Россияне на рынке труда

Проект урока (соответствующий требованиям ФГОС)
1. Описание проекта
Тема проекта
Урок географии в 8 классе. Россияне на рынке труда.

Автор учебника, по которому
ведётся обучение
Алексеев А.И., С.Б. Болысов, В.В. Николина и др.

Классификация урока
Ознакомление и первичное закрепление нового материала

Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса
В 8 классе обучается 13 человек, из них 5 девочек, 8 мальчиков, большинство учащихся года рождения. Состав класса в основном стабильный.
Большинство учащихся класса воспитываются в полных семьях, где родители уделяют должное внимание воспитанию своих детей. Есть неполных семей, но и здесь родители проявляют к школьным делам своих детей должный интерес.
В классе отличников нет, 3 хорошиста, 10 учеников учатся на «4» и «3».
У учеников класса обнаружены следующие типы мышления: теоретический, наглядно – образный, интуитивный, репродуктивный.
Интеллектуальный уровень учащихся 8 класса достаточно высок. Для познавательного процесса характерна целостность и осмысленность восприятия. Достаточно хорошо развито логическое мышление. У большинства восьмиклассников достаточно высокий уровень сформированности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Но есть учащиеся со средним уровнем. Неплохо выражена у них и способность к формированию суждений, умозаключений. По характеру сформированности навыков учебной деятельности наблюдается следующее распределение учащихся:
Достаточный уровень 9 человек
Легко справляются с заданиями, требующими осмысления нового текста, легко читают графики, преобразуя их в текст, легко осмысливают информацию.
Недостаточный уровень 4 человек
Класс достаточно сильный. В классе есть четыре слабоуспевающих ученика, которые проявляют свою активность только во время групповой работы. Учащиеся предпочитают больше самостоятельную работу, нежели слушать. Очень активны в творческой деятельности. С радостью воспринимают элементы нетрадиционных технологий на уроке. Владеют элементами технологии интеллектуальной воспитанности, к которой во время уроков часто обращаемся.
Могут проанализировать прочитанный текст по вопросам, осмыслить его. С помощью учителя могут справиться с преобразованием информации из вербальной в графическую. Переводят свои ощущения в осмысленную информацию. Требуют педагогической помощи, алгоритмов, вопросов. Преобладающей мыслительной операцией является умение сравнить, устанавливать зависимости, выявлять не соответствия
У большинства учащихся класса преобладает сознательный уровень мотивации. Дети стремятся к активному познанию мира. Их побуждает учиться стремление узнать новые факты.
Есть учащиеся с преобладанием эмоциональной мотивации. Дети стремятся получать хорошие оценки («Я – молодец»») – мотивация благополучия. В целом класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. Дети умеют оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Учащиеся класса проявляют критичность мышления, у многих из них имеются способности к проблемному видению.
Психологический климат в классе благоприятный. Учащиеся стремятся помочь друг другу, в совместных делах проявляют организованность, взаимопомощь. Проявляется сознательная дисциплина. На основании вышеизложенного можно заключить, что учащиеся класса имеют достойно высокие показатели интеллектуального развития, интерес к окружающему миру, имеют способность к проблемному видению. В результате у них формируется устойчивая мотивация изучение предмета географии.

Цели проекта
Разрешение проблемного вопроса через формирование представления о рынке труда.

Задачи проекта
В ходе урока раскрыть существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица; вскрыть причины и следствия безработицы; сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день; представление о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов; учиться выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы; развивать  познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации; способствовать развитию критического мышления учащихся, развитию навыков работы с текстом, делать выводы, продолжать воспитывать у учащихся интереса к предмету.

Знания, умения, навыки и
качества, которые приобретут
и закрепят ученики
Предметные:
В ходе урока раскрыть существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица;
вскрыть причины и следствия безработицы;
сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день;
представлять требования общества к качеству трудовых ресурсов;
Личностные:
осознание себя членами коллектива при работе в группах; воспитание в себе чувства толерантности, умение отстаивать свою позицию, учиться ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, вести диалог на основе равноправных отношений, строить жизненные планы с учетом конкретных экономических условий.
Метапредметные:
регулятивные – дальнейшее формирование навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания;
познавательные: учащиеся продолжат овладевать навыками приобретения новых знаний,
учиться выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы;
продолжат совершенствовать навыки работы с текстом и картами;
развивать  познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации;
развивать навыки устной речи
коммуникативные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого, умение логично и точно излагать свою точку зрения.

Учебный материал,
подлежащий усвоению,
актуализации, закреплению
Учащиеся должны усвоить следующий материал: выделять существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, безработица, экономически активное население;
определять причины и следствия безработицы; сформируют представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день, о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов.






2. Технологическая карта урока

Тема урока: Россияне на рынке труда, 8 класс.

Цель урока: разрешение проблемного вопроса через формирование представления о рынке труда.

Задачи урока:
Обучающие: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, безработица, экономически активное население.
Школьники сумеют определять причины и следствия безработицы, сформируют представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день,  о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов, будут учиться выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы безработицы, формировать умение применять полученные знания путем составления формулы жизненного успеха.
Развивающие: в результате урока учащиеся смогут развивать познавательные способности, выявлять причинно - следственные связи, развивать логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, смогут развивать навыки устной речи, использовать знания в жизненной ситуации.
Воспитательные: учащиеся осознают себя членами коллектива при работе в группах, будут воспитывать в себе чувства толерантности, уверенности в своих силах, умение отстаивать свою позицию, будут учиться ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, вести диалог на основе равноправных отношений, строить жизненные планы с учетом конкретных экономических условий нашего региона.

Ключевые понятия урока: рынок труда, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица.
Тип урока.
По дидактической цели: урок – урок изучения нового материала.
Основные виды деятельности учащихся: эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации, групповая работа по разрешению проблемной ситуации.
По этапу учебного процесса – комбинированный урок.
Место в системе уроков.
Урок № 5 в теме «Россияне».
Структура урока.
Урок содержит следующие этапы:
1. Подготовительный
2. Вводно-мотивационный
3. Операционно-познавательный
4. Контрольно – оценочный
Методы обучения:
По источнику восприятия и передачи учебной информации:
Словесные (беседа);
Практические (работа с учебником, картами атласа, таблицей)
Наглядные
По логике передачи восприятия учебной информации
Дедуктивный
По степени самостоятельности мышления обучающихся
Проблемно - поисковый
По характеру управления учебной работой
Учебная работа под управлением учителя
Самостоятельная работа с учебником
Творческая работа по решению проблемы
Методы стимулирования интереса к учению
Учебная дискуссия
Создание ситуации занимательности
Форма обучения:

- Фронтальная
- Групповая
Организация учебной деятельности:
Темп урока: высокий.
Хронометраж урока:
Подготовительный этап – 1 минута.
Вводно-мотивационный этап – 6 минут.
Операционно – познавательный этап – 23 минуты.
Контрольно – оценочный этап – 15 минут

Организован контроль за деятельностью учащихся (учитель координирует, направляет деятельность учащихся, побуждает их сформулировать и решить проблему).
Приемы активизации учебной деятельности: стимулирование учащихся к проведению исследования в группе, к поиску путей разрешения проблемной ситуации, анализ текста и карты.

Средства обучения:

Печатные:
География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов/, под ред. А.И. Алексеева, Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 2008. – 271 с.: ил. – (Академический школьный учебник). ISBN 978-5-09-016501-3.
Николина В.В. География 8 кл.: мой тренажер: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /В.В. Николина/; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - М.: Просвещение, 2008. – 88 с. (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-01 6800-7.
Печатные пособия:
1. Алексеев А.И., В.В. Николина Учебник «География Россия», 8 класс
2. В.В. Николина «География 8. Мой тренажер»

Система работы учащихся.

Учащиеся 8 класса имеют достаточно высокий уровень самостоятельности, активности, организованности, умеют самостоятельно организовывать познавательную деятельность от постановки целей до результата, умеют самостоятельно выбирать критерии для сравнения, учатся выдвигать гипотезы, находить пути решения проблем, обосновывать суждения, следуют этическим нормам и правилам ведения диалога, овладевают навыками работы в коллективе.

Общие результаты.

Все, что запланировано, выполнено.
Задачи, поставленные на уроке, полностью реализованы, школьники способны применять знания в измененной ситуации.
Домашнее задание: 1) изучить § 15; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа рубрики «Это я знаю»; 3)выполнить задание 43 на стр. 27-28; 44 на стр. 28 тренажера




3. Ход урока

Этап
урока
Структурные
элементы урока
Дидактические
задачи
Проектируемая деятельность учителя
Проектируемая деятельность учащихся
Результат

Подготовительный
1. Оргмомент
Подготовить ученика и учителя к уроку
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих
Готовятся к уроку. Отвечают, кто отсутствует
Готовность начать урок

Вводно-мотивационный
2. Актуализация опорных знаний
Стимулировать учащихся к поиску ответов на проблемный вопрос, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова Сенеки «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»
Просит учащихся сформулировать тему.
Слушают, формулируют тему
«Россияне на рынке труда».
Готовность учащихся к, к поиску путей решения проблемы.





Попытка вызвать интерес, удивление, создавая, таким образом, мотив деятельности.
Пушкин в известной сказке говорил:
Пошел поп по базару
Посмотреть кое-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идет ,сам не зная куда.
Вот так и встретились у Пушкина продавец покупатель. Поп говорит:
Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
На современном языке это может звучать примерно так: нужен профессионал широкого профиля. Предлагаю сформулировать определение этого понятия и задаю проблемный вопрос: как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
Отвечают на вопросы на житейском уровне





Операционно-познавательный
4. Изучение новых знаний и способов действия
Овладеть новыми знаниями по теме «Россияне на рынке труда». Обеспечить
восприятие, согласовать их возрастным особенностям и содержанию программы.
Дает задание учащимся, на основе работы с текстом учебника, и раскрыть понятия трудовые ресурсы, рынок труда, экономически активное население. Пониманию этих сложных терминов способствует схема «Состав трудовых ресурсов России в 2003 г.» на с. 44 учебника.




Работают с учебником, отвечают на поставленные учителем вопросы
Трудовыми ресурсами называется трудоспособное население (женщины в возрасте от 16 до 55 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет), а также дети и пенсионеры, занятые в народном хозяйстве
Рынок труда– это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения.
Экономически активное население- люди, непосредственно занятые в общественном производстве


Овладение основными понятиями темы «Россияне на рынке труда», выделяют их существенные признаки.



5. Первичное закрепление знаний
Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция.
Дает задание поработать в группах с текстом учебника, картами и ответить на вопросы: От чего зависит география безработицы в России? Каковы причины и следствия безработицы? Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Зависит ли безработица от структуры хозяйства?»







Предлагает внести предложения по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.
Работают в группах, обсуждают вопросы,
















Принимают участие в фронтальной беседе. Учащиеся вносят свои предложения
Установление причинно - следственных связей.
Овладение такими личностными универсальными учебными действиями как умение вести диалог на основе равноправных отношений.



Усвоение сущности тех знаний и способов действий, которые определены задачами урока

Контрольно-оценочный
6. Закрепление знаний и умений в измененной ситуации
Обеспечить усвоение знаний и умений на уровне применений в измененной ситуации
Предлагает учащимся проранжировать по значимости десять профессий (с 1 по 10), обсудить полученные результаты. Ответить на следующие вопросы: Почему результаты оказались именно такими? На чем, на ваш взгляд, должен быть основан выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами отвечаете этим требованиям? Почему сегодня говорят не об образовании «на всю жизнь», а об образовании «через всю жизнь»?»
Ранжируют профессии, отвечают на вопросы










Выполнение заданий на применение знаний в измененной ситуации.


7. Применение знаний в новой ситуации.
Освоить умение применять знания в жизни.
Предлагает учащимся поработать в группах и попытаться ответить на проблемные вопросы: как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?
Заполняют таблицу «Мои качества, помогающие овладеть выбранной профессией»:
«Мои качества, препятствующие выбранной профессии»:
Качества личности, нужные для выбранной профессии
Качества, помогающие овладеть выбранной профессией
Качества, препятствующие овладению выбранной профессией


Активные действия учащихся по применению знаний в жизни.


8. Поиск решения проблемы.
Развивать логическое мышление, умение вести дискуссию
Предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса.
Представители групп высказывают свои соображения по поводу решения проблемного вопроса. За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более цене, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях.
Получение информации о том, что проблемный вопрос вызвал активную мыслительную деятельность, что учащиеся умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


9. Подведение итогов занятия
Дать оценку успешности достижения цели и решения проблемы.
Подводит итог групповой работы: чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо выполнить условия, которые учащиеся назвали условиями жизненного успеха
Определяют список качеств, которые необходимы, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда:

Условия жизненного успеха
Знания
Умения
Знание иностранных языков
Самостоятельное принятие решений
Дисциплинированность
Коммуникабельность
Освоение новых профессий
Широкий профиль

Получен6ие информации о реальных результатах учения.


10.. Рефлексия (оценка результатов деятельности учащихся)
Обеспечить рефлексию учащихся, т.е. оценку ими своей деятельности
Дает задание учащимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку
Было ли тебе интересно на уроке?______
Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
Сумел ли ты применить свои знания?______
Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____



Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий, к самооценке, к выявлению положительных и отрицательных моментов урока


12. Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Обеспечивает понимания цели домашнего задания (усвоение основных понятий темы, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, находить пути выхода из трудных жизненных ситуаций) Для достижения этих целей дается задание: 1) изучить § 15; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа рубрики «Это я знаю»; 3)выполнить задание 43 на стр. 27-28; 44 на стр. 28 тренажера


Записывают домашнее задания, стараясь осмыслить и понять.
Реализация необходимости достижения условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися, в соответствии с поставленной задачей и уровнем развития учащихся



15