Методы и формы проведения практических занятий в автогородке с обучающимися 1-4 классов по основам безопасного поведения на дорогах



МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В АВТОГОРОДКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 1 – 4 КЛАССОВ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2020 годы».
Цель методических рекомендаций – оказать методическую помощь заместителям руководителя по безопасности, классным руководителям школ городского округа Фрязино Московской области по подготовке и проведению практических занятий по безопасному поведению детей на дорогах.
СОДЕРЖАНИЕ 

п.п. Наименование №
листа
1. Общие требования к методологии проведения занятий по изучению обучающихся 1- 4 классов в автогородках основ безопасности дорожного движения. 2
2. Классификаторы опасностей транспортной среды для детей и подростков. 7
3. Особенности обучения детей основам безопасного поведения детей и подростков в автогородке. 12
4. Занятия с обучающимися начальных классов (1-4 классы). 24
5. Список литературы. 45
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МЕТОДОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 1 – 4 КЛАССОВ В АВТОГОРОДКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЕ
1.1. Методические основы изложения и контроля за усвоением учебного материала по любому предмету в программах школьных общеобразовательных учреждений опираются на конкретные и четко определенные дидактические принципы, сформулированные в результате длительного педагогического опыта: доступность, наглядность, чередование и повтор. Указанные условия полностью относятся и к преподаванию Правил безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах. В то же время специфика безопасного поведения на дорогах в некоторой степени определяет характер преподавания, лекционный материал, способы усвоения и проверки знаний.
Как показывает практика, учебный материал легко усваивается и запоминается благодаря сюжетному подходу, учитывающему возрастные и психофизиологические особенности школьников. 
В одних случаях наблюдение позволяет увидеть конкретное воплощение тех правил и закономерностей в дорожном движении, которые изучались теоретически на уроках. В других случаях увиденное позволяет сформулировать основные причинно-следственные связи между различными элементами дорожного движения: действиями регулировщика, транспортными средствами, протяженностью и конфигурацией улично-дорожной сети, плотностью транспортного потока, вариантами светофорного регулирования, типами перекрестков и т.д. Наблюдая, учащиеся могут убедиться в том, что одна дорожно-транспортная ситуация вытекает из другой, что, например, поведение пешехода, нарушающего Правила дорожного движения, вызывает вынужденное изменение траектории и скорости движения ближайшего к нему автомобиля, что, в свою очередь, вызовет изменение в потоке автомобилей. В ходе обучения можно организовать наблюдение одной группы учащихся за другой в процессе перехода улицы, например, на перекрестке, или при отсутствии обозначений пешеходного перехода. Активным можно считать и метод, который применяет вопросник (особенно для учеников старших классов, имеющих собственный опыт самостоятельного участия в дорожном движении). Это способствует развитию мышления, углублению знаний, более активному интересу учеников к изучаемому предмету.
С учетом возрастных познавательных возможностей школьников изложение материала должно строится на основе концентрического воспроизведения системы знаний о безопасности человека. Это позволяет давать ребенку представление о целостной картине ситуаций, которые могут возникнуть во дворе, на улице, в лесу, на водоеме и т. д. Такой подход обеспечивает закрепление и развитие знаний, умений и навыков, в каждом следующем классе расширяя и постепенно углубляя мировоззренческие и практические уровни знаний учащегося. Это достигается за счет увеличения от класса к классу числа выявленных связей и отношений, постепенного увеличения глубины проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности ученика. 
Цель практических занятий:
закрепление знаний учащихся по Правилам дорожного движения, воспитание транспортной культуры, расширение кругозора учащихся, получение навыков управления велосипедом и другими транспортными средствами.
1.2. Автогородок – одна из самых простых форм организации игрового пространства по обучению учеников Правилам дорожного движения и навыкам управления транспортными средствами.
В нем дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
В процессе занятий отрабатываются: 
знания дорожных знаков, видов разметки и типов перекрёстков; 
выбор безопасного маршрута движения; 
переход проезжей части с использованием дорожных знаков и разметки; 
вождения электромобилей, веломобилей, велосипедов и самокатов в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. 
1.2.1. Занятия в автогородке должно проводиться только с одной группой детей (не более 30) человек после теоретических занятий. После предварительной теоретической подготовки дети обучаясь на учебной площадке, осмысленно воспринимают все ее элементы.

1.2.2. Обучение детей в автогородке должно осуществляться в форме сюжетно-ролевой игры. В наглядной игровой форме дети изучают назначение дорожных знаков, видов разметки, типов перекрестков, как выбрать безопасный маршрут движения, как правильно перейти проезжую часть дороги. В ходе обучения педагог раскрывает особенности дорожного движения в различных условиях (действия пешеходов, скорость и расположение транспортных средств на проезжей части и т.д.), наглядно воспроизводит содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам.

1.2.3. Все занятия должны проводиться с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования дорожного движения (знаки, разметку, сигналы регулировщика, светофора и т.д.) и правила их применения, иллюстрируют действия, предписанные в Правилах дорожного движения в случаях применения различных средств регулирования дорожного движения.
1.2.4. Занятия в автогородке должны проводиться систематически. Это позволяет сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений Правил дорожного движения, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями Правил и требованиями обеспечения личной безопасности и безопасности других участников движения.
1.2.5. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в автогородке должна содержать различные формы и методы, соответствующие познавательной деятельности детей и подростков, и должна проводиться в следующих направлениях:
подвижные спортивно-прикладные игры;
настольно-печатные игры;
тестирование участников по Правилам дорожного движения;
командные и личные конкурсы, развивающие в игровой форме необходимые для детей навыки безопасного поведения и ориентации в реальной транспортной среде;
приобретения навыков управления транспортными средствами в реальной дорожной обстановке;
смотры, городские и окружные соревнования, игры и праздники, турниры и викторины, связанные с пропагандой Правил дорожного движения, профилактикой дорожно-транспортного травматизма среди детей;
организация различных кружков и секций, в которых дети и подростки обучаются основам безопасности дорожного движения.

1.2.6. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Поэтому проведение практических занятий должна проводиться с учетом особенностей обучения детей основам безопасности дорожного движения в дошкольных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ.
1.3. Особенности проведения занятий с учениками младших классов.
Анализ учебных программ по обучению учеников младших классов показывает, что они направлены на изучении базовых норм Правил дорожного движения. Основной задачей такого обучения является подготовка детей к самостоятельному движению в качестве пешехода, пассажира маршрутного транспортного средства.
В этом возрасте внимание детей неустойчиво. Они легко отвлекаются, обращают внимание на интересное, необычное (непроизвольное внимание). Дети детсадовского возраста и младших классов не имеют внутренних средств саморегулирования. Поэтому на учебной площадке необходимо использовать разнообразные методы обучения.
Основная направленность обучения в автогородках учеников этого возраста должна быть направлены на детей-пешеходов. Они оказываются наименее защищёнными перед лицом тех ситуаций, которые периодически возникают на дорогах. Из анализа дорожно-транспортных происшествий с участием этой категории участников дорожного движения известно, что основные причины дорожно-транспортных происшествий кроются в том, что они переносят на дорогу те привычки, навыки, которые приобрели в быту. Таких устойчивых вредных привычек можно выделить несколько:
привычка делать шаг назад, не глядя;
привычка начинать движение, не оглядевшись;
привычка бросаться за предметом, не наблюдая за окружающей обстановкой;
привычка совмещать движение с оживленной беседой.
В ходе практического обучения в автогородках учеников 1-4 классов должны изучать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; 
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; 
правила перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части с взрослыми);
движение группы детей в сопровождении взрослых;
правила этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте; 
правила безопасного поведения при езде на велосипеде и знать возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
Учащиеся 1-го класса должны обучаться как:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги вне зоны видимости пешеходных переходов; 
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-го класса должны обучаться правилам:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением;
пользования транспортом;
как ориентироваться в дорожной обстановке; 
не выходить из-за препятствий и сооружений; 
не стоять близко от края проезжей части;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках маршрутного транспорта, при входе, выходе и в салоне.
Учащиеся 3 и 4-х классов должны изучать:
правила перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
правила перехода улиц и дорог при высадке из маршрутного транспорта;
правила перехода железной дороги;
правила перехода железнодорожных путей;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила посадки и высадки из маршрутного транспорта.
Воспитательная деятельность в автогородке должна быть направлена на усвоение детьми необходимых навыков дисциплинированного перехода проезжей части. Поэтому в ход занятий желательно включать изучение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Дорога для автомобилей», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и др. Внимание детей необходимо сосредоточить на таких знаках, как «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Движение налево», «Движение направо», «Круговое движение», которые помогают им осмысленно ориентироваться в дорожной обстановке. 
Воспитательная задача так же состоит в том, чтобы научить детей и подростков правильно оценивать свою собственную скорость. На практике дети и подростки должны учится оценивать с точки зрения водителя ситуации на дороге, правильно оценивать возможности участников движения, что помогает им стать грамотными пешеходами.
КЛАССИФИКАТОРЫ ОПАСНОСТЕЙ ТРАНСПОТРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Общая характеристика опасностей улиц и дорог.  Опасные предметы (автомобили, мотоциклы) двигаются со скоростями, десятикратно превышающими скорость, привычную для человека. Поэтому обстановка может измениться очень быстро, необходимо наблюдать за ней постоянно и многократно при переходе улицы. Улица очень сложна в наблюдении, хотя на первый взгляд это и незаметно. На улице много предметов, мешающих увидеть вовремя опасную машину (стоящие и двигающиеся автобусы, грузовики, легковые машины, деревья, кусты, заборы и т.д.). Поэтому главный навык, рефлекс, необходимый пешеходу – рефлекс предвидения опасности, которая может быть скрыта за предметом. Почти две трети детей и две пятых взрослых попадают под машины из-за неумения предвидеть, что может их ожидать из-за предметов, мешающих обзору. На улице много предметов и факторов, отвлекающих внимание пешехода, в результате чего он часто не замечает опасность, даже когда она не скрыта за предметами. В целом 90% детей и 80% взрослых, пострадавших в дорожных происшествиях, вовремя не заметили опасность по различным причинам. Поэтому главной задачей, наряду с изучением Правил дорожного движения, является обучение детей навыкам наблюдения: как смотреть, как заметить, как оценить скорость, расстояние, направление будущего движения машины, как предвидеть появление скрытой машины.
Большая часть несчастных случаев с детьми происходит, когда они спешат, волнуются, бегут. Поэтому спешка и бег на проезжей части улицы должны быть исключены. Улица обманчива: кажется, нет ни одной машины целых полчаса, – а через секунду может выехать бесшумно из переулка или из-за поворота. Переход улицы занимает всего 10-20 секунд, поэтому на время перехода надо прекращать разговоры и всегда внимательно наблюдать.
2.2. К числу предметов, мешающих своевременно увидеть опасность на улицах и дорогах следует отнести:
стоящий на остановке автобус, троллейбус, трамвай (скрывают за собой транспорт, обгоняющий их или движущийся навстречу);
стоящий у тротуара или у обочины грузовик (или легковая машина);
машины, стоящие у светофора (скрывают за собой машину, подъезжающую к светофору в левом ряду);
машина, остановившаяся первой у пешеходного перехода для пропуска пешеходов (может скрывать за собой другую, которая почему-либо не остановилась);
кусты, деревья, заборы, стены домов, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги;
группы стоящих пешеходов;
пешеход, идущий рядом (справа или слева); 
приближающаяся машина, чаще крупногабаритная – автобус или грузовик (может скрывать за собой едущую слева или обгоняющую машину);
проехавшая мимо и удаляющаяся машина (в первые секунды может скрывать за собой встречную машину;
такси, остановившееся напротив дома (может скрывать за собой другую машину или мотоцикл).
2.3. К факторам и предметам, которые отвлекают внимание пешеходов и создающие опасность вовремя не заметить приближающееся транспортное средство, следует отнести:
автобус, троллейбус, трамвай, на который пешеход стремится успеть, стоящий на другой стороне улицы (фиксируя взгляд на цели своего движения, пешеход может не заметить приближающуюся машину);
родной дом, школа, магазины и т.д. – цели движения ребенка через улицу;
родные, знакомые, сверстники, которых ребенок увидел через улицу;
товарищи или подруги, идущие немного впереди при движении группой (идущий сзади «следует» за впереди идущими и может не заметить опасную для себя машину);
пешеходы, переходящие улицу впереди на пешеходном перекрестке без светофора (для пешехода, идущего сзади с отставанием от основной группы: «следуя» за идущими впереди, он может не заметить начала движения машин);
мячик, выкатившийся на дорогу; собака, выбегающая на дорогу (для ребенка, бегущего вслед);
пешеход, идущий рядом (чаще при разговоре);
машина, приближающаяся справа или слева (наблюдая за ней при переходе, пешеход может не заметить машину, приближающуюся с другой стороны).
2.4. К типичным дорожно-транспортным ситуациям, в которых пешеход выходит на проезжую часть, не посмотрев по сторонам, следует отнести:
на улице с нерегулярным или слабым движением машин («пустынной»), пешеход, «под впечатлением» пустынности улицы, выходит перед приближающейся машиной не посмотрев;
ученик движется по тротуару и, не посмотрев, начинает переходить справа налево наискосок;
ученики идут вдоль проезжей части справа по ходу транспорта и выбегают влево не поглядев;
дети играют поблизости от проезжей части и выбегают на дорогу, не осмотрев ее;
ребенок подбегает или подъезжает к улице или дороге, на которой не проехала за время его «приближения» ни одна машина, и появляется на ней, не поглядев по сторонам.
2.5. Типичные ситуации, в которых ученик может не заметить опасное для себя транспортное средство: 
ребенок готовится к переходу улицы и не замечает машину, делающую поворот направо (для того, чтобы ее заметить, надо смотреть не только влево, но и «влево-назад»);
ребенок не привык всматриваться вдаль и выделять малозаметные предметы, может не заметить машину темного цвета на темном фоне, едущую с большой скоростью, или мотоцикл, мопед;
ребенок идет, бежит, едет на велосипеде мимо выезда из двора дома, с территории предприятия и не замечает выезжающую машину.
2.6. Перечень дорожных ситуаций, в которых ученик, заметивший транспортное средство, совершает ошибку в оценке обстановки на дороге
1. На значительном расстоянии от ребенка появилась быстро едущая машина или мотоцикл Увидев машину, которая по расстоянию находится далеко, ребенок, не умеющий оценить время, которое потребуется машине для преодоления этого расстояния, может начать переходить улицу, не имея на это резерва времени.
2. Ребенок, один раз посмотрев и увидев машину, больше не смотрит в эту сторону. На улице, заметив машину, необходимо через некоторое время посмотреть повторно: первоначальная оценка могла быть неточной. Могла измениться скорость машины, направление ее движения, могла появиться из переулка или из двора новая машина.
3. Машина делает правый или левый поворот, едет прямо. Ребенок может ошибочно предположить, что машина поедет прямо – а она будет поворачивать, и наоборот – предположить, что машина будет поворачивать, а она поедет прямо.
4. Машина делает правый или левый поворот, ребенок стоит на углу в зоне радиуса поворота При повороте автобуса, грузовика с прицепом и других крупных машин передние и задние колеса двигаются по разным траекториям. Если стоять близко, машина может сбить задней частью или серединой.
5. Машина стоит, пешеход находится позади нее. Машина может поехать задним ходом, при этом водитель может не увидеть пешехода, находящегося сзади машины.
6. Машина приближается, пешеход рассчитывает, что водитель видит его и сумеет объехать или остановиться То, что фары машины направлены на пешехода, вовсе не означает, что водитель видит пешехода. Водитель может наблюдать за другими машинами или пешеходами, повернуть голову. Кроме того, машину сразу остановить невозможно.
2.7. Наиболее опасные участки дороги для пешеходов:
Остановка маршрутного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая). Типичные опасные ситуации: выход пешехода спереди или сзади стоящего автобуса, не видя машины, приближающейся справа или слева; движение пешехода через дорогу к стоящему на остановке автобусу, чтобы сесть на него, не видя приближающейся машины; ряд ситуаций при выходе из автобуса и при посадке – возможность защемления дверьми, падения на скользком грунте и т.п.
Пешеходный переход без светофора. Типичные опасные ситуации связаны со стоящими или двигающимися машинами, из-за которых можно не заметить скрытые за ним другие машины.
Участки, на которых обзор проезжей части улицы затруднен стоящими машинами или другими предметами.
2.8. Наиболее опасные для пешехода действия
Действия водителя: обгон или объезд водителем стоящей или двигающейся машины (пешеход не видит водителя, водитель не видит пешехода); разъезд двух встречных машин (то же, пешеход и водитель не видят и не могут видеть друг друга).
Действия пешехода: выход из автобуса с целью переходить на другую сторону улицы (пешеход может выйти из-за автобуса на проезжую часть); движение через улицу к стоящему на остановке автобусу; переход через улицу, загроможденную различными предметами, мешающими обзору; переход через улицу к цели, привлекающей внимание пешехода.
2.9. Характеристика улиц и дорог с точки зрения безопасности пешехода. На широких улицах с оживленным движением опасен любой переход без светофора, ибо за время перехода обстановка может измениться. Более опасны для пешехода машины, приближающиеся справа, ибо вначале перехода они еще далеко, пешеход может их не заметить.
На узких улицах или широких улицах с разделительной полосой посередине особенно опасен выход пешехода из-за стоящих автобусов, грузовиков, так как машины вынуждены проезжать мимо стоящих с малым интервалом между машинами. На улицах с оживленным движением внимание водителя может быть отвлечено на наблюдение за другими водителями и пешеходами, и он может не заметить пешехода. Пешеход может не заметить машину из-за других стоящих или двигающихся машин. Повышают опасность улицы такие факторы: скорость движения машин; наличие предметов, мешающих обзору; наличие на другой стороне улицы факторов, отвлекающих внимание пешехода. Улицы с неинтенсивным движением (пустынные) не менее опасны для пешехода, чем оживленные. Именно на таких улицах пешеход чаще всего выходит на проезжую часть, не поглядев по сторонам или выходит из-за предметов, ограничивающих обзор.
2.10. Требования к психологическому состоянию пешехода, переходящего улицу.
Наиболее опасно при переходе улицы состояние спешки, желание всячески ускорить движение. Можно говорить о спешке «опоздания», спешке эмоциональной (желание быстрее прийти домой или в другое желаемое место, поделиться радостью и пр.), и спешке «инстинктивной» (стремление «не задержаться» – успеть на автобус, перебежать улицу, пока горит «зеленый» и пр.). Необходимо добиваться исключения спешки при переходе улицы, научить ребенка «сопротивляться» состоянию спешки на улице. Лучше всего перед переходом улицы «переключиться»: перестать думать о посторонних вещах и сосредоточиться на безопасности, а после перехода – «переключиться» вновь.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АВТОГОРОДКЕ
3.1. Движение по тротуару.

Разбирая тему - возможные опасности на дороге и проводя практические занятия, обратите внимание детей на возможное появляющиеся вдали и приближающиеся машины, особенно на те, что движутся, со средней и большой скоростью. Следует учить детей при ходьбе держаться на необходимом расстоянии от края тротуара. Дети должны научиться видеть машину издали, замечать ее выезжающей из-за поворота, перекрестка, из внутриквартального проезда или арки двора, провожать ее глазами (это нужно, чтобы не попасть под прицеп!) и оценивать скорость. В реальных условия хорошая тренировка для детей - заметив автомобиль, начать считать от одного до трех, пяти, десяти, двадцати, пятидесяти или более, пока он не окажется на воображаемой линии перехода через дорогу. Разумеется, учиться определять скорость автомашины «на счет» надо только находясь в безопасном месте. Остановитесь у стоящей грузовой или легковой машины и обратите внимание ребенка на то, как она закрывает обзор дороги и пешеходу, и водителям едущих мимо машин. Особенно важно показать детям, что машина, которая выезжает из-за стоящей, раньше не была им видна. Объясните разницу в опасности выхода из-за стоящей машины (автобуса, троллейбуса) спереди и сзади: спереди не видна машина, следующая в том же направлении, а сзади - едущая в противоположном. Такие же наблюдения надо проделать в отношении других предметов, ограничивающих обзор (деревьев, кустов, строительных заборов), на которые у детей должны в итоге выработаться рефлекс опасности. В месте, где отсутствует риск попасть под машину, можно потренировать детей медленно, с осторожностью и оглядкой выходить из-за подобного препятствия, оговорив, что делать это можно только при особых случаях (например, когда неисправный автомобиль остановился прямо у перехода). Есть такое упражнение, как научить детей безопасно начинать переход дороги. Их подводят к краю проезжей части, просят закрыть глаза и говорят: «Слушайте дорогу». Дети понимает, что опасные транспортные средства можно услышать. Потом им говорят: «Откройте глаза и смотрите дорогу». Они открывают глаза и внимательно смотрят в обе стороны дороги и понимают, что опасные автомобили можно заметить издали. Повторяя такой порядок действий каждый раз перед началом перехода проезжей части, дети привыкают к такому алгоритму действий, и будут выполнять их уже автоматически.
3.2. Собираясь перейти дорогу.
Объясните детям, что главная опасность на улице - стоящая машина. Почему? Потому, что, заранее увидев приближающуюся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина может обманывать: главная ее опасность - она закрывает обзор, мешая вовремя увидеть опасность. Никогда нельзя выходить на дорогу из-за стоящего автомобиля. В крайнем случае, пешеход должен осторожно выглянуть из-за него, убедиться в том, что нет опасности и только тогда переходить дорогу.

Перед тем, как сойти с тротуара, пешеход должен остановиться и осмотреться по сторонам. Дождаться обстановки, не требующей бежать и даже просто идти чрезмерно быстрым шагом.
Если на противоположной стороне дороги к остановке подошел автобус или троллейбус нужно подавить в себе желание броситься к нему через проезжую часть. Необходимо осмотреться, и только тогда быстрым шагом дойти до транспортного средства. 
Пешеходу на проезжей части не надо суетиться. Собираясь вступить на проезжую часть, и, видя приближающийся автомобиль человек инстинктивно уходя от опасности воздерживается от перехода и делает шаг назад, но потом, оценив расстояние и скорость, решает, что вполне успеет перейти дорогу раньше, часто ошибается в оценке своих и чужих возможностей. В тоже время водитель увидев, что пешеход посмотрел в его сторону, успокаивается, и, не снижая скорость, продолжает движение. Но пешеход вдруг срывается с места ему на перерез. Опасность ситуации увеличивается, что водителю нужно какое-то время, чтобы принять решение затормозить или объехать.
Когда безопасно переходить дорогу? Расчеты показывают, что переходить всего лишь одну полосу, можно если при скорости автомобиля 60 км/ч он находится на расстоянии не менее 60 м. Переходить 2 полосы, если автомобиль следует во 2-ом ряду при дистанции до него не менее 140-150 м, а при 3-х полосах в третьем ряду - не менее 220-250 м. Безопасным считается переход, когда человек пересекает дорогу за 8-9 с до транспортного средства.
Важная особенность многополосной дороги - чем ближе к осевой, тем больше скорость движения транспортных средств, там обычно следуют легковые автомобили, а к тротуару или обочине - больше грузовые.
При изучении основ пешеходного движения можно задать такие вопросы:
1. Каковы основные правила перехода улиц и дорог?
2. Каково значение каждого сигнала светофора?
3. Почему необходимо при переходе улицы посмотреть вначале влево, а потом вправо?
4. Что делать, если желтый или красный сигнал светофора застал вас при переходе улицы?
5. В каком направлении нужно переходить улицу?
6. Какие улицы, по вашему мнению, наиболее опасны для пешеходов и соответственно, какие наименее опасны (сколько полос движения, есть ли светофор или нет, есть ли разметка типа «зебры», дорожные знаки и указатели пешеходного перехода и др. признаки)? Почему?
7. В каких случаях (при каких условиях) пешеходы при переходе улицы имеют преимущество перед автомобилями и когда - наоборот? Как понимать и как использовать это преимущество?
8. Где и как переходить улицу при отсутствии светофора, дорожных знаков «Пешеходный переход», разметки?
3.3. На проезжей части.

Переходить дорогу надо по пешеходным переходам. Это всем хорошо известно. Но везде переходов не сделаешь. Правила разрешают переходить проезжую часть, если рядом нет обозначенного пешеходного перехода или перекрестка. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, едущий на большой скорости.
Объясните детям, что в этой ситуации лучше подождать, пока автомобиль отъедет на такое расстояние, когда он не будет мешать обзору дороги. Только после этого можно начинать переход дороги.
При переходе дороги пешеход должен выбрать такое место для перехода, где никто не мешает вам осмотреть ее.
При переходе дороги вне населенных пунктов, необходимо учесть, что на загородных дорогах скорости движения транспортных средств выше 60 км/ч. Здесь надо избегать переходов вблизи поворотов и вертикальных перегибов дороги с плохой обзорностью, и других мест, где автомобиль может появиться внезапно на расстоянии, когда принятие мер предосторожности будет носить экстренный характер. Нельзя появляться внезапно на дороге из-за различных препятствий, особенно в тех местах, где водители не могут ожидать появления пешехода.
При переходе следует учитывать направление движения транспорта. На наших дорогах установлено правостороннее движение, следовательно, опасность следует ожидать слева на первой половине перехода дороги и справа после пересечения половины дороги. И не забывать, что есть дороги с односторонним движением.
Научите детей при переходе проезжей части осмотреться и выработать у себя такую привычку: посмотреть налево, потом направо и затем еще раз повернув голову налево, начинать переходить дорогу.
Находясь на проезжей части в потоке транспорта важно не делать резких необдуманных и самое главное неожиданных для водителя действий. Хорошо установить с ними «контакт», показать, что вы видите автомобиль и полезно показать это жестом. Например, «проезжайте, я подожду». На проезжей части нужно не забывать, что видимость обзора могут закрывать на только стоящие, но следующие в соседних рядах транспортные средства. Успев перебежать перед близко идущим автомобилем, пешеход может оказаться на пути следования другого транспортного средства, для водителя которого это будет неожиданным.
Дойдя до середины дороги, надо вновь посмотреть направо и если есть опасность не успеть, не торопиться сразу заканчивать переход. Ни в коем случае нельзя пятиться назад. Двигаться по проезжей части нужно по кратчайшему пути, что минимально сократит время пребывания пешехода на опасной проезжей части.
Выйдя на проезжую часть нужно прекратить всякие разговоры с другими пешеходами, так как отвлекает внимание, и надо выработать у детей привычку, что при переходе надо молчать и наблюдать за дорогой. В процессе перехода ни в коем случае нельзя останавливаться без причины, менять направление движения, особенно внезапно разворачиваться и возвращаться обратно. Многочисленные случаи наездов свидетельствуют, что они происходят когда пешеход, заметивший, что не успевает перейти дорогу перед приближающимся транспортным средством, вместо того, чтобы продолжить движение в том же темпе или сразу остановиться, начинает метаться, бежит обратно и этим дезориентирует водителя и создает обстановку наезда.
Научите детей такому правилу, что начинать переходить дорогу следует уверенно, но чтобы идти, а не перебегать проезжую часть. Дойдя до островка безопасности (середины проезжей части), следует «зафиксировать» свое пребывание в этом месте.
Если на другой стороне дороги - ваш автобус, троллейбус или трамвай, необходимо подавить в себе желание спешить, особенно - бежать к нему. Объясните детям, что в таких ситуациях нужно быть хладнокровными и превыше всего ставить безопасность и соблюдение Правил дорожного движения. Для этого переходить к остановке маршрутного транспорта через проезжую часть необходимо только в обозначенном месте, даже если к нему нужно пройти какое-то расстояние.
Научите детей переходить проезжую часть перпендикулярно к тротуару, а не наискосок (если иное направление не указано разметкой переход). Дети должны понимать, почему так нужно делать: 
1) чтобы легко было наблюдать за машинами; 
2) чтобы путь через дорогу был короче и быстрее.
Даже при отсутствии машин необходимо стоять на тротуаре или островке безопасности, когда на светофоре горит красный или желтый сигнал. Обратите внимание детей на специальную секцию светофора для пешеходов, если она имеется, объясните значение неподвижной и бегущей фигурки пешехода па табло и напомните, что остальные сигналы светофора - только для водителей.
Объясните детям, что для их безопасности и как бы это ни казалось удобно, необходимо отказаться от перехода дороги в необозначенных местах, если в пределах досягаемости есть место для перехода, указанное дорожным знаком четырехугольной формы или разметкой типа «зебра». 
При практическом обучении не стесняйтесь прокомментировать детям неправильное поведение нарушителей правил перехода улиц. Обратите внимание и на то, что есть водители разные: внимательные и невнимательные, думающие о пешеходах и «забывающие» о безопасности окружающих людей.
Дети должны научиться видеть опасности на дороге. Им для этого необходимо многократно показывать с тротуара, обочины предметы, препятствия, которые скрывают приближающиеся транспортные средства. Самое главное, чтобы дети сами могли видеть такие предметы на дороге. Это касается и тех факторов, которые отвлекают их от дорожного движения, чтобы они могли ответить на вопрос: «Что может отвлечь на дороге?» или «Осторожно - могу не заметить транспортное средство».
Спешка и волнение на дороге - плохие попутчики на проезжей части. У детей надо сформировать такие формы поведения: переходя дорогу - полное спокойствие и не спешить.
В одной из телевизионных передач программы ведущий задавал детям, попавшим после дорожного происшествия в больницу один и тот же вопрос «Какое требование Правил дорожного движения было нарушено? », и почти все пострадавшие правильно объясняли свою ошибку. Из этого можно сделать вывод, что дети достаточно знакомы с основными требованиями Правил, не умеют их использовать и самое главное предвидеть транспортную опасность, у них отсутствуют навыки оперативного мышления и они не умеют видеть опасность. Другая характерная особенность поведения детей на дороге. Они легко отвлекаются от наблюдения за дорожной обстановкой. По статистики 2 из 10 пострадавших детей не заметили во время опасность, то есть их внимание было отвлечено другим событием.
Как оценить скорость движения автомобиля? Скорость важное качество опасности автомобиля. Чем она выше, тем быстрее транспортное средство окажется рядом и меньше время для перехода. Есть такой способ научить понимать скорость. На прямом участке дороги с хорошей видимостью обратите внимание учащегося на приближающийся автомобиль. Считайте не спеша вместе с ним 1, 2, 3... если на счете 6 или 8 транспортное средство поравняется с вами, то его скорость можно считать высокой и опасной. Как научить детей безопасно выходить из-за стоящего транспорта? Станьте на неширокой дороге с учащимся за стоящим у тротуара или обочине автомобиля и в течение 3-5 мин наблюдайте за проходящим транспортным средством, объясняя, что бы было, если вы вышли в это время из-за препятствия. Обратите внимание детей, почему опаснее выходить на проезжую часть спереди стоящего автомобиля, чем сзади.

3.4. Посадка, поездка и высадка из маршрутного транспорта.

У остановок маршрутного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутных такси) обычно есть обозначенные дорожным знаком или разметкой типа «зебра» места для перехода. Дети должны привыкнуть пользоваться только ими. 
Для того, чтобы не допускать привычки бежать к остановке с нарушением правил, надо провести психологическую тренировку: проходя с детьми по данному маршруту, несколько раз «опоздать» сесть в автобус или троллейбус, но при этом хладнокровно и пунктуально выполнить правила перехода и спокойно дождаться следующей машины. Объясните детям, что когда пешеходы бегут к автобусу, троллейбусу или трамваю, они смотрят на него и не замечают едущих машин, отчего и попадают нередко под колеса.  Объясните детям, что пешеходам опасно переходить дорогу непосредственно у автобуса, троллейбуса, особенно спереди, а у трамвая - сзади. Разъясните, почему водители могут не заметить маленького пешехода со своего места за рулем.
Приучите детей не стоять у края тротуара, держаться поодаль от проезжей части дороги. Расскажите, что в дождь и зимой возможен занос, при котором машина может сбить или раздавить пешехода, стоящего слишком близко. Обратите внимание, что на скользком бордюре тротуара можно не удержаться и попасть под колеса подъезжающего автобуса. Приучите детей подходить к двери только после полной остановки, предостерегите его от посадки на подножку переполненной машины. Объясните, почему водитель может не увидеть падение пассажира в зеркало, и чем это грозит.
Приучите детей к необходимости держаться за поручень во время поездки, что препятствует падению при резкой остановке. Расскажите о несчастных случаях, которые происходили, когда дети баловались с дверью, выпрыгивали наружу до полной остановки автобуса, троллейбуса, трамвая.  Расскажите, почему нужно ждать автобус или троллейбус только на тротуаре. Объяснив, что проезжая часть на остановках бывает накатана и транспортное средство при торможении может занести.
При поездке в маршрутном транспорте приучите детей держаться за поручни и не стоять с травмоопасными предметами (колесами, кабиной водителя и т.д.). Во время резкого торможения такое средство может принести травму, к выходу надо готовиться заранее. Водитель смотрит в зеркало заднего вида и, увидев, что все пассажиры вышли, может закрыть двери, защемив ногу, руку или одежду и начать движение.
Все предосторожности при поездке в автобусе касаются и поездок в трамвае. Выходя из трамвая, нужно обратить внимание детей, что не следует сразу переходить, тем более, перебегать улицу. Смоделируйте на дорожке в автогородке ситуацию, когда машины, следуют мимо трамвайной остановки, напомните, что их нужно беречься. Покажите, как обозначается площадка трамвайной остановки с помощью дорожной разметки. Обучите детей обходить трамвай спереди, убедившись, что в это время водитель видит пешеходов, он еще не закрыл двери вагона, а во встречном направлении не едет другой трамвай. Если перед, остановкой расположен регулируемый перекресток или переход, обратите внимание детей на то, что переходить дорогу надо только на разрешающий зеленый сигнал. Разъясните опасность обхода трамвайных вагонов сзади, покажите момент, когда из-за стоящего трамвая выезжает встречный.
На дороге самые тяжелые аварии случаются там, где водители не могут заранее принять необходимые меры по предотвращению происшествий. К таким местам в полной мере относятся остановки маршрутного транспорта. Как часто это бывает: полдела, если учащийся знает основы Правила дорожного движения, также важно, чтобы он их неукоснительно соблюдал. Подобная привычка выработана далеко не у всех детей, и цель педагогов закрепить эти знания, чтобы они переросли в устоявшуюся привычку. Нужно хорошо понимать, что троллейбус или автобус имея большие габариты - препятствия, которые ограничивают видимость, или «ширма», за которой могут скрываться самые неожиданные вещи. Причем они также неожиданны и для тех, кто находится за ней - водителей и мотоциклистов. Поэтому необходимо исключить неприятные неожиданности для всех участников движения. Приближаясь к такой «ширме» лучше подождать когда она проедет, или уже если переходить, то только сзади.
При изучении правил поведения в маршрутном транспорте можно задать такие вопросы:
1. Где располагаются места остановок маршрутного транспорта?
2. Как следует вести себя при посадке в автобус (троллейбус)?
3. Как вести себя в период поездки в автобусе (троллейбусе)?
4. Какие основные ошибки допускают пассажиры общественного транспорта? Приведите примеры таких ошибок из своего опыта, своих наблюдений и постарайтесь показать, почему эти случаи могут считаться ошибками?


3.5. На нерегулируемом перекрестке.
Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые. Если на перекрестке движение регулируется с помощью сигналов светофора или инспектора дорожно-патрульной службы, то он считается регулируемым. Горит зеленый свет или регулировщик разрешает перейти дорогу, можно смело ступать на проезжую часть, но еще не дошел до середины, это требование Правил пока действует.
Научите детей отыскивать для перехода улицы место, обозначенное специальным дорожным знаком (только прямоугольной формы) и разметкой. При переходе предварительно смотреть в обе стороны по очереди, потом в сторону, откуда едут представляющие опасность машины (при двустороннем движении до середины дороги - влево, потом - направо, а при одностороннем - в зависимости от установленного направления движения).
На перекрестке надо научить детей следить за машинами, готовящимися к повороту направо и - со встречного направления - налево. Обратите внимание на подачу водителями предупредительных сигналов (мотоциклисты не всегда их подают), на то, что водитель, готовясь к повороту, занимает место, соответственно, в крайнем правой или левом ряду проезжей части. При повороте пешеход может быть сбит, зацеплен, обрызган машиной, если стоит слишком близко.
На перекрестке необходимо научить детей замечать автомобили, которые поворачивают. Они, как правило, занимают крайне правое или крайне левое положение на проезжей части.
Наблюдая за приближающими крупными машинами (большими грузовиками, автобусами и т. д.), обращайте внимание детей на то, что сзади такого автомобиля может скрываться другая машина, едущая быстрее. Поэтому следует пропустить такую машину, даже если она еще не приблизилась на непосредственно опасное для перехода расстояние.

3.6. Светофорное регулирование.
Самые опасные моменты при переходе на зеленый сигнал светофора это начало и конец сигнала. Начиная движение еще на желтый сигнал, пешеход рискует оказаться под колесами транспортного средства, которые спешат закончить проезд перекрестка в конце фазы. Опасны даже первые секунды включения зеленого сигнала. Второй опасный момент наступает, когда зеленый сигнал заканчивается, включается желтый. Пока для пешеходов горит зеленый, для водителей горит красный. Но поток транспорта постоянно прибывает. И вот появляются водители автомобилей, которые сходу проезжают перекресток на начало зеленого.
Хорошо известно, что «узким местом» светофорного регулирования в обеспечении пропуска транспортных и пешеходных потоков является существенная разность во времени освобождения ими проезжей части из-за неодинаковой скорости движения. Продолжительность же желтого сигнала на многих широких улицах и магистралях в городах бывает недостаточно для компенсации этого различия.
Кроме конфликтных ситуаций из-за запоздавших пешеходов излишне задерживается и транспорт. Установлено, что чем шире улица - тем время задержки транспортных средств увеличивается.
Устранить этот недостаток в светофорной сигнализации призвано мигание зеленого сигнала светофора, которое предупреждает, что время разрешающей фазы истекает и вскоре будет включен красный сигнал. Мигание зеленого сигнала как бы заменяет в пешеходном светофоре желтые сигнал и оно не превышает 4 сек.


При мигании зеленого сигнала пешеходы, находящиеся на пешеходном переходе должны ускорить темп движения и закончить переход, а те, кто не успел сойти с тротуара, должны подождать следующего зеленого сигнала. Если проезжая часть достаточно широкая, то пешеход, которого начало мигания зеленого сигнала застало в начале перехода должны остановиться на островке безопасности или на осевой линии, либо благоразумно вернуться на тротуар. Приучите детей в первую очередь смотреть на светофор (регулировщика, если он находится в центре перекрестка). Если светофор оборудован пешеходными светофорами ребенок должен обращать внимание только на сигналы таких светофоров. Если пешеходных светофоров нет, предостерегайте ребенка от поворачивающих, одновременно с пешеходами, при зеленом сигнале светофора, машин. Хотя их водители и должны, по правилам, уступать дорогу пешеходам, но не всегда хотят (а если пешеход неожиданно сходит с тротуара, то и не всегда успевают) это сделать. На дороге, увидев, что зеленый сигнал заканчивается, не бегите сломя голову лучше иногда двигаться медленнее, так как могут быть ситуации, особенно в левых рядах, когда водители могут подъезжать к светофору на разрешенный сигнал, не снижая скорости, и пути автомобиля и пешехода пересекаются. 

Воспитывайте у детей уважение к сигналам светофора, критическое отношение к нарушителям, гордость за свое умение выполнять правила, культурность. Особенно подчеркивайте правильные действия в «пограничных» ситуация, например, - на исходе времени горения зеленого сигнала. Если он сменяется красным, когда пешеход еще может безопасно вернуться на тротуар или островок безопасности, следует так и сделать, не пытаясь перебегать дорогу перед машинами. У детей следует выработать привычку и при зеленом сигнале светофора начинать переход лишь после полной остановки транспорта. Обучая детей дорожной безопасности, научите их при полном или мигающем зеленом сигнале, чтобы воздерживались от движения, так как двигаться в это время просто опасно, уже точно не успеть. «Сэкономишь минутку, потеряешь жизнь», светофорный цикл, когда по очереди сменяют друг друга красный и зеленый сигналы, обычно составляет 60-80 сек, т.е. ждать разрешающего сигнала нужно всего 30-40 сек.

ЗАНЯТИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Тема: «Я И УЛИЦА»

Цель:
1. Рассказ об основном законе Правил дорожного движения – правиле правостороннего движения.
2. Об опасности движения пешеходов в темное время суток.
Ход занятия:
В ходе такого занятия педагог может следующим образом провести урок: «Мы с вами живем в большом городе. На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По улицам днем и ночью едут машины. Автобусы, троллейбусы, маршрутки перевозят людей на работу и с работы, на рынки, в кинотеатры и т.д. Идя по улице, мы видим, что все транспортные средства придерживаются правой стороны и пропускают друг друга. Движение на улицах бывает одностороннее и двустороннее. При одностороннем движении все транспортные средства едут только в одном направлении, встречных транспортных средств нет. При двустороннем движении проезжая часть как бы разделена надвое, и транспортные средства движутся навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны. Таким образом, получается два противоположных потока. В зависимости от ширины проезжей части движение возможно в один, два и более ряда. Движение в несколько рядов может происходить в двух направлениях. Пешеходы на тротуаре также должны придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным и тем, кто хочет их опередить. В далеком прошлом, когда от одного населенного пункта до другого приходилось идти несколько верст по узким тропам, через лесные чащи, и ходить было не безопасно, потому что по дорогам и лесам скитались в поисках добычи разбойники, путники брали с собой оружие. Поначалу оружием служила дубина, а позже — меч или кинжал. Когда путники на тропе встречались, они давали друг другу дорогу, держась правой стороны. Тем самым левая сторона туловища, защищенная щитом, была обращена к встречному, чтобы неожиданный удар пришелся по щиту, а не по открытому боку. Постепенно движение по правой стороне вошло в привычку. До сих пор у нас и во многих других странах движение осуществляется по правой стороне. Но совсем иная картина на улицах в городах Великобритании, Индии, Японии, Индонезии, Непала, Республики Шри Ланка, Пакистана, Малайзии, Таиланда, Ямайки, Тринидада и Тобаго, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии. Там движение осуществляется по левой стороне.
Великобритания с давних времен являлась могущественной морской державой. В устье реки Темзы, где расположена столица Великобритании — Лондон, каждый день прибывало множество судов. В те годы еще не существовало законов, регулировавших движение судов, и они плавали по усмотрению капитана. Нередко случалось, что суда сталкивались, разбивались и погибали. И вот в Великобритании издан закон, по которому суда при встрече должны были придерживаться левой стороны.

Этот закон впоследствии лег в основу Правил дорожного движения в Великобритании и ее многочисленных колониях. Во всех этих странах рулевое управление машин находится с правой стороны.
В странах с правосторонним движением транспорта и пешеходов живет больше половины населения нашей планеты.
Но, несмотря на то, что у нас существует правостороннее движение, пешеходы должны придерживаться левой стороны — ходить по левой обочине на дорогах, где нет специальных тротуаров для пешеходов. Это требуется для того, чтобы люди хорошо видели встречные машины и заранее могли отойти в сторону. На тротуаре не полагается ходить по нескольку человек, взявшись под руки. Иначе вы займете весь тротуар и встречным придется спуститься на проезжую часть, а это опасно. Если мы несем какой-либо большой предмет, толкаем тачку, везем санки или ведем велосипед, то наше место на правом краю дороги у тротуара. Детские группы водят только по тротуару или по левой обочине дороги — там, где нет тротуаров, по двое в ряд. Сопровождать их должны по крайней мере двое взрослых. Особенно осторожно надо ходить по дороге в темноте. Хотя фары приближающегося автомобиля освещают дорогу, зачастую водитель не замечает пешехода. Почему? Да потому, что пешехода в темной одежде в потемках просто не видно. Трудно водителю заметить пешехода в тумане, в дождь, метель или же когда навстречу идет другое транспортное средство. Фары встречной машины ослепляют водителя. Именно в таком случае пешеходу грозит опасность. Поэтому надо дать о себе знать. Но каким образом? Все очень просто. В темное время суток пешеход должен иметь при себе свето-возвращающие значки-фликеры. Когда свет от фар падает на такой значок - водитель обязательно заметит отсвет».
Тема: «ЭЛЕМЕНТЫ УЛИЦ И ДОРОГ»

Цель:
Рассказать о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Ограждение тротуаров от проезжей части.
Ход занятия:
Педагог рассказывает о том, как появились первые дороги в России и дорожные знаки на них. Далее он рассказывает о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, тротуар, велосипедная и пешеходная дорожки. Объясняет детям, для чего ограждают проезжую часть дороги от тротуара.
Педагог поясняет учащимся различие между улицей и дорогой. Улица— это ограниченное зданиями и сооружениями пространство, по которому проходит городская дорога. Дорога, как правило, имеет проезжую часть, движутся автомобили, автобусы, мотоциклы и другие транспортные средства. По краям проезжей части тянутся тротуары, покрытые, как правило, асфальтом. Они немного возвышаются над проезжей частью. Делается это для стока воды с тротуара и, конечно же, для безопасности пешеходов. Ни одна машина не имеет права двигаться по тротуару, кроме специальных машин: пожарных, милицейских, медицинских, аварийных служб и др. В некоторых случаях на тротуар можно заехать, но только для стоянки. На некоторых улицах, где очень многолюдно, тротуары еще отделяют от проезжей части металлическими ограждениями. Эти ограждения устанавливаются для того, чтобы не было неожиданного выхода пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Ни взрослые, ни дети не имеют права перелезать через эти ограждения.
За пределами населенного пункта городская дорога (улица) кончается и переходит в загородную.

Загородная дорога состоит, как мы уже знаем, из трех главных элементов: проезжей части, обочины и кюветов.
Проезжая часть загородной дороги, как и улицы, предназначена только для движения транспорта. По обе ее стороны тянутся обочины для пешеходов, которые, в отличие от тротуаров, не возвышаются над проезжей частью и могут использоваться для непродолжительной остановки автомобилей. Учитель еще раз напоминает учащимся, что идти по обочине рекомендуется против движения транспорта, чтобы видеть его приближение. Встречное движение имеет значение для пешехода и в тех случаях, когда по дороге приближается крупногабаритный транспорт, занимающий почти всю ширину проезжей части.
За обочинами прорыты канавы для отвода воды от дороги. Это кюветы. Педагог далее объясняет, что помимо этих основных элементов в настоящее время вдоль загородных дорог устраиваются велосипедные и пешеходные дорожки.
Надо сказать, что в старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шел пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах для пешеходов специальные дорожки, которые назвали французским словом — тротуар, что в переводе означает — дорога для пешеходов. А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
Тема: «ПЕРЕХОД ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ»

Цель:
Изучение основ перехода проезжей части дороги.
Необходимое оборудование:
один педальный автомобиль;
2 знака 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».
Ход занятия:
Ошибки при переходе дороги. Педагог объясняет, какую ошибку часто делают дети, идя по тротуару, не слыша подъезжающей сзади машины, думают, что улица – пуста, и, не поглядев, выходят на проезжую часть и переходят улицу.
Педагог объясняет, что машина толкает очень сильно – просто отбрасывает человека в сторону на несколько метров или переезжает через него. После этого все дети отрабатывают, «как надо» переходить: подходят к «пешеходному переходу», подчеркнутым движением поворачивают голову налево, затем направо, еще раз налево и переходят строго поперек, так, чтобы видно было и вправо, и влево.
Дети выстраиваются на тротуаре, лицом к «проезжей части». Группа мальчиков и девочек переходит через «улицу» и начинают звать остальных «быстрее сюда».
И несколько человек не глядя, выбегают на «улицу», перебегают ее.
Педагог останавливает урок и объясняет, что вот так дети часто попадают под машину. Позовет через улицу знакомый мальчик или девочка, или папа, или дядя, или увидят свой дом – и бегом туда. А машина тут как тут.
Как надо? Когда кто-то зовет, надо сначала посмотреть, а потом переходить. А бегать нельзя, потому что труднее наблюдать и можно не заметить машину. Если идешь шагом, всегда в случае чего можно остановиться, а бегом и не остановиться! И все дети отрабатывают: одни зовут – а другие, помахав рукой в ответ, сначала посмотрят по сторонам, а потом шагом переходят.
Умение слушать дорогу. Педагог выстраивает всех учеников на краю дорожки автогородка, а одного сажает в автомобильчик. Педагог просит, чтобы школьник на автомобильчики проехал по дорожкам автогородка мимо стоящих детей. Затем объясняет, что прежде чем перейти дорогу, надо остановиться на краю проезжей части дороги и прислушаться, не слышно ли о приближающемся автомобиле, за тем просит выполнить действия повернуть голову налево, а потом направо и снова быстро налево и только после этого пересекать проезжую часть. Когда дети закрывают глаза, педагог просит ученика проехать мимо на автомобильчике.
Обучение предвидеть опасные ситуации. Детей собирают в нескольких метрах позади макета «дерево», уставленного возле дорожки автогородка, закрывающим обзор. Несколько детей на велосипедах или педальных автомобилях располагаются на дорожке за «деревом», так, чтобы их было плохо видно.
Педагог рассказывает, какую ошибку делают часто дети: видят, что опасности нет, и выбегают, не поглядев прямо на улицу. А машина появляется из-за «дерева» и наезжает на них. И дети смотрят, как из-за кустов, ранее невидимые, появляются и проезжают «машины».
После этого вся группа отрабатывает несколько раз «как надо» – подходят к препятствию, приостанавливаются, «выглядывают», и если «машина» есть – пропускают ее, а если нет – шагом выходят и переходят «улицу» (рис1).
Рисунок 1 Переход дороги
Тема: «СВЕТОФОР И СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА»

Цель:
Познакомить учащихся с светофорами, командами регулировщика. 
Ход занятия:
В автогородке выставляются все имеющиеся, согласно схемы автогородка, дорожные знаки и светофоры.
Дополнительное оборудование: Накидка регулировщика, жезл регулировщика.
Педагог проводит учеников по автогородку и знакомит их на примере имеющихся дорожных знаков, светофоров и дорожной разметки их назначения в дорожном движении.
В рассказе о дорожных знаках необходимо рассказать о всех группах дорожных знаков, их предназначении, внешнем виде и особенности установки. Демонстрируя работу светофорных объектов педагог должен повторить значение и последовательность сигналов трехсекционного светофора, а также регулирование движения пешеходов светофорами двухцветной сигнализации с надписями «Идите», «Стойте» или с нанесенными на них силуэтами пешеходов. Педагог знакомит учащихся с односекционными светофорами, которые подают только один сигнал: красный или желтый.

Односекционные светофоры с красным сигналом устанавливаются в местах, где улица пересекается с железнодорожным переездом, с желтым сигналом - на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением транспорта. Эти светофоры обязывают водителей, подъезжающих к перекрестку, быть предельно внимательными, а пешеходов — уступить путь движущемуся транспорту.
У обычного транспортного светофора три цвета: красный, желтый, зеленый. Красный цвет запрещает движение транспорта и пешеходов.
Как вы думаете, почему запрещающим сигналом условились считать именно красный? Почему не зеленый?
Ответ прост. Красный сигнал заметнее, его не спутаешь ни с каким другим. Отсюда ему и такое доверие. В самом деле: ну, не заметит водитель зеленый свет — какой от этого урон? Сигнал-то разрешающий! Единственное, что в этом случае угрожает невнимательному водителю, — простоять у перекрестка лишние секунды в ожидании следующего зеленого сигнала. Другое дело, если бы зеленый, этот менее заметный сигнал, был бы запрещающим. Не заметив его, несчастный водитель мог бы попасть в аварию. Вот почему именно красному сигналу светофора поручили ответственную обязанность — останавливать транспорт и пешеходов.
Кстати, из-за того, что красный заметнее, маяк шлет в море кораблям свой красный луч. Потому-то большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской.
Но мало того, что красный цвет бросается а глаза — с ним у нас к тому же связано представление об огне. Поэтому красное сдерживает нас, заставляет, прежде чем приступить к действию, сперва сосредоточиться. Другое дело — зеленый луг. Зеленое море в солнечный день, зеленые поля, луга, леса — словом, все то, что связано у нас с покоем, отдыхом. Кроме транспортных пешеходов, есть специально для пешеходов. У них всего два цвета: красный и зеленый. Не заметить, не понять сигналы фигурного светофора просто невозможно. Как это «не заметил», как это «не понял», если они так и кричат каждому прохожему: «Мы для пешеходов! Мы для пешеходов! Слушайтесь нас! Слушайтесь нас! Светится красный человечек — стойте неподвижно, как он. Светится зеленый, можно смело идти вперед.
Рисунок 2
Педагог в ходе занятия может рассказать историю появления светофоров. Свое происхождение они ведут от семафоров, которые применялись на железнодорожных дорогах и имели два цвета — красный и зеленый. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зеленым или красным диском. При этом происходило резкое чередование цветов, что не создавало полной безопасности дорожного движения. Чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зеленым и красным сигналами, во время которого въехавший на перекресток экипаж, а позднее автомобиль, успевал бы освободить его при смене сигналов. И тогда люди придумали промежуточный желтый свет. В 1929 году в Москве был установлен первый в нашей стране светофор. Он представлял собой круг, разделенный на три сектора: красный, желтый и зеленый. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Зайдет стрелка на красный цвет, значит движение запрещается, зайдет на желтый — надо подождать, пока не перейдет на зеленый, означающий, что путь свободен. Управлял таким светофором специально приставленный к нему регулировщик, но уже через несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня, хотя внешне он, конечно, несколько изменился.

Иногда на перекрестке можно увидеть, что движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком. Происходит это по разным причинам, но надо помнить, что в этом случае и водители, и пешеходы должны выполнять только указания регулировщика. В правой руке у регулировщика жезл. Сигналами регулировщика являются положение его корпуса и жесты руками. Значения этих сигналов для пешеходов таковы:
если регулировщик обращен к пешеходам грудью или спиной, а руки вытянуты в стороны или опущены, то пешеходам переходить проезжую часть запрещается. Это положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора;
если регулировщик поднял руку вверх, движение пешеходов во всех направлениях также запрещается. Это положение регулировщика в процессе регулирования движения соответствует желтому сигналу светофора;
если регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены, то пешеходам переходить проезжую часть разрешается. Это положение регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора.



Педагог еще раз напоминает учащимся, что все участники дорожного движения — водители и пешеходы — обязаны подчиняться сигналам регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
После объяснения материала педагог просит, чтобы некоторые из учащихся повторили различные положения регулировщика, а другие выполнили его указания.
Тема: «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ И РАЗМЕТКА»

Цель:
Познакомить учащихся с дорожными знаками и видами дорожной разметки. Ход занятия:
В автогородке выставляются все имеющиеся, согласно схемы автогородка, дорожные знаки.
Педагог проводит учеников по автогородку и знакомит их на примере имеющихся дорожных знаков и дорожной разметки их назначения в дорожном движении.
Важной составляющей дидактического обучения и воспитания детей данного возраста является знакомство с дорожными знаками. Приведем несколько примеров для закрепления знаний о дорожных знаках.
Изучая знаки важно, чтобы ребенок не только визуально запомнил эти знаки, но и умел их различать, правильно называть, а также понял, какие знаки предназначены для пешеходов, а какие для водителей.
Педагог обращает внимание детей на то, что на поверхности дороги есть определенные знаки, которые называются дорожной разметкой. 
Современная дорожная разметка появилась позднее, чем дорожные знаки. С появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения на проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная ее обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.

Используя наглядные пособия по теме, учитель рассказывает учащимся о разметке проезжей части улицы или загородной дороги.
Все ребята, по-видимому, видели белую продольную линию, которая делит улицу или дорогу на две равные части, по которым движутся встречные потоки автомашин. Эта линия называется осевой. Что было бы, не будь осевой линии?
Тогда водители могли бы нечаянно заезжать на «чужую» полосу движения, по которой движутся встречные машины. Происходили бы столкновения, опасные для жизни водителей и пешеходов аварии.
Бывает, что осевая линия состоит из двух линий. Они разделяют транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более.
На улицах с односторонним движением осевых линий нет. Они здесь не нужны, так как машины по этим улицам движутся только в одну сторону. Следовательно, осевая линия есть там, где есть встречные потоки транспорта, что делает переход очень сложным и опасным для детей. Здесь очень важно научить ребенка правильному поведению на середине улицы, если он не успел завершить ее переход до конца сразу, без остановки. Лучше всего это делать во время специальных прогулок, наблюдая за поведением пешеходов на осевой линии и отрабатывая практические навыки перехода в подобных ситуациях. Из других линий разметки следует выделить пешеходный переход — «зебра». Этот участок, по которому пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями. Эти линии обозначают нерегулируемый светофорами пешеходный переход. Нередко здесь устанавливается и знак «Пешеходный переход», с которым учащиеся уже познакомились в первом классе.
Если во время перехода улицы меняется сигнал светофора и начинается движение транспорта, то пешеход, не успевший перейти улицу, должен остановиться и ждать разрешающего зеленого сигнала. В больших городах на широких улицах с многополосным движением такая остановка обычно делается на «островке безопасности, расположенном посередине проезжей части улицы и обозначенном белыми сплошными линиями.
Сплошными желтыми линиями отделяются от проезжей части места, обозначающие остановки транспортных средств общего пользования и стоянки такси. Это посадочные площадки, где люди ждут общественный транспорт, и, следовательно, движение других автомашин по этим площадкам запрещается, даже если на них никого нет.
Тема: «ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА НА НЕРЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕХОДЕ»
Группа собирается у нерегулируемого (без светофора) пешеходного перехода.
В ходе занятия принимает участие 5-6 детских автомобилей.
Педагог просит детей сесть за руль автомобилей и кататься по дорожкам автогородка мимо собравшихся детей.
Остальные наблюдают за машинами.
Педагог говорит: «Представьте, что это крупногабаритные автомобили (грузовики, автобусы, троллейбусы) внимание детей на габариты машин и на то, что, хотя и кажется, что кроме этой машины, других машин нет, часто сзади автобуса едет другая машина, поменьше, и она не видна (рис.3).
Некоторые дети, думая, что машин больше нет, начинают переходить – и попадают под ту, вторую машину.
Возможно, что во время наблюдения возникнет ситуация «машина выезжает из-за машины». Тогда педагог обращает внимание детей на эту ситуацию. Затем, после проезда «автобуса» или «грузовика» через пешеходный переход, ведется наблюдение за его удалением.
Педагог обращает внимание детей на то, как, в первый момент проехавшая машина закрывает обзор улицы, по отношению к встречным машинам. И очень часто не видны машины, едущие навстречу. Некоторые дети, думая, что других машин нет, сразу, пропустив машину, начинают переходить, и попадают под встречную машину.
Желательно наблюдать один-два случая, когда из-за проехавшей машины действительно выезжает, ранее скрытая за ней, встречная машина.
Рисунок 2 Опасности на перекрестке
Есть ли опасность для пешеходов в данном случае, если они стоят у самого края тротуара (рис.3)? При повороте транспортных средств, имеющих большую длину или с прицепом, а также буксирующих другое транспортное средство, задняя часть такого автомобиля или прицеп могут наехать на тротуар и травмировать пешеходов. Поэтому в данном случае пешеходам нужно быть особенно внимательными и отойти от края тротуара.
Тема: «ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА НА РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕХОДЕ»

Педагог вместе с учащимися приходит на регулируемый перекресток автогородка с пешеходным переходом, имеющим пешеходные светофоры и объясняет ситуацию на перекрестке. Для пешеходов горит разрешающий зеленый сигнал, один пешеход заканчивает переходить дорогу, второй дошел до середины проезжей части и продолжает свой путь, а третий только ступил на проезжую часть. И в этот момент транспортный светофор переключился на желтый сигнал, а зеленый (для пешеходов) еще горит. Педагог спрашивает, что делать в этой ситуации? Предлагает участникам придумать продолжение этой ситуации. Учащиеся должны ответить, что в этой ситуации несмотря на то, что для пешехода горит зеленый сигнал светофора, третьему пешеходу не следует начинать переходить проезжую часть дороги, т.к. транспортный светофор подсказывает, что время для перехода улицы заканчивается и скоро загорится запрещающий сигнал на пешеходном светофоре.
 Рисунок 3 Движение пешеходов на регулируемом переходе
В этой транспортной ситуации можно обыграть проезд специального транспорта. И рассказать учащимся о необходимости пропускать его даже, если у пешехода есть преимущество в движении (рис.4).
Тема: «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗОНЕ МАРШРУТНОГО ТРАНСПОРТА»

Цель:
Изучение основных правил безопасного поведения в маршрутном транспорте и в зоне их выхода и входа.
Необходимое оборудование: 2 педальных автомобиля, макет автобуса. Моделируется следующая ситуация. Педагог ставит макет автобуса у края дорожки и говорит: «Представьте, что это автобус». 
Группа собирается на остановке автобуса (рис.5). Моделируется следующая ситуация. Педагог просит учеников сесть в автомобили и проехать несколько раз мимо стоящего у края дорожки автобуса. Сначала в одном направлении, а за тем в другом.
Вначале все встают у тротуара ближе к передней части автомобиля - «автобуса». Ведется наблюдение за проезжей частью через переднюю часть «автобуса» (пока «автобус» стоит), и отмечаются машины, объехавшие его. Педагог спрашивает у детей, что произошло бы в случае быстрого выхода кого-нибудь из-за автобуса (рис.5). Наблюдение продолжается пока не проедет несколько машин, объехавших автобус во время стоянки. Далее группа переходит к задней части «автобуса» и наблюдает за проезжей частью из-за задней части.
То же, что и в предыдущем случае, повторяется для машин, выезжающих во время стоянки автобуса во встречном направлении. Наблюдение продолжается пока не проедет несколько машин, проехавших навстречу стоящему автобусу.
Рисунок 4 Зона остановки маршрутного транспорта
На остановке педагог обсуждает с детьми, как правильно себя вести в данной ситуации.
Если во время наблюдения кто-то из пешеходов выходит из-за автобуса, педагог обращает внимание на ошибку пешехода.
Став у передней части «автобуса» педагог показывает детям, какую ошибку могут допустить дети: не поглядев, выходят или даже выбегают из-за автобуса (можно для усиления поставить с противоположной стороны кого-либо из детей, чтобы он махал рукой и звал).
Рисунок 5 Выход из маршрутного транспорта
и переход через проезжую часть
Затем дети располагаются сзади стоящего «автобуса», за которым спрятались и не видны «машины», «едущие» навстречу «автобусу».
Педагог показывает детям, какую ошибку допускают некоторые, выходя или даже выбегая сзади автобуса, не поглядев, и его сбивает встречная машина.  Педагог просит детей проехать на автомобильчиках мимо стоящего «автобуса». И затем дети отрабатывают правильное поведение – уходят от автобуса подальше и переходят по пешеходному переходу. А если пешеходный переход рядом, ждут, пока автобус уедет, и потом переходят.
Тема: «ОБУЧЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МАШИН»

Группа собирается возле нерегулируемого (без светофора) пешеходного перехода. Педагог просит несколько детей сесть в автомобильчики и покататься по дорожкам автогородка, проезжая эпизодически мимо учащихся.
Педагог обращает внимание детей на отдельные машины, появляющиеся вдали. Все вместе наблюдают за той или иной приближающейся машиной и вслух считают «один, два, три» и т.д., пока машина не проезжает мимо. При таком счете школьник учится следить за машиной и предвидеть ее дальнейшее движение.
Для тех машин, которые проезжают мимо при счете «пять», «шесть» или «семь», педагог делает замечание, что эти машины едут очень быстро, и переходить нельзя.

Тема: «ДВИЖЕНИЕ ПО ЗАГОРОДНОЙ ДОРОГЕ»
Если бы дело происходило на загородной дороге то, как правильно по ней ходить?

Рассмотрим такую ситуацию: два пешехода идут навстречу движению автомобилей, один из них идет по обочине, а второй, вследствие ее недостаточной ширины, идет по проезжей части. С другой стороны, по ходу движения автомобилей, строго по обочине идет один пешеход. Есть ли нарушители среди пешеходов?
По проезжей части на загородной дороге пешеходы могут двигаться только при отсутствии тротуара или обочины навстречу движению автомобилей и как можно ближе к правому краю проезжей части (рис.7). Поэтому здесь есть один нарушитель, идущий по проезжей части.
Рисунок 7 Движение пешеходов по загородной дороге

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
Правила Дорожного Движения Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090;
Совершенствование профилактической деятельности подразделений пропаганды госавтоинспекции. Методические рекомендации. Москва 2005. Е.А. Козловская;
Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 кл.,Вишневская Е.Л., Волошинов В.Б., Глаголева А.И., Кабачков В.А., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Воробьев В.Н. Просвящение, 1997.
Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей . Москва «Просвещение» 2008 А.Л. Рыбин, М.В. Маслов;
Обучение правилам дорожного движения. Москва «Просвещение» 2008 А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов;
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Пособие по «Основам безопасности жизнедеятельности» для преподавателей начальных классов и родителей (1 – 2 классы).Под редакцией В.Я. Сюнькова – Главного специалиста МГФСО Московского Департамента образования.