Доклад по теме самообразования: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка как важнейший фактор формирования грамотного письма.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"
Улан-Баторский филиал
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА».
Выполнила : учитель начальных классовЧашина Т.М.
Улан-Батор
2016
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена.
Понятие “орфограмма”. Орфографическая зоркость.
Как известно, ни один урок русского языка не обходится без слова орфограмма.  М.Т. Баранов: “Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный”. Это определение слова «орфограмма» указывает на отличительную особенность орфограмм, по которой их можно противопоставить неорфограммам: если есть выбор графических знаков ( букв). Значит, есть орфограмма. Выбор буквы из имеющихся вариантов осуществляется на основе правил. Тем не менее, когда ученик ставится в ситуацию выбора букв, он понимает: чтобы выбрать букву правильно, надо знать правило правописания. А это формирует у учащихся необходимое для грамотного письма умение – умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью.
C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове. т.е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху ( кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании.
Слово и орфограмма, которая находится в нем воспринимаются пишущим человеком либо зрительно, либо на слух. Поэтому, необходимо рассмотреть процессы восприятия: зрительный и слуховой.
Процессы восприятия орфограммы.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Опознавательные признаки нахождения орфограмм.
Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т.е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм ( процесс восприятия и осознания орфограмм ) и определение их типа ( классификация).
Нам, учителям, хорошо знакома ситуация, которая после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно, т.к. чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет М.Р. Львов, “Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма”. Мы на своих уроках стараемся уйти от стереотипа: сначала учить правило, затем упражняться. Знать правило и свободно писать – вещи разные!
Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило. Второй этап на уроке, - это применение правила на практике не основе алгоритма. Одной и з главных целей на данном этапе обучения – научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.
Дети допускают ошибки по разным причинам:  
- незнание правил;
-знание правил, но неумение их применить;
-мало и плохо читают, допуская ошибки;
-плохо развита память;
- нет помощи со стороны родителей.
  Для совершенствования орфографической зоркости и необходимо научить учеников ставить орфографические задачи и решать их, т. е. пользоваться алгоритмом.
Найди орфограмму.
Определи её тип.
Наметь способ решения в зависимости от типа орфограммы.
Определи последовательность « шагов».
Выполни намеченную последовательность действий.
 Напиши   слово в соответствии с правилом.
Осуществи самоконтроль.
Упражнения для выработки орфографической зоркости
В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.
Приемы по выработке орфографической зоркости
1.Скоростное письмо.
Считаю, что одним  из  эффективных  приемов   для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям, по слову.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного. 
2. Письмо с пропуском орфограмм.
Для того, чтобы ученик выполнял не пассивную роль на уроке при изучении новых слов, а активную, нужно прежде всего тренировать его орфографическую зоркость, т.е. умение находить в слове слабую позицию. Во многом этому помогает письмо с «дыркой» или «окошечком». При написании слов ученик слабое место в слове оставляет ненаписанным, затем решается орфографическая задача и только после этого в «окошечко» вписывается орфограмма. Давно известно, что дети лучше запоминают то, что сами «открыли». Поэтому письмо с «дыркой» является дополнительным стимулом при изучении правил орфографии.
3. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом” тексте.
развивает орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
позволяет самостоятельно проверить результат работы;
видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
4.Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
5.Письмо с простукиванием.
Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.
6. Использование словарей.
Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой — у.Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.   Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
7. Загадки.
Дети загадывают загадки: стоит в начальной форме, неодушевленное, нарицательное, мужского рода, единственного числа, нулевое окончание. (Город, горох…)
8.Прочитайте и найдите ошибки. Спишите правильно, исправляя и отмечая орфограммы. В конце отрывка поставьте нужный знак.
Вариант 1. Следом за нами по дорошке бежал барсик. Он ужасно торопился. Какой он смишной.
Вариант 2. Мы папели чаю и пошли гулять с джеком. Как он радостно носился в высокой трове.
9.Рифмовки по важнейшим орфограммам.
1.«Двойные согласные»
Анна, Инна, Эмма, Нонна,
Миллиметр, программа, тонна,
Пассажир, баллон, рассказ,
Аккуратный, русский, класс-
Все слова даны не зря,
их запомните, друзья!
«Правописание – ЧН- и –ЧК- «
Точный, срочный, личный, вечный,
скучный, шуточный, сердечный,
и ручной, и речной, и обычный, и ночной-
никогда в таких словах
НЕ пишите мягкий знак!
10.Рифмовки с элементами какографии.( КАКОГРАФИЯ — (греч., от kakos дурной, и grapho пишу). Умышленно ошибочное правописание, как дидактический прием). 
Здесь ошибки отыщите, Что не знает наш Незнайка,
В чём причина их, скажите: Ну-ка, быстро угадай-ка:
«лыжи мы купили, «Жыл у Пульки песик булка-
по лыжне хадили, знаю это точно я.
да не накотались, А Авоська и Небоська-
лыжи вдрук сламались!» закадычьные друзя!»
11. Игры
1. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставил такие буквы.
2. Игра «Подбери букву»: Красивы русские л…А! Л…А пошла по пушистому снегу.
3. «Угадай». (Учитель называет ряд опознавательных признаков слова: лексические, грамматические; дети распознают слово и записывают его.
Всё обдумай, не спеши,
А потом уже пиши:
ча(чя)йка, ёжи(жы)ки, чижи(жы),
дачя(ча), щю(щу)ка, камыши(шы).
5.. Знаешь ты наверняка,
где ЧН, а где ЧК:
ре..а, но..а, стро..а, то..а,
ко..а, коро..а,и по..а,
сро..ый, гре..евый, му..ой.
6.Осень, , деньки, мальчик, окунь, окуньки, колья, стулья и скамья, крылья, братья и семья.
Расскажи, зачем и как
служит в речи мягкий знак.
7. Безударный гласный звук,
разберёшься с ним не вдруг:
га(о)ра, мо(а)ря, тра(о)ва, ди(е)ла-
как правильно писать слова?
Игра «Третий лишний».
Москва, ворона, Россия.
12. Выборочный диктант.
Учитель читает слова, а ученики выписывают, только те, которые соответствуют заданию
-Выпишите имена существительные.
Учитель, капуста, ученик, собака, Россия.
13..Комбинированный диктант.
- подчеркни, существительные;
- подчеркни глаголы;
- подчеркни имена собственные.
14.Буквенный диктант.
Запиши первую букву каждого слова, составь слово.
15. Слоговые диктанты.
Запиши только 1-ый слог.
Запиши 2-0й слог.
Запиши ударный слог.
16. Графические диктанты.
Зашифруйте буквы, обозначающие безударные гласные, с помощью фигур: круг – буква «о», квадрат – буква «а».
Тарелка, ладонь, морковь, лопата.
17. Зрительный диктант.
Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.
18. Письмо с проговариванием Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
19.Работа над ошибками 
20. Работа со словами.
Медленно читаю 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.
ШУМ-ВОДА, МОСТ-РЕКА, ЛЕС-МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ-ВЫСТРЕЛ, ЧАС-ВРЕМЯ, СТОЛ-ОБЕД, РУБЛЬ-КОПЕЙКА, ДУБ-ЖЁЛУДЬ, РОЙ-ПЧЕЛА, ГВОЗЬ-ДОСКА.
Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, смысловая память развита удовлетворительно. Самопроверка.
Заключение.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относится к урокам русского языка с большим интересом.
Список литературы.
Л.А.Фролова. “Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.” // Начальная школа, № 5, 2001 г.
Н.М.Котикова. “О способе орфографического действия.” // Начальная школа, №11,2001 г.
И.В.Борисенко. “Понятие “орфограмма” в начальном курсе обучения правописанию.” //Начальная школа, № 7, 2003 г.
Т.Д.Бочкарева. “Предупреждение ошибок.” // начальная школа, № 3. 2001.