Памятки-инструкции для участников ОГЭ по английскому языку

Памятки-инструкции для участников ОГЭ по английскому языку (разработанный комплект памяток в форме буклета для участников ОГЭ по английскому языку).
Автор: Лапшина Ильмира Искандеровна, учитель английского языка
Педагогический стаж: 2,5 года
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 49» г. Ульяновска

Сегодня, когда новый федеральный государственный стандарт уже внедрен в начальную школу и идет переход не только в среднем звене, и скоро это станет требованием и для старшей школы. Поэтому наша задача не только дать знания, но и научить учащихся учиться самим, чтобы они без нас могли справиться с заданиями. А для этого мы должны помочь им выработать свои стратегии выполнения различных заданий, так чтобы добиться хороших результатов. На ОГЭ нас, педагогов, рядом не будет, и насколько эффективными будут стратегии, которыми они овладеют, настолько высокими будут их результаты.
Чтобы научить стратегиям выполнения заданий в формате ОГЭ можно использовать памятки. С их помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) есть описание того, как следует выполнять какое-либо задание. Иными словами, памятка есть вербальная модель приема учебной деятельности.
Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше и используются теперь.
В соответствии с новым кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку учащиеся выполняют задания по аудированию, чтению, лексике и грамматике, письменной речи и по говорению.
Раздел 1 «Аудирование» включает 3 задания: два из них на установление соответствия и одно на выбор правильного ответа из 3-х предложенных. Алгоритм выполнения каждого задания представлен в памятке "Как успешно выполнить задания раздела "Аудирование". Важно довести до автоматизма выполнение этих шагов, и всегда помнить о времени. Поэтому встречаются фразы: быстро, помни о времени т.д.
Раздел 2 «Чтение» включает 2 задания:
Первое - на установление соответствий между заголовками и текстами, когда проверяется умение читать текст с пониманием основного содержания (просмотровое чтение).
Второе задание - на выбор правильного ответа из 3-х предложенных (true, false, not stated) (поисковое чтение).
К сожалению, неумение читать тесты НЕ механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. При разработке данных памяток использовались многие источники, но особенно хотелось бы отметить материалы Федерального института педагогических измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.
Для получения высоких тестовых баллов на экзамене в 9 классе, при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
понимать тему в полном объёме;
извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
изменять скорость чтения в зависимости от задания.
Раздел 3 « Грамматика и лексика» содержит 15 заданий: 9 заданий направлены на проверку грамматических навыков употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативно - значимом контексте. Это видовременные формы глаголов, личные и неличные формы глаголов, формы числительных, формы прилагательных, местоимений и т.д. 6 заданий направлены на проверку лексико-грамматических навыков образования и употребления родственного слова нужной части речи.
Чтобы дети справились с заданиями, их нужно научить определенным стратегиям их выполнения. В чем, на мой взгляд, поможет памятка "Выполнение лексико-грамматических заданий". Памятка содержит стратегии выполнения различных заданий этого раздела:
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ,
ЗАДАНИЕ НА МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР,
ЗАДАНИЯ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ, ЗАДАНИЯ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,
ЗАДАНИЯ НА ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕВОД,
ЗАДАНИЯ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ.
Приводятся различные схемы, которые способствуют запоминанию материала.
Раздел 4 «Письмо» представлен одним заданием - написание письма личного характера, выполнение которого требует демонстрации умений письменной речи.
Учащиеся должны правильно оформлять личные письма, соблюдать структуру письма, использовать в них неформальный стиль общения. Задача экзаменуемого – написать личное письмо в страну изучаемого языка другу по переписке в ответ на его письмо, отрывок из которого приводится в задании.
Требуемый объем – 100–120 слов. При составлении памятки были проанализированы наиболее типичные ошибки при написании личного письма.
Чтобы минимизировать ошибки учащиеся могут готовиться к экзамену, используя памятку "Как написать личное письмо на 10 баллов". В этой памятке указаны ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание.
Раздел 5 «Говорение» состоит из двух заданий: тематическо-монологическое задание и комбинированный диалог в предлагаемой ситуации общения. Этих заданий дети боятся больше всего. Это не удивительно, ведь времени на уроке не всегда достаточно на полноценное монологическое высказывание, и поэтому им необходимо не только дать алгоритм, но и обязательно те фразы, которые помогут им в различных ситуациях, которые могут быть представлены на экзамене. В памятке приводятся полезные советы.
Эти фразы представлены в памятке: как переспросить, какие задавать вопросы. Комбинированный диалог включает фразы, инициирующие диалог, доказывая, что они говорят на языке самой вежливой нации мира, а так же фразы, чтобы завершить диалог. Памятка содержит так же информацию о процедуре самого экзамена.
Данные памятки помогают учителю научить стратегиям выполнения заданий ОГЭ, а также восполнить образовательные дефициты по английскому языку. В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы выполнения заданий по говорению, аудированию, чтению, написанию личного письма и выполнению лексико-грамматических заданий. В них собраны ключевые моменты, которые, как правило, и вызывают затруднения. Материал памяток можно использовать не только при подготовке к ОГЭ, но и при обучении всем видами речевой деятельности на уроках английского языка.

Список литературы:
Учебное пособие "ОГЭ (ГИА-9) 2015. Английский язык. Типовые тестовые задания" Солововой Е.Н.
Учебное пособие "Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов в новой форме. Английский язык. 2014" Ю.С. Веселовой  5 вариантов КИМ для подготовки учащихся к ГИА.
State Exam Maximiser (Английский язык. Подготовка к экзаменам)/Соловова Е.Н., Солокова И.Е. – England: Pearson Education Limited, 2008.
Клековкина Е., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Сборник тестов для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку./Оксфорд: Макмиллан, 2009. – 247 с.
http://www.fipi.ru/
http://egeigia.ru/















qђ Заголовок 415