Презентация мастер-класса Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма


Шарапова Татьяна Александровна - учитель начальных классов ВККстаж работы – 33 годаМКОУ сош № 1 г. РоссошиУМК «Школа России»Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письмаТема: совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка для формирования навыков грамотного письма через развитие орфографической зоркости учащихся.Цель: Определить, что такое «орфографическая зоркость»;Выделить условия развития орфографической зоркости ;Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма;Составить подборку упражнений для развития грамотного письма.Задачи Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)Орфограмма (от греч. orthos - правильный и gramma – письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применение этих правил. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма Сущность орфографической зоркости 1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки ).3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).5.Умение осуществлять самопроверку.Условия формирования орфографической зоркости Работа по орфографии начинается с букварного периода. В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически(позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции ,т.е.однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е.может быть обозначен разными буквами при том же звучании.Обучение звуковому анализу 1.Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон)2.Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах.3Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран).4.Перевертыши: кот-ток, сорт-трос.5.Исключение звука из слова: роса-оса.6.Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.7. Букву заменишь – смысл слова изменишь:Обежать – обижатьПримерять – примирятьПолоскать - поласкатьУпражнения, направленные на формирование звукового анализа слова. Списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, самодиктанты, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, диктанты с самопроверкой, кокография Игра «Найди опасное место»:учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять.«Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора», как только найдёте в слове «опасное место».«Дырявое письмо»: если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет - пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).Работа над ошибками (штопка дырок)Упражнения , направленные на формирование орфографической зоркости "Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать".Активизация познавательной деятельности при работе над ошибками. Ход индивидуальной работы над ошибками1этап – поисковый2этап – исправление ошибокНа Волги в сторошки на крутом беригу жыл сторик / / / / / / v «Кто больше насобирает орфограмм?» «От значения слова к правильной букве». Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец от слова храбрый, кофейник от слова кофе, а тащить от слова тощий? Этимологический анализ словЭтапы работы:Подготовительный этап (корова)Ориентировочный этап ( «кор» с древнерусского «рог»)Этап контроля и самоконтроля (корова)2. Методика запоминания словарных слов с помощью ассоциаций.Ассоциативный образ имеет в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове. Работа над словарными словами Топкое, глухое место,Там земля, как будто тесто,Там осока, кочки, мхи…Нет опоры для ноги.токпотообел Сам Алый, сахарный.Кафтан зелёный, бархатный. ыйлабузр Вышеприведённая система работы позволяет выработать у учащихся способность видеть орфограммы и является необходимым условием для овладения орфографическими навыками, которые способствуют совершенствованию способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка.Вывод Спасибо за внимание