Педагогический проект на тему Формирование орфографической зоркости младших школьников как базового орфографического умения, необходимого для становления грамотного письма
Формирование орфографической зоркости младших школьников как базового орфографического умения, необходимого для становления грамотного письма Автор проекта:учитель начальных классовМБОУ СОШ №1(с углубленным изучением отдельных предметов)города МоршанскаВдовиченкоСветлана Анатольевна Участники проекта: обучающиеся 2 «В» классаСрок реализации проекта: 2 года Актуальность проекта Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма.М.Р.Львов Проблема Почему учащиеся, зная правила, не замечают тех мест, которые требуют применения этих правил?Как научить младших школьников писать без ошибок? Основные противоречия между содержанием образования и новыми требованиями к уровню сформированности грамотного письма;между знаниями правил обучающимися и умением применять их на практике;между возможностями детей и потребностями в грамотном письменном общении. Гипотеза Если развивать у младших школьников умение обнаруживать «ошибкоопасные» места(орфограммы), то это может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» учащихся и повысит качество знаний по русскому языку Ожидаемые результаты Снижение числа ошибок при проведении письменных контрольных работ, повышение качества знаний обучающихсяФормирование у детей осознанного отношения к слову и речевой деятельности в целомФормирование потребности в грамотном письменном общении Цель проекта выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания Задачи проекта 1. обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; 2. познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; 3. систематически тренировать обучающихся в нахождении орфограмм, предлагая им для этого специальные упражнения; 4. перейти от изучения разрозненных орфографических правил к системному формированию комплекса орфографических умений. Предмет исследования Орфограмма Орфографическое действие Орфографическая зоркость Этапы реализации проекта 1 этапПодготовительный Теоретическое изучение новой технологии орфографической подготовки Май – сентябрь2010 г. 2 этапОсновной Формирование у детей умения слышать звучащее слово, знакомство с признаками «опасных при письме мест», формирование понятия орфограмма, орфографическая задача, введение письма «с окошками», знакомство со способами решения орфографических задач, классификация орфограмм. сентябрь 2010г. – май 2012г.(1 - 2 класс) 3 этапЗаключительный Анализ достигнутых результатов, формулировка выводов Май 2012 г. Методическая система Формы преподаванияМетодыТехнологии преподавания Умения, которые формирует проект коммуникативные знать способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе языковые знание самого языка, его устройства и функционирования , языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных исследовательские генерировать идеи, выбирать лучшее решение информационные самостоятельно осуществлять поиск нужной информации оценочные оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других презентационные выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности рефлексивные отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?» менеджерские проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение 1 этап Подготовительный Теоретическое изучение новой технологии обучения орфографии1. Изучение литературы по проблеме, ее обобщение и теоретический анализ;2. постановка целей и задач;3. формулирование рабочей гипотезы проекта;4. ознакомление с программой по русскому языку УМК «Гармония»;5. изучение учебников по русскому языку «К тайнам нашего языка», 1 - 4 класс; авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Срок реализации: май – сентябрь 2010г. 2 этапОсновной 1.Формирование у детей умения слышать звучащее слово;2. знакомство с признаками «опасных при письме мест»;3. формирование понятия орфограмма;4. введение письма «с окошками»;5. знакомство со способами решения орфографических задач в корне слова, приставке и суффиксе.Срок реализации: сентябрь 2010 г. – май 2012 г.1 – 2 класс Запись слов значками звуков Освоение понятия – «опасное место в слове» (орфограмма) Опасные места в слове Запись слов под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм
Письмо с «окошками» Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова Решение орфографических задач в корне слова, в приставке и в суффиксе Приставка Словарь приставок Корень -Безударная гласная (проверяемая и непроверяемая)-парная согласная;-непроизносимая согласная Суффикс Словарь суффиксов Сравнительный анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 2-г «Школа России»2-в «Гармония» Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний по итоговому диктанту во 2 классе Механизм реализации проекта Специальные упражненияУпражнения в поисках ошибокАлгоритмы решения орфографических задачПамятки 3 этапЗаключительный Анализ достигнутых результатов.Формулировка выводов. Сравнительный анализ сформированности орфографической зоркости Работа с родителями Внеклассные мероприятия по русскому языку с участием родителей и детей;родительские собрания;индивидуальные консультации;тематические консультации;совместная проектная деятельность. Риски проекта Для обучающихся:слабое развитие фонематического слуха;перенасыщенность учебника знаково –символическими обозначениями;отсутствие преемственности Для учителя:нежелание учителей основной школы работать по данной технологии;осложнена возможность замены учителя Для родителей:родителям трудно помочь в выполнении домашних заданий;непонимание родителями преимуществ данной технологии Выводы В результате реализации проекта: Сформировались обобщенные способы постановки и решения орфографических задачСоздались предпосылки для содержательного анализа каждой новой орфограммыСформировалась потребность в письменном высказывании и общении Технология письма «с окошками» коммуникативная эффективная исследовательская формирует развивает выявляет способ орфографическую критичность действия, зоркость мышления позволяющий осознанно применять приобретенные знанияСпособствует развитию орфографической зоркости.Орфографическое умение. Информационные ресурсы: Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа "Русский язык". Учебно-методический комплекс для четырехлетней начальной школы "Гармония". Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. // Начальная школа2011.- №17 Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. // Начальная школа2011.- №18Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. // Начальная школа2011.- №19 Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. // Начальная школа2011.- №20Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. // Начальная школа 2011.- №21http://festival.1september.ru/articles/505175/http://festival.1september.ru/articles/411652/http://festival.1september.ru/articles/500057/http://www.edu-eao.ru/images/stories/downloads/2012/chancai-m.pdfeao.ru/images/stories/downloads/2012/chancai-m.pdf