Классный час: «Дорожная разметка, как способ регулирования дорожного движения. Пешеходные переходы».

Классный час в 9 классе на тему:
«Дорожная разметка, как способ регулирования дорожного движения. Пешеходные переходы».
Составила: Доценко Лидия Николаевна,
учитель МБОУ СОШ №28 С.ИВАНОВКА
Цели:
познакомить учащихся с: дорожными разметками;
пешеходным переходом и его видами;
научить различать группы дорожных разметок и их назначение;
воспитывать уважение к ПДД
Оборудование: плакаты, выставка книг по изучению ПДД, экран, проектор, компьютер, презентация, буклеты.

Ход занятия.
1. Беседа:
1.1 Вступление:
Учитель: (слайд № 3)
На улице нашей
Машины, машины
Машины малютки.
Машины большие.
Спешат легковые,
Спешат грузовые
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины-
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.

- Здравствуйте, ребята! Думаю, вы уже поняли, что сегодня речь пойдет о движении на дороге.
- Кто является участником дорожного движения?
- Скажите! С помощью чего происходит регулирование движения?
( предполагаемые ответы уч-ся)
- Да! Каждый человек с раннего детства знает о светофоре и регулировщике, но это еще не все способы регулирования.

1.2. Сообщение темы и цели занятия:
(слайд №1)Тема нашего сегодняшнего занятия: «Дорожная разметка, как способ регулирования дорожного движения. Пешеходные переходы».
- Как вы думаете, какова цель нашего занятия? ( слайд №2)
познакомиться с: дорожными разметками;
пешеходным переходом и его видами;
научиться различать группы дорожных разметок и их назначение;
воспитывать уважение к ПДД.


1.3.Формулирование целей дорожной разметки:
- Каждый из вас не раз видел на дорогах различную разметку. Чтобы уверенно и комфортабельно чувствовать себя за рулем, водитель транспортного средства находится в зависимости от контрольных точек для ориентации как на близком расстоянии, так и по всему маршруту следования. Это особенно важно в темное время суток, но также и при плохих условиях видимости (например, в тумане), когда дорогу трудно отделить от окружающей среды. На сложных перекрестках для участников дорожного движения также очень важно суметь правильно определить свое место на проезжей части дороги с помощью контрольных точек для ориентации. Дорожная разметка должна давать такие ориентиры.
- Какие контрольные точки-ориентиры вы знаете ?
(слайд № 4)
Контрольные точки-ориентиры на дороге.
разметка линий, идущих вдоль дорожного полотна, световозвращающей краской или пластиком;
выделение зоны для левого поворота при двустороннем движении;
установка дорожных отражателей;
разметка направляющих столбиков;
разметка направления движения (стрелы);
краевая разметка;
сочетание различных видов разметки.

- Давайте попробуем вместе сформулировать цель разметок на дороге! ( После предполагаемых ответов формулировок цели появляются на слайде № 5).
Дорожная разметка устраивается с целью:
1. Направлять потоки автомобилей, показывая направление проезжей части дороги, обозначать границы дорожного полотна на фоне окружающей местности. 2. Предупреждать участников дорожного движения об особых или опасных участках дороги. 3. Регулировать дорожное движение, например, резервируя определенные участки проезжей части дороги для определенных групп участников дорожного движения (например, специальная полоса движения для общественного транспорта) и регулируя доступ для объезда (обгона) и смены полосы движения. 4. Дополнять и усиливать информацию, имеющуюся на дорожных знаках.
2. Сообщение нового материала:
- Дорожная разметка делится на горизонтальную и вертикальную.
- Рассмотрим вертикальную разметку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Что, по вашему мнению, относится к вертикальной разметке и для чего она служит?
- Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.
- Давайте внимательно рассмотрим слайд с изображением вертикальных разметок на дороге и выясним что они означают.
Вертикальная разметка:
2.1. обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;
2.2. обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;
обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;
2.4. обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное;
2.5. обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;
2.6. обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;
2.7. обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.
- Следующий вид разметки – это горизонтальный. Как вы думаете, почему мы сначала рассмотрели вертикальную разметку? ( ответы учащихся)
- Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. И этих разметок намного больше, чем вертикальных.
- Давайте посмотрим на слайд (№8). Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Горизонтальная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 желтого цвета.
Горизонтальная разметка:
1.1. разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств и край проезжей части дорог, не отнесенных к автомагистралям.
1.2. (широкая сплошная линия) обозначает край проезжей части на автомагистралях;
1.3. разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
1.4. обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.5. разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
1.7. (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) обозначает полосы движения в пределах перекрестка;
1.10. обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.13. указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;
1.15. обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;
1.17. обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси;
- Прошу обратить внимание на разметки 1.14.1, 1.14.2. («зебра»)( слайд № 9) обозначает нерегулируемый пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
1.14.3. обозначает пешеходный переход, где движение регулируется светофором;
3. Викторина. ( Класс делится на две команды, которым поочередно задают вопросы. Если одна команда затрудняется, право ответа переходит другой)
1. Из каких частей состоит улица? (проезжая часть, обочина, тротуар)
2. Где пешеходу необходимо переходить улицу? (Светофор, пешеходный переход, подземный переход)
3. Что такое «ЗЕБРА»? (разметка пешеходного перехода)
4.Для чего необходим островок безопасности? ( для перехода широких дорог, где можно переждать поток идущих машин.)
5. Если вас при переходе дороги настиг транспорт, вы не успели перейти, где лучше всего находиться? ( на островке безопасности или посредине дороги)
6. Ваши действия при зеленом сигнале светофора для машин. ( стоять на месте)
4. Подведение итогов.
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-На какие виды делится дорожная разметка?
- Что относится к «Вертикальной разметке»?
- А что относится к «Горизонтальной отметке»?
- Какие вы знаете пешеходные переходы?
( Подведение итогов викторины, всем вручаются памятные буклеты, а выигравшей команде вручаются памятные медали)
Занятие завершается исполнением песни на фонограмму песни «Красная Шапочка» (слайд № 10)
Если надо нам дорогу
Перейти, то всем поможет
Эта белая разметка,
Та, что зеброю зовут.
И по этой по разметке
Перейдем дорогу все мы
И машины все при этом
Перейти ее дадут!
Припев:
Ах! Для пешеходов
Просто есть переход!
Ах! Если зеленый,
То все полный вперед!
Ах! Если красный,
То опасно!
Ах! Детям всем ясно
То, что разметки важны!
То, что людям всем нужны! Появляется слайд № 11)

15