Урок подготовки к сочинению по картине А.М. Герасимова После дождя. Мокрая терраса


МБОУ «Берёзовская основная общеобразовательная школа»
План – конспект урока русского языка, данного в 6 классе
по теме:
«Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»

Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
С.А. Лютикова
Берёзовец, 2013 год
Дата: 20.09.2013 г.
Тема: Р.р. Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Класс: 6
Цели урока:
Обучающая: обучать правилам сбора и систематизации материала; продолжать отработку знаний по теме «Тип речи – описание»; обучать школьников пользоваться синонимами и образно – выразительными средствами языка в собственной речи.
Развивающая: развивать творческие способности, память, речь, расширять словарный запас обучающихся.
Воспитательная: посредством данного произведения живописи воспитывать интерес к прекрасному, стремление к духовному самосовершенствованию.
Оформление: эпиграф к уроку, репродукция картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Оборудование: раздаточный материал (карточки, план сочинения), ассоциативное «солнышко», рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса.
Ход урока:
Организационное начало.
Приветствие.
- Здравствуйте!
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Проверили? Начинаем.
Работа по развитию речи.
Объявление темы и цели урока.
- Сегодняшний урок развития речи мы посвятим подготовке к написанию сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
- Но прежде, чем мы начнём работать с репродукцией картины, я немного познакомлю вас с историей создания этой картины.
2. Знакомство с историей создания картины. Сообщение учителя.
- Послушайте, как художник рассказывает об истории создания полотна: «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, под руками оказался подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять и добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».
3. Работа над составлением словесного описания картины по ассоциациям.
- Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием «После дождя. Мокрая терраса», а чтобы это было легче сделать, я предлагаю вам поработать с «ассоциативным солнышком», которое лежит перед вами на столе. На лучиках этого «солнышка» вы должны написать те ассоциации, которые у вас возникли от просмотра репродукции картины.
- Минуту работаете самостоятельно, а потом мы вместе проверим, что у вас получилось.
- Посмотрите ещё раз на своё «солнышко» и подумайте, слова каких частей речи преобладают? Как вы думаете, почему?
4. Работа с репродукцией картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
- Перед нами репродукция картины А.М. Герасимова, об истории создания которой вы уже знаете. Внимательно посмотрите на репродукцию и ответьте, что на ней изображено?
- Перечислите неодушевленные предметы, которые вы видите на картине?
- А сейчас давайте вместе придумаем эпитеты к слову «дождь», «терраса», но вначале вспомним, что такое эпитет? (ответ детей)
- Хорошо, молодцы! А теперь подбираем эпитеты к словам «дождь» и «терраса» и записываем их в свой рабочий лист, который лежит перед вами.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (дети зачитывают свои работы)
- Какой цвет преобладает на картине? (На полотне много оттенков серебристого цвета – цвета чистоты и свежести)
- С чем ассоциируются у вас эти оттенки. Какие чувства они у вас вызывают?
- Заметьте, серебристый цвет во всех деталях картины. Именно благодаря дождю природа окрашивается в такой цвет.
- А какие ещё изменения происходят в природе после дождя?
5. Творческое задание.
- Сейчас я прочту эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Это стихотворение А. Яшина. Ваша задача внимательно меня слушать и смотреть на репродукцию картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса», и подумать, что общего в картине и стихотворении.
- Внимательно слушайте:
После дождя
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринкеА.Яшин(Примерный ответ: конечно же название. Чувство, которое пронизывает картину и стихотворение – это восторг и удивление от изменений в природе после дождя. Возникает чувство, что сама природа удивлена и обрадована произошедшими переменами)
6. Эмоционально – оценочная беседа.
- Понравилось ли вам стихотворение А. Яшина? Какие чувства и эмоции оно у вас вызвало?
- Какие дополнительные образы появились в вашем воображении?
- Что создаёт уют? Какие детали способствуют созданию особой атмосферы теплоты?
7. Работа по карточкам.
- Сейчас я предлагаю вам поработать по карточкам самостоятельно. Эта работа поможет вам наиболее красочно описать предметы, изображенные на картине.
Карточка № 1.
Описание природы после дождя
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 2.
Описание террасы после дождя
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 3.
Тона и оттенки картины
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Проверка работы по карточкам.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Сейчас по цепочке каждый из вас зачитает, что получилось. Начинает…
9. Словарно – стилистическая и орфографическая работа. Работа с учебником.
- Свою работу вы будете выполнять, используя тип речи описание. Давайте вспомним, что характерно для данного типа речи.
- А теперь откройте ваши учебники на стр. …, обратите внимание на слова в рамках.
- Кто может объяснить значение данных слов?
- Я предлагаю вам обратиться к «Толковому словарю» в вашем учебнике», чтобы выяснить значение этих слов и составить с ними несколько предложений самостоятельно, а потом мы проверим, что у вас получилось.
-Откройте сои тетради, запишите в них число и тему нашего сегодняшнего урока и приступайте к выполнению задания.
10. Проверка самостоятельной работы.
(На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.)
Итог урока
Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, почему картина имеет двойное название?
- Что автор хотел этим показать?
- Понравилась ли вам эта картина?
2. Выставление и комментирование отметок.
Задание на дом.
Написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».