Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Щелыканцева Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Кочуновская ООШ
Орфография – пишу правильно.
В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок, главная из которых, как принято считать, заключается в неумении подбирать проверочные слова. Учителя, работая над орфографической грамотностью учащихся, в первую очередь заботятся о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилом и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Это приводит к тому, что школьники, разобравшись, какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать изученные правила при написании диктантов и творческих работ.
Почему так происходит? Пропуски в словах делает учитель или автор учебника, т.е. орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а другой человек. Ребёнку остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. При написании же диктанта учащиеся не применяют правила по той простой причине, что не находят место в слове, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах мы имеем немалое количество ошибок. Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Итак, важнейшей причиной низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость»
Трудности правописания, однако, постепенно преодолеваются учащимися, если при обучении правильно используются разные факторы усвоения тех или других орфограмм (принятых написаний) По мнению Н.А. Щербаковой, таких факторов существует пять:
1. слух;
2. речедвигательный анализ;
3. зрение;
4. моторная память;
5. деятельность мышления.
Все указанные выше факторы – слух, зрение, моторная память, речедвигательный анализ – занимают своё место в процессе усвоения учащимися орфографических навыков. Однако нельзя всё же преувеличивать значение этих факторов: они играют в обучении грамотному письму значительную, но всё же вспомогательную роль.
Устойчивая и сознательная грамотность приобретается только при условии, если пишущий осознаёт смысл, строение и форму слов. Это предполагает действие пятого фактора – деятельность мышления, знания основ грамматического строя языка и уменья подвести отдельное явление под общее правило. Орфограммы, написание которых определяется знанием состава слова и изменения его окончаний ( безударные гл., парн. глух. и зв. согласные, падежи, лица глаголов и т. д. ) уверенно можно написать только зная грамматику. Орфографически грамотное письмо не может быть полностью механическим. Оно может быть только грамматически осознанным.
Таким образом, только знание грамматики в соединении с практикой в письме может постепенно привести ученика к настоящей грамотности.