Педагогический проект по судейству базовых видов спорта: Судейство волейбола
Педагогический проект
«Судейство волейбола»
Автор проекта:
Гатченко Светлана Матвеевна, учитель физической культуры высшей категории МОУ «СОШ № 61» Ленинского района г. Саратова.
Содержание:
1.Обоснование и необходимость проекта. 3-4
2.Цели и задачи. 5
3.Участники проекта. 6
4.Стратегия и механизмы достижения цели. 7
5.Рабочий план реализации проекта. 8
6.Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты. 9
7.Оценка эффективности проекта. 10-11
8.Оценка рисков 12
9.Дальнейшее развитие проекта. 12
10 .Заключение 13-14
11.Литература 15
12.Приложения. 16-18
Обоснование проекта.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников". Главной целью этих соревнований является пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся. Что является одной из эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях и муниципальных районах (ФГОС).
По реализации Указа президента о создании новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки школьников, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, формирования у детей и подростков здорового образа жизни возникает необходимость повысить результативность деятельности участников образовательного процесса (учителей физической культуры).
Данный проект направлен на повышение уровня знаний правил волейбола и качества судейства преподавателями соревнований по волейболу среди школьников. Проект предполагает охват преподавателей физической культуры школ Ленинского района г.Саратова и имеет долгосрочную перспективу.
Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков и умений учащихся на уроках физической культуры, оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения, но и вовлечение как можно большего числа учащихся в различные формы занятий физической культурой и спортом. А для этого учитель должен обладать достаточными знаниями и умениями в области судейства базовых видов спорта, уметь организовывать и проводить спортивные соревнования школьников различного уровня.
Спорт - это стремление показать результат на пределе возможностей, победить в спортивной борьбе. В своем развитии спорт достиг таких высот, когда всё труднее и труднее становится объективно оценить и точно зафиксировать показанный результат или определить превосходство одного спортсмена над другим. Это обстоятельство указывает на то, что современный спорт (особенно спорт высших достижений) нуждается в достаточно развитом институте. В каждом виде спорта существуют свои определённые правила, в соответствии с которыми выполняются двигательные действия, ведётся спортивная борьба, осуществляется оценка действий, определяется результат и победитель. В отдельных видах спорта для достижения большей точности при определении результата, показанного спортсменами, и объективности в оценке их действий широко используются современные технические средства. Однако, несмотря на стремительный технический прогресс в спорте, на сегодняшний день остаётся ещё целый ряд видов спорта, в которых оценка спортивных действий осуществляется только лишь на уровне субъективного решения спортивного судьи. К числу таких видов относится и волейбол. Стремительное развитие волейбола привело к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности учителей физической культуры как спортивных судей, с реальными их возможностями осуществлять данный вид деятельности. Необходимость решения данного вопроса, объясняется высокой сложностью судейства спортивной игры волейбол, которая характеризуется сложностью оценки выполнения технических приемов; скоротечностью выполнения технических и тактических действий; одновременностью контроля, за соблюдением правил игры игроками обеих команд; повышенным вниманием к полету мяча, к месту его падения на площадке, а также другими игровыми моментами. Степень изученности проблемы. Любой вид деятельности, в том числе и спортивное судейство, предъявляет к человеку специфичные требования, которые определяют необходимость наличия у него ряда специальных личностно-деловых качеств. Нерешенность данного вопроса ограничивает возможности прогнозирования успешности и качественной подготовки учителей физической культуры как спортивных судей, а значит, будет сдерживать весь процесс развития института судейства в волейболе. На приобретение специальных знаний, умений и навыков судейства, - все это указывает на имеющее место судейства в волейболе. Что указывают на актуальность выбранной темы проекта и подчеркивают своевременность обращения к данному вопросу.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что были изменены официальные правила по волейболу, а так же тем ,что волейбол был внесён в программу «Президентских спортивных игр» среди школьников.
13.09.2012 г., в МОУ «СОШ№ 61», среди учителей физической культуры, был проведён мониторинг по правилам судейства соревнований по волейболу старшим тренером–преподавателем ДБОУДОД СОДЮСШ «Надежда губернии» Шумейко Н.С. По результатам мониторинга, были выявлены слабые стороны в знаниях официальных правил по волейболу 2009-2012 года, и поэтому возникла необходимость проведения занятий для учителей физической культуры по правилам судейства соревнований по волейболу.
Цель проекта.
Повышение уровня судейства школьных соревнований по волейболу среди учителей физической культуры.
Задачи проекта.
1.Выявить уровень знаний по правилам судейства соревнований по волейболу у учителей физической культуры.
2.Определить факторы, влияющие на качество профессиональной
деятельности учителей физической культуры как судей по волейболу.
3.Для повышения качества судейства соревнований по волейболу изучить официальные правила соревнований по волейболу 2009-2012 года и официальные жесты судей.
4.Выявить условия формирования и развития способностей, значимых
для выполнения судейских действий в волейболе.
Участники проекта.
Действия по реализации проекта на общественной основе будут осуществлять учителя-тьюторы физической культуры Ленинского района г. Саратова.
1. Гатченко Светлана Матвеевна, учитель высшей категории МОУ «СОШ № 61».
2 .Усачёва Любовь Николаевна, учитель первой категории МОУ «СОШ № 101».
3. Ананьев Александр Григорьевич, учитель высшей категории МОУ «СОШ № 41».
4. Корнишина Валентина Алексеевна , учитель высшей категории МОУ «СОШ № 55».
5. Эйстрих Галина Петровна, учитель физической культуры высшей категории, МБОУ «СОШ № 1» г. Энгельс.
А также учителя физической культуры школ Ленинского района г.Саратова всех квалификационных категорий, в количестве 25 человек и эксперты- квалифицированные старший тренер-преподаватель по волейболу ДБОУДОД СОДЮСШ «Надежда Губернии» Шумейко Н.С. и тренер-преподаватель СГЮА - Шумейко Э.А., т.к. они разбираются во всех тонкостях официальных правил по волейболу и имеют большой опыт судейства соревнований. Все мероприятия организованны с учётом половозрастных особенностей учителей.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Деятельность в рамках данного проекта будет проходить с 01.09. 2012 по 28.02.2013 в школах Ленинского района г.Саратов. Мероприятия проекта будут проводиться согласно разработанному рабочему плану. В течении этого времени будут проводиться занятия по теоретическим знаниям и практические занятия среди учителей с привлечением старшего тренера-преподавателя по волейболу ДБОУДОД СОДЮСШ «Надежда Губернии» Шумейко Н.С. и тренера- преподавателя СГЮА -Шумейко Э.А., т.к. они разбираются во всех тонкостях официальных правил по волейболу и имеют большой опыт судейства соревнований. Все мероприятия организованны с учётом половозрастных особенностей учителей.
Запланированы мониторинговые исследования уровня теоретических знаний, уровня практических умений; практические занятия по судейству соревнований по волейболу среди учителей физической культуры района; проведение внутришкольных соревнований по волейболу; организация и проведение районных соревнований по волейболу среди юношей и девушек. Для выполнения поставленных задач будут использованы спортивные залы и материальная база двух школ района МОУ «СОШ №61» и МОУ «СОШ№ 55», в которых проводятся тренировки по волейболу не только учителями школ, но и тренерами ДБОУДОД СОДЮСШ «Надежда Губернии». Эти мероприятия запланированы для того, чтобы учителя могли на высоком профессиональном уровне не только организовать, но и проводить соревнования по волейболу среди школьников. Могли разбираться во всех тонкостях судейства и не допускать ошибок в судействе соревнований. А также для того, чтобы обучая школьников технике и тактике игры в волейбол, обучать их правилам судейства соревнований.
Рабочий план реализации проекта.
Дата проведения.
Место поведения мероприятия.
Наименование мероприятия.
Ответственный за выполнение.
06.09.2012
МОУ «СОШ№61»
Заседание Методического объединения учителей физической культуры Ленинского района г. Саратов.
Усачёва Л.Н.
13.09.2012
МОУ «СОШ№61»
Мониторинг знаний в области судейства соревнований по волейболу.
Шумейко Н.С
13.09.2012 -15.11.2012
МОУ «СОШ№55»
Теоретические занятия по правилам судейства.
Шумейко Н.С.
Шумейко Э.А.
16.11.2012-13.12.2012
МОУ «СОШ№61»
Занятия по изучению официальных жестов судей и практическое занятие.
Гатченко С.М.
Эйстрих Г.П.
30.10.2012,
01.11.2012 27.12.2012
17.01.2013
МОУ «СОШ№55»
МАОУ «Лицей №36»
Практикум по волейболу для учителей района
Гатченко С.М.
Ананьев А.Г.
Шумейко Н.С.
Эйстрих Г.П.
22.01.2013-12.02.2013
МОУ «СОШ№61»
МОУ «СОШ№55»
МОУ «СОШ№ 41»
Первенство района по волейболу среди юношей
Гатченко С.М.
Карнишина В.А.
Ананьев А.Г.
13.02.2013-28.02.2013
МОУ «СОШ№55»
МОУ «СОШ№61»
МОУ «СОШ№41»
Первенство района по волейболу среди девушек
Гатченко С.М.
Карнишина В.А.
Ананьев А.Г.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
Краткосрочные:
Повышение уровня знаний в области судейства школьных соревнований по волейболу;
Повышение качества судейства соревнований по волейболу среди школьников;
Увеличение числа судей среди учителей физической культуры для проведения школьных соревнований по волейболу
Долгосрочные:
Создание благоприятных условий для занятий волейболом (спортивные залы имеют должное оборудование и спортивный инвентарь в достаточной комплектации).
Создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем.
Увеличение количества учителей, принимающих участие в работе судейской бригады, налаженное взаимодействие между учителями школ и тренерами ДБОУДОД СОДЮСШ «Надежда Губернии».
Привлечение учащихся, из числа занимающихся волейболом, к участию в проекте.
Повышение самообразования учителей средствами массовой информации и информационных источников (правила соревнований), судейство соревнований различного уровня.
Оценка эффективности реализации проекта.
На протяжении всего курса изучения теоретических знаний и проведения практических занятий предполагается проведение мониторинга, который выявит степень овладения знаниями в области судейства по волейболу.
Результаты мониторинга будут систематизированы и представлены в виде таблиц, диаграмм. Полученная информация будет использована руководителями проекта для планирования дальнейшей работы по улучшению качества судейства, для распространения опыта работы среди коллег. Для мониторинга были использованы тесты(Приложение 1 и Приложение 2).
Оценка эффективности реализации проекта показала:
на начальном этапе проекта уровень знаний правил судейства соревнований по волейболу оказался следующим:
оценка «ОТЛИЧНО» - 3 чел.
оценка «ХОРОШО» - 10 чел.
оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - 12 чел.
на конечном этапе проекта:
оценка «ОТЛИЧНО» - 6 чел.
оценка «ХОРОШО» - 14 чел.
оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - 5 чел.
Анализ полученных результатов позволил оценить, что ошибки в судействе и
объемное изменение тенденций связано с существенными ситуациями, происходящими в игре. Увеличение ошибок со стороны судьи связано со следующими сложными ситуациями в игре:
-когда сохраняется длительное равенство в счете (2,9%);
-в завершающей партии (3,5%);
-в завершающем этапе игровой партии (4,2%);
-в играх с одинаковыми возможностями команд (5,5%);
-в конце партии, результат которой может решить исход всей игры (7,7%);
-когда оказывается давление на судью со стороны игроков, тренеров и
болельщиков (8,4%).
Тесты (Приложение 1) дают ясную картину о знаниях и умениях учителей физической культуры в области судейства соревнований по волейболу среди школьников, и на что нужно обратить внимание во время проведения занятий по судейству соревнований.
Анализ экспертной оценки(Приложение 2) показал следующее:
На начальном этапе проекта:
число проведённых игровых действий-166.
Средние показатели высказанных мнений в оценке судей:
Согласие – 89 (53,6%);
Не согласие – 77(46,3%)
Средние показатели сомнений по игровым ситуациям – 24,8%
На конечном этапе проекта:
Общее кол-во игровых действий-166
Средние показатели высказанных мнений в оценке судей:
Согласие – 136 (81,9%); Не согласие – 36(21,7%)
Средние показатели сомнений по игровым ситуациям – 12,2%
Анализ полученных результатов позволил оценить, что ошибки в судействе и
объемное изменение тенденций связанных с существенными ситуациями, происходящими в игре, на конечном этапе деятельности проекта существенно снизилось.
Оценка рисков
Одним из серьезных рисков проекта является риск изменения
количественного состава в процессе его реализации. В этом случае нужно будет скорректировать план деятельности, при этом придется, исходя из нового состава обучающихся, пересмотреть план занятий, разработать дополнительные индивидуальные задания и/или занятия и сроки проекта. Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения проекта.
Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с эффектами проекта. Последствия его реализации должны быть ясны и понятны учителям физической культуры. В противном случае может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение, как к самому проекту, так и к отдельным его элементам.
Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование о целях, задачах и ходе реализации проекта. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного мнения, вовлечение тренеров-судей ДЮСШОР №3 для работы в проекте, а также заинтересованных групп в реализацию проекта.
Дальнейшее развитие проекта.
После окончания проекта деятельность учителей физической культуры Ленинского района, будет продолжена в том же направлении с использованием полученных знаний приобретенных во время реализации проекта. Сохранение и расширение достижений данного проекта в дальнейшем предполагается за счет самообразования и самосовершенствования в области базовых видов спорта.
Результаты Педагогического Проекта могут быть использованы в дальнейшем другими районными методическими объединениями учителей физической культуры как в городе Саратов, так и в регионе, в других городах. Данный Педагогический проект можно найти на личной странице сайта МОУ «СОШ №61», а также на сайтах сетевых сообществ учителей. А также всю информацию по правилам соревнований по волейболу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1. В условиях стремительного развития современного спорта в целом и спортивной игры волейбол в частности, объективно возникают противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню, содержанию и качеству подготовленности учителей физической культуры как судей и реальными
возможностями эффективно осуществлять данный вид деятельности.
Существующая традиционная система подготовки судей по волейболу не в состоянии обеспечить в полной мере выполнение сформировавшихся в последнее время требований, предъявляемых к судьям.
Основными ее недостатками являются:
- отсутствие отлаженной системы профессионального отбора;
- отсутствие модели спортивного судьи по волейболу;
- узость содержания учебного плана.
2. Определена вероятность допущения основных ошибок при оценке учителей физической культуры следующих технико-тактических действий: мяч в площадке; мяч «за»; переход средней линии; выполнение второй передачи мяча; ошибка в расстановке. Вероятность допущения ошибок в судействе
возрастает с усложнением игровых условий: в завершающим этапе игровой
партии (4,2 %); в играх с одинаковыми возможностями команд (5,5%); в конце
партии, результат которой может решить исход всей игры (7,7%); при оказании
давления на судью со стороны игроков, тренеров и болельщиков (8,4%).
3. Качественное выполнение судейской деятельности в волейболе
во многом зависит от объективных факторов, а также предопределяется
наличием у учителя физической культуры как судьи ряда специальных способностей и личностных качеств, которые относятся к группе субъективных факторов. Наиболее значимыми из них являются:
- психические процессы: зрительные ощущения, восприятие пространственных признаков, концентрация внимания, объем внимания, распределение внимания, оперативное мышление;
- личностные качества: уверенность в себе, коммуникативный контроль, реакция на стрессовые ситуации, выраженная сила «Я», решительность.
4. Современная модель подготовки учителей физической культуры как судьи по волейболу, ориентированная на особенности и специфику судейской деятельности, а также на факторы, обеспечивающие ее качественное выполнение, должна представлять собой многомерную структуру, основными компонентами которой являются: специальная подготовленность (знания, умения, навыки), свойства психических процессов (способности), личностно-деловые качества, социальный статус.
5. Достижение должного уровня подготовки учителей физической культуры как судей по волейболу обеспечивается специально организованными педагогическими условиями. Результат обучения при условии соблюдения регламента, рекомендованного учебным планом, соответствует запланированному уровню приобретенного навыка и гарантирует более быструю адаптацию к судейской деятельности.
6. В результате деятельности проекта улучшилось качество судейства соревнований по волейболу среди школьных команд, т.к. мониторинговые исследования уровня теоретических знаний, уровня практических умений; практические занятия по судейству соревнований по волейболу среди учителей физической культуры района на всех этапах работы проекта повысили уровень знаний в области судейства соревнований.
Литература и источники:
1.Внеурочная деятельность учащихся. Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – М.; Просвещение, 2012.
1. Волейбол /Под .ред. Ю. Н. Клещева и А. Г. Айриянца.М.: Физкультура и спорт, 1985.
2. Волейбол: Справочник / Сост. А. С. Эдельман. М.: Физкультура и спорт, 1984.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Голомазов В. А., Ковалев В. Д., Мельников А. Г. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1976.
5. Ж е л е з н я к Ю. Д., К л е щ е в Ю. Н., Ч е х о в О. С. Подготовка юных волей-6'олистов. М.: Физкультура и спорт, 1967.
6. Мультимедийные презентации «Изучение и совершенствование техники волейбола 5-11 класс».
7. Мультимедийная презентация «Тест для проверки знаний и умений по организации и судейству соревнований по волейболу».
8. Положение о Всероссийских играх школьников «Президентские спортивные игры».
Приложение 1.
Контрольно-измерительные материалы для проверки знаний и умений по организации и судейству соревнований по волейболу.
Волейбол
1.Укажите размер волейбольной площадки.
А.9х18
Б.9х9
В.15х3
Г.12х6
2.Укажите высоту волейбольной сетки для мужчин, женщин и юношей
А.2,46 2,27 2,36
Б.2,40 2,26 2,35
В.2,46 2,20 2,30
Г.2,43 2,24 2,36
3.Перечислите пункты положения о соревнованиях.4. Судейская бригада состоит из; А.7(5) чел. Б.4(6) чел. В.5(6) чел.5. Ошибки игрока у сетки. Продолжите фразу: «Помехой игре является 6.В каких случаях засчитывается переход средней линии? А.Стопа(стопы) игрока полностью переходит на сторону соперника Б. Касание стопы или кисти средней линии. В.Игрок заступил на площадку соперника после выхода мяча из игры. Г. Игрок заступил на площадку соперника до выхода мяча из игры7.Выберите случаи нарушения при подаче: А. Подающий игрок не разбежался. Б. Подающий игрок выполняет подачу с площадки. В. Мяч после подачи пересёк проекцию сетки. Г. Мяч не подброшен. Д. Мяч коснулся сетки и перелетел на сторону соперника. Е. Мяч после подачи выходит «за».
8.Сколько перерывов может брать тренер за один период. А.1 Б.3 В.2 Г.4Вопросы №№ 9, 10, 11 с заданием, выбрать правильный жест судьи из предлагаемых трёх вариантов.
Приложение 2
Оценка деятельности судей
Единицы
измерения
Зафиксированные ошибки
Общее
кол-во
Средние показатели
высказанных
мнений в оценке
судей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
согласие
Несогласие
M±m
73±15
28±3,5
9±1,5
42±1,5
2±0,5
1±0,5
3±2
4±1,5
2±1,5
0,33±0,5
0,66±0,5
1±0,5
166
164,2
1,8
%
44,0
16,9
5,4
25,3
1,2
0,6
1,8
2,4
1,2
0,2
0,4
0,6
98,9
1,08
Средние
показатели
сомнений
по игровым
ситуациям
М
0,33
0,16
0
0,33
0,16
0
0,16
0,33
0
0
0
0,33
1,8
%
0,45
0,57
0
0,79
8,0
0
5,33
8,25
0
0
0
33,0
1,08
Примечание: 1 - мяч в площадке; 2 - мяч «за»; 3 - мяч в сетке; 4 - касание мяча; 5 - переход средней линии; 6 - ошибка при выполнении подачи; 7 - касание сетки; 8 – выполнение второй передачи мяча; 9 -два касания; 10 - переходящий мяч; 11 - четыре касания; 12 - ошибка в расстановке.
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 215