Материал для учителя математики начальных классов «Работа над задачей в 1 классе»
Работа над задачей в 1 классе.
Из опыта
Работаю в школе совсем недавно, но при этом уже выпустила 4 класс, когда же пришли первоклассники, неосознанно сравниваешь их с предыдущим выпуском, сравниваешь уровень подготовки детей к школе. Несомненно, он вырос. Дети больше знают сказок, стихов, кругозор их шире, многие умеют читать, и редко кто не знает букв, но математический уровень тот же. И при обучении решению задач дети испытывают большие трудности. Очевидно, потому, что ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно.
Для этого очень важно при работе над задачей научит выделять основные (опорные) слова , которые связаны с действием, соответствующим сюжету, например: «В гараже было 8 машин, 3 уехали. Сколько машин осталось?» Основные слова - было, уехало, осталось. С первых уроков обучения решению задач стараюсь ввести ученика в задачу как действующее лицо. Для этого говорю, чтобы каждый из них представил, что это но катается с горки со своими друзьями, он едет в автобусе, он покупает линейку и карандаш и т.д.
Часто после чтения задачи прошу включить волшебные телевизоры и посмотреть то, о чём говорится в задаче.
Подготовку к работе с основными словами начинаю с первых уроков обучения решению задач без числовых данных. Сюжеты задач подбираю простые и понятные детям. Например: показываю конверт, в котором лежат звёздочки . Спрашиваю, можно ли взять из конверта звёздочек больше, чем там есть. Затем кладу в конверт ещё несколько звёздочек и спрашиваю, увеличилось или уменьшилось количество звёздочек в конверте.
Потом беру из конверта несколько звёздочек и задаю тот же вопрос. Дети как правило отвечают, что звёздочек в конверте стало меньше. Спрашиваю: « А как вы думаете, меньше, чем было сначала или больше?». Опять утверждают, что меньше ( раз взяла, значит меньше). Подвожу к правильному ответу используя наглядность. Выставляю на полотне большие звёздочки, добавляю несколько маленьких ( на числах не акцентирую). Спрашиваю : «Стало звёздочек больше или меньше?».Затем приглашаю к доске ученика и шёпотом, чтобы не слышал класс, прошу взять его одну маленькую. «Осталось звёздочек больше, чем было или меньше?».Потом предлагаю взять звёздочек столько, чтобы их осталось такое же число и, наконец, чтобы осталось звёздочек меньше, чем было.
По мере овладения детьми умением читать начинаю использовать карточки с основными словами задачи, сначала опираясь на её текст. Например: «Было несколько цыплят ( выставляю на полотне карточку со словом было), к ним подбежали ещё цыплята( выставляю карточку со словом подбежали). Сколько всего цыплят стало (выставляю карточку со словом стало)? В результате на полотне выставлено три карточки с основными словами: было, прибежали,осталось.
Продолжаю беседу, задаю вопрос «О чём спрашивается в задаче?» ( Сколько всего стало цыплят?). Ставлю около слова стало знак вопроса.
Прошу ребят поставить знаки «+», «-», «=» и обосновать, почему выбран тот или иной знак. Дети объясняют, раз прибежали, значит, стало больше, поэтому ставим знак «+».
На доске и в тетрадях учащихся получается запись:
Было+ прибежали=стало Задаю вопросы: «Какое слово в задаче заменяет самое большое число?» (стало) «Какое слово заменяет в задаче самое маленькое число?» В этом случае обязательно с помощью наглядности подвожу детей к выводу, что слова «было» и «прибежали» могут заменять и самое маленькое число.
Затем слово «прибежали» заменяю словом «убежали». Дети тут же догадываются, что знак «+» надо заменить на знак «-». А я обращаю внимание детей на то, что в этом случае говорят не «стало», а «осталось». Опять задаю вопрос о величине числовых данных, которые заменяют эти слова.
Наряду с этой работой учу детей составлять задачи обратные данным, используя карточки с основными словами. На первом этапе работа проводится коллективно.
Я сама ставлю в правой части полотна карточки с другим словом и прошу подумать, как расположить остальные карточки в левой части и какие поставить арифметические знаки. В результате этой работы составляем записи:
Было — убежали= осталось
осталось +убежали=было убежали+ осталось= было
было -осталось= убежали
Очень любят дети игру «Отгадай слово». Выставляю на полотне карточки с основными словами обратной стороной к классу и спрашиваю, например: «Какие спрятались основные слова, если бы задача была про мальчика, который читал книгу?». Дети называют слова: всего, прочитал,осталось.
Эта работа способствует развитию мышления и устной речи.
Дети любят и самостоятельно работать с карточками-словами. Даже самые слабые трудятся со словами.
Каиржанова С.Е.,
учитель начальных классов
г.Аксу СШ им.К.Камзина