Программа внеурочной деятельности Бумажная фантазия
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Бумажная фантазия»
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальной ступени общего образования по декоративно-прикладному искусству. Реализация программы происходит в течение всего учебного года, рассчитана на 34 часа и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час с неделю). Программа состоит из шести относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начальной школы, и направлен на решение своих педагогических задач.
Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. В условиях современного общества, которое требует от личности не только каких-либо практических навыков, но и умение фантазировать, придумывать, изобретать, возникает необходимость появления кружков данного направления, «Бумажная фантазия» позволяет развить данные умения у детей разного возраста, все это обуславливает актуальность данной программы.
Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Отличительной особенностью программы является практическая направленность на изготовление детьми таких изделий, которые им необходимы в качестве сувениров, подарков, аксессуаров и т.д.
Окружающая ребенка среда должна быть теплой, дающей энергию Добра, Света, Любви и Красоты. Такую энергию несут в себе и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Доброму, тогда у них появится желание самим создавать Красоту своими руками.
Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, увидеть всю гамму цветов, сочетание комбинаций различных форм.
Учебная программа позволяет организовать увлекательные занятия, создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей, даже если они не обладают ярко выраженными способностями к творческой мыслительной деятельности.
Большая роль отводится коллективным работам. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи воспринимаются зрительно.
Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная инструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить его к творчеству.
Цель программы:
- обучение различным приемам работы с бумагой, тканью и природным материалом;
- интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить работать с текстами-описаниями разнообразных изделий;
- учить самостоятельному творчеству;
- обучить приемам ручной работы с различными материалами, различными видами бумаги.
Развивающие:
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- формировать у ребенка таких качеств личности как: вкус, чувство меры, творчество, способность видеть и воспринимать прекрасное, желание и умение вносить красоту в быт, дисциплинированность, трудолюбие, способность к приобретению новых знаний.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе.
- составление альбома лучших работ.
Ожидаемые результаты:
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- знать основные понятия и базовые формы различных техник;
- научиться следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- создавать изделия в разных техниках.
В работе используются различные методы и приемы:
1. Наглядные методы
- рассматривание готовых изделий, иллюстраций, презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действий с инструментами и материалами.
2. Словесные методы
- беседа,
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы),
- объяснение способов действия с инструментами и материалами,
- указания, пояснения,
- анализ выполненных работ.
3. Практические методы:
- обучение способам выполнения,
- самостоятельное выполнение детьми изделий,
- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла,
- индивидуальный подход к детям.
4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
5. Мотивационный метод:
- убеждение,
- поощрение,
- создание ситуации успеха.
Формы занятий: в проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые, коллективные формы работы.
Типы занятий:
- на тему предложенную педагогом (освоение нового материала);
- на тему выбранную ребенком (по его замыслу).
Календарно-тематический план
Раздел
№ п/п
Тема занятия
Основное содержание занятия
Кол-во часов
Всего
Осеннее волшебство
(работа с природным материалом)
1
Осенние фантазии из природного материала.
Беседа «Флористика»
Моделирование, вырезание
1
6
2
Лесные животные
Изготовление животных из шишек, желудей и другого природного материала с использованием пластилина, бумаги, картона.
1
3
Корзина для бабушки
Объемное изделие из шишек. Соединение при помощи проволоки.
1
4
«Веселые мотивы»
Мозаика с использованием семян, камешков, листьев. Нанесение эскиза на картон с дальнейшим приклеиванием материала.
1
5
«Букет из сухоцветов»
Составление букета из сухоцветов, изготовление вазы из газетных трубочек. Склеивание вазы.
1
6
«Ветка рябины»
Объемная аппликация. Изготовление листьев из природного материала, гофрированной бумаги.
1
Чудесное превращение бумажного листа
7
«Полевые и садовые цветы» (ромашка, колокольчик и другие)
Повторение базовых форм оригами. Сбор изделия из модулей оригами. Составление композиции.
1
14
8
«Сафари»
Оригами – аппликация животных с использованием основных форм техники оригами. Составление композиции.
1
9
«Бабочки в саду»
Оформление композиции с готовыми изделиями (объемная аппликация).
Личные и коллективные работы.
1
10
«Я иду на карнавал»
Вырезание карнавальных масок по шаблону. Конструирование карнавальных масок по своему замыслу.
1
11
Волшебные салфетки.
Фантазии из «ладошек»
Вырезание деталей картины. Изготовление картин из салфеток по замыслу детей. Составление композиций.
1
12-13
Букет из роз
Сборка цветов из салфеток.
2
14-15
Цветочные топиарии
Изготовление деталей изделия. Подбор цветовой гаммы. Сбор изделия.
2
16
«Радуга-дуга»
Панно из карандашных стружек. Изготовление деталей к изделию. Склеивание отдельных деталей.
1
17-18
Панно «Цветочная поляна»
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками1
2
19-20
«Паровозик из Ромашково»
Аппликация, конструирование из основных форм квиллинга. Применение формы в композициях.
2
Рукоделие из ниток и ткани
21-23
«Смешарики»
Нанесение эскиза на картон. Изготовление картины из нарезанных ниток
3
14
24-26
«Колокольчики степные»
Выполнение базовых фигур в технике изонить. Выполнение картины в технике изонить
3
27-28
«Котята»
Аппликация
Коллективная работа
2
29-31
«Клоун»
Аппликация из разных видов ткани.
3
32-34
«Весенний лес»
Овладение новой техникой изготовления настенного панно из нитей и природного материала.
3
Содержание разделов:
1. Осеннее волшебство (работа с природным материалом)
Подготовка природного материала к работе. Изготовление различных композиций из природного материала.
2. Чудесное превращение бумажного листа
Повторение базовых форм оригами. Сбор изделия из модулей оригами. Изготовление картин из салфеток по замыслу детей. Изготовление деталей в технике квиллинга. Подбор цветовой гаммы. Составление композиции.
3. Рукоделие из ниток и ткани
Нанесение эскиза на картон. Изготовление картины из нарезанных ниток. Выполнение базовых фигур в технике изонить. Выполнение картины в технике изонить. Аппликация из разных видов ткани. Овладение новой техникой изготовления настенного панно из нитей и природного материала.
Используемая литература:
Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967.
Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1982.
Индов А. Мозаика из бумаги: Альбом. - Таллин, 1984.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.
Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.
Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум, 1998. - 264 с., ил.
Гудилина С.И. Игровая азбука / Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 256 с., ил.
Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993. - 132 с.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15