Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»


Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»
На изучение темы «Имя существительное» в 5 классе отводится 12 часов. Из них только 2 часа выделяется на «чисто» орфографические темы, а именно: «Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных», «Правописание о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц». Созвучная тема « Правописание о и е в суффиксах имен существительных после шипящих и ц» рассматривается в программе 6 класса. Предлагаю изучать данную тему в 5 классе вкупе с обозначенными, так как в данном случае для более результативного усвоения материала будет эффективен метод сопоставления. Учителю необходимо отобрать оптимально эффективные приёмы развития орфографической зоркости, так как упражнения, предлагаемые в учебнике, не предполагают в достаточной мере учета внутренней связи между темами и не предполагают дифференцированного подхода. В процессе исследования сделан акцент на обозначенные выше параметры.Такой подход к изучению взаимосвязанных тем формирует у учащихся содержательные обобщения, четкую дифференциацию орфографических явлений.
Так на уроке по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» предлагается прием «Следопыт» (см. приложение А).
Прием «Следопыт» мотивирует учащихся на выполнение поставленной задачи. В уровне А, рассчитанном на слабого ученика, предлагается маршрутный лист, т.е. вспомогательный материал теоретического характера (алгоритм, таблицы: склонение существительных, падежные окончания существительных). С опорой на данный теоретический материал ученик имеет возможность справиться с заданием, попутно еще раз закрепляя необходимые сведения по теме. Заметим, что от ученика не требуется объяснить свой выбор орфограммы, так как существует вероятность, что он не справится с данным объемом выполняемого. Предполагаем, что в процессе выполнения задания он осуществит работу по указанному алгоритму.
Уровень В предполагает задание следующего характера: ученику необходимо пройти маршрут, поставить существительные в нужную форму, выделить окончание, объяснить графически выбор гласной у существительного под обозначенным номером (см. приложение Б). Сложность выполнения задания данного уровня заключается в самостоятельном применении правила. Подбор материала требует неоднократного осмысления изучаемого. Нумерация, предполагающая определенную последовательность, является своеобразной «ловушкой» для ученика, так как заданной последовательности нет. Она необходима для выполнения итогового задания.
Задание третьего уровня (уровень С) носит творческий характер (см. приложение В): восстановить таблицу, определить тему по ключевым словам, составить на заданную тему 2 предложения, используя существительные из данной таблицы, построить схему.
Данный вид работы, содержащий метапредметную связь, требует систематизации и признаковой классификации.
Сложность уровней А, В заключается в том, что ребенок должен видеть внутри 1-го и 2-го склонений существительные на – ия, - ие, - ий.
Тема: «Правописание гласных о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»
Прием «Ажурное письмо»
Эффективность задания уровня А ( см. приложение Г) заключается в том, что ученик работает с поэтическим текстом. Заданная рифма может дезориентировать ученика при выборе гласной. Дополнительная работа со словарём обогащает словарный запас, расширяет кругозор и способствует самопроверке.
Сложность задания уровня В (см. приложениеД) – в объеме дидактического материала. Предлагаемое для ученика задание требует не только пошагового выполнения, но и графического объяснения выбранной орфограммы, т.е. нужно вывести формулу выбора орфограммы, что предполагает систематизацию изучаемого материала.
Задание уровня С (см. приложение Е) носит творческий характер, так как от ученика требуется составить одно сложное предложение с несколькими словами на изучаемую орфограмму и построить схему. Трудность задания состоит в том, что предлагается поэтический текст, где необходимо найти сложное предложение. Этот вид работы требует от ученика навыка разграничения простых и сложных предложений.
Тему «Правописание гласных о и е после шипящих и в суффиксах существительных», с точки зрения развития орфографической зоркости, целесообразно изучать после темы « Правописание гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных», так как на этапе закрепления материала учащийся одновременно отрабатывает навык видения двух орфограмм.
Прием «В чистом поле»
Уровень А (см. приложение Ж). Учащийся, пользуясь алгоритмом( см. приложение Ж), выделяет слова с заданной орфограммой, проверяя правильность выполнения по ключу. Карточка-ключ - это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они обнаруживаются при наложении ключа на текст. Следующий шаг ученика – самопроверка, а именно выписывание слов на данную орфограмму с её последующим объяснением. Сложность заключается в разграничении частей речи и выделении морфем.
Уровень В (см. приложение З). Задание предполагает распределение существительных в две колонки с орфограммой в суффиксе и окончании. Данный вид работы позволяет выявить уровень познания материала, приводя знания в систему, и исключает случайный выбор, формирует навык видения орфограммы в разных морфемах, развивает творческие способности ученика.
Выполняя задание уровня С (см. приложение И), ученик выписывает слова с данной орфограммой. Последний абзац восполняет подбором существительных на заданную орфограмму, что формирует умение правильно использовать слово в тексте. Это свидетельствует о творческом характере задания. Предложенный прием эффективен на данной теме, так как «В чистом поле» предлагается синтез трех тем. Сложность: текст подается в чистом виде без всякой подсказки. Прием способствует более прочному усвоению материала на уровне его понимания, а также способствует развитию учащихся.
Выводы.
В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической практике приёмы, можно сделать следующие выводы:
для более эффективного результата необходимо отбирать оптимальные приёмы отработки орфографического навыка с учётом внутренней связи тем по принципу сопоставления материала;
отбор осуществлять на основе дифференцированного подхода.
Данные методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками.
Приложение А
«Следопыт»
«Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
Задание уровня А.
48032383503253778543227232Пройди маршрут по стрелкам, вставляя пропущенную орфограмму, выдели окончание.
Умение - в знани…,знание - в учёб…,
учёба - в жизн…,жизнь - в борьбе.
3187896126365
Не в деньгах счастье, в согласи….
Кошк…- игрушки, мышк… - слёзки.
3778543182245

Хорошо птичк… в золотой клетк…,
но того лучше на зелёной ветк….

Приложение Б
Задание уровня В
Пройди маршрут по стрелкам. Поставь существительные в нужную форму, выдели окончания. Объясни графически выбор гласной у существительных под № 3,6,7,10,11.
Меткой (поговорка1) о народной (мудрость2) без всякой (совесть3) по (традиция4) по русской (пословица5) в далёкое (путешествие6) в цветной (иллюстрация7) истоков (народность8) в точном (слово9) на далёкой (станция10) в глубине (кладезь11)

№ 3___________________________________________
№ 6___________________________________________
№ 7___________________________________________
№ 10__________________________________________
№ 11__________________________________________

Приложение В
Задание уровня С
Восстанови таблицу. Определи тему по ключевым словам. Составь на данную тему предложение, используя существительные на данную орфограмму, построй схему
падежи вопросы ия 2 склонение 3склонение
И.п пословица изречение Кого? Чего? знания Д.п традиции Кого? Что? пословицу изречение мудрость
Т.п Кем? Чем? традицией О ком? О чём? О пословице Приложение Г
«Ажурное письмо»
«Правописание гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Задание уровня А
3585112652194Пользуясь алгоритмом, выбери гласную. Зачеркни лишнее. Поставь ударение. Выдели окончание. Объясни, пользуясь словарём, лексическое значение выделенных слов.
Я нарисую март карандашоем,
Прозрачным, призрачным пейзажоем,
Он ляжет на листок в альбом
Весенним свежим вернисажоем.
Приложение Д
Задание уровня В
Выбери гласную, зачеркни лишнее. Выпиши существительные в 2 столбика, обозначь орфограмму. Составь формулу выбора гласной.
440279714680711524095885Утром широкойулицоей, лёгким морозцоем я иду в лес. Я чувствую себя храбрецоем и молодцоем. Как приятно под зимним солнцоем! Вот уже я за рубежоем деревни. От холода я подёргиваю плечоем. Следы зайцоев выходили из разныхконцоев леса. Посмотрю за шалашоем:не ежоем ли протоптана тоненькая тропка. Я доволен сегодняшней встречоей и чувствую себя сторожоем этого великолепия.
Приложение Е
Задание уровня С
Выбери гласную в окончании существительных. Найди в тексте сложное предложение, в котором есть существительное с орфограммой «О/Е после шипящих и Ц», подчеркни грамматическую основу предложения. Составь сложное предложение, используя существительные на заданную орфограмму, построй схему.
15240189230Над крышоей птицо ей вьётся,
В оконце бьёт лучоем,
В нём отражаясь солнцоем,
Как золотым мечоем.
rightbottomС метелицоею споря – ненужным багажоем,
Её оставит в поле- за дальним рубежоем.
Пожарищоем–зарницоей так управлять он рад.
В зелёной колеснице к нам катит тёплый март.
Приложение Ж
«Чистое поле»
«Правописание гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах существительных»
Задание уровня А
Подчеркни существительные с гласной о/е после шипящей и ц в суффиксах. Пользуясь алгоритмом, определи часть речи, выдели морфему. Проверь себя по ключу. Выпиши слова с данной орфограммой.
Близкая зима грозит лютой стужей, поэтому сегодня Мария Ивановна вместе со своими внуками утепляет в квартире окна. Дима старательно запихивает клочок ваты в щель между рамами, а Вера держит длинную полоску бумаги, намазанную клейстером. Пока родители малышей на работе, бабушка Мария Ивановна, Дима и Вера успевают переделать все домашние дела. Собачонка по кличке Дружок, любимица всей семьи, набегавшись за мячом, удобно устроилась на коврике в прихожей и внимательно смотрит на невысокий порожек перед входной дверью: стережёт квартиру, хотя дверь закрыта на крючок.
Бабушка не привыкла сидеть без дела. Когда окна готовы к зиме, они пришила пуговицы к кумачовой рубашонке внука, нашила яркий цветочек из ткани на Верино ситцевое платьице, сшила для куклы плюшевую шапочку.
До выхода на пенсию Мария Ивановна почти 40 лет проработала детским врачом, причём имела репутацию лучшего специалиста в больнице. Своим опытом она щедро делилась с молодыми стажерами, которые считали большой удачей попасть на практику в руководимое ею образцовое отделение. А теперь у Марии Ивановны другие заботы.Приближается вечер. Мария Ивановна хлопочет на кухне. Малыши догадываются, что бабушка накормит всех вкусной лапшой, пиццей, грушевым компотом. Брат с сестрицей помогают бабушке.
Алгоритм
Определи часть речи
Выдели суффикс
Поставь ударение
Сделай вывод: под ударением после шипящих и ц пиши О, без ударения -Е
Приложение З
Задание уровня В
Выпиши существительные с орфограммой «Буквы О/Е после шипящих и Ц», распредели их в 2 столбика, обозначь орфограмму. Дополни своими примерами.
Близкая зима грозит лютой стужей, поэтому сегодня Мария Ивановна вместе со своими внуками утепляет в квартире окна. Дима старательно запихивает клочок ваты в щель между рамами, а Вера держит длинную полоску бумаги, намазанную клейстером. Пока родители малышей на работе, бабушка Мария Ивановна, Дима и Вера успевают переделать все домашние дела. Собачонка по кличке Дружок, любимица всей семьи, набегавшись за мячом, удобно устроилась на коврике в прихожей и внимательно смотрит на невысокий порожек перед входной дверью: стережёт квартиру, хотя дверь закрыта на крючок.Бабушка не привыкла сидеть без дела. Когда окна готовы к зиме, они пришила пуговицы к кумачовой рубашонке внука, нашила яркий цветочек из ткани на Верино ситцевое платьице, сшила для куклы плюшевую шапочку. До выхода на пенсию Мария Ивановна почти 40 лет проработала детским врачом, причём имела репутацию лучшего специалиста в больнице. Своим опытом она щедро делилась с молодыми стажерами, которые считали большой удачей попасть на практику в руководимое ею образцовое отделение. А теперь у Марии Ивановны другие заботы.Приближается вечер. Мария Ивановна хлопочет на кухне. Малыши догадываются, что бабушка накормит всех вкусной лапшой, пиццей, грушевым компотом. Брат с сестрицей помогают бабушке.
О – е в суффиксах о – е в окончаниях
Приложение И
Задание уровня С
Выпиши слова на заданное орфографическое правило«Буквы О/Е после шипящих и Ц» В последнем абзаце дополни текст существительными на данную орфограмму.
Близкая зима грозит лютой стужей, поэтому сегодня Мария Ивановна вместе со своими внуками утепляет в квартире окна. Дима старательно запихивает клочок ваты в щель между рамами, а Вера держит длинную полоску бумаги, намазанную клейстером. Пока родители малышей на работе, бабушка Мария Ивановна, Дима и Вера успевают переделать все домашние дела. Собачонка по кличке Дружок, любимица всей семьи, набегавшись за мячом, удобно устроилась на коврике в прихожей и внимательно смотрит на невысокий порожек перед входной дверью: стережёт квартиру, хотя дверь закрыта на крючок.Бабушка не привыкла сидеть без дела. Когда окна готовы к зиме, они пришила пуговицы к кумачовой рубашонке внука, нашила яркий цветочек из ткани на Верино ситцевое платьице, сшила для куклы плюшевую шапочку. До выхода на пенсию Мария Ивановна почти 40 лет проработала детским ……….., причём имела репутацию лучшего специалиста в больнице. Своим опытом она щедро делилась с молодыми ……………, которые считали большой ……… попасть на практику в руководимое ею образцовое отделение. А теперь у Марии Ивановны другие заботы. Приближаетсявечер.Мария Ивановна хлопочет на кухне. Малыши догадываются, что бабушка накормит всех вкусной ……….,……….. , грушевым компотом. Брат с………….. помогают бабушке.
Учителю необходимо отобрать оптимально эффективные приёмы развития орфографической зоркости, так как упражнения, предлагаемые в учебнике, не предполагают в достаточной мере учета внутренней связи между темами и не предполагают дифференцированного подхода. В процессе исследования сделан акцент на обозначенные выше параметры.Такой подход к изучению взаимосвязанных тем формирует у учащихся содержательные обобщения, четкую дифференциацию орфографических явлений.