Обобщающий урок по разделу: «Стихи С.А. Есенина».
Класс:3Б
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа 21 века
Тема урока: Обобщающий урок по разделу: «Стихи С.А. Есенина».
Цель деятельности учителя: создать условия для проверки знания обучающихся по разделу «Стихи С.А. Есенина», продолжить работу над формированием речевых умений, воспитывать любовь к поэзии.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации (обобщающий урок).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): научатся: отвечать на вопросы по содержанию стихотворений, группировать по жанрам, соотносить заголовок и отрывок стихотворения, дополнять четырёхстишие недостающей информацией; получат возможность научиться: выполнять задания индивидуально и в группе, самостоятельно находить информацию в учебнике, сравнивать таблицы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные - формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы; коммуникативные - формировать умения работать в группе; регулятивные - планировать умения работать по плану, оценивать свою деятельность.
Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать точки зрения, считаться с мнением другого человека.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютеры (для детей), мильтимедийный экран (презентация), конверты (пролог), ордена, листки с незаконченным четырехстишием, листки для записи синквейна, грамоты.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный этап
(Звучит музыка из игры Умницы и умники)
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня на ваших глазах определятся умницы и умники 3 б класса. До начала урока класс был разделен на 3 группы при помощи жеребьевки и выбраны капитаны команд.
Приглашаю участников за свои столы.
Разрешите представить вам, что кроме агонистов (участников) и ведущей на игре присутствует высокий ареопаг (уважаемые судьи игры).
- Игра состоит из 3 этапов, в ходе которой каждая команда за правильные ответы, будет награждаться орденами. Путём их подсчёта в конце встречи выявится победитель.
-Для начала предлагаю каждой команде взяться за руки, улыбнитесь сначала соседу справа, потом - слева, напротив друг другу.
Правила работы в группе:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
Присаживаются за столы.
Слушают правила игры
Дети берут друг друга за руки, улыбаются.
Озвучивают правила работы в группах.
Личностные:
формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2.Актуализация знаний
Пролог. Каждой команде выдается конверт, внутри которого находятся буквы. Ваша задача: как можно быстрей из предложенных букв собрать слова, тем самым угадав тему сегодняшней игры (учитель вручает конверты).
- Какие слова получились?
Слушают учителя.
Выполняют задание (собирают слова), отвечают на вопрос (называют тему урока), высказывают свое мнение.
Тема урока «Стихи Есенина»
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Итак, тема урока: Стихи Есенина
Так как игра у нас будет проходить поэтапно, каждой команде предлагается на выбор, выбрать с какого этапа мы начнем игру.
Внимание на слайд:
1этап. Что вы узнали о поэте С. А. Есенине?
2этап. О чем писал Есенин? Какие стихи знаете?
3 этап. Как звучат стихи? Какие чувства вызывают они?
Прошу капитана первой команды озвучить этап, с которого начнется игра.
Слушают учителя.
Формулируют цель урока
Смотрят на слайд, прочитывают этапы.
1 команда (капитан) зачитывает свой этап.
Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные: принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности.
Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
1этап. Что вы узнали о поэте С.А. Есенине?
-Предлагаю каждой команде выполнить тест по биографии. За каждый правильный ответ команда получает орден.
Тест:
1.Отметь имя и отчество Есенина
а) Александр Сергеевич
б) Михаил Юрьевич
в) Сергей Александрович
2.Годы жизни Есенина
а) 1895-1923гг
б) 1890-1921гг
в) 1868-1936гг
3.Есенин был родом из:
а) из Таганрога
б) из Москвы
в) Рязанская губерния с. Константиново
4. Есенин по происхождению был из семьи
а) военных
б) крестьян
в) врачей
5. Как звали мать Есенина
а) Светлана Ивановна
б) Татьяна Федоровна
в) Екатерина Юрьевна
6.Как звали отца Есенина
а) Александр Никитич
б) Петр Сергеевич
в) Евгений Михайлович
7. Первый сборник стихов Есенина называется
а) «Радуница»
б) «Кобыльи корабли»
в) «Ключ Марии»
Проверти тест на правильность. Внимание на слайд.
Молодцы! Справились с заданием. Вручение орденов.
Играем дальше. Предоставляю слово 2 команде. Капитан озвучивает 2 этап игры.
2этап. О чем писал Есенин? Какие стихи знаете?
Задание: Найдите соответствия
Перед вами заголовки и отрывки стихов Есенина. Ваша задача соотнести заголовки стихов с содержанием текстов. За каждое правильное соотнесение команды получают орден+ за скорость.
1.«А заря лениво, обходя кругом , обсыпает ветки новым серебром»
1.«Нивы сжаты, рощи голы»
2.«Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось »
2.«Я покинул родимый дом»
3.«Притворимся , что не слышим , если мама спать зовёт»
3.«Сыплет черёмуха снегом»
4.«В три звезды березняк над прудом, теплит матери старой грудь»
4.«Бабушкины сказки»
5.«Никнут шелковые травы, пахнет смолистой сосной »
5.«Берёза»
Давайте проверим соответствие названий с отрывками стихотворений. Внимание на слайд.
Молодцы! Так держать! Вручение орденов.
Следующее задание называется «Поиск»
Вам предлагается разгадать кроссворд на тему «Деревья в стихах С.А. Есенина». Чья команда, верно разгадает весь кроссворд и быстрее получает орден.
Дерево, которое «стережёт голубую Русь»
Дерево, которое стоит «в юбчонке белой»
Дерево, которое «сыплет снегом» весной
Давайте проверим кроссворд на правильность. Внимание на слайд.
Справились! Вручаются ордена.
Готовы выполнить следующее задание?
Задание называется «Модель».
Предлагаю заполнить (собрать) модель обложки к отрывкам из стихотворений Есенина. В этом задании вы можете пользоваться учебником. Чья команда безошибочно справляется с заданием, получает орден.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь». (родина)
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака (о детях)
3.Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром (природа)
Давайте проверим ваши модели на правильность. Внимание на слайд.
Молодцы! Практически все команды справились с заданием. Вручение орденов.
Выполняют задание – тест (выбирают правильный ответ на компьютере)
1-в
2-а
3-в
4-б
5-б
6-а
7-а
Проверяют по слайду. Находят ошибки.
2 команда (капитан) выбирает следующий этап, зачитывая его на слайде.
Приступают к выполнению первого задания. Обсуждают между собой. Высказывают свои предположения (работают на компьютере)
1-5
2-1
3-4
4-2
5-3
Проверяют по слайду. Находят ошибки.
Приступают к выполнению второго задания. Обсуждают между собой. Высказывают свои предположения
(задание выполняют на компьютере)
Клен
Береза
Черемуха
Проверяют разгаданный кроссворд по слайду. Находят ошибки.
Да.
Приступают к выполнению третьего задания. Обсуждают между собой. Высказывают свои предположения. Пользуются информацией учебника.
Заполняют модели на компьютере:
Проверяют правильность заполнения моделей на слайде.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: общеучебные- умеют ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы; сами задают вопросы, определяют в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
логические - соотносят объекты по нескольким основаниям; находят закономерности в составлении модели обложки; самостоятельно продолжают их по установленному плану.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют этапы выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемных вопросов.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
3 этап. Как звучат стихи? Какие чувства вызывают они?
Задание: Чтецов.
В этом задании вам дан отрывок стихотворения Есенина, но стих рассыпался. Ваша задача собрать это стихотворение и прочитать. Подсказка: Первая строка у вас выделена красным цветом, последняя синим цветом. Кто верно соберет, получает орден. Приступаем к заданию
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Тёмным елям снится
Гомон косарей.
Чтобы понять правильно ли вы собрали отрывок стихотворения, давайте послушаем аудиозапись к данному стихотворению.
Молодцы! Каждая команда получает орден.
Следующее задание: Творцы.
Давайте выполним творческое задание. Перед вами не законченное четырехстишие. Подберите рифмующие слова и запишите.
За самый удачный вариант команда получает орден.
зима
замела
на земле
в серебре
3 команда выбирает последний этап из трех, зачитывая его на слайде.
Приступают к выполнению задания. Обсуждают между собой. Высказывают свои предположения
Собирают стих. Выполняют на компьютерах.
Слушают аудиозапись.
Проверяют, находят ошибки.
Слушают задание.
Приступают к выполнению задания. Обсуждают между собой. Высказывают свои предположения.
Записывают варианты.
Капитаны команд зачитывают.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: общеучебные – определяют умения, которые будут сформированы при выполнении заданий; логические – сопоставляют, сравнивают, слушают; делают самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; оценивают свое задание.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций.
6.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Давайте выполним задание и подведем итог по теме «Стихи С.А. Есенина», которое заключается в пятистрочной стихотворной форме.
Памятки лежат на столах.
Выслушиваем варианты трех команд
Внимание! Сейчас будет определена лучшая команда игры «Умницы и умники» путём подсчёта орденов.
Итак, в сегодняшней игре 1 место завоевывает.. команда, 2 место.. команда, 3 место. команда. Вручаются грамоты.
-А на сегодня игра окончена. Спасибо за игру!
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
(на столах лежат памятки – синквейн)
Зачитывают
Пример:
1.Есенин
2. Великий, талантливый
3. Думает, страдает, любит
4. Стихами пробуждает добрые чувства
5. Гений
Каждая команда награждается грамотами
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.
Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: выполняют оценку результатов работы.
Объект 315