, стр 62, вариант 0013.На основании изложеного, решением Республиканской апелляционной комиссии апелляция по указанному вопросу неудовлетворена.
Проведение тематических тестов-самая главная и необходимая часть подготовки учащихся к успешной сдаче ЕНТ. На каждом уроке после повторения темы возможно проведение экпресс-тестов, в которые входят вопросы теоретического и практического характера.
6. Во всех словах строчки в окончании пишется буква Е
А) он колышт, ре..т, освот
В) он посет, чут, колт
С) он каттся, утешася, тат
Д)он упустт, повет, затеет
Е) он решат, клеет, смотрт
7. Какие глаголы обладают категорией рода?_______________________________
Задача учителя при подготовке к ЕНТ именно в 11 классе - вручить ученикам "ключ" к знаниям, который отпирает все самые сложные "замки" русского языка
Справка по подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ
Новые требования и результаты обучения в школе предполагают необходимость всесторонне и объективно оценивать успехи в достижении планируемых результатов обучения каждого учащегося, его отношение к учебе и динамику развития.Пробные тематические тесты и устный опрос учащихся по пройденным темам показал недочёты в подготовке выпускников: 1. формально усваивается теоретическое содержание курса, поэтому школьники не могут применить изученное в ситуации, которая даже незначительно отличается от стандартной;
2. у многих не выработаны навыки самоконтроля;3. особое беспокойство вызывает то, что стабильно слабо владеют материалом основных разделов курса: морфология и синтаксис;Результаты пробных тематических тестов и устного опроса показывают, что немногие умеют выполнять задания повышенного уровня сложности. Сравнение результатов выполнения заданий базового и повышенного уровней показало, что выполнять задания повышенного уровня могут только те, кто прочно овладел минимумом содержания, выполнил достаточно много заданий базового уровня. Вместе с тем, к сожалению, нередко бывает и так, что сильные ученики делают ошибки.Изучение основных разделов русского языка начинается с 5 класса с усложнением в каждом классе. В связи с изменением Программы остались не изученными разделы «Синтаксиса» в 9 классе: «Сложные предложения», «Сложносочиненные предложения с разными видами связи», «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, с придаточными определительными и с придаточными изъяснительными», «Бессоюзные предложения», «Сложные предложения с разными видами связи».
Данные разделы синтаксиса изучались в процессе обучения в каникулярное время и на уроках «Практического курса русского языка». В данное время все разделы изучены, но требуют глубокого закрепления.
В 11 классе на изучение русского языка по учебному плану -1 час в неделю или 34 часа в год. Из них пои Программе 12 часов письменныхработ: сочинение- 4 часа, диктант- 4 часа, изложение-4 часа. Повторение разделов русского языка «Фонетика», «Лексика», «Орфоэпия», «Орфография», «Морфология», «Словообразование», «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Пунктуация», «Стили речи» проходит на уроках и отрабатывается на «Практическом курсе русского языка».
У слабо успевающих учащихся большие затруднения вызывают задания по разделам «Орфография», «Осложненные простые предложения» и «Сложные предложения с разными видами связи». Со слабоуспевающими учащимися проводится индивидуальная работа.
Для всех учащихся разработаны тестовые задания логического характера, дающие возможность проверить уровень знаний по предмету: языковым нормам, усвоению основных лингвистических понятий, владению научными способами действия при анализе. Учащимся для самостоятельной подготовки даны материалы на бумажных и электронных носителях: таблицы, схемы, правила, тесты.
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 515