Рабочая программа внеурочной деятельности Бумажная фантазия (4 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Е.В. Костылева РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальных классов
Приказ № __________
от «__»________2014г Протокол № __________
от «__»________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«БУМАЖНАЯ ФАНТАЗИЯ»
4 « Г» класс
Учитель: Хабибулина Руфа Хантимимровна
с.Мужи,
2014
Пояснительная записка
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно- конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Бумажная фантазия»
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ еѐ выполнения: путѐм эксперимента, по схеме или по выкройке, учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков –вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Развивается мелкая моторика руки, и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Место внеурочной деятельности, курса в учебном плане.
Курс «Бумажная фантазия» реализуется в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса
Метапредметные результаты:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Личностные результаты:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Бумажные фантазии»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты:
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией. Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.
Содержание тем внеурочной деятельности
Раздел 1: Работа с бумагой и картоном. Аппликации. Работа с разными материалами.
Раздел 2: Подготовка к зимним праздникам. Объемные игрушки. Симметричное вырезание. Плетение из бумажных полос.
Раздел 3: Квилинг. Бумажная филигрань.
Раздел: 4 Бумагопластика. Объемное конструирование.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема уроков Кол-во час. УУД
деятельности учащихся Дата по плану Дата по факту
1 Вводное занятие 1 Правила и приемы организации рабочего места. Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Инструменты и приспособления, применяемые при работе. Техника безопасности при работе с инструментами. Раздел: «Работа с бумагой и картоном. Аппликации. (17ч)
2
Изготовление открыток «Времена года». 1 - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
;- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 5 Корзина с фруктами из кусочков бумаги. Обрывная аппликация. 1 6 Аппликация из волшебных комочков. 1 7
Декоративная аппликация «Букет». 1 8 Аппликация жгутиками. 1 9 Аппликация торцеванием. 1 Раздел» «Подготовка к зимним праздникам». (10ч)
10 Вырезание и наклеивание ажурных симметричных
форм. 1 выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.
простейшие способы работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей. 11 Новогодняя гирлянда 1 12 Декоративная книжка-календарь. 1 13 Сказочный домик. 1 14 Коллективная работа. Панно «Снегири на рябине» 1 Раздел: «Квилинг. Бумажная филигрань» (6ч)
15 Изготовление цветов. 1 Подготовка к работе. Общая схема выполнения работы. Основные приемы работы: подготовка полос, изготовление роллов, базовых элементов, закручивание надрезанных полосок, вырезание листьев, соединение и наклеивание элементов. Оформление работ. 16
17 Изготовление фигурок животных. 2 18
19 Коллективная работа. Панно «На поляне» 2 Раздел: «Бумагопластика или объемное конструирование» (1ч)
20
21 Плетение из бумажных полос. Сердечко. Корзинка. Разноцветный коврик. 2 - выполнять простейшие фигуры, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала.
- способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей;
- простейшие способы моделирования.
22
23 Деревенская избушка из бумажных трубочек. 2 24 Моделирование из бумажных салфеток. Панно Цветы. 1 25
26
27
28 Квиллинг. Творческие работы. - умение скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.
- основным приёмам работы в технике «бумагокручения» составлять пространственные и сюжетные композиции; развивать творческое воображение; развивать сенсомоторику - в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.
29
30 Коллективная работа. Панно «Натюрморт». 31 Коллективная работа «Павлин» 32 Коллективная работа «Круговая мозаика» 33
34 Итоговое занятие. Выставка творческих работ. 1
материально-техническое обеспечениевнеурочной деятельности
И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах,
И.Л.Гусарова «Аппликации в детском саду. М.,2007г.
М.А.Гусакова «Аппликации» М.,2010
Майорова И.Г. «Трудовое обучение в начальных классах ». М. Просвещение 2011г.
Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. -Ташкент 2012г.
Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 2008 г.
Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000
В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 2010г.
А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 2011г.,
Аппликации из разных материалов.