МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГОБУ СПО
«Иркутский техникум транспорта и строительства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Разработано : Э.Р. Линейцевой
(преподавателем иностранного языка)
Иркутск, 2014
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым преподаватель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретной группе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам.
Программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую. Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы, разработанные в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов и разработанные в 2004 г., размещены на официальном сайте Минобрнауки России -http://www.mon.gov.ru/; примерные программы, подготовленные в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования)
К программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся:
1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).
Авторская программа - это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
2. Программы, составленные преподавателям или коллективом.
В этом случае для разработки программы преподаватели могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом- ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ).
Составитель программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3. Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.
Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, его статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов.
Методические рекомендации предназначены для начинающих педагогов и преподавателей-предметников, испытывающих затруднения при написании программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного курса и специальности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
•целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
•состояние здоровья учащихся;
•уровень их способностей;
•характер учебной мотивации;
•качество учебных достижений;
•образовательные потребности;
•возможности педагога;
•состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Разработка программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы учреждения;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Требования к оформлению программы
Текст программы педагога включает следующие основные структурные элементы:
1. Титульный лист (название программы).
2.Паспорт программы учебной дисциплины
3.Структура и содержание учебной дисциплины
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
5.Учебно-методическое обеспечение. Список литературы (основной и дополнительной).
6. Приложения к программе.
Все структурные элементы программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя. При необходимости программа дополняется рецензией другого ОУ.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы учреждения (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания.
6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист - полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением данного учреждения и директором с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.
Паспорт программы учебной дисциплины - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (техникум, лицей, др.) учебного учреждения и определение специальности обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели,задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.
Структура и содержание учебной дисциплины - перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов) перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
В данном разделе прописываются требования к:
- знаниям;
- умениям;
- компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся:
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений обучающихся;
- инструментарий для оценивания результатов.
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной) - методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для обучающихся;
- интернет ресурсы;
- образовательные диски.
Приложения к программе - основные понятия курса;
- списки тем рефератов;
- темы проектов:
- темы курсовых и творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации.
Комментарий к структурным элементам программы педагога
1. Разработка и утверждение программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений.
2. Назначение паспорта программы учебной дисциплины в структуре программы состоит в том, чтобы:
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Паспорт программы учебной дисциплины поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В паспорте программы учебной дисциплины должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебного плана, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
3. В структуре и содержании учебной дисциплины отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Структура и содержание учебной дисциплины традиционно представляют в виде таблицы.
Вариант 1
№ Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся Дата
темы Лабораторно-практические работы Контрольные работы 1. №1 Название изучаемой темы 1.1. Тема урока 1 В нижней части таблицы часы суммируются
Итого Вариант 2
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические Практические
1. В нижней части таблицы часы суммируются
Итого Вариант 3
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1. В нижней части таблицы часы суммируются
Итого Содержание курса - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:
•единства содержания обучения на разных его уровнях;
•отражения в содержании обучения задач развития личности;
•научности и практической значимости содержания обучения;
•доступности обучения;
•соблюдения преемственности.
При описании содержания тем программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
•название темы;
•необходимое количество часов для ее изучения;
•содержание учебной темы:
•основные изучаемые вопросы;
•практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
•требования к знаниям и умениям обучающихся;
•формы и вопросы контроля;
•возможные виды самостоятельной работы учащихся.
При заполнении тематического плана следует учитывать, что формулировка темы программы, тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
4. В блоке программы «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в тематическом плане. (Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).
5. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для обучающихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Список литературы включает в себя издания не ранее 2009 года выпуска.
________________________________________
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта программы. Один из вариантов программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретной группы. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого преподавателем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.