Урок на тему: Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в природе.
Урок на тему: "Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в природе". 7-й класс
учитель физики МОУ СОШ ст. Терской Дикарева Алевтина Викторовна,
Задачи урока:
1. Образовательные:
Актуализировать и систематизировать знания учащихся по данной теме.
1. 2. Выявить проявление физических законов в приспособлении живых организмов к различным средам обитания.
1. 3. Подготовиться к контрольной работе по теме: “Архимедова сила. Условия плавания тел”.
2. Воспитательные:
2. 1 Способствовать воспитанию таких качеств, как самостоятельность, умение анализировать и делать выводы.
2. 2 Способствовать формированию умений использовать знания, полученные на других предметах (биологии).
3. Развивающие:
3. 1 Способствовать развитию интереса учащихся к предмету и творческих способностей учащихся.
3. 2 Способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: Компьютер, проектор, карточки с заданиями, рычажные ученические весы, груз, стакан, разновесы, вода, рыболовная сеть, карточки для рефлексии, буклеты, рыбки с вопросами.
План урока:
1. Введение - 2-3 мин.
2. Решение теста -5-6 мин.
3. Групповое решение качественных задач - 10-11 мин.
4. Решение задач на карточках-рыбках - 10-11 мин.
5. Решение практических заданий - 10-11 мин.
6. Рефлексия 2-3 мин.
Вид доски.
Девиз урока: «Один за всех и все за одного».
Тема урока.
На слайде №1
Ход урока
Вводное слово учителя.
Здравствуйте!
Сегодня урок физики у вас проведу я - Алевтина Викторовна.
Я уже знаю, что на последних уроках по физике вы изучали тему «Давление жидкостей. Архимедова сила», поэтому сегодня мы постараемся повторить то, что вы знаете по этой теме и, может быть, чуть-чуть расширить свои представления по значению архимедовой силы в жизни. Тема наша так и звучит: «Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в приспособлении живых организмов к различным средам обитания». Мне хотелось бы, чтобы на этом уроке вы усвоили физические закономерности поведения тел в жидких и газообразных средах, поняли причины этих закономерностей и смогли объяснять себе и другим проявления их в природе и технике.
Я предлагаю вам пройти наш урок сказочным путем. Конечно, вы уже выросли из возраста детских сказок, но все же, помните у Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу урок!».
Итак,
(Работает компьютер. Слово учителя звучит на фоне легкой музыки).
Жили-были в одном царстве царь с царицею, и была у них дочь-красавица, умница. Жили они счастливо, не тужили. Но однажды ночью налетел страшный вихрь, открыл ставни спальни юной царевны и унес её. А куда? Никто не знал. Только издали слышал отец незнакомца: “Не ищи свою дочь, она далеко: в тридевятом царстве, за синим морем, жить будет в тереме на вершине высокой горы”. Но как царю не искать?! Все сердце изболелось, истосковалось по любимой дочери. И бросил царь тогда клич: “Помогите, люди добрые, нашему несчастью! Отыщите дочь. Отблагодарю, ничего не пожалею”. Пришел на помощь Иван - крестьянский сын. Роста высокого, красавец, с виду силач, только в глазах печаль непонятная. Молвил Иван царю: “Темной силы я не боюсь, справлюсь с ней, только вот недостаток есть у меня один - физику плохо знаю, а без нее в дальнюю дорогу отправляться не годится. Ведь кроме физической силы очень часто нужны и ”
Что же нужно еще взять с собой в дорогу?
(Дети дают свои варианты ответа).
Узнаем мы, дети, разгадав зашифрованный тест.
(Тест, все вместе отвечают на вопросы, а один ученик выходит к доске, и выбирает правильный ответ).
Тест.
№ п/п
Вопрос
Варианты ответа
1
Обозначение силы Архимеда
Н. F А. Fт З. Fа
2
Единицы измерения силы Архимеда.
А. Па И. Кг/м3 Н. кН
3
Сила Архимеда зависит от
А. Плотности жидкости
С. Силы тяжести Н. Объема тела.
4
Сила Архимеда направлена
А. Туда же, куда и сила тяжести.
Е. По - разному может быть направлена.
И. Всегда вверх.
5
Формула для вычисления силы тяжести.
А. F=тg Е. F=[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Vтg И. F= рS
6
Тело тонет, если
С. Fт>Fа А. На тело действует Fт З. Fт=FА
7
В один сосуд сливают керосин и воду. Как жидкости разместятся в сосуде?
А. Смешаются. С. Вода поднимется вверх. И. Керосин будет сверху, т. к. его плотность меньше плотности воды
8
Какова грузоподъемность одного и того же судна в речной и морской воде?
А. В речной воде больше.
Д. Одинакова в любой воде.
Л. В морской воде больше.
9
В сосуд с водой опускают металлический шарик. Какая из физических величин при погружении шарика в воду увеличивается?
Б. Объем воды. А. Уровень воды. В. Масса воды.
(Ответ теста: знание-сила).
Слово учителя.
Вы, дети, показали, что знания по физике у вас есть. Думаю, что Иван крестьянский сын возьмет вас с собой в дорогу, и вы поможете спасти юную царевну. Но дорога дальняя, а время не ждет. Быстрее на скорый поезд и в путь! (На экране монитора - изображение поезда и слышится звук стука вагонных колёс). А чтобы дорога показалась короче - займемся решением качественных задач. А поезд, к тому же, вовсе не простой, а волшебный: вместе с нами едет добрая Фея. Она всегда помогает тем, кто занят нужным и полезным делом.
(Ученики вместе отвечают на вопросы, а один учащийся выходят к доске, и выбирает правильный ответ на вопрос)
Вопрос №1.
Укажите, от каких факторов выталкивающая сила в жидкостях и газ, действующая на целиком погруженное в них тело, не зависит: от рода жидкости; от объема погруженного тела; от формы погруженного тела.
Вопрос № 2.
Закончите предложение: Архимедова сила, действующая на тело, целиком погруженное в жидкость и плавающее в ней,.. больше силы тяжести жидкости в объеме тела; равна силе тяжести в объеме тела.
Вопрос № 3.
По мере поднятия воздушного шара вверх архимедова сила, действующая на него ..увеличится; уменьшится; не измениться..
Вопрос № 4.
Это связано с уменьшением плотности верхних слоев атмосферы; с уменьшением силы тяжести, действующей на воздушный шар.
Вопрос № 5.
На каком рисунке правильно показан уровень воды в чайнике?
Вопрос № 6.
В каком случае давление, оказываемое кубиками на поверхность стола будет больше?
Слово учителя.
Как только задачи оказались решенными, поезд исчез, а мы с вами оказались на песчаном берегу моря. (На мониторе компьютера – песчаный берег моря, яркое солнце и слышится плеск морской волны о берег). Жарко, пить хочется. И у воды, да без воды. Почему? (Выслушиваются ответы учеников). И как же тогда быть: назад возвращаться стыдно, через море плыть дальше, но на чём? (Дети дают свой вариант ответа). На корабле. (На мониторе - корабль). Но корабль охраняет медведь, чтобы задобрить его нужно накормить его рыбкой. Давайте ребята наловим, рыбы для медведя, но рыба просто так в руки не дается, надо ответить на вопросы, которые задаст рыбка, если ответите, рыбка тогда и попадет вам в сеть. Ну что закидываем невод?
(Ученикам предлагается поймать рыбу, для этого они по очереди достают из озера рыбку, и отвечают на вопросы.)
Задание № 1
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?
Задание №2
Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
Задание № 3
Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
Задание № 4
Подумайте почему основная часть костей скелета птиц являются полыми?
Задание №5
А.Р.Беляев «Человек-амфибия»
«Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? Объясните.
Слово учителя.
Посмотрите что еще попало нам в сети, бутылка какая- то а в ней послание Это послание от самой золотой рыбки. (Учитель достает послание и читает вслух).
Я рыбка золотая.Я плаваю легко.А это позволяетУйти мне глубоко.
Что позволяет рыбке подниматься на поверхность, и опускаться на дно?
Мимо бревно суковатое плыло,Сидя, и стоя, и лежа пластом,Зайцев с десяток спасалось на нем.«Взял бы я вас – да потопите лодку!»Жаль их, однако, да жаль и находку –Я зацепился багром за сучокИ за собою бревно поволок
(Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
- Объясните физику стихотворения
Слово учителя
Море позади. Устали? Но расслабляться еще рано. Ведь царевна еще в замке, а замок на вершине горы. (На мониторе - горы). Двигаться на вершину горы опасно. Почему, дети? (Выслушиваются их предположения. Это могут быть: снегопады, разница атмосферного давления, снежные лавины и т. д. ). Но добрая Фея не покидает нас и здесь! Она поможет нам преодолеть гору, если мы правильно справимся со следующими заданиями.
Детям предлагает решить задание на карточках сначала теоретически, а затем проверить ответ практически.
Задание №1.
Определить изменится ли равновесие весов, если груз на одной из тарелок поместить в воду.
Задание №2.
Определить выталкивающую силу.
(Дети решают задания на своих карточках, а затем один из заданий проверяют практически).
(Как только задания будут выполнены, нужно сменить картинку на мониторе компьютера).
Слово учителя.
Видите, дети, не покидает нас Фея. Она верит, что мы обязательно достигнем поставленной цели, поэтому и помогает нам. С ее помощью мы у цели. Но ворота замка заперты. Как быть?
Совет Феи: злой дух, укравший царевну, очень любит задавать загадки и легенды. Разгадайте его загадки и расскажите ему легенду об Архимеде, он заслушается, потеряет силу, рухнут его колдовские горы и замки.
(Дети разгадывают загадки и рассказывают легенду. На мониторе появляется счастливая царевна. Звучит приятная музыка).
Загадки
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(Барометр)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Скажи, какой великий человекПрославил свой далёкий древний векТем, что открыл для жидкости закон,Тем, что навек был в физику влюблён?
(Архимед)
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать,
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
(барометр – анероид)
Учитель.
Ну, что же. Вот мы и подошли к концу пути. Царевну то мы спасли, а как же теперь домой - то возвращаться будем? Придумайте, пожалуйста, продолжение сказки дома.
Как вы думаете, а какую все же роль играла сказка на нашем уроке?
Какой урок она дает «добрым молодцам» и «красным девицам»?
Все верно. А я еще думаю, что, как и в сказке, в жизни, чтобы добиться успеха, получить желаемый результат, часто приходится преодолевать какие-то трудности или препятствия. Преодолевая эти препятствия, мы приходим от непонимания – к пониманию, от незнания – к новому знанию, становимся лучше, мудрее и, в конечном счете, счастливее. Появились ли у вас подобные ощущения? Попробуйте ответить на этот вопрос, заполняя предлагаемую картинку погружения.
Ребята мне очень понравилось сегодня с вами работать, в особенности мне бы очень хотелось выделить (Назвать имена детей), и если бы я была вашим учителем, то за сегодняшний урок я поставила бы вам «отлично».
Наш урок окончен. Всем спасибо. И в память о нашей встрече, я дарю вам небольшой буклетик - напоминание о теме урока.
Приложение 3
Нарисуйте, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.
Насколько мне понравилось дело, которым я занимался на уроке?
Как я себя чувствовал на уроке?
Как мы себя чувствовали на уроке?
13 EMBED Photoshop.Image.12 \s 1415
13 EMBED Photoshop.Image.12 \s 1415
13 EMBED Photoshop.Image.12 \s 1415
Рисунок 13 Рисунок 15Root Entry