Методические рекомендации для преподавателя при проведении практических занятий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ













Учебная дисциплина: История



Методические рекомендации предназначены для преподавателя истории, работающего по Рабочей программе по предмету «История» (разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям СПО.


Пояснительная записка

Современному преподавателю учреждений профессионального образования необходимо соответствовать вызову времени и искать новые пути мотивации обучающихся к освоению учебного материала. История наука субъективная, мировоззренческая. В связи с этим занятие нельзя превращать в строгую инструкцию для обучающихся им необходимо обеспечить возможности для самоопределения, самореализации, сотрудничества. Большую роль в решении данной задачи играют практические занятия.
Практическое занятие – 1) одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений; 2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий упражнений, задач и т. п. под руководством и контролем преподавателя.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УДД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Педагогу важно создать условия для совершенствования УДД и тех умений и способностей, на которые они опираются, что возможно только в процессе активной самостоятельной деятельности обучающихся
Данные Методические рекомендации предназначены для методической поддержки и сопровождения деятельности преподавателя истории. Они призваны оказать методическую помощь преподавателю в организации и проведении практических занятий по предмету «История» в группах, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих технического и социально-экономического профилей.
Содержание Методических рекомендаций соответствует ФГОС и примерной учебной программе по истории, а также структуре учебника В. В. Артемова, Ю. Н. Лубченкова «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей» (М.: Издательский центр «Академия», 2015).
В результате использования Методических рекомендаций для преподавателя по проведению практических занятий обучающихся (предмет «История») в образовательном процессе решаются следующие задачи:
- контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебной дисциплины;
- контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций выпускников;
- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс колледжа;
- оценка достижений, обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий.
Методические рекомендации педагогу по проведению практических работ обучающихся

Подготовка педагога к практическим занятиям обучающихся:
1. Подобрать необходимую учебную и справочную литературу для обучающихся. Технология организации практической работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения:
- библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с нормами;
- учебно-методическую базу учебных кабинетов;
- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
- учебную и учебно-методическую литературу (список рекомендуемой литературы смотри далее).
2. Определиться в целях и особенностях предстоящей работы обучающихся.
3. Отобрать методики, которые позволят в полной мере реализовать цели и задачи предстоящей работы.
При проведении практических занятий используются следующие типы работы обучающихся:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на развитие способностей, обучающихся к исследовательской деятельности.
Виды практических работ, обучающихся по учебной дисциплине «История»:
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала.
2. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
3. Работа со словарем, справочником.
4. Работа с кроссвордами.
5. Работа с тестовым материалом
6. Работа с тематическими вопросами
7. Составление таблиц, в т.ч. хронологических
8. Составление тестовых вопросов (на поиск правильного ответа, на установление соответствия и последовательности) и эталонов ответов к ним.
9. Составление и разработка словаря (глоссария)
10. Составление кроссвордов
11. Подготовка устного сообщения
Формы организации обучающихся на практических работах в зависимости от цели, объема, конкретной тематики практической работы, уровня сложности, уровня умений, обучающихся: фронтальная (все выполняют одновременно одну и ту же работу), групповая (одна и та же работа выполняется группами по 2-5 человек) и индивидуальная (каждый выполняет индивидуальное задание).
Внимание! Перед выполнением обучающимися практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Форму, вид этой процедуры (устно, письменно, индивидуально, фронтально и пр.) должен определить сам преподаватель, исходя из конкретной ситуации. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Во время выполнения обучающимися практической работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации.
Формы контроля практической работы обучающихся:
1. Проведение письменного опроса
2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4. Просмотр и проверка выполнения практической работы преподавателем.
5. Проведение устного опроса.
6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
7. Организация и проведение собеседования с группой.
8. Защита отчетов о проделанной работе.
Критерии оценки результатов практической работы обучающихся:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Список рекомендуемой литературы

Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: В 2 ч. Ч. 1. - М.: Академия, 2015
Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: В 2 ч. Ч. 2. - М.: Академия, 2015
Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Методические рекомендации. - М.: Академия, 2013
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы. - М.: Академия, 2015
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 18 века. 10 класс. – М.: Просвещение, 2008. – 336 с.
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2001. – 512 с


15