Государственная политика интернационализации образования Японии


Государственная политика интернационализациИ образования Японии
В статье рассматриваются основные реформы системы образования Японии, при этом акцентируется внимание на государственной политике, направленной на интернационализацию образования. Главными составляющими выделены процессы интернационализации в средней школе образовательной системы Японии.
реформы среднего образования Японии, интернационализация среднего образования, государственная политика в сфере образования Японии.
GOVERMENTAL POLICY OF EDUCATION’S INTERNATIONALIZATION
IN JAPAN
This article views the main reforms of Japanese education, and at the same time it points out governmental policy, which is directed to internationalization of education. The main components are processes of internationalization of secondary school in educational system of Japan.
Reforms of secondary education in Japan, internationalization of secondary education, governmental policy in Japanese education
В последние десятилетия государственная политика во многих развитых странах в сфере образования направлена на интернационализацию. Не является исключением и Япония. «Процесс интернационализации в Японии вызван ее огромной значимостью в мировой экономике, но националистическая культура управления и бизнеса стоит на ее пути. То, что действительно нужно сделать  - это создать новую интернациональную культуру, а создание последней задача именно образования».
Отношение к интернационализации образования у японских политиков разное. Одни говорят о ее необходимости, другие – о ее ненужности или несвоевременности. Так руководитель проекта «Япония: концепция XXI века» г-н Хаяо Каваи (министр культуры Японии) считает, что «Япония должна активно подключаться к процессам интернационализации культуры. Это — веяние эпохи». В противовес данному мнению высказался профессор Токийского университета Сусуму Нисибэ: «…о какой интернационализации культуры может идти речь в условиях, когда система образования разваливается и учащиеся не могут похвастать знаниями в области родного языка, японской истории, когда они плохо осведомлены о национальной системе ценностей, традиционных правилах поведения, о моральных устоях и обычаях?». Но большинство политиков все-таки придерживаются мнения, что интернационализация необходима.
Еще в 70-е годы ХХ века в стране назрела необходимость модернизации народного образования. Центральный совет по образованию в 1971 г. разработал проект реформы японской общеобразовательной школы. Но концепция данного проекта, по мнению многих аналитиков того времени, оказалась проработанной слабо.
В 1984 г. началась глобальная подготовка к реформе народного образования, концепция которой должна была соответствовать веяниям XXI века. Так началась III эпоха реформ народного образования Японии. Эти реформы должны были внести коренные изменения в основы японского образования.
Зачатки интернационализации образования просматриваются в первых двух реформах. Они совпадают с началом европеизации японской системы обучения. I эпоха реформ образования началась во времена реставрации Мэйдзи в связи с назревшей необходимостью вхождения в «цивилизованный мир» для того, чтобы страна смогла выжить и развиваться дальше, а завершилась в 1890 г. Императорским рескриптом об образовании. II эпохой реформ принято считать время после второй мировой войны. В эту эпоху большую роль в становлении новой системы образования в Японии сыграли США. Специально созданные комиссии, состоящие из администраторов, управленцев и преподавателей, разработали комплексные программы реформ в образовании, которые позволили сохранить национальную специфику японского образования и одновременно приблизить его к международным (главным образом к американским) стандартам.
Изменения на уровне среднего образования во вторую эпоху реформ касались обеспечения его унифицированности и доступности. Ключевая роль в управлении системой образования принадлежала и принадлежит государству и формируемым по отдельным случаям подкомиссиям.
«В 1947 г. был принят «Фундаментальный закон об образовании», в котором были обозначены цели и задачи воспитания молодого поколения в духе интернационализма и демократии. «Всестороннее развитие каждой личности», «строитель мирного государства и общества» - это были ключевые слова нового закона».
Одновременно с построением современной системы народного образования в рамках третьей реформы проводились крупные экономические преобразования,вследствие которых в сознании общества шла ломка стереотипов.
Процессами реформирования руководил в то время теперь уже бывший премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ. В своих докладах и выступлениях он часто отмечал необходимость интернационализации японских учебных заведений.
При кабинете премьер-министра функционировал Временный комитет по реформе образования. По своей сути комитет являлся лишь совещательным органом. Он провел анализ состояния японского образования и пришел к следующим выводам. Для того, чтобы новая система образования соответствовала требованиям современности и процессам интернационализации, следует решить три основных задачи:
создать систему непрерывного образования, действующую на протяжении всей активной жизни каждого человека (средний прожиточный возраст японца около 80 лет);
изменить содержание и методы обучения в общеобразовательной школе таким образом, чтобы максимально обеспечить возможность обучения с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков;
привести систему, содержание и методы обучения и воспитания в школах в соответствии с такими новыми явлениями, как компьютеризация, высокая степень информатизации, а также интернационализация современной жизни.
Временный комитет по реформе образования просуществовал до 1987 г. Результатом его деятельности стали четыре «Доклада Накасонэ», в которых анализировалась современная японская система образования, обосновывалась необходимость реформирования, намечались основные тенденции дальнейшего развития образования Японии. Все наработки комитета были переданы в Центральный совет народного образования.
В рамках проводимых реформ с 1992 по 1996 года в школах поэтапно шло внедрение новых учебных программ. Отметим, что каждое десятилетие в Японии происходит обязательное обновление программ по уже установленным схемам.
Школы начальной и средней ступени - государственные, программа обучения утверждается и разрабатывается Министерством образования, науки и культуры. Девятилетняя программа образования является обязательной.
«Высшая ступень среднего образования не является обязательной, но ее оканчивает 95% всех выпускников средней ступени». Среди школ этой ступени примерно третья часть - частные, остальные - государственные (организованные по территориальной принадлежности) или национальные (базовые для университетов или учительских колледжей). Государственные школы каждого округа иерархированы и принимают различные категории учащихся в зависимости от успеваемости на предыдущем этапе. Высшие средние школы предлагают различные варианты программ: общие (comprehensive), академические или профессиональные. Обязательные курсы и курсы, выбираемые учащимися, составляют программу, которая оценивается в конце периода обучения аттестатом о среднем образовании. Примерные возможные программы также утверждаются государством.
Система общего образования «культивирует национальный дух японцев, формирует у своих воспитанников соответствующие нормы морали, закладывает и развивает у них черты национального характера. В японской школе, особенно начальной, всегда воспитывалось уважение к родителям и старшим, вера в друзей». Именно нравственный аспект положительно отличает японскую общеобразовательную школу Японии от западных образцов.
Рассмотрим изменения, которые произошли в школе за последние два десятилетия. В старшей средней школе, например, единый ранее курс обществоведения поделили на самостоятельные разделы: географию, историю и обществоведение. Увеличили количество учебных дисциплин, относящихся к естествознанию и математике. Ввели обязательный предмет «Всемирная история», прежде входивший в число необязательных.
Если брать начальную школу, то и тут есть ряд существенных изменений. Появился новый учебный предмет, который называется «Жизненный опыт». Он объединил в себе такие дисциплины как обществоведение и природоведение. В целом предметы в начальной и средней школе остались прежними, но количество часов на их изучение изменилось. В частности соотношение времени на изучение обязательных предметов и предметов по выбору стало иным. То есть у школьников появилась свобода выбора. В зависимости от своих пристрастий они решают каким предметам отводить больше учебного времени: естественным или гуманитарным, физическому воспитанию или иностранному языку. Лишь объем математики остается одинаковым для всех учащихся.
Все изменения в школьной программе обусловлены в первую очередь государственной политикой страны, направленной на интернационализацию японского общества, в том числе и образования. Интернационализация же вызвана, во-первых, изменениями в социально-экономической модели развития страны, во-вторых, необходимостью стандартизации образования, а, в-третьих, требованиями современности воспитания индивидуальности каждого ученика.
В 2001 г. японскому правительству на рассмотрение был представлен доклад «Японское видение XXI века». «Документ призывает воспитывать у молодежи дух новаторства, видеть в разнообразии источник силы. Среди самых сенсационных рекомендаций доклада - придать английскому статус второго государственного языка, дублировать на нем все официальные документы. Авторы «Японского видения XXI века» с горечью констатировали, что по владению английским, который фактически стал языком Интернета, японцы стоят на одном из последних мест в мире».
Далеко не все политики страны согласны с тем, чтобы придать английскому статус второго государственного языка. Но, тем не менее, политика государства, направленная на интернационализацию образования, привела к усилению обучения английскому языку. В младшей средней школе произошло увеличение количества часов, отводимых по программе на изучение иностранного языка. В начальной школе с апреля 2011 года английский язык стал обязательным предметом. Кроме того, теперь учителя на уроках английского по программе обязаны больше времени отводить разговорной практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование структуры системы образования Японии в условиях интернационализации ориентировано на решение следующих задач:
повышение общего уровня грамотности населения в соответствии с международными требованиями;
усиление степени включенности образовательных учреждений Японии в систему мирового хозяйства;
обращение особого внимания на подготовку учителей, преподающих иностранные языки и всемирную историю;
усиление пристального внимания к совершенствованию таких структур образовательного комплекса, как система переподготовки и непрерывного образования учителей, преподающих обязательные предметы.
Процесс интернационализации образования имеет и политическое значение, которое «заключается в том, что он изменяет культуру японского общества, ослабляет традиционное влияние группы, ломает стереотипы поведения, требует от политиков приведения японских стандартов жизни в соответствие с международными нормами».
Список использованной литературы:
Высшее образование за рубежом: информационно-аналитический справочник. Вып. 1. Ростов-на-Дону: 2010.
Дронишинец Н.П. Проблемы управления системой высшего образования в Японии // Университетское управление. 2002.  № 2(21). С. 81-87. 
Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в ХХI веке. М.: 2001.
Орусова О.В. Современные тенденции развития высшего образования в Японии // Alma Mater. 2010.  № 8. С. 64.
Салимова К. И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2002. №8. С. 88-96.