Родительское собрание на тему: «Познавательная сфера и готовность детей к школе»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»
Родительское собрание на тему: «Познавательная сфера и готовность детей к школе»
Педагог-психолог:
Карташова Лариса Васильевна
Новохоперск
Повестка дня
Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?
Результаты познавательной сферы дошкольника.
Ход собрания
Психолог: предлагаю Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо, учиться в школе.
Тест «Пирамида».
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек. Им предлагается следующее задание:
Психолог: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:
Ответственность
Умение считать, читать, писать
Умение общаться с взрослыми и сверстниками
Самостоятельность
Настойчивость
Состояние здоровья
Умение логически мыслить
Умение организовать рабочее место
Развитие речи и памяти
Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
Ответственность
Умение считать, считать, писать
Умение общаться с взрослыми и сверстниками
Самостоятельность
Настойчивость
Состояние здоровья
Умение логически мыслить
Умение организовать рабочее место
Развитие речи и памяти.
Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)
Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:
Специальная готовность: умение читать, считать, писать.
Психологическая готовность: умение общаться с взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.
Психолог: Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.
Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.
Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.
Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.
Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.
Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.
Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.
Психолог: Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?
Труд предполагает всегда результат, который значим для других.
Виды труда:
Самообслуживание
Художественно-бытовой труд
Ручной труд
Труд в природе
(ПРИМЕР) Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь ; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)
Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)
Психолог предлагает родителям ознакомиться с работами детей по программе «В школу с радостью». Также раздается родителям психолого-педагогическое заключение познавательной сферы, индивидуальные листы готовности к школе (результаты детей).
Психолог: «Прочитайте, посмотрите, это будет Вам интересно»
Используемая литература:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? – Научно-методическое объединение «Творческая педагогика» - Москва, 1994г.
2. Е.Д. Шваб «В школу с радостью» - Конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя – Волгоград, 2007г.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15