Народный промысел русских людей. Городецкая роспись.


Тема урока: Знакомство с Городецкой росписью.
Цели урока:
Познакомить с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
Задачи урока:
Познакомить с узорами в изделиях мастеров и основными этапами росписи.
Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.
Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Оборудование:
Части деревянных домиков.
Краски.
Кисти.
Банка с водой.
Образцы городецкой росписи (изделия и фотографии).
План урока (45 мин):
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Звучит русская народная музыка.
Учитель:
– На уроках музыки вы слушали разную музыку и умеете ее различать. Какая музыка прозвучала?
– Посмотрите на доску, на эти изделия и скажите, что их связывает с услышанной музыкой. (Это изделия русских народных мастеров.)
– Как по-другому называют такие изделия? (Декоративно-прикладное искусство).
– Давайте вспомним, с каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках?
Подсказка:
-Синее чудо на белом фоне. (Гжель)
Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(Дымковская роспись).
Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским декоративно-прикладным творчеством. Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.
Создание проблемной ситуации, Формулировка темы урока.
Ребята, на наш адрес пришло видео письмо.
-Здравствуйте, ребята. Мы живём в городе на берегу великой реки Волги. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Вы, наверное, помните, что Юрий Долгорукий основал и другие города, такие, как г.Москва, Дмитров в Московской области. Называли наш город в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили наш город. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Наши жители славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
В нашем городе расписывают не только доски, прялки, игрушки, корабли, но и терема. У нас в музее тоже есть терем, но, к сожалению, со временем рисунок стёрся. Дети, помогите, пожалуйста восстановить рисунок. Для этого отгадайте, из какого мы города и как называется наша роспись. Желаем удачи!
Примечание: Дети демонстрируют доски, изделия, прялку, терем.
Учитель:
Сейчас я предлагаю вам определить вид росписи, с которым мы сегодня будем знакомиться на уроке.
- На столе лежат разные элементы росписей декоративно-прикладного творчества. Из этих элементов выберите только те, которые вы видели во время видео письма. Переверните их и сложите слово. Что у вас получилось?
- Городец.
А как вы думаете, как может называться роспись, появившаяся в этом месте? Какие у вас варианты?
Вывод: Итак, ребята, с какой росписью мы сегодня знакомимся?
Учитель: Правильно, молодцы, тема нашего урока: Городецкая роспись.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Физминутка для глаз.
Объяснение нового материала. Исследовательская работа.
Какой предмет подсказал нам тему урока? (Домик). Мастера расписывали игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
В 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны- это изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
(Далее рассказ сопровождается показом видео «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной росписью)
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».
Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной;
- Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией.
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Примечание: Учитель показывает этапы через документ-камеру.
Физкультминутка
-Чтобы настроиться на дальнейшую работу и зарядить свой организм силой, бодростью и здоровьем, проведём оздоровительную минутку.
VI. Закрепление изученного. .
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера.
Примечание: Детям раздаются образцы основных элементов росписи.

Учитель: Сегодня мы с вами будем расписывать терем.
Последовательность выполнения работы:
Продумаем композицию, определим размеры основных элементов.
После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, определяем пропорции частей, находим цветовое решение композиции.
После уточнения композиции приступаем к работе красками, точно соблюдая последовательность этапов росписи.
Заканчивается работа над композиции детальной прорисовкой деталей.
Примечание: дети рисуют.
VII.Итог урока.
На уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая домик. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые
Примечание: Выставка работ учеников.