Методичка для старших вожатых
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение3
2. Глава 1
Технология создания программы детской общественной организации5
3. Глава 2
Программа детской общественной организации8
4. Глава 3
Устав детской общественной организации10
5. Глава 4
Планирование воспитательной работы в детской общественной организации....12
6. Приложение18
7. Список литературы.19
Введение
Вожа
·тый педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской Пионерской организации CCCР, появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда пионер-вожатый, «вожатый пионеров». В Советском союзе состав вожатых для пионерских лагерей формировался из Комсомольцев (членов ВЛКСМ).
Для общеобразовательных учреждений введена должность «Старшего вожатого», работающего с детскими общественными объединениями. Но для загородных детских оздоровительных лагерей и иных учреждений отдыха и оздоровления детей должность вожатого общеупотребима и в повседневной речевой практике чаще заменяет более правильные наименования должностей «воспитатель» или «педагог-организатор».
В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования: школах (лицеях, гимназиях) старшие вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитательных системах этих учреждений.
Старший вожатый:
организует коллективно-творческую деятельность детских общественных объединений (отрядов);разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт необходимые условия для их реализации;
создаёт благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позиции, реализовать свои интересы и потребности, содержательно проводить свободное время;
формирует благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде;
своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков;
контролирует соблюдение в отряде санитарно-гигиенических требований и действующего распорядка дня и т. д.
Документы, необходимые для работы старшего вожатого:
перспективный план работы на год;
календарный план на четверть, неделю;
положения о конкурсах, соревнованиях;
анализ деятельности за последние 3 года;
сценарии праздников, концертов, агитбригад и других мероприятий;
справки, анализы, итоги проведения конкурсов, соревнований и других мероприятий;
дневник интересных дел;
протоколы сборов;
оформление: методический уголок, стенды по направлениям работы, газеты, молнии и т. д.;
план работы по самообразованию;
планы обучению актива;
темы выступлений на семинарах, совещаниях, педсоветах и т. д.;
документы детской общественной организации (ДОО):
положение о ДОО;
программа ДОО;
план работы ДОО на год;
договор о деятельности ДОО в школе;
списки членов и актива ДОО.
Глава 1.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Великий гений Л.Н. Толстой утверждал: «Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». Современные дети такие разные с виду, и такие одинаковые, по сути. Их объединяет искренние желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание общества.
В Российском обществе складываются такие социально-экономические отношения и политические условия, которые формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. А воспитать такую личность может только детская общественная организация.
Детские общественные организации осуществляют социальный заказ общества «Вырастить достойного гражданина своего Отечества», основываясь на принципах добровольности и гуманизма, демократии и открытости, самодеятельности. Детские общественные организации способны успешно решать задачи социализации подрастающих граждан России.
Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. Стратегия развития детского и молодежного общественного движения, повышения социальной активности учащейся молодежи, выражение гражданской позиции и патриотизма в воспитательном процессе – приоритетные направления воспитания подрастающего поколения. Задача социального определения личности ребенка является первостепенной для современного общества. Период изменений и переориентаций ценностей жизни существенно повлиял на процесс социального опыта у детей и подростков, их социальную активность. Важно не только предоставление возможности для самореализации личности, приобретения опыта социального общения, просто необходимо поднятие уровня культуры общения детей и подростков друг с другом, развитие навыков сотрудничества с взрослыми, формировать активную гражданскую позицию в обществе и патриотизм по отношению к государству.
Важно, чтобы сегодняшние дети и подростки – будущие лидеры 21 века, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективного взаимодействия, способами разрешения конфликтов, умением отражать в жизнедеятельности свои духовно – нравственные ценности, необходимые для успешного развития общества и государства.
Сегодня, пытаясь реализовать демократическую основу воспитания молодежи, что по своей сути и содержанию общественное детское движение и его социально-полезная общественная деятельность – сферы благоприятные для полноценного развития детей.
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в школе, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. В связи с этим нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества, на участие в ученическом самоуправлении детских общественных организаций, направленном на социализацию школьников.
На сегодняшний день детские организации выбирают тот путь, который считается наиболее успешным и правильным.
Цель детской организации складывается, в конечном счете, из личных целей каждого ребенка. Поэтому дойти до поставленной цели организация сможет только в том случае, если объединить усилия детей, учитывая все жизненные ценности.
Ценность нельзя понять, ценностям нельзя научиться, их можно только прочувствовать и пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о нем, смысле жизни и ее ценностях.
Глава 2.
ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Программа – это документ, отражающий достижение конкретной цели организации. Программа необходима, прежде всего, как средство против стихийности деятельности ДОО и формализма организаторов.
Основные принципы:
открытости – участником программы может стать любой желающий ребёнок с 7 до 10 лет;
демократизации – каждый участник программы выбирает направления деятельности;
развития – деятельность в рамках программы направлена на всестороннее развитие личности;
взаимодействия – обеспечение взаимодействия между участниками и исполнителями программы.
Этапы реализации программы:
Организационный – составляется план мероприятий.
Развивающее - деятельностный, на этом этапе происходит основная реализация содержания деятельности программы, задания носят более содержательный характер и направлены на развитие личностных качеств участников программы.
Деятельностно - демонстрационный, на этом этапе задания имеют усложнённый характер. Идёт процесс реализации полученных на первых двух этапах знаний, умений и навыков.
Итогово - перспективный, на данном этапе выявляются положительные и отрицательные стороны программы, выстраивается новая программа деятельности.
Предполагаемые результаты:
Сплочение детских коллективов.
Приобщение учащихся к ценностям отечественной и мировой культуры
Развитие интереса детей к истории Отечества, края, района, села; участие в сохранении и восстановлении памятников истории и культуры.
Расширение кругозора участников программы.
Общественная организация порождает необходимость выработки навыков сотрудничества, умение общаться в коллективе, считаясь со взглядами, понятиями, интересами других людей. Работа по программе предполагает повышение интереса к истории Отечества, воспитание активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма.
Глава 3.
УСТАВ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Общие положения
Детская организация добровольное объединение учащихся 1 – 11 классов (в каждой организации по- своему). Организация осуществляет свою деятельность на основе данного Устава.
Деятельность организации направлена на защиту прав и интересов детей в сфере образования, труда, отдыха, здоровья.
Детская организация строит свою работу на следующих принципах:
привлечение детей к непосредственному участию в реализации целей и задач, направленных на духовное, нравственное и физическое развитие школьников, их трудовое и нравственное воспитание;
обеспечение равноправия детей независимо от пола, национальности, языка, социального происхождения.
Цель организации: помочь раскрыть и реализовать интересы и способности членов организации через конкретные дела, развитие детского движения в интересах детей, подростков и общества в целом.
Задачи организации:
воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине;
активное участие в общественном движении за гуманность и милосердие;
оказание помощи ребёнку в развитии своих способностей;
защита интересов детей.
Права и обязанности членов организации
Член организации имеет право:
на выбор организации;
добровольный вход и выход из организации на основе заявления об этом в органы организации;
направление собственной активности в работе организации;
на выражение мнений и сомнений касающихся содержания деятельности организации и получения на них объяснений и ответов;
избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценить их работу и получать главную оценку своей деятельности со стороны членов организации.
Член организации должен:
быть добрым, весёлым, находчивым;
помогать людям, нуждающимся в помощи;
беречь и охранять природу;
не лениться, учиться в меру своих способностей.
Поощрения и взыскания.
Организация поощряет своих членов за общественную работу (благодарность, грамота, подарок и т.д.).
На член организации может быть наложено взыскание за нарушение Устава (замечание Совета отряда, выговор, строгий выговор, исключение из организации).
Символы и атрибуты.
Организация имеет свою эмблему, девиз организации, форму организации, песню и т.д.
Организационное обеспечение программы:
участники программы учащиеся 10 образовательных учреждений, детские коллективы (отряды);
участие в программе носит добровольный характер и происходит на основании заявления о приёме в пионерскую организацию или детскую организацию;
участники программы имеют право принимать участие в работе выбранных направлений, мероприятиях проводимых в рамках программы, вносить предложения по обновлению программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наличие помещения для работы детского объединения.
Наличие ТСО (магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер).
Глава 4.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Годовой план работы
Его основу составляет план воспитательной работы в школе. Цели и задачи годового плана работы вытекают из перспективного плана воспитательной работы в школе. При целеполагании необходимо помнить диагностической цели (о том, как именно она будет реализовываться) и её реалистичности (осуществимости на практике).
В годовом плане должны быть также отражены следующие аспекты:
все направления воспитательной работы;
возрастные группы детей;
ответственные за проведение мероприятий;
направления работы с родителями;
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
участие в республиканских, районно-городских смотрах-конкурсах и мероприятиях;
методическая работа (с классными руководителями, методическими объединениями и т. д.);
работа с активом;
работа с детьми групп социального риска.
Требования к оформлению годового плана
1. Титульный лист:
полное название ОУ;
название плана и сроки его реализации;
Ф.И.О. старшего вожатого, квалификация (категория, дата прохождения аттестации).
2. Анализ работы за прошедший год.
3. Цели и задачи плана работы.
План оформляется в зависимости от вида работы - организационной или массовой.
В организационную работу входят: посещение районных, городских семинаров и совещаний, консультаций старших вожатых; занятия с активом школы, редколлегией, пресс-центром и др., сбор актива школы, ДОО и т. д.
Массовая работа включает проведение общешкольных мероприятий и участие в районно-городских мероприятиях (с указанием сроков, ответственных и возраста участников).
Таблица 1.
Организационная работа
№
Содержание
Для кого
Сроки
Ответственные
(должность, Ф.И.О.)
Таблица 2.
Массовая работа
№
Содержание
Для кого
Сроки
Ответственные
(должность, Ф.И.О.)
Общешкольных мероприятий за год должно быть не меньше 4, по параллелям – не меньше 9.
К любому плану работы прилагается тетрадь с анализом проведённого мероприятия или папка с аналитическими справками.
2. План работы на четверть (или месяц)
Этот план пишется более подробно: ответственные указываются пофамильно, сюда входит предварительная подготовка к мероприятию: расписание репетиций с указанием времени и места, изготовление оформления к мероприятию и т. д. (В годовом плане указывается только мероприятие без раскрытия содержания предварительной подготовки).
Таблица 3.
№
Мероприятие
Ответственный
Участники
Предполагаемый результат
Отметка о выполнении
3. План работы на неделю
В этом плане деятельность старшего вожатого расписывается на каждый день, что особенно важно при проведении различных тематических недель («Малышок», «Чистый двор» и т. д.).
Таблица 4 (для плана на неделю.)
Дата
Мероприятие
Участники
Ответственные
направленность
Результат (количественный и качественный)
Отметка о выполнении
Таблица 5 (для тематической недели).
Название недели
1-й день, дата
Название дня
Время
2-й день, дата
Название дня
Время
3-й день, дата
Название дня
Время
4-й день, дата
Название дня
Время
5-й день, дата
Название дня
Время
4. План обучения детского актива
У любого актива должен быть свой план работы, даже такой простой как этот.
Таблица 6.
№
Что
Где
Когда
Ответственные
Итог
К нему прилагаются протоколы заседаний (школ, собраний, сборов и т. д.).
5. Методический уголок
В методическом уголке помещаются рекомендации по работе с детьми, родителями, советы по проведению каких-либо мероприятий и т. д.
В уголке дружины или отряда отмечаются события, проходящие в ДОО. Можно поместить списки членов ДОО, его название, девиз, песню, план деятельности и т. д.
6. Документы по детской организации
Среди документов, прежде всего, должны находиться: Положение о ДОО, планы, протоколы, фотографии, Уставы, Программы по ДОО, заявления от детей и родителей о вступлении в детскую организацию, а также эмблема, атрибуты, список поручений и т. д.
7. Списки членов ДОО
Полный список членов ДОО должен быть не только в дружине, но и в координационном Центре детских общественных организаций (ДД (Ю) Т). Подаётся 2 раза в год: до 25 мая – полный, до 25 декабря – уточнённый.
Таблица 7.
№
Ф.И.О. (полностью)
Дата рождения
Дом. адрес
Школа, класс
Личная подпись
Если в ДОО входят взрослые члены, то подаётся дополнительный список взрослых.
Таблица 8.
№
Ф.И.О. (полностью)
Дата рождения
Дом. адрес
Паспортные данные
Место работы
Личная подпись
8. План работы по самообразованию
В план вносят тему, изучение методической литературы, выступления по теме (где, когда), разработки дидактического и наглядного материала, разработки программ, мероприятий по теме, а также повышение квалификации (год, место).
Приложение 1.
Основные понятия термины
Детское движение – совкупность действий и деятельностей всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в данном регионе (крае области) или территориальной единице (городе, районе).
В рамках общего социального явления можно выделить отдельные его виды, отличающиеся прежде всего содержанием и направленностью деятельности объединений и организаций определённого типа, например экологическое движение, скаутское движение и др. В нынешней ситуации правомерно также говорить и о пионерском движении, объединяющем деятельность пионерских организаций.
Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Положении (Уставе) или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Детская организация является особым типом общественного объединения, предполагающим наличие:
ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;
права добровольного вступления в организацию и свободного выхода из неё;
фиксированного членства;
организационной самостоятельности, самоуправления, совместного социального творчества;
чётко выраженной структуры, определяющей положение в организации каждого её члена;
установленных для всех норм и правил;
гарантированного для субъектов совместной деятельности членов организации права на выбор видов, форм и способов её существования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно - методическое пособие – М.,ЦГЛ, 2005. – с. 95 – 100.
2. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2003.– с.92 – 98.
3. Мастерская вожатого. Кипарис –5. Руководство для начинающих и опытных/ под ред. Левановой Е.А.. – М., Пед. общество России, 2003. – с.113 – 122.
4.Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. – М., ЦГЛ Рон., 2002. – с. 86 – 91.
5. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 12.Учебно-методическое пособие. – М., Пед. Общество России, 2005. – с.35 – 61.
6. Шмаков С.А. Каникулы : прикладная «энциклопедия»: учителю, воспитателю, вожатому. – М., Новая школа,1997. – 160.с.
7. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика).Кипарис–9.Учебно - практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М., Пед. общество России, 2005. – с. 84 – 100.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Шаповалова Алла Леонидовна
2012 год
О РАБОТЕ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО
Методические рекомендации для старших вожатых
МБОУ ДОД ЦДТ «АССОЛЬ»
п. Волоконовка, ул. 60 лет Октября, 1
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415