Планирование для тематических весенних каникул «Школа Здоровья»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья № 6 г. Зима
 665388 г. Зима, улица Березовского №82
Тематические каникулы
«Школа Здоровья»
13493759207500
Составила и организовала:
Кремнёва
Любовь Николаевна,
воспитатель первой категории,
руководитель МО воспитателей
Актуальность:
Актуальность организации тематических каникул «Школа Здоровья» обусловлена тем, что в настоящее время состояние здоровья детей волнует не только медицинских работников, но и педагогов.   Здоровье выступает необходимым условием для продуктивного творчества, труда и самосовершенствования любого человека, является основным фундаментом его жизнедеятельности и развития.   Однако, как показывает практика, здоровье в иерархии ценностей не только детей и подростков, но и окружающих их взрослых, находится далеко не на первом месте.   Не являются исключением и обучающиеся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Как правило, уровень здоровья этих учащихся низкий. Они чаще, чем их сверстники, имеют хронические заболевания, практически всегда значительно ниже уровень их физического развития, выше уровень острой заболеваемости. Эти дети в силу их особенностей психофизического развития значительно меньше своих сверстников знают об особенностях и возможностях своего организма, не умеют использовать эти возможности для сохранения и укрепления своего психического и физического здоровья. Более того, без помощи взрослых – педагогов, они никогда не смогут этому научиться.   Взрослые, окружающие детей-сирот с ОВЗ, должны объединить усилия по подготовке этих детей к относительно самостоятельной жизни вне стен школы-интерната. Составляющей частью этой жизни должно стать стремление и ведение здорового образа жизни.   Данная разработка инновационной деятельности направлена на создание условий для формирования мотивации на ведение ЗОЖ, для формирования знаний, умений и навыков ЗОЖ и предполагает взаимодействие всех педагогов школы и детей в решении этой проблемы.
Проведение тематических каникул «Школа Здоровья» должно стать традицией и дополнительным звеном в системно-организованной работе школы-интерната по развитию физического здоровья и формированию здорового образа жизни наших воспитанников.
Девиз:
Движенье - жизнь!
Тот судьбой будет обижен –
Кто ленив, малоподвижен!
Цели:
- Всестороннее развитие личности на фоне доступного возрастного уровня физической культуры
- Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи; коллективизма и дисциплинированности
- Пропаганда здорового образа жизни и популяризация двигательной активности
Система оценок:
«Игровая активность» - ежедневно, дежурный педагог выставляет оценку за игры на улице (по пятибалльной системе), в сводную таблицу берётся средний балл за все каникулы
«Конкурс на лучшую зарядку» - оценки выставляют врач и физрук в протоколах по 10 пунктам (до 5 баллов за каждый пункт): внешний вид, организаторские способности физрука класса, правильное чередование упражнений, продолжительность упражнений, качество выполнения, наполняемость основных этапов комплекса, активность детей, использование спортивного инвентаря, релаксация, особые находки («изюминки»). В сводную таблицу берётся общий балл
«Конкурс физкультминуток» - оценивается по пятибалльной системе, особо отмечается разнообразие движений, форма выполнения, эмоциональность
«Профилактическая служба недугов» - оценки выставляет присутствующая медсестра школы за правильное выполнение упражнений (по сценарию), в сводную таблицу берётся общий балл
«Творчество» - оценивается поэтический конкурс и конкурс рисунков и плакатов по пятибалльной системе, в сводную таблицу берётся средний балл.
Программа тематических каникул «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»: мероприятие примечание ответственные
Линейка, посвящённая открытию
«Школы Здоровья» Кремнёва Л.Н.
(организатор каникул)
Конкурс на лучшую зарядку
Девиз:
Здоровье в порядке –
Спасибо зарядке! Каждая группа готовит свой комплекс утренней гимнастики, соответствующий психофизиологическим особенностям и санитарным требованиям Воспитатели, врач, физрук
Конкурс на лучшую физкультминутку
«Задоринка»
Девиз:
Хороший отдых – успех урока! Физкультминутка проводится в любой форме и должна включать разные виды кратковременного активного отдыха
(упражнения на общее физическое развитие, упражнения для глаз, релаксация и др.) Классные руководители, врач
Подвижная уличная игротека
Девиз:
Мы здоровье укрепляем –
В «Салки» разные играем! Ежедневно каждая группа выбирает новый вид «Салок», разучивает и играет
(Приложение 2) Воспитатели
Профилактическая служба недугов
Девиз:
В здоровом теле –
Здоровый дух !Проводится в актовом зале школы, куда все дети приходят в тапочках на босу ногу, с чистыми ногами
(Приложение 1) Организатор недели, дежурная медсестра
Агитационная служба
Девиз:
Рисуем, читаем –
Здоровый образ жизни прославляем! Каждая группа готовит плакат или рисунки, и разучивает стихи, пропагандирующие здоровый образ жизни Воспитатели
Интеллектуальный аукцион
«Мы выбираем Здоровый Образ Жизни!»
Вопросы для викторин должны соответствовать тематике и возрасту детей Воспитатель 1 - 4 кл.
Воспитатель 5 - 6 кл.
Воспитатель 7- 9 кл.
Спортивно-игровая эстафета
«Тропа здоровья» Эстафеты должны быть весёлыми, подвижными, с использованием разного спортивного инвентаря.
Проводятся на улице
(Приложение 3) Воспитатель 7 – 9 кл.
Воспитатель 5 – 6 кл.
Воспитатель 1 –4 кл.
Спортивная игра
«Весёлые старты» Игра проводится в спортзале, все дети должны быть в спортивной форме Физрук
Линейка, посвящённая подведению итогов работы «Школы Здоровья» Победителям в разных мероприятиях вручаются Грамоты. По окончанию все приглашаются на чай с витаминным пирогом Организатор каникул,
зам. директора по ВР
План работы «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»
Дата\время Вид деятельности Классы Ответственные
21 марта
1100Открытие «Школы Здоровья» все Организатор каникул
1330Подвижная уличная игротека Воспитатели
16301800Подготовка к конкурсу на лучшую зарядку 22 марта
0910Конкурс зарядки 8 – 9 Врач, физрук, воспитатели
1130Подвижная уличная игротека все Воспитатели
1630«Профилактическая служба недугов» 6 – 7 Организатор каникул,
дежурная медсестра
Подвижная уличная игротека 1 – 5;
8 – 9 Воспитатели
1800Подготовка к конкурсу зарядки (продолжение) все 23 марта
0910Конкурс зарядки 6 – 7 Врач, физрук, воспитатели
1130Подвижная уличная игротека все Воспитатели
1630«Профилактическая служба недугов» 8 – 9 Организатор каникул,
дежурная медсестра
Уличная игротека 1 – 7 Воспитатели
1800Подготовка к художественному конкурсу «Мы за здоровый образ жизни!» все 24 марта
0910Конкурс зарядки 3 – 5 Врач, физрук, воспитатели
1130Подвижная уличная игротека все Воспитатели
1630«Профилактическая служба недугов» 1 – 2 Организатор каникул,
дежурная медсестра
Уличная игротека 3 – 9 Воспитатели
1800Подготовка к художественному конкурсу (продолжение) все 25 марта0910Конкурс зарядки 1 – 2 Врач, физрук, воспитатели
1130Уличная игротека все Воспитатели
1630«Профилактическая служба недугов» 3 – 5 Организатор каникул,
дежурная медсестра
Уличная игротека 1 – 2;
6 – 9 Воспитатели
1800Конкурсная выставка рисунков и плакатов
«Мы за здоровый образ жизни!» все Организатор каникул
26 марта
1130Уличная игротека все Воспитатели,
классные руководители
Интеллектуальный аукцион
«Здоровый Образ Жизни» 1 – 3;
4 – 6 1630Спортивно-игровая эстафета
«Тропа здоровья» 7 – 9 27 марта
1130Уличная игротека все Воспитатели,
классные руководители
1630Интеллектуальный аукцион
«Здоровый Образ Жизни» 7 – 9 Спортивно-игровая эстафета
«Тропа здоровья» 1 – 3;
4 – 6 28 марта
1130Уличная игротека все Воспитатели
1800Подготовка к конкурс физкультминуток
«Задоринка» Классные руководители
29 марта
1130Конкурс физкультминуток «Задоринка» 6 – 9 Врач,
классные руководители,
воспитатели
Уличная игротека 1 – 5 1630Конкурс физкультминуток «Задоринка» 1 – 5 Уличная игротека 6 – 9 1800Подготовка к поэтическому конкурсу «Здоровье стихами прославим!» все Воспитатели
30 марта
1130Подвижная уличная игротека
«Давайте поиграем!»
(каждая группа приглашает для совместной игры другую группу) все Воспитатели
1430«Весёлые старты» 1 – 5 Физрук
16306 – 9 1800Подготовка к поэтическому конкурсу (продолжение) все Воспитатели
31 марта
1130Подвижная уличная игротека
«Давайте, поиграем!»
(каждая группа приглашает для совместной игры другую группу) все классы Воспитатели
1400Поэтический конкурс
«Здоровье стихами прославим!» Библиотекарь,
организатор каникул,
воспитатели
1600Торжественная линейка,
подведение итогов работы
«Школы здоровья» Организатор каникул,
зам. директора по ВР

HYPERLINK \l "Программа" Приложение 1
Профилактическая служба недугов
Девиз:
В здоровом теле –
Здоровый дух!
Цель: проверка навыков правильной осанки, освоение упражнений на развитие мышц спины и стопы, профилактика плоскостопия; пропаганда самостоятельных занятий физи-ческой культуры и активизации двигательного режима
Оформление зала: таблицы, показывающие правильную осанку и её нарушения, правильную форму стопы и плоскостопие; рисунки на тему «Здоровый образ жизни».
Скамейки расставлены вдоль трёх стен (буквой «П»)
Музыкальное оформление: «Песенка про зарядку» (Г.Гладков – Ю.Энтин), «Вместе весело шагать» (В.Шаинский – М.Матусовский), «Танец маленьких утят».
Примечание: Участники занимаются босиком (поэтому в зале должно быть тепло и чисто). В промежутках между упражнениями – когда дети будут слушать текст ведуще-го или пока они не участвуют в конкурсах и соревнованиях – следить, чтобы они надевали тапочки.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под «Песенку про зарядку» и рассаживаются на скамейки (каждой группе отведена своя скамейка).
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята!
Я рада поприветствовать вас и пожелать вам здоровья!
К моим пожеланиям так же присоединяется и наша школьная медсестра, которая будет следить за ходом нашего мероприятия, давать нам советы «Здоровья» и исполнять роль жюри.
Наша профилактическая служба начинает свою работу. Сегодня я научу вас как с помощью простых физических и игровых упражнений можно помочь себе быть всегда красивыми и здоровыми.
Начнём мы конечно с маленькой разминки, которая называется «Тропа здоровья»
Разминка «Тропа здоровья»
Каждая команда по очереди проходит по периметру зала:
- 1 круг – на носочках, руки в стороны
- 1 круг – «Петушки» (с высоким подниманием колена)
- 1 круг – на пятках, руки в стороны
- 1 круг – «гусиным шагом»
- 1 круг – на внешней стороне стопы
- 1 круг – «приставным шагом»
- 1 круг – в полуприседе- 1 круг – перекрестным шагом
- 1 круг – на носочках, с закрытыми глазами, руки в стороны
Ведущий:
- Дорогие дети! Знаете ли вы, что физическая культура – это не просто предмет, который вы изучаете в школе, и не просто весёлые упражнения и игры. Это ещё и огромная страна. И в ней, как в любой стране, есть разные области. Например, Область Утренней Зарядки. Или Область Физкультминуток. Или Область Подвижных Игр. В каждую из них вы постоянно совершаете путешествие. Сегодня же наша цель – Область Профилактической Гимнастики. И привела нас в неё Тропа Здоровья
Надеюсь, вы хорошо запомнили те упражнения, которые мы сделали на ней. Их надо повторять много и много раз, и тогда вы не будете болеть, не будете гнуть спинки и вырастите красивыми, стройными, здоровыми.
Вообще физкультура – это настоящий волшебник. Слабых она делает сильными, вялых – бодрыми, неловких – ловкими. А как такими стать – вы уже догадываетесь? Да-да, если будете следовать советам и предписаниям физкультуры. О некоторых из них мы сейчас и поговорим.
Сначала посмотрите на эти таблицы (показать изображения позвоночника и стопы). Вы видите, что на первой из них изображены спина человека и позвоночник. На втором – нижняя часть ноги, которая называется стопой. Позвоночник и стопа составляют основу опорно-двигательного аппарата человека. Понимаете, почему такое название: опорно-двигательный? Потому что на позвоночник и ноги – в частности, на стопы – мы опираемся при движении всей массой тела. Позвоночник – основная часть скелета человека, также его опора. Он позволяет нам держаться прямо и легко двигаться во всех направлениях. Но если он не будет здоровым – человек может согнуться (ссутулиться), у него даже может вырасти горб и появиться множество других болезней, потому что все органы человека так или иначе связаны с позвоночником.
Каким образом? Давайте посмотрим. Позвоночник состоит из 32 – 33 позвонков. Находятся они один над другим и образуют позвоночный столб. А отверстия в позвонках образуют канал, в котором располагается спинной мозг. От спинного мозга отходят нервы, которые тянутся ко всем внутренним органам человека, ко всем мышцам и клеткам нашего организма.
Вот почему мы всё время должны заботиться о том, чтобы держать позвоночник в здоровом состоянии: от него во многом зависит здоровье всего тела.
Позвоночник и стопы ног смягчают сотрясения и удары спинного и головного мозга при ходьбе, беге, прыжках и других движениях.
Прямая спина, расправленные плечи, развёрнутая грудь, поднятая голова – это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и хорошего настроения. Сведённые и опущенные плечи, сутулая спина, впалая грудь затрудняют работу органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга. От этого со временем возникают разного рода болезни. Поэтому очень важно всегда держать правильную осанку. Но она не даётся человеку от рождения – она приобретается им. Что для этого нужно? Кто скажет? (дети отвечают с места) А теперь давайте подведём итог. Итак, что мы должны делать, чтобы иметь хорошую осанку:
Стоять и сидеть за рабочим столом нужно как можно ровнее;
Ходить прямо, не сгибая спины и расправив плечи;
Спать только на жёсткой постели и на невысокой подушке;
Не носить слишком большие тяжести;
Не носить тяжести постоянно в одной руке;
Постоянно выполнять утреннюю зарядку и комплексы лечебной гимнастики;
Больше внимания уделять занятиям физической культуры;
Больше играть в подвижные игры на улице.
А теперь поговорим о стопе. Рассмотрим эти изображения (показать таблицы со здоровой стопой и с нарушениями). Смотрите, как отличаются стопы здорового человека и того, кто имеет плоскостопие. А что такое плоскостопие, каковы его признаки? Это быстрая утомляемость ног не только во время ходьбы, но и в процессе длительного стояния, частое подвёртывание ног, боли в ногах и спине, иногда очень сильные. Причины возникновения плоскостопия – слабость мышц, длительное пребывание на ногах, ряд хронических заболеваний, плоскостопия можно избежать, если делать специальные упражнения – например, такие, как мы сегодня с вами делали. А ещё плавать, ходить босиком по песку, поднимать пальцами ноги различные мелкие предметы, заниматься гимнастикой. - - Давайте сегодня научимся делать некоторые интересные упражнения для позвоночника и стопы.
Включается музыка
Ведущий выходит на средину зала, садится на стул и показывает упражнения. Дети повторяют за ним. Воспитатели групп и врач следят, чтобы дети правильно выполняли показываемые движения.
Комплекс упражнений для развития гибкости позвоночника, для укрепления мышц спины и стопы
1.Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях, руки опущены. Наклоны головы вперёд, назад, вправо, влево – 4 раза.
2.Исходное положение то же. Круговые вращения головой вправо и влево – 4 раза.
3.Исходное положение то же. Поочерёдно поднять правое плечо, опустить. Левое поднять, опустить - 4 раза.
4.Исходное положение то же. Плечи свести вперёд, отвести назад – 4 раза.
5.Исходное положение то же. Круговые движения плечами вперёд и назад – 4 раза.
6.Исходное положение: сидя, руки за головой. Повороты туловища вправо и влево – 4 раза.
7.Исходное положение: сидя, руки вверху. Правую руку согнуть за спиной – локоть над головой, левую завести за спину локтем вниз; коснуться пальцами рук, вернуться в исходное положение. То же, меняя положение рук – 4 раза.
8.Исходное положение: сидя, руки опущены. Поднять носки, вернуться в исходное положение, поднять пятки, вернуться в исходное положение – 4 раза.
9.Исходное положение: развести носки, не отрывая стопы от пола. Вернуться в исходное положение, развести пятки, вернуться в исходное положение – 4 раза.
10.Исходное положение: сидя, ноги врозь и приподняты, выпрямлены в коленных суставах. Круговые вращения стопами внутрь и наружу – 4 раза.
Ведущий:
- Молодцы, хорошо делали лечебную гимнастику. Я уверена, что вы запомнили эти упражнения и будете часто их делать в игровой, в классе, летом на скамейке. А наша служба продолжает работу, и сейчас мы проведём очень полезные, весёлые и интересные соревнования. А наша медсестра выступит в роли судьи – справедливого, очень внимательного и доброго.
Конкурсная программа
Конкурс 1 «Передай волан»
Ведущий: Новое задание
На ловкость и внимание:
Пальцами ноги
Ты возьми волан
И, не уронив,
Передай друзьям.
Инвентарь: валанчики (по одному для каждой команды).
Участвуют все игроки. Команды сидят на скамейках, выпрямив спины. По сигналу ведущего, пальцами ноги, начиная той, которая ближе к ведущему, начинают передавать воланчик соседним игрокам. Валанчик передают в направлении «туда - обратно».
Побеждает та команда, которая быстрее передаст волан, ни разу не уронив его. Если кто-то из игроков роняет волан, засчитывается штрафное очко, а передача волан
Конкурс 2 «Красивая осанка»
Ведущий: Красиво ходить, стоять и сидеть
Каждый ребёнок должен уметь
Ну-ка, посмотрим, как каждый из вас
Сделает это сейчас.
Инвентарь: гимнастические палки и книги (по 1 на каждую команду).
Участвуют все команды в полном составе одновременно. По сигналу руководителя первые игроки проходят дистанцию 4 м , держа под локтями за спиной гимнастическую палку и на голове книгу, возвращаются так же и передают эстафету следующему участнику своей команды.
Побеждает команда, быстрее прошедшая дистанцию и не уронившая предметы.
Конкурс 1 «Пишем ножкой»
Ведущий: Этот конкурс непростой:
Свой номер написать ногой
Надо быстро и красиво!
Писать ногой – вот это диво!
Инвентарь: фломастеры и большие плотные листы бумаги (прикреплены к полу скотчем или кнопками) по количеству команд.
Учувствуют все члены команды по порядку. Каждый по очереди садится на стул, босой ногой зажимает фломастер и по сигналу руководителя (для первых участников) пишет цифру (свой порядковый номер). На первом этапе – работают правой ногой, на втором – левой.
Оцениваются качество написания, скорость выполнения.
Конкурс 3 «Мяч в паре»
Ведущий: Новый конкурс наш такой:
Вы, друг, к другу встав спиной,
Мяч лопатками держите,
До отметки донесите,
Да не уроните!
Инвентарь: мячи, по 1 для каждой команды.
Участники команд делятся на пары; соревнуются одновременно. Каждая пара, встав спиной, друг к другу, придерживает лопатками мяч. По сигналу ведущего игроки указанным образом доходят до отметки, один из них берёт мяч в руки, стараясь не уронить его; другой помогает ему это сделать. Первые пары возвращаются к своим командам, а конкурс продолжает следующая пара.
Побеждает та команда, которая быстрее пройдёт всю дистанцию и ни разу не уронит мяч. За каждую потерю мяча начисляются штрафные очки.
Конкурс 5 «Собери шарики»
Ведущий: В этом конкурсе сумей
Шарики собрать скорей
Правда, дело непростое
Надо их собрать стопою
Инвентарь: бумажные шарики (смятые комочки газеты) – количеством на каждого игрока по 4 шт., пластиковые тазики (по 1 на каждую команду).
Участвует вся команда. Мелом очерчивают круги диаметром = 1 м (по одному на каждую команду). В них кладут бумажные шарики. По сигналу ведущего начинается соревнование: один игрок собирает свои 4 шарика (2 – левой, 2 – правой ногой) и кладёт в таз, который стоит за кругом (за один раз можно взять и положить только 1 шарик). Игроки выходят по порядку и, следующий выходит тогда, когда предыдущий сядет на своё место.
Побеждает та команда, которая соберёт все свои шарики быстрее и не нарушит правила.
Конкурс 6 «Присядь – ка!»
Ведущий: Этот конкурс – просто класс!
Всё получится у вас,
К доске нужно прикоснуться
И в коленочках согнуться.
Инвентарь: ровные, гладкие доски или гимнастические скамейки (по количеству команд).
Ведущий и помощники держат доски ровно – перпендикулярно полу. Участники команд по очереди подходят к ним, встают спиной, прикасаясь затылком, лопатками, ягодицами и пятками. По команде ведущего первые участники начинают приседать – не отрываясь от доски. Соревнование продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят упражнение.
Побеждает команда быстрее и точно выполнившая задание.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу работа нашей службы. Все участники показали свою ловкость и быстроту, умение поддержать товарищей. Молодцы!
- И пока наше жюри подводит окончательный итог, мы с вами станцуем весёлый танец, который вы все знаете – это «Танец маленьких утят»
Звучит музыка, дети встают в большой круг, в центре - ведущий. Все танцуют.
Подведение итогов. Вручение наград. Парад участников под маршевую музыку
HYPERLINK \l "Программа" Приложение 2
Многообразный мир «Салок»
(подвижная уличная игротека)
1. Салки (Пятнашки) простые
Выбирается площадка, оговариваются границы.
Играющие выбирают водящего – «пятнашку».
Все дети разбегаются по площадке, а «пятнашка» их ловит.
Тот, кого «пятнашка» коснется рукой, становится новой «пятнашкой».
Игра продолжается.
2. Салки «Выше ноги от земли»
Вариант простых салок.
Играющий, которого преследует «пятнашка», может спастись от него, если встанет на какой-нибудь предмет.
Долго стоять нельзя, а «пятнашка» не должен ждать, когда игрок спрыгнет с предмета, он должен бежать за другими игроками.
3. Салки с «домом»
По краям площадки рисуют два круга – это «дома».
Водящий догоняет участников игры.
Преследуемый может спастись от него в «доме», т.к. в границах круга пятнать нельзя.Остальные правила – как в обычных салках.
4. Салки с «привидением»
Выбирается водящий – «привидение». Он может надеть какую-либо накидку на плечи (кусок материи, простыню и т.д.)
На площадке чертят квадрат, называемый «дом».
Сначала «привидение» стоит в «доме». Потом водящий выходит и медленно идёт в любом направлении.
Все игроки идут на определённом расстоянии и дразнят «привидение» (обидно дразниться запрещается !).
Неожиданно водящий поворачивается и бежит за игроками. Все игроки бегут по направлению к «дому».
Если водящий смог осалить кого-то, не добежавшего до «дома», то этот игрок становится новым водящим.
5. Салки «Бег с переменой направления»
Это «салки наоборот».
Очень весёлая игра на развитие хорошей быстрой реакции.
Выбирают водящего – «судью».
На площадке чертят две параллельные линии на большом расстоянии друг от друга.
Сначала игроки стоят в середине, между линиями.
«Судья» даёт сигнал, и игроки бегут к линиям, по следующему сигналу «судьи» игроки меняют направление.
Цель «судьи» - не дать играющим добежать до линий и пересечь их.
Если какой-либо игрок сумел пересечь линию, то он становиться «судьёй».
6. Перуанские салки
Эти салки тренируют чувство солидарности.
Они отличаются от обычных тем, что если игроки взялись за руки, их нельзя осалить!
Поэтому игрок, если они видят, что опасность близка, кричит: «На помощь!», и кто-нибудь из остальных игроков бежит и старается дать ему руку.
7. Круговые салки –1
Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага, каждый своё место очерчивает кружком.
Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них – «пятнашка» он догоняет второго водящего.
Игра начинается по сигналу.
Если убегающий видит, что «пятнашка» его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени.
Названный игрок оставляет своё место и бежит по кругу, «пятнашка» догоняет уже его
Свободное место занимает игрок, который начинал игру (попросивший помощи).
Свободный кружок может занять и «пятнашка», тогда «пятнашкой» становится тот, кто остался без места.
Игра продолжается, «пятнашка» догоняет игрока, который вышел из круга.
8. Круговые салки – 2
Очень весёлая игра. Развивает скорость бега и быстроту реакции.
На площадке чертят большой круг. Играющие становятся по кругу, водящего нет.
По свистку или другому сигналу взрослого все бегут по кругу друг за другом. (чтобы игра была долгой и интересной круг должен быть большим, чтобы игроки стояли друг от друга в 2 – 3 шагах).
Если кто-то кого-то осалит, тот выходит из игры.
Неожиданно даётся следующий сигнал, при этом дети должны все разом повернуться и бежать в другую сторону, стараясь осалить бегущего впереди.
Выигрывают те, кого не смогли осалить за определённый период времени или определённое количество пробежавших кругов-направлений.
9. Салки с мячом – 1
В этом варианте салок – два водящих.
Заранее оговаривается территория, где можно бегать.
Сначала кто-то из играющих (не водящие) перебрасывает мяч другому.
Водящие преследуют игрока, в руках которого мяч. Если они настигают его, то он может перебросить мяч кому-нибудь другому, водящие бегут затем, кто поймал мяч. Если мяч поймает один из водящих, то бросивший мяч игрок заменяет водящего, того, который дольше бегает.
10. Салки с мячом – 2
Быстрая живая игра, намного динамичнее простых салок.
Тренирует умение быстро бегать, уворачиваться и прыгать.
Используется мячик – теннисный или тряпичный, который крепко привязан на верёвку длиной 2 - 3 метра.
Выбирается водящий, он наматывает верёвку с мячом на руку. Все игроки разбегаются.
Задача водящего – попасть мячиком в игрока, т.е. осалить. Крутить мячик за верёвку не разрешается!
Осаленный игрок становится водящим, игра продолжается, пока дети не устанут.
11. Обезьяньи салки
Такой вариант вносит в обычные салки разнообразие и много веселья.
Развивает мимику, жесты и способность к подражанию.
От обычных салок отличается лишь одним правилом – водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему от него игроку: например, если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге или как лягушка, то водящий должен делать так же.
Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающий должен в течение 5 секунд убежать с12. Салки «Два медведя»
Этот вид салок учит ловкости и быстроте.
На площадке намечается место, где будет «берлога».
Выбирают двух «медведей».
«Медведи», взявшись за руки, выходят из «берлоги». Не расцепляя рук, они стараются окружить одного из игроков (осалить).
Когда удаётся поймать кого-нибудь, его отводят в «берлогу».
Игра заканчивается, когда «медведями»удаётся переловить всех игроков
13. Салки «Колдунчики»
Это один из самых популярных видов салок.
Выбирается водящий – «колдун».
Когда водящий пятнает какого-то игрока, тот останавливается, расставив руки в стороны – он считается «заколдованным».
Другие игроки могут «расколдовать» товарища, прикоснувшись к нему (вариант - проскочив у него под ногами).
«Колдун» же старается не подпустить к «заколдованным» других игроков.
«Колдуну» позволено поставить «заколдованных» туда, куда он хочет.
«Заколдованный» не должен уходить с этого места.
14. Цепные салки
Они отличаются от обычных тем, что игрок, которого осалили, берёт за руку водящего и так бегают за другими игроками.
Следующий осаленный берёт за руку кого-то из этой пары и так далее.
Составляется длинная цепь водящих. Она может окружать убегающих.
Если на бегу цепь разрывается, то водит тот из игроков, у которых расцепились руки, а кто из двух – решают по договорённости, например: кто меньше бегает; или жребием (считалкой).
15. Салки «Ловишка в кругу»
На игровой площадке чертят большой круг, чем больше детей, тем больше круг.
В середине круга кладут палку, длина палки должна быть 1,5 – 2 метра, величина круга от 3 метров и более.
Все участники игры становятся в круг, один из них водящий – «ловишка».
«Ловишка» бегает за игроками и старается кого-нибудь поймать, пойманный игрок становится «ловишкой».
«Ловишка» во время игры не должен перепрыгивать через палку, это действие могут совершать только игроки.
Вставать на палку не разрешается!
Пойманный игрок не должен вырываться из рук «ловишки».
16. Салки «Птицелов»
В этой игре водящий – «птицелов» пытается охранять свой «улов» - «вёртких синиц».
На земле чертят большой круг – это «дом». В центре – маленький круг – это «клетка».
Выбирают «птицелова» и «пойманную синицу», которая проходит в «клетку», а «птицелов» проходит в «дом».Остальные игроки - «синицы» находятся вне дома.
Задача «синиц» - подобраться к подруге, сидящей в «клетке», и осалить её, после этого все «синицы» должны успеть «вылететь из дома», чтобы «птицелов» не осалил их.Если в границах «дома» «птицелов» осалит «синиц», то они отправляются в «клетку».
Выигрывает «птицелов» если поймает всех «синиц».
Выиграют «синицы» если им всем удаётся «улететь» из «дома».
Правило: «птицелов» не салит «синиц» за границей
17. Салки - Скакалки
Это вариант «Цепных салок». Здесь пара водящих держится за концы скакалки.(ремня).
Когда водящим удаётся окружить (осалить) кого-то из игроков, то этот игрок заменяет водящего, который дольше водил.
18. Пятнашки с именем
Вариант простых салок.
Все играющие, кроме «пятнашки», выбирают себе «имя» - название цветка, птицы, зверя и т.д.«Пятнашка» не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например - белка).
20. Перекрестные салки
Эти салки – по обычным правилам, за одним исключением: игрок может избавиться от преследования водящего, если какой-нибудь другой игрок пробежит между ним и водящим.
В этом случае водящий должен бежать за игроком, пересёкшим путь.
21. Салки «Вятка - Ляпка»
Выбирается водящий - его называют «ляпкой».
Водящий бегает за игроками, стараясь кого-нибудь осалить, приговаривая:
- На тебе «ляпку», отдай другому!
Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то передать «ляпку».
Игра продолжается пока дети хотят играть.
22. Смоленские пятнашки (салки)
Этот вид игры родом из Смоленской губернии.
Выбирается водящий. Водящий ловит (салит) игрока и спрашивает:
- У кого был?
- У тётки.
- Что ел?
- Клёцки.
- Кому отдал? - и пойманный игрок называет по имени одного из участников игры, а названный становится водящим.
HYPERLINK \l "Программа" Приложение 3
Тропа Здоровья
(спортивно – игровая уличная эстафета)
1. Бег эстафетой (для 1 – 9 кл.)
Инвентарь: поворотные флажки на расстоянии 10 м от старта, палочки-эстафеты, по 1 для каждой команды
И. п. команд: построены в колонны по одному, впереди капитан.По команде «Марш!» капитан бежит к флажку (10 м), обегает его и бежит обратно, передаёт эстафетную палочку чётко из правой руки в правую руку следующему игроку, а сам пробегает с правой стороны строя и становится в затылок команде.
Правила: за линию старта не заступать, не нарушать правила передачи эстафеты, не терять эстафету.
Побеждает команда первой выполнившая задание и сделавшая меньше ошибок.
2. Барон Мюнхгаузен (для 1 – 4 кл.)
Инвентарь: поворотные флажки (10 м), баскетбольные мячи по 1 на каждую команду.
И.п. команд: в колонну по одному. Капитан садится на баскетбольный мяч (ядро), руками придерживая мяч сзади и с боков. Прыгая на мяче, двигается к флажку, встаёт, берёт мяч в руки, обегает флажок и бегом возвращается к команде, передаёт эстафету-мяч. Сам идёт в затылок команде. «Очко» получает команда, первой закончившая эстафету.
3. Ведение баскетбольного мяча с изменением направления (для 1 – 9 кл.)
Инвентарь: поворотные флажки (10 - 20 м), кегли, баскетбольные мячи.
От старта до флажка по прямой расставлены через 1,5 м кегли.Задача: вести баскетбольный мяч, обводя кегли попеременно слева, справа, обвести флажок и так же вернуться к команде.
Правила: ведение можно выполнять любым способом. Передачу мяча выполняют броском с двух шагов или ведением с руки на руку. «Очко» получает самая быстрая команда.
4. Метание в цель (для 1 – 9 кл.)
Инвентарь: теннисные мячики по 2 на каждую команду, вёдра и стулья - по 1 на каждую команду.
И.п. команд: на старте стоят 2 игрока с мячиками, остальные стоят у поворотного флажка на расстоянии 3 м (для старших классов больше) от старта. Ведро стоит перед флажком на стуле. Первый игрок кидает мяч, в ведро стараясь попасть, один из игроков берёт мяч и бежит к старту, пока он бежит, кидает мяч другой и т.д. пока все игроки не перебегут к старту.
Побеждает самая меткая команда.
5. Дружные кузнечики (для 1 – 9 кл.)
Инвентарь: поворотный флажок на расстоянии 10 м (для старших классов больше).
И.п. команд: в колону по одному.
По команде «Марш!» все кладут руки на плечи впереди стоящего и на правой ноге прыгают вперёд до флажка. Обогнув флажок, прыгают назад на левой ноге.
Правила: нельзя менять ноги, становится на две ноги, расцепляться.
Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.
6. Кегельбан (для 1 – 9 кл.)
Оборудование: ворота шириной 1 м, столбики – кегли (пластиковые бутылки), расстояние от старта до ворот 10 - 15 м, волейбольные мячи по 2 на каждую команду.
И.п.: на старте 2 игрока с мячами, остальные у ворот.
Задача: закатить «чисто» большее количество мячей в ворота. Катают мячи поочерёдно все игроки команды.
Выигрывает команда, закатившая больше мячей.
7. Бег по «кочкам» через «болото» (для 1 – 7 кл.)
Оборудование: от старта 15 «кочек» (дощечки или фанерки 15 15 см), расположенных по прямой с отклонениями от линии на 20 – 25 см на расстоянии 80 – 100 см друг от друга.
И.п.: в колону по одному, впереди капитан.
Задача: пройти по «кочкам через «болото», не замочив ноги. Обежать флажок и так же вернуться.
Правила: преодолевать «болото» можно скачками с ноги на ногу, приземляться на «кочку» на обе ноги.
Штраф: ступил мимо «кочки» одной ногой, двумя ногами, сразу – 2 «очка» штрафа. 8. Переправа (для 1 – 9 кл.)
Оборудование: металлический обруч («лодка») каждой команде, флажок на расстоянии 10 - 20 м («берег»)
И.п.: в колону по одному. Впереди капитан с обручем.
Задача: капитан на «вёслах», «лодка» - обруч, «садиться» можно только двоим, переправить быстрее свою команду на другой берег.
Выполнение: капитан берёт в «лодку» игроков (не более двух). По команде «Марш!» - бегом на другой «берег», обратно капитан «едет» один.«Очко» получает команда, быстрее переправившаяся на другой «берег».
9. Тачка (для 5 – 9 кл., только для мальчиков)
Оборудование: матерчатые перчатки по 1 паре на каждую команду
И.п. команд: в колонну по одному. Капитан стоит на руках, за ноги его держит сзади стоящий игрок.
Задача: «перекатить» «тачки» за поворотный флажок. По команде «Марш!» один идёт на руках, второй идёт, держа первого за ноги. За флажком игроки меняются местами и возвращаются таким же способом к команде, далее стартует следующая пара и т.д.
Штраф: падение «тачки», недовоз до места.
Побеждает быстрейшая команда и с меньшим количеством штрафных «очков».
10. Отнеси мяч ногами (для 5 – 9 кл.)
Оборудование: поворотные флажки, баскетбольные мячи
И.п. команд: в колону по одному, впереди капитан
Задача: зажав баскетбольный мяч между колен, прыгать до поворотного флажка, обежать флажок и бегом к команде, передать мяч в руки очередному.
Правила: в случае потери мяча подобрать его и продолжать соревнование.
Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.
11. Художественная гимнастика (для 5 – 9 кл.)
Инвентарь: гимнастические обручи, поворотные флажки
И.п. команд: в колону по одному
Задача: по команде «Марш!» направляющий катит обруч вперёд до поворотного флажка (10 – 15 м); обойдя флажок, двигается обратно, вращая обруч на поясе.
Правила: если направляющий уронит обруч, продолжает движение дальше только с места «аварии».
Выигрывает команда, быстрее выполнив
12. Кузнечики (для 5 – 9 кл.)
Оборудование: скакалки, по 2 для каждой команды
И.п. команд: в колону по одному
Выполнение: по команде ведущего 2 игрока каждой команды натягивают скакалку от линии старта параллельно дорожке, на расстоянии 30 см от дорожки, а один – делает 6 прыжков (3 вправо, 3 влево) через скакалку стоя к ней боком (прыжки выполнять на двух ногах). Затем прыгающий игрок меняет того, который стоит на линии старта, этот игрок будет прыгать. Скакалку натягивают с места, где стоял второй игрок, по направлению к поворотному флажку и так до поворотного флажка – обратно бегом, передать скакалку следующей тройке. Побеждает команда, быстрее закончившая задание.
13. Поезд (для 1 – 7 кл.)
И.п.: в колону по одному
Выполнение: капитан – «паровоз», игроки – «вагоны». По команде ведущего капитан бежит до поворотного флажка и обратно, подбегает к команде «цепляет» один «вагон» (зацепление обязательно правой рукой за левую), и так бегут вдвоём вокруг флажка и обратно, «цепляют» третий «вагон», и всё повторяется до последнего «вагона».
Если в пути произошла «авария»: упали «вагоны», расцепился «состав», - игра останавливается и победа присуждается целому «составу».
Если «аварий» нет, то побеждает самая быстрая команда.
14. Кегельбан – 2 (для 1 – 9 кл.)
И.п.: сидят, на старте капитан
Инвентарь: кегли (пластиковые бутылки) по 6 каждой команде, по 2 резиновых маленьких мячика.
Выполнение: каждый игрок выполняет по два броска, стараясь сбить как можно больше кеглей. Кегли стоят в ряд через 20 см. старшие кидают с 6 м, младшие с 3 м.мяч должен катиться. Считается сбитой только та кегля, в которую попал мяч. Начинает капитан, а потом вся команда – по порядку.
Победа присуждается команде, которая собьёт большее количество кеглей.
Результаты тематических каникул «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»
Сводная таблица результатов
класс игровая активность
(средний баллза неделю) конкурс зарядки
(наивысшийбалл – 50) конкурс
физкультминуток профилактическая
служба
(наивысшийбалл – 35) творчество
1а 4,7 27 5 32 5
1б 5 28 5 33 5
2 4,8 44 5+1 34 5
3 4,5 26 5 33 5
4 4,2 32 5+1 32 5
5 4,6 26 5 34 5
6а 5 33 4 34 5
6б 4,4 20 5 33 5
7 4,4 31 4 32 5
8а 4,4 30 5 33 5
8б 4,5 44 5 33 5
9 3,6 25 4 34 5
Шкала достижений «Школы Здоровья»

Используемые ресурсы:
Детские народные подвижные игры / сост. А. Кенеман – М.: 1995
Здоровый образ жизни в современной школе / Е. Воронова – Ростов-на-Дону: 2007
Методические рекомендации по проведению гимнастики и физкультурных минуток / сост. С. Баранцев – М.: 1983
Педагогика здоровья / под ред. В. Касаткина – М.: 2000
Подвижные игры, эстафеты и аттракционы / А. Фатеева – Ярославль: 2005
Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения / Г. Болоной – М.; 2003