Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы
Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы
Переход на новые государственные стандарты общего образования, новый базисный учебный план, обновление содержания курсов русского языка и литературы в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования требует от учителей применения инновационных технологий для достижения результата. В государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Ни одна из технологий в наших конкретных условиях не универсальна, каждая дает «отсев» в лице отстающих в развитии, обученности или воспитанности учащихся. Ведь мы имеем классы с различным подбором учеников, с огромным разбросом их уровня подготовленности и потенциальных возможностей.
Школы, как большие педагогические системы, не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну – единственную технологию для всех предметов. Каждый педагог – творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями.
Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Каким же должен быть современный урок? Сегодня мы рассматриваем его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: единообразие содержания, ориентированность на среднего ученика, сдерживание познавательной активности.
Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.
Для успешного решения этих задач применяются следующие инновационные технологии: адаптированная система обучения, нестандартные, в том числе интегрированные уроки, проектная и исследовательская деятельность учащихся, личностно ориентированные технологии, технология разноуровневого обучения.
Использование инновационных технологий помогает решить ряд важных задач: повышение уровня грамотности, интерес к активной интеллектуальной деятельности, осуществление осознанного усвоения материала, развитие языковой интуиции, развитие устной речи учащихся, навыков самостоятельной исследовательской компетенции, творческого письма, а также нравственного воспитания. Решение этих задач поможет учащимся овладеть ключевыми компетентностями, успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ и реализовать себя в профессиональной деятельности.
Находят свое воплощение на уроках дифференциация и интеграция, комплексный анализ текста, проблемное обучение. Изучение теории и формирование орфографических навыков проходит на фоне благоприятного психологического климата. Его во многом обеспечивает принцип открытых перспектив. Это значит, что любой ученик оценивается только тогда, когда тема им усвоена, то есть все дети имеют право на индивидуальный темп изучения материала в силу своей разной психофизиологической организации.
Еще одна составляющая благоприятного психологического климата – это то, что обучение идет на высоком уровне трудности. Но каждому учащемуся обеспечена помощь в овладении знаниями и умениями, как со стороны учителя, так и со стороны помощника-консультанта. Это позволило изгнать скуку с уроков, 45 минут пролетают незаметно: трудно – значит интересно. Пробуждается личностный мотив, появляется не только интерес к обучению, но и тяга к самосовершенствованию, одним словом «научить учащихся учиться».
В 21 веке увеличены объемы учебного материала, предъявляемые высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску интерактивных методов обучения учащихся. Одним из таких методов является метод проектов.
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий.Компьютер давно стал привычным атрибутом учебной работы современного ученика. Самое обыденное и распространенное использование компьютера – набор печатного текста – уже способствуют развитию грамотности учащегося. Но самое распространенное обращение к компьютеру – это поиск информации в сети Интернет.
Система занятий должна быть построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащал свой словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность русского языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных областях знаний. Все это способствует развитию речи учащихся, улучшается орфографическая грамотность, существенно расширяется объем научной лингвистической информации. Безусловно, повышается квалификационный уровень самого учителя, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предмета.
ЛИТЕРАТУРА
1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Изд-во Казанского университета. – 1988 г., 153с.
2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1987г., 240с.
3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2000г., 224 с.
4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Изд. Центр Академия, 2008 г., 176 с.