Рабочая тетрадь по Информатике и ИКТ для студентов 1 курса СПО

Министерство образования и науки Красноярского края
краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Шушенский сельскохозяйственный колледж»






РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
для студентов 1 курса















2014

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую тетрадь по дисциплине «Информатика и ИКТ»
преподавателя информатики и ИКТ Вейс С.Н.

Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ предназначена для студентов 1 курса всех специальностей среднего профессионального образования, изучающих базовый курс информатики 10-11 класс.
Рабочая тетрадь разработана с учётом требований к подготовке специалистов разного профиля. Задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.
Цель создания Рабочей тетради состоит в использовании практических заданий для:
- формирования высокого уровня информационной культуры,
- овладения современными информационными технологиями,
- выработки умений оперативно и качественно работать с информацией,
- развития творческого и познавательного потенциала студентов,
- раскрытия коммуникативных возможностей современного человека.
Выполнение письменных практических упражнений позволит преподавателю осуществить индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений студентов по определённым разделам дисциплины.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями рабочей программы по ФГОС -3 для студентов СПО.








АННОТАЦИЯ

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы по основным разделам дисциплины «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса всех специальностей среднего профессионального образования, изучающих базовый курс информатики 10-11 класс.
В тетрадь включены пять разделов охватывающих весь курс информатики базового уровня соответствующего государственному стандарту профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования:
Раздел I Информационная деятельность человека
Тема 1.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.
Тема 1.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров.
Тема 1.3. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Раздел II информация и информационные процессы
Тема 2.1. Свойства информации, виды информации.
Тема 2.2. Информационные процессы.
Тема 2.3. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Раздел III Средства информационных и коммуникационных технологий.
Тема 3.1. Операционные системы.
Тема 3.2.Компьютерные вирусы.
Тема3.3. Компьютерные сети
Раздел IV Технология создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1.Текст как информационный объект.
Тема 4.2.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Тема 4.3.Графические информационные объекты.
Раздел V. телекоммуникационные технологии.

Тема 5.1. Локальные сети и глобальные компьютерные сети.
Тема 5.2. Поисковые информационные системы.
В рабочую тетрадь входят разделы, как теоретического характера, так и рекомендации по проведению практических работ, в частности с использованием офисного приложения Microsoft Office.
В конце каждого раздела предложен контрольный тест, который позволит показать результат освоения изученного материала.























Министерство образования и науки Красноярского края
краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Шушенский сельскохозяйственный колледж»




Специальность ___________________




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Информатика и ИКТ»





студента группы________________
Ф.И.О. ________________________
______________________________
______________________________






ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика и ИКТ» разработана с учётом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В Рабочей тетради представлены практические задания для выполнения их в самой тетради или на компьютере. Упражнения ориентированы на закрепление теоретических понятий, отработку умений и навыков при обучении информационным технологиям.
В ходе изучения материала у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов рабочей тетради, обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.
В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям технического, естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного профилей.
Рабочая тетрадь поможет студентам в освоении теоретических понятий информационных технологий, а преподавателю в проверке качества знаний обучаемых. Она создана для удобной и комфортной работы на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время.





СОДЕРЖАННИЕ13 TOC \o "1-2" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc390631584" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc390631584 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc390631586" 14ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 13 PAGEREF _Toc390631586 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc390631587" 14Раздел I Информационная деятельность человека 13 PAGEREF _Toc390631587 \h 1431515
Подходы к понятию информации и измерению информации.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
13 LINK \l "_Toc390631592" 14Раздел II Информация и информационные процессы 13 PAGEREF _Toc390631592 \h 1431515
Свойства информации, виды информации.
Информационные процессы.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
13 LINK \l "_Toc390631596" 14Раздел III Средства информационных и коммуникационных технологий. 13 PAGEREF _Toc390631596 \h 1431515
1. Операционные системы.
2.Компьютерные вирусы.
3.Компьютерные сети
13 LINK \l "_Toc390631600" 14Раздел IV Технология создания и преобразования информационных объектов 13 PAGEREF _Toc390631600 \h 1431515
1.Текст как информационный объект.
2.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
3.Графические информационные объекты.
13 LINK \l "_Toc390631608" 14V Раздел. Телекоммуникационные технологии. 13 PAGEREF _Toc390631608 \h 1431515
1. Локальные сети и глобальные компьютерные сети.
2. Поисковые информационные системы.
13 LINK \l "_Toc390631611" 14Литература 13 PAGEREF _Toc390631611 \h 1431515
15






ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Находясь за компьютером, рекомендуется периодически отдыхать, отвлекаться от экрана монитора, смотреть в окно, однако во время работы надо быть предельно внимательным.
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования, рекомендуется выполнять следующие правила:
не входить в помещение, где находится вычислительная техника без разрешения преподавателя;
не включать без разрешения оборудование;
при несчастном случае, или поломке оборудования позвать преподавателя; знать, где находится пульт выключения оборудования (выключатель, красная кнопка, рубильник);
не трогать провода и разъемы (возможно поражение электрическим током);
не допускать порчи оборудования;
не работать в верхней одежде;
не прыгать, не бегать (не пылить);
не шуметь.
С строго запрещается:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора;
включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
работать во влажной одежде и влажными руками;
класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру.
Работать следует на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, - в очках.
Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана монитора должно быть в пределах 0,6 - 0,7 м, допустимое - не менее 0,5 м.
Нельзя работать при недостаточном освещении и при плохом самочувствии.
Все задания выполнять только с разрешения преподавателя.

ЧЕМ ОПАСЕН ДЛЯ НАС КОМПЬЮТЕР
Компьютер - высокотехнологичное технически хорошо продуманное устройство, но вместе с тем очень опасное. Иногда опасность реальна, а иногда, он незаметно воздействует на Ваше здоровье и психику.
Возможные воздействия:
На зрение. (Преломление - искажение изображения происходит в связи с тем, что лицевое стекло монитора очень толстое, для безопасности на случай разрушения кинескопа; растр - изображение состоит из точек и строк; мелькание - изображение формируется кадрами, как в телевизоре; свечение - свечение изображения не естественно и происходит дополнительное утомление глаз.) Для профилактики следует чаще моргать, периодически отвлекаться (смотреть в окно, в даль), делать гимнастику для глаз. При наборе текста стараться, как можно меньше смотреть на монитор.
Излучение микроволновое (радиация) и электромагнитное.
Высокое напряжение от 110 до 50000В в неисправных блоках может сохраняться длительное время, поэтому не следует касаться токоведущих частей под напряжением и не использовать компьютер в сырых помещениях.
Воздействие на осанку, неправильная организация рабочего места может привести к быстрому утомлению, искривлению позвоночника (необходима правильная организация рабочего места и времени, гимнастика).
Компьютерные вирусы влияют на здоровье: плавающие линии, плавающая четкость, инфразвуки, ультразвуки, "двадцать пятый кадр", стресс от потери информации...
Артрит (при работе с мышкой и клавиатурой более всего задействованы - указательный и средний пальцы, мышцы запястья и предплечья, что может вызвать болезнь суставов) – необходимо распределение нагрузки на все пальцы (десятипальцевый - слепой метод печати).
Ионизированная (наэлектризованная) пыль - сильный канцероген – необходимо проветривать помещение и содержать в чистоте.
Компьютерные игры и Интернет иногда перерастают в психологическую (компьютерную) зависимость, поэтому следует развивать чувство самоконтроля.
ЧЕМ ОПАСНЫ МЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА
Не только компьютерная техника может повредить нашему здоровью, но и мы при несоблюдении элементарных правил гигиены и труда можем испортить оборудование.
Возможные повреждения:
Блоков компьютера - это царапины, вмятины, трещины.
Механические повреждения клавиатуры. Стираются надписи на клавишах (маникюр, кольца, кремы...), от сильного удара клавиши "залипают" (в особенности пробел и ввод).
Механическое повреждение тонкого защитного слоя экрана, касание поверхности экрана пальцем, указкой, ручкой, карандашом... Не желательно протирать экран грубой тканью.
Внутренние механические повреждения, которые могут возникнуть от удара или попадания постороннего предмета вовнутрь. (Категорически запрещается переносить, передвигать блоки компьютера во включенном состоянии.)
Токопроводящая пыль, загрязнения, влага нарушают теплопроводность блоков и могут вывести из строя блоки компьютера.
Крошки, кофе, чай, скрепки... могут попасть в компьютерные блоки и вывести их из строя.
Бумага, положенная на вентиляционные отверстия блоков (монитора) нарушает их тепловой режим.
Частое включение / выключение компьютера создает дополнительную нагрузку на блоки компьютера.

Правильная организация рабочего места и рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности превратят Ваш компьютер в настоящего друга и безопасного помощника.


Раздел I Информационная деятельность человека
Подходы к понятию информации и измерению информации.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Задание 1.
Запишите определения.
Информация-___________________________________________________________
______________________________________________________________________
Информатика - ________________________________________________________
______________________________________________________________________
Информационные процессы – ___________________________________________
______________________________________________________________________
Информационные технологии - __________________________________________
______________________________________________________________________
Информационная система - ______________________________________________
______________________________________________________________________
Информационно-телекоммуникационная сеть - _____________________________
______________________________________________________________________
Обладатель информации - _______________________________________________
______________________________________________________________________
Доступ к информации - _________________________________________________
______________________________________________________________________
Конфиденциальность информации - _______________________________________
______________________________________________________________________
Предоставление информации - ____________________________________________
______________________________________________________________________
Распространение информации - ___________________________________________
______________________________________________________________________
Электронное сообщение – _______________________________________________
______________________________________________________________________
Документированная информация – ________________________________________
______________________________________________________________________
Оператор информационной системы - _____________________________________
______________________________________________________________________
Задание 2.
Заполните таблицу:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ВРЕМЯ
4 ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ
XVI ВЕК
(середина)
НАША ЭРА
XIX ВЕК (конец)
НАША ЭРА
XX ВЕК (конец)
НАША ЭРА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Информационные революции
ПЕРВАЯ
ВТОРАЯ
ТРЕТЬЯ
ЧЕТВЕРТАЯ


Изобретение












Результат














Задание 3.
Заполните таблицу:
Поколения ЭВМ
ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ
ХАРАКТЕРИСТИКИ


I
II
III
IV
V
VI

Годы применения








Элементная база








Количество ЭВМ в мире (шт.)







Быстродействие (операций в секунду)







Носитель информации







Программное обеспечение







Размеры ЭВМ









Задание 4.
Поставь соответствие.

Поколение 1 Транзисторы
Поколение 2 Микропроцессор
Поколение 3 Электронные лампы
Поколение 4 Интегральные схемы

Задание 6.
Перечислите действующие нормативные документы (законы), регулирующие информационные процессы современного общества.

___________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Задание 7.
Закон РФ №3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» определяет ____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 8.
Закон №152 –ОФЗ «О персональных данных» вступил в силу _______________г.,
целью которого является ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Раздел II Информация и информационные процессы
Свойства информации, виды информации.
Информационные процессы.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Задание 1.
Заполните таблицы:
Свойства информации
Свойства информации
Примеры

Доступная


Адекватная


Репрезентативность


Актуальная


Полная


Достоверная



Работа на ПК с различными видами информации

Виды информации
Прикладная программная среда
Названия известных программ

Текст
Текстовый редактор
Блокнот, MS Word,

Графика



Схема



Диаграмма



Звук



Видеоизображение



Фотография



Таблица



Большой объем информации



Чертеж




Задание 2.
Заполните таблицу:
Информационные процессы

Информационные процессы
Примеры человеческой деятельности, природных явлений
Примеры их реализации в компьютере

Создание информации



Сбор информации



Обработка информации



Хранение информации



Передача информации



Поиск информации



Кодирование информации




Задание 3.
Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная
Восьмеричная
Десятичная
Шестнадцатеричная

101010
 
 
 

 
127
 
 

 
 
269
 

 
 
 
9B





Задание 4.
Переведите числа в другие системы счисления. Результаты вычислений запишите в таблицу.
Вариант 1
Вариант 2

1)1000012 =?8=?10;
5348=?2=?10;
25410=?2=?8;
2)1001112 =?8=?10=?16;
6248=?2=?10=?16;
23110=?2=?8=?16;
1АС16=?2=?10=?8
1) 1011012 =?8=?10;
6278=?2=?10;
37810=?2=?8;
2) 1100112 =?8=?10=?16;
4258=?2=?10=?16;
19910=?2=?8=?16;
2DB16=?2=?10=?8


Задание 5.
Прочитайте теоретический материал и заполните нижеприведенную таблицу.
В ЭВМ кодирование информации осуществляется двоичным цифровым кодом. Доказано, что применение двоичной системы счисления обеспечивает максимальную производительность ЭВМ. Двоичный код представляется с помощью двух информационных сообщений - "1 "(импульс напряжения) или " О" (отсутствие импульса). Комбинации двоичного кода для кодирования информации называются цифровым кодированием. При кодировании входная информация представляется строго соответствующим двоичным набором.
Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну единицу информации, называемую битом (Да - Нет, 1-0, Истина-Ложь).
Бит - это минимальная количественная характеристика информации. Для измерения компьютерной информации служит восьмибитовое число - байт.
Байт - минимальная единица информации, с помощью которой кодируют 1 символ.
1байт= 8бит;
1Кбайт (килобайт) = 1024 или 210 байт;
1Мбайт (мегабайт) =1 048 576 или 220 байт;
1Гбайт (гигабайт) =1 073 741 824 или 230бaйт;
1Тбайт (терабайт) = 1 099 511 627 776 или 240 байт.
Символьная (алфавитно-цифровая) информация в компьютере представляется посредством восьмиразрядных двоичных кодов. Полное число кодовых комбинаций нулей и единиц в этом случае составляет 28 = 256. Каждому символу (цифре, букве, знаку) ставится в соответствие единственный код из числа кодовых комбинаций. С помощью восьмиразрядного кода можно закодировать строчные и прописные буквы латинского алфавита, буквы русского алфавита, цифры, знаки препинания, знаки математических операций и некоторые специальные символы. Передача символьной информации в этом случае заключается в пересылке по линии передачи кодовых двоичных наборов информации. При этом один разряд двоичной информации принимается за 1 бит. Последовательность из 8 двоичных разрядов кода информации в ЭВМ осуществляется 8-разрядным двоичным кодом, т.е. каждому входному символу соответствует 1 байт информации.
Единицы измерения количества информации
Название
Условное обозначение
В битах
В байтах

1Килобит
1Кбит



1Мегабит
1Мбит



1Гигабит
1Гбит



1Килобайт
1Кб



1Мегабайт
1Мб



1Гигабайт
1Гб




Задание 6.
Решите задачи.
1) Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
Ответ: _________________________________________________

2) Сколько килобайт составляет сообщение, содержащее, 12288 бит?
Ответ: _________________________________________________

3) Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
Ответ: _________________________________________________

4) На странице обычного учебника помещается примерно 50 строк, в каждой строке по 60 знаков (байт). Сколько печатных листов такого учебника может поместиться на обычную 3-х дюймовую дискету?
Ответ: _________________________________________________

5) Лазерный диск может содержать 650 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объемом 1,38 Мбайт потребуется, чтобы разместить информацию с одного лазерного диска?
Ответ: _________________________________________________

Задание 7.
Заполните пропуски числами, выполнив соответствующие вычисления:
а) 5 Кбайт = ____________ байт = ____________________ бит,
б) __________ Кбайт = ___________ байт = 12288 бит;
в) __________ Кбайт = ___________ байт = 213 бит;
г) __________Гбайт =1536 Мбайт = ________________ Кбайт;
д) 512 Кбайт = ______________ байт = ________________ бит.



Задание 8.
Соедини линиями название устройств и название выполняемого им действия.



















Примечание. Одно устройство может выполнять несколько действий.

Задание 9.
Разгадай кроссворд.











1











2















1















3


























4




2






















5



























6















3







7














4












5




















































6
































По вертикали:
Кого считают отцом современного ПК?
Машина, которую сконструировал Лейбниц.
Электромеханическое - переключатель с двумя позициями: включено – выключено.
В 1949 году была построена ЭВМ с архитектурой этого математика.
Большая электронно-счетная машина.
Академик, под чьим руководством создан первая ЭВМ в Советском Союзе.
Первый электронный компьютер, созданный в США в 1946 году.
По горизонтали:
Древние счеты.
Холлерит создал счетно- машину.
Первый в мире программист.
Первая ЭВМ, созданная в Советском Союзе.
Вычислительная машина с программным управлением на релейных и механических элементах.
Математик, сконструировавший первую в мире механическую счетную машину.

Тест по теме Аппаратные средства компьютера
Выдели правильный ответ
1. Кто из перечисленных математиков ввел понятие логарифмов?
Непер.
Паскаль
Лейбниц
Беббидж
2. Как называется механическая счетная машина Лейбница?
Абак.
Линейка навигационных расчетов.
Арифмометр.
IBM.
3. Чья машина могла выполнять только сложение многозначных чисел?
Паскаля.
Холлерита.
Беббиджа.
Айкена.
4. Первый электронный компьютер был создан
В 1943 году.
В 1944 году.
В 1945 году.
В 1946 году.
5. Первая ЭВМ в Советском Союзе
БЭСМ.
ГЭСМ.
МЭСМ.
ПЭСМ.
6. Во втором поколении компьютеров использовались
Электронные лампы.
Транзисторы.
Интегральные схемы.
Микропроцессоры.
7. Основные устройства ПК:
Системный блок, монитор, клавиатура.
Системный блок, монитор, мышь.
Системный блок, монитор, модем.
Системный блок, монитор, колонки.
8. Внутренняя память компьютера, в которой информация хранится временно:
ПЗУ.
ОЗУ.
ВЗУ.
ВПК.
9. Виды сканеров:
Струйный, лазерный, матричный.
Барабанный, ручной, планшетный.
Жидкокристаллический, плазменный, с ЭЛТ.
Нет правильного ответа.
10. Позволяет записывать и постоянно хранить нужную информацию не очень большого объема:
Жесткий диск.
CD диск.
DVD диск.
Гибкий диск.
Ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15




















Задание 10.
Заполните таблицу:
Форматы графических файлов
Расширение файла
Английская расшифровка
Достоинства
Недостатки
Область использования

BMP
Bit MaP image
Универсальность
Не предусматривает сжатия изображения
OC Windows, многие графические редакторы

CDR







GIF







JPEG







PCD







PCX







PNG







TIFF







WMF









Задание 11.
Решите задачи и запишите ответы.
1) Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 4, 8, 16, 24, 32 бита.
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________

4) В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем, занимаемой им памяти?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________

5) 256-цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он состоит?
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 12.

Определите требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана монитора. Заполните таблицу.
Разрешающая способность экрана
Глубина цвета (бит на точку)


4
8
16
24
32

640 на 480
 
 
 
 
 

800 на 600
 
 
 
 
 

1024 на 768
 
 
 
 
 

1280 на 1024
 
 
 
 
 



Задание 13. «Носители информации»
1. Сформулируйте определение носителя информации._______________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Назовите носители информации, использовавшиеся до появления бумаги._____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Нарисуйте в виде петроглифа эволюцию носителей информации.
4. Вычислите объем книги из 180 страниц, считая, что на каждой странице 47 строк, в каждой строке 50 символов. Ответ дайте в Кбайтах.___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подумайте, почему сейчас не используются такие носители информации. Как папирус и пергамент, а бумага используется до сих пор?______________________
__________________________________________________________________________________
6. Назовите современные внешние носители информации._____________________
__________________________________________________________________________________
7. Расположите внешние носители информации в порядке возрастания объема информации, которая может на них храниться.______________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Назовите внутренние носители информации.______________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 14. «Архивация данных»
Заппишите определения:
1.Архивация (упаковка) ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Архиваторы ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Архивный файл _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Разархивация (распаковка) ____________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Самораспаковывающийся архивный файл _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15.
В операционной системе Windows создайте на рабочем столе создайте папку Archives, в которой создайте папки Pictures и Documents.
Найдите и скопируйте в папку Pictures по два рисунка с расширением *.jpg и *.bmp.
Сравните размеры файлов *.bmp и *.jpg. и запишите данные в таблицу
В папку Documents поместите файлы *.doc (не менее 3) и запишите их исходные размеры в таблицу.



Архиваторы
Размер исходных файлов


WinZip
WinRar


Текстовые файлы:
1. Документ1.doc




2. Документ2.doc




3. Документ3.doc




Графические файлы:
1. Зима.jpg




2. Рябина.bmp




Процент сжатия текстовой информации (для всех файлов)




Процент сжатия графической информации (для всех файлов)





Задание 16. «Поисковые системы»
Откройте программу Enternet Explorer.
Загрузите страницу электронного словаря Promt– [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).
В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.
Нажмите на кнопку Найти.
Занесите результат в следующую таблицу:
Слово
Русско-Английский
Русско-Немецкий

Информатика



Клавиатура



Программист



Монитор



Команда



Винчестер



Сеть



Ссылка



Оператор




Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.
В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.
Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.
Занесите результат в следующую таблицу:
Слово
Лексическое значение

Метонимия


Видеокарта


Железо


Папирус


Скальпель


Дебет


С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:
Личности 20 века

Фамилия, имя
Годы жизни
Род занятий

Джеф Раскин



Лев Ландау



Юрий Гагарин




Задание 17. «Автоматизированные системы управления»
Продолжите предложения:
Что такое автоматизированная система управления ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назначение АСУ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие функции осуществляют АСУ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры АСУ._______________________________________________
_________________________________________________________________________________

Раздел III Средства информационных и коммуникационных технологий.
1. Операционные системы.
2.Компьютерные вирусы.
3.Компьютерные сети
Задание 1 «Операционные системы»

1. Назначение операционных систем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Разновидности операционных систем?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сравнительный анализ MS DOS и WINDOWS:

Показатели сравнения
MS DOS
WINDOWS

Год выпуска




Степень сложности для пользователя



Степень надежности




Степень дружелюбия




Дополнения ПО необходимые для функционирования периферийных устройств



Корневой каталог файловой системы




4. При помощи, какой операционной системы нужно начинать реанимацию компьютера? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Norton Commander (и ему подобные) необходимы для ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Структура операционных систем (назначение каждого элемента):
1._____________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________
3._______________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·7. Укажите назначение следующих элементов:
1. Ярлык ______________________________________________________________
2. Папка _______________________________________________________________
3. Окно _______________________________________________________________
4. Файл _______________________________________________________________
5. Панель задач _________________________________________________________
6. Кнопка ПУСК ________________________________________________________
7. Корзина _____________________________________________________________
8. При помощи главного меню можно выполнить следующие функции (подчеркнуть):
1. Выключить (перезагрузить) компьютер
2. Вызвать последние документы
3. Запустить программы на выполнение
4. Удалить файлы
5. Найти необходимые файлы по показателям:
6. Обратиться к справочной службе
7. Закрыть программы
8. Удалить программы
9. Настроить сеть и подключения
10. Создать папку
11. Создать файл

9. Укажите самые распространенные типы файлов и расширений

Типы файлов
Расштрения




















10. Путь к файлу показывает – __________________________________________
11. Перечислите последовательность действий при изменении фона и заставки рабочего стола ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Укажите последовательность действий при просмотре свойств файла ____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Свойства файла не показывают:
подчеркните правильный ответ
а) тип файла
б) дату создания
в) имя создателя
г) размер файла
14. Для чего необходим доступ к просмотру свойств файла (папки)?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
15. Самая распространенная операционная система?
а) MS DOS
б) WINDOWS 95
в) WINDOWS 98
г) WINDOWS 2000
д) WINDOWS ХР
е) WINDOWS NT
Задание 2 «Компьютерные вирусы»
1. Компьютерный вирус – это __________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. По степени опасности вирусы делятся на:
____________________________________

____________________________________

____________________________________

3. По среде обитания вирусы делятся на:
_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

4. Почему вирусы опасны для компьютера?
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
5. Способы заражения компьютера вирусом:
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Может ли чистая отформатированная дискета стать источником заражения вирусом? (ответ обоснуйте)
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

7. Опишите профилактику заражения компьютера вирусом в зависимости от типа вируса.

Тип вируса
Степень опасности
Профилактика























8. Какие антивирусные программы вы знаете?
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

9. Самые популярные из них?
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

10. Предположим, ваш компьютер стал медленно загружаться, часто подвисает. Каковы вероятные причины такого поведения компьютера?___________________
______________________________________________________________________

11. Ваши действия по устранению проблем описанных в пункте 10? ________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание 3 «Компьютерные сети»
1. Компьютерные сети назначение:

Локальные ___________________________________________________________
Глобальные ___________________________________________________________
Корпоративные ___________________________________________________

2. Группа системных администраторов получила задание обеспечить автоматизированный обмен данными между бухгалтерией и отделом кадров, сеть какого типа здесь уместно применить? Почему? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Рекламу продукции, выпускаемой Вашей компанией, правильнее разместить в сети какого типа? Почему? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

4. Можно ли создать сайт, не входя в сеть Интернет? _________________________
______________________________________________________________________
5. Чем примечательны для истории развития компьютеров следующие года?

1945 г. ________________________________________________________________

1969 г._________________________________________________________________

70-е годы ХХ века ______________________________________________________

1983 г. ________________________________________________________________

1993 г. ________________________________________________________________

6. Протокол TCP/IP – это ________________________________________________
______________________________________________________________________

7. Абривеатура WWW расшифровывается World Wide Web, а переводится ______________________________________________________________________

8. В знаменитой сказке «Буратино», Мальвина учила Буратино писать, как Вы считаете достаточно этих знаний и навыков сегодня и почему? ________________
___________________________________________________________________
9. В связи с развитием компьютерной техники, коков социально необходимый минимум знаний и навыков, которыми должен обладать человек? _____________
___
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
10. Какие технические и социальные проблемы можно решить при помощи глобальных компьютерных сетей? ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
·