Классный час по темеПоведение в чрезвычайных ситуациях
Дубровическая ООШ – филиал МБОУ «Мурминская СОШ» - МО Рязанский муниципальный район Рязанской области
Классный час по теме «Чрезвычайные ситуации»
Наводнения
Выполнила учитель
Ветчинина Лидия Алексеевна
2013 год
Ход классного часа
Чтение сказки «Наводнение»
Давным – давно жила была на свете Колдунья. Жила она совершенно одна, детей у неё не было, да Колдунья уже и не надеялась, что когда-нибудь у неё будут дети. Но судьба была к Колдунье благосклонна, и она родила двух чудесных мальчиков-близнецов.
Шло время, малыши росли как две капли воды похожими друг на друга. Но это сходство было лишь внешним, потому, что характеры у сыновей Колдуньи складывались абсолютно противоположные. Один рос очень добрым, а другой чрезвычайно злым. Из-за этого мальчишки часто ссорились, дрались и доставляли массу хлопот своей мамаше. Та частенько наказывала сыновей за постоянно возникающие конфликты: то в червяков их на время превратит, то в мышей. Но ничего не помогало. Сыновья росли, и ссоры между ними вспыхивали всё чаще и чаще.
-Добро сильнее, оно победит, - кричал один.
- Нет, зло сильнее, его на Земле больше, - перечил ему другой.
Ничего не помогало: ни угрозы матери-Колдуньи, ни уговоры, ни наказания.
Однажды два брата, добрый и злой, сцепились в очередной раз в смертельном бою. Три дня бились и три ночи, но никто не мог взять верх: ни добрый, ни злой. И никто из них не хотел прекратить бессмысленную бойню. Как не умоляла их мать, как не уговаривала, никто не желал уступать. Колдунья понимала, что если их не остановить, то сыновья просто убьют друг друга. И она, как это не печально, превратила своих сыновей в реку.
Хорошая получилась река, спокойная. Много радости приносила она людям: одаривала их чудесной чистейшей водой, вкусной рыбой. Благодарны реке были животные и растения. На её берегах приятно было отдыхать, загорать, спасаться от жары в прохладной воде от зноя.
Но случилась иногда с рекой большая беда. Вдруг она начинала бурлить, вздымать волны необычайной высоты, выходила из берегов и, будто злясь на кого-то, всё крушила и ломала на своём пути. Затапливала дома, выворачивала с корнем деревья, забирала в свои мутные воды скот. Надо сказать, что в такие моменты река не владела собой, ничего не могла поделать. И позже она искренне горевала, что натворила столько бед и принесла кругом так много горя. Но предупредить заранее об опасности она не могла, так как сама не знала, когда начнётся очередной приступ, называемый наводнением.
Люди вынуждены были позаботиться о себе сами. Они начали размышлять, как правильно действовать, чтобы не погибнуть, если вдруг снова придёт беда.
Классный руководитель. Зачем я прочитала сказку? (Ответы детей.)
Будем говорить о наводнениях и о том, как себя вести в случае этого стихийного бедствия.
Слайд. Содержание классного часа.
Классный руководитель. Что же такое наводнение?
Слайд.Наводнение-это
Классный руководитель. Бывают ли наводнения в нашей местности?
Наводнения относятся к опасным гидрологическим явлениям. Во многих районах нашей планеты в последнее время наводнения происходят довольно часто. В нашей стране они занимают первое место среди стихийных бедствий по площади распространения и наносимому ущербу. На территории России наводнения ежегодно угрожают более четырёмстам городам и нескольким тысячам других населённых пунктов. Например, в 2004 году в Алтайском крае было затоплено 3 тысячи жилых домов. Также в 2004 году был полностью затоплен город Верхоянск в Якутии. В 2006 году подтоплены 3 улицы в Санкт-Петербурге, были закрыты все станции метро. В 2008 году – наводнение в Хабаровске, в 2009 году – в центральном районе Сахалина. В июле 2013 года на Дальнем Востоке произошло самое крупное наводнение с начала 19 века. Из Хабаровского края было эвакуировано 36 тысяч человек, нанесён ущерб на миллиарды рублей.
Каковы же причины наводнений?
Слайд. Причины наводнений.
Какие виды наводнений вы знаете?
Слайд. Виды наводнений.
Интеллектуальная разминка. (Разгадывание кроссворда.)
- Специалист по оказанию помощи во время чрезвычайных ситуаций. (Спасатель.)
- Научно обоснованное предсказание развития, характера, масштабов наводнения. (Прогноз.)
- Затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море. (Наводнение.)
- Периодически повторяющийся подъём уровня воды в реках, вызываемый таянием снега. (Половодье.)
- Интенсивный периодический и кратковременный подъём воды в реке из-за сильных дождей, может возникнуть в любое время года. (Паводок.)
Классный руководитель. Петербург- прекрасный и величественный город, один из прекраснейших городов мира. А. С. Пушкин любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма «Медный всадник». Поэт восхищается городом. Нева ,мосты над ней, соборы. Но не всё так благополучно в нём. Загнать Неву в гранитные берега удалось, но иногда она бунтует против учинённого над ней насилия. Каждую осень витает над Петербургом угроза стихийного бедствия. Здесь часто бывают наводнения. Самое крупное случилось 7 ноября 1824 года. О нём мы читаем в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». (Чтение отрывка о буйной стихии.)
Слайд о наводнении в Петербурге.
Классный руководитель. Почему так много погибло людей во время этого наводнения? (Они вышли любоваться стихией на набережную Невы, несмотря на сигнальные фонари Адмиралтейской башни.)
Как же надо себя вести во время наводнения? (Ответы детей.)
Слайд о правилах поведения во время наводнений.
Классный руководитель. Наводнение – это экстремальная ситуация. Попадая в экстремальную ситуацию, человек приходит в состояние чрезвычайного эмоционального возбуждения и способен на необычные для него формы поведения и на гигантские мышечные усилия. И этому можно привести массу примеров.
Во время Великой Отечественной войны при обороне Севастополя группа бойцов вкатила на вершину Сапун-горы тяжёлое орудие. Позднее, когда бой закончился, даже значительно большее число людей не могли сдвинуть орудие с места.
В этом случае эмоциональное возбуждение компенсировалось появлением сверхвозможностей. Но так происходит не всегда. Имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как страх, паника, которые могут лишь усугубить ситуацию. Психологи советуют выделить наиболее рациональный выход из экстремальной ситуации. Вот что они рекомендуют:
- волевым усилием отложить переживание эмоции «на потом»;
- определить возможные выходы из ситуации;
- умыться и пить воду мелкими глотками;
- выполнить звуковую дыхательную гимнастику: сильно вдыхать воздух через нос, при
выдохе громко произносить звуки: А (благотворно действует на весь организм), И (действует на мозг), Е (действует на щитовидную железу), Ха (улучшает настроение).
Рефлексия занятия. Составление синквейна.
Первая строка – существительное о теме, идее занятия.
Вторая строка – два прилагательных, описывающих основную мысль.
Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы.
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме.
Пятая строка – одно слово, синоним к теме.
Бедствие
Могущественное, ужасное!
Убивает, разрушает, калечит.
Не щадит никого на пути.
Наводнение.
15