Система упражнений на развитие логического мышления у обучающихся


Система упражнений на развитие логического мышления у обучающихся начальной школы.(развитие левого и правого полушарий головного мозга)
1 – 2 классы
Игра на внимание «Путаница».
Правила игры: учитель называет какую-либо часть тела, дети должны на нее показать или дотронуться. При этом учитель может «путать» детей, называя одно, а показывая на другое. Во время проведения игры дети стоят.
Игра на внимание «Запрещенное движение».
Правила игры: учитель показывает различные движения руками, дети должны их быстро и четко повторять. При этом ограничение: если учитель опускает руки вниз, это движение повторять не нужно (руки остаются в том же положении, в котором были до этой команды). Кто ошибся и опустил руки вниз – садится.
Игра на внимание «Повтори-отличись».
Правила игры: учитель показывает различные движения. Если движение сопровождается соответствующей командой (например: «Руки вверх!»), то его нужно повторять. Если движение следует без команды, его повторять не надо, а нужно «отличиться»: показать другое движение.
Для второго класса используются следующие игры и задания.
Упражнение «Что и зачем?»
Учитель предлагает детям ответить на эти вопросы, опираясь на знания о функциях различных частей тела. Опрос можно устроить в форме игры с мячом: учитель задает вопрос и бросает мяч, ученик возвращает мяч вместе с ответом.
Примерное содержание вопросов:
«Зачем (для чего) нужны руки, ноги, глаза, пальцы, сердце, желудок, зубы, шея, волосы, позвоночник, рот, легкие, голова и т.д.?»Игра «Передай предмет» (выделение признаков).
Правила игры: все дети встают и из рук в руки по цепочке быстро передают какой-нибудь предмет, при этом каждый называет один из его признаков. Кто не смог ответить или повторился – садится.
Задание на смекалку.
На дворе лето. У меня на столе два совершенно одинаковых букета цветов. Но один из них живой, а другой – искусственный. Их нельзя трогать и нюхать. Внешне цветы совершенно неразличимы. Помогите решить задачу. (Открыть окно и пчелы слетится к живому букету) и другие задания.
Тест «Логическое мышление»
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция:
В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками.
1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).
5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).
7) Учеба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото, телега).После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.

3 класс
Игра-дискуссия «Чем отличается страус от человека?»
Игра проходит по схеме:
а) дети предлагают признак отличия;
б) учитель дает аргумент против этого признака.
Примерный вариант:
а) Страус не разговаривает.
б) Значит, немой человек – это страус?
а) У человека нет крыльев.
б) Значит, страус с обрезанными крыльями – это человек?
а) Страусы не строят себе дома.
б) Значит, пещерные люди были страусами? И разве гнездо птицы нельзя считать домом?
а) Страусы несут яйца.
б) Значит, страусы-самцы – это люди? и т.д.
Упражнение «Найди общее».
Учитель называет 3-4 пары слов, необходимо найти общие признаки данных понятий.
Примеры пар слов:
Кабачок и огурец; змея и крокодил; книга и тетрадь; шкаф и тумбочка; примеры «7-2» и «9-4»; сложение и умножение; школа и детский сад.
После этого – обратное задание: учитель называет общие признаки понятий, а дети должны назвать эти понятия.
Примеры признаков сходства и понятий:
Птицы, живут в городе, на зиму не улетают (воробей и ворона); хвойные деревья, растут в европейской части страны (ель и сосна); чертежные принадлежности, их приносят на урок (линейка и треугольник) и т.д.
Тест «Логическое мышление»
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция.
Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.
1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).
2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).
3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).
4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).
5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

4 класс
Работа в группах.
Задание: найти общие признаки у нескольких объектов, принадлежащих к одному классу.
Примеры понятий:
- насекомые: бабочка, муравей, жук;
- посуда: сковорода, чашка, вилка;
- фрукты: апельсин, банан, груша.
(Насекомые – маленькие членистоногие беспозвоночные животные. Посуда – хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.
Фрукты – сочный съедобный плод какого-либо дерева.)Игра «Обмен причинами»
(на доске запись)
Почему… Потому что…
…Максим не был в школе? …он поднимается без лифта;
…Виктор устал? …он больной;
…этот человек покупает пластинки? …сегодня воскресенье;
…дедушка живет в деревне? …не любит жить в городе;
…он вечером скучает;
…рано встал;
…любит музыку;
…любит работать в саду.
Вначале нужно найти очевидные, т.е. наиболее логичные, ответы, а потом доказать, что любой из остальных ответов тоже может быть причиной данного события.
Задания такого рода развивают и делают грамотной речь, дети учатся слушать и слышать друг друга, проявляются познавательные интересы, обостряется внимание к различным логическим сбоям.
Информативные задания.
Попросите ребят взять большим, указательным и средним пальцем левой руки карандаш и покрутить его. Обязательно покажите, как выполнить задание.
94742046164500
Оценка: получается, карандаш не падает(+);
получается, но очень медленно, с трудом (-); не получается, карандаш падает(--).
1063625110617000Нарисуйте в центре листа нелинованной бумаги круг диаметром 10 см. Попросите ребенка взять в руку карандаш и поставить руку на локоть, приготовиться и по счету «три» («1-2-3»), не отрывая локоть от стола, поставить в центре круга три точки.
27178013779500
Оценка: движение выполнять четко, точно (+); движение выполнять нечетко, с ошибками (-); движение практически не выполнять по инструкции (--).3. Попросите ребенка вытянуть руки, растопырить пальцы и дотронуться одновременно каждым пальчиком левой руки до большого пальца. Сначала нужно «посчитать» пальчики (пошевелить) от большого (первый) к мизинцу (пятый). Возможно несколько вариантов задания.
1 2 3 4 5
1 5 2 3 4
1 4 2 5 3
Графические задания
2850515264795 х
х
х ххх00 х
х
х хххПроведи прямые линии (от точки до крестика), не отрывая руки.
28930607239000
3446145-5715002935605-571500289306022288500
Оценка: Линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок (+);
Линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии (-);Движение очень медленно, линии неровные, разорванные (--).102108059626500135636052387500Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не касаясь линии и не отрывая руки.
13849355270500
·
Оценка: линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий (+);Линия неровная, с разрывами, большое число касаний (-);285051513779500Очень медленное движение, линия неровная, разорванная (--).40843205969000289306028829000293560517399000Заштрихуй фигуры.
4297045210185004084320958850021697959588500221234021018500
442468017780004297045177800022974301778000ё
Оценка: штрихи ровные, параллельные, не входят за границы фигуры (+);штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий (-);штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше чем на 5 мм (--).Задание для проверки уровня развития зрительного восприятия.
Задание 1. Найдите одинаковые фигуры.
251015520574000191452520574000131889520574000680720205740<
00<

272288012700025952451270001999615115570001999615127000153162011557000140398511557000
25755601066800020205701079500014039852660650080835526606500850900151765002510155501650019145255016500131889550165
00
6807205016500
2613660285750001945005285750001442085255270007321553333750025101552006600019145252006600013188952006600068072020066000
Задание 2. Найди одинаковые сочетания фигур.
36163251866900028505151866900068072019494500353123519494500161671019494500255270019494500
3531235108585003531235108585003148330222885002893060108585002893060108585001829435222885001829435222885001786890-57150011487152228850011487151085850089344510858500893445-571500893445-571500
17868902590800068072026733500353123526733500259524526733500161671026733500
19570701809750019145251809750011487151809750011487152952750012338056667500
199961525336500378650525336500399923013906500361632513906500293560525336500306324013906500272288013906500165925524765002169795139065001744345139065001063625253365001148715139065008083551390650035312353302000259524533020006807203302000
Задание 3. Найдите цифру и сочетание цифр (рис 1) по заданному образцу (рис2).
102108002 9 5 3 2
002 9 5 3 2
3403600 5
00 5


1021080723904 5 2 9 4
004 5 2 9 4
340360723902
002


9785351447806 5 2 9 3
006 5 2 9 3
3403601447809
009


Рис 1.
323342060960 9
5
6
00 9
5
6
229743060960 6
9
9
00 6
9
9
136144060960 9
6
5
00 9
6
5
34036060960 9
5
6
00 9
5
6

327596555245 6
5
2
00 6
5
2
229743055245 9
6
5
00 9
6
5
136144055245 2
6
9
00 2
6
9
34036055245 6
5
9
00 6
5
9


3275965164465 5
6
2
00 5
6
2
2297430164465 2
5
6
00 2
5
6
1361440164465 2
6
5
00 2
6
5
382905164465 2
5
6
00 2
5
6

Рис 2.
Задание 4. Сложи фигуру из деталей по образцу.
43395901809750031483302952750031483302952750017018001809750012763502952750093599018097500595630180975003020695104775 7 деталей
6 деталей
00 7 деталей
6 деталей
4679951362075 4 детали
8 деталей
00 4 детали
8 деталей
42545010477500
1786890217170001021080217170001021080217170006807202171700068072021717000
433959013906500314833024765001276350247650010210801390650068072013906500
319087528956000319087528956000
174434521145500
319087519050006807201333500068072019050006807201905000
178689055245006807202838450068072028384500
68072020574000рис 1.рис. 2
Рис. 1
Оценка: задание 1 – 5: фигура складывается без труда за 15 – 20 сек (+);фигура складывается методом проб и ошибок более чем за 20 сек. (-);ребенок не может сложить фигуру (--).
Задание 5. Найди буквы и цифры, которые нарисованы неправильно.
6 6 6 6 6 6 6 6
3 3 3 3 3 3
5 5 5 5 5 5
к к к к к кN N N N NОценка: фигуры (цифры) выделяются не более чем за 6 сек. (+);фигуры (цифры) выдел. за 6 – 10 сек. (-);фигуры (цифры) выдел. Более чем за 10 сек или выделяют неправильно (--).Задание для проверки зрительно –моторных координаций.
Задание 1. Скопируй фигуры.
697230603250022923517462500 903605517525009036052889250098869517462500
6546851123950052705011239500 354965233680009886952266950060579022669500
Оценка: линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направления (+);линии «дрожащие», но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушения (-);линии «дрожащие», с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление фигур (--).2. Скопируй линии
40576512319000788670146050014414588900014414512319000 8610601231900056324512319000
4845051181100022923511811000 861060118110008610601181100095250118110009525011811000
Оценка: линии равны, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление (+);линии «дрожащие», но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорции размеров, нет нарушений направления (-);линии «дрожащие», с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направления фигур (--).Задание 3. Дорисовать фигуры
5105405956300038290559563000340360138430003403603670300034036036703000 4210053670300042100513843000 629285241300041656024130004165601384300067183059563000501650595630004591053670300045910513843000 45402536703000666750367030004121153670300049720513843000 7054854813300045021548133000365125252730004076702413000
Оценка та же.
Минусы, получены за выполнение отдельных заданий и тем более всех заданий, свидетельствуют о серьезном нарушении в развитии двигательных координации, а значит, о необходимости специальной работы по развитию тонкокоординированных движений руки. Цель такой работы: это не механическая тренировка каких –то движений и двигательных действий, а планомерное и систематическое обучение новым двигательным действиям. При обучении детей каким–либо новым двигательным действиям необходимо:
- составить план выполнения движения;
- выделить опорные точки движения;
- определить ориентиры для контроля и коррекции.
Обучая ребенка, важно не торопиться, не заставлять его идти семимильными шагами, а спокойно, терпеливо делать каждый шаг, закреплять его, совершенствуя все двигательные действия. Для развития координации движения рук в качестве тренировочных могут использоваться манипуляторные действия с мелкими предметами. (конструирование, мозаика, аппликация, лепка). В своей работе я использую на уроках физ. минутки «Расскажите стихи руками». Зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно–моторные координации –значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребенка. У многих детей отмечаются трудности зрительно –пространственного восприятия. Возможно (как говорит Семенович А.В.) это главная причина трудностей формирования навыка чтения, которые характерны для значительной части левшей. С нарушениями зрительно –пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно –моторных координаций в большинстве случаев связаны трудности обучения письму, которые отличаются у подавляющего большинства леворуких детей и у некоторых праворуких.
Все это определяет необходимость выделения нарушений восприятия и зрительно–моторных координаций как можно раньше и проведение специальной работы по компенсации этих особенностей функционального развития.
Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребенок очень хорошо должен представлять себе, что такое верх, вверху, низ, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, т.е. правильно ориентироваться в пространстве. Важна также и правильная ориентировка на плоскости листа. Опыт показывает, что элементарное «веди руку вправо (влево, вверх)» оказывается непонятным. Можно с детьми поиграть.
Игра «Маршрут»
Возьмите чистый лист бумаги, дайте ребенку фломастер или толстый карандаш. Представьте, что вы едете на автомобиле, и ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круги». Чтобы проверить зрительную память, нужно выполнить еще задание.
Задание. Попросите ребенка внимательно рассмотреть любую из карточек, запомнить сочетание фигур и нарисовать точно так же.
Оценка включает не только правильность выполнения фигур, их сочетание и расположение, но и качество выполнения задания: равность штрихов, правильность пропорций, размеров и т.п.
«Минусовое» выполнение заданий –показатель трудностей, связанных с особенностями развития мелкой моторики, зрительного восприятия, зрительно –моторных интеграций и зрительной памяти.
Не нужно расстраиваться, не показывать своего огорчения ребенку. Подробные особенности развития характерны для многих левшей, и «вины» вашего ребенка в этом нет. Не нужно откладывать «на потом» занятие с ребенком по развитию и тренировке речи, моторики, восприятия.
Тест: «Цифровая таблица» (Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения) (использую на устном счете) Показываем детям таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагают в произвольном порядке. Необходимо убедиться, знают ли дети все эти цифры.
Затем даем им инструкцию: «Постарайтесь как можно быстро находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».
Фиксируем время выполнения всего задания, а также количество ошибок.
Большинство детей 6 – 7 лет выполняют это задание за 1,5 – 2 минуты и почти без ошибок.
11 18 14 17 24
21 20 13 25 22
1 12 8 3 23
16 4 2 19 7
6 10 15 5 9
Упражнение на развитие способности к переключению внимания (как физ. минутку)
Называем детям различные слова: один, квадрат, круг, десять, пятнадцать треугольник, семь, пятиугольник и т.д.Дети внимательно слушают и хлопают в ладони тогда, когда встретиться название геометрической фигуры.
Во второй серии можно предложить, чтобы дети вставали каждый раз, когда услышат название цифры.
В третьей серии можно объединить первое и второе задание, т.е. дети хлопают в ладони при произнесении слова, обозначающего геометрические фигуры, и встают при произнесении слова, обозначающего название цифры.
Такие упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключение внимания.
(упражнение см. в приложении.)
2. Восприятие –это отражение сознанием человека предметом и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Тест: «Что не дорисовано?
(оценка целостности восприятия)
(счет предметов)
Показываем детям картинки с изображением знакомых предметов, прошу посчитать их. Затем дети внимательно смотрят на каждую картинку и называют недостающую деталь.
Хороший результат для ребенка, если он найдет все или почти все недостающие детали за 1,5 – 2мин.
Упражнение на развитие точности восприятия геометрических фигур.
Детям показываем рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Просим детей дорисовать их.
45523151473200051479451473200031254702171700027654252616200022974302616200055308514732000
131889569215005530856921500
22974301054100093599010541000
4935220273050056159402730500412686525590500365887027305003658870273050024250651416050022974301416050011912602559050038290525590500
53181256350000361632517780000361632563500004126865635000016592552921000016592551778000012338051778000038290529210000
Мышление –это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов –анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют 3 вида мышления: наглядно –действенное, наглядно –образное, словесно –логическое. Все они тесно связаны между собой.
Тест: «Раздели на группы»
(Оценка образно –логического мышления)
(Можно работать в группах)
На рисунке представлены различные геометрические фигуры. Просим детей внимательно посмотреть на картинку и разделить фигуру на как можно больше число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному для них признаку. Дети называют все фигуры, и тот признак, по которому они выделены. На выполнение всего задания отводится 3 минуты. Если за это время ребенок выделил все группы –это хороший уровень образно –логического мышления.
1318895114300002552708001000 3473458001000 527058001000 3111508001000 2717808001000
25527012192000 259080762000 262255762000 265430762000 268605762000 271780762000
297815127000 301625127000 26225511557000 18034011557000 31115011557000 35687011557000

Упражнение: «Соотношение понятий»
Пять квадратов надо разместить в обратном порядке –от самого большого до самого маленького или пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
4892675-2540003701415111760001106170111760001) 2)
442468014795500
497776569850003488690698500025527029845000
1063625127000
Упражнение на развитие наглядно –действенного мышления
(Используется кубик Рубика)
Детям предлагаем разные по степени сложности задания, которые необходимы выполнять в короткое время.
Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета.
Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.
Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.
Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квадратов на другую грань кубика.
Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца или две строки того же цвета на какой –либо другой грани кубика.
Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного цвета.
Задание полностью две грани кубика одного цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же цвета на третей грани кубика.
Задание 8. Собрать полностью две ограни кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика.
Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного цвета.
Если дети справляются со всеми заданиями, то их наглядно –действенное мышление считается высоко развитым.
Игра «Как это можно использовать»
(развитие мышления, сообразительности)
Детям предлагается игра: найти возможно большее число вариантов использования какого –либо предмета.
Например, называю слово «карандаш», а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называют такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку, удочку и т.д.Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретение знаний и умений.
Упражнение на развитие зрительной памяти. На столе перед детьми палочки, из которых сделана какая –либо простая фигура. Просим детей посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрываем эту фигуру и просим ее повторить, сложить так же.
Другой вариант: просим детей сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
Воображение –это психический процесс создания нового в форме образа или идеи.
Игра: «Пантомима» (развитие воображения и творческих способностей)
Нужно попросить ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой –либо предмет (поезд, машину, чайник) или какое –либо действие (умывание, рисование, плавание). Если с первого раза не получается, показываем сами, как это нужно делать.
Произвольное поведение
Упражнение: «Раскрась фигуры»
Детям показываем рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просим закрасить цветным карандашом каждую из них. Нужно предупредить детей, что они должны делать это очень аккуратно, время не имеет значение. Как только дети начинают проявлять небрежность, работа прекращается. Если закрашено более 20 фигур –это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
7.Тонкая моторика –это разновидность движений участвуют мелкие мышцы. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами и т.д.