Рабочая программа Русский язык УМК школа 2100 автор Е.В. Бунеев
-------------Русский язык---------
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения 2009г. и авторской программы образовательной системы «Школа 2100» для 1-4 классов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык» 2011г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
На изучение данного курса отводится 170 часов за учебный год (5 часов в неделю),
Промежуточная и итоговая аттестация осуществляется согласно уставу ОУ и Положению о порядке и проведении аттестации обучающихся начальных классов:
контрольная работа - 5 ;контрольное списывание - 1;
проверочная работа – 14 (2/12) ;свободные и проверочные диктанты –4 / 7.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык . Учебник -3 класс. – М., Баласс, 2012г.
Е.В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому. 3 класс.- М., Баласс, 2012г.
Н.А. Исаева . Рабочая тетрадь по русскому языку для 3-го класса. – М.,Баласс, 2012г.
Актуальность изучения данного курса
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель курса – заложение основ формирования функционально грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития учащегося, развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
Особенности рабочей программы
Языковой материал, представленный в программе, рассчитан на закрепление, углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку, приобретённых в первом классе. Основные содержательные линии программы: фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис. Наряду с этими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, предложение.
Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения, формы и методы организации работы. Учащиеся ведут наблюдения над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов.
В процессе языковой деятельности школьники овладевают приемами анализа и синтеза, сопоставления, классификации и систематизации, умением обобщать и делать выводы, что способствует развитию лингвистического мышления, усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практике языка и речи.
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, проблемный, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии.
Урок в «Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использовать следующие образовательные технологии:
технология проблемно-диалогического обучения;
общепредметная технология – формирование типа правильной читательской деятельности;
проектная технология;
технология оценивания образовательных достижений учащихся.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 часов. Рабочая программа рассчитана на 168 ч. (из расчета 5 часов в неделю).
Основные темы курса в 3 классе Авторская программа Рабочая программа
Всего: 170ч 169 ч
1.Повторение. 10 12
2.Части слова. корень. Чередование согласных звуков в корне. 3 4
3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. 4 4
4. Удвоенные буквы согласных в корне слова. 5 5
5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. 9 11
6. Безударные гласные в корне слова. 7 8
7. Сложные слова и их правописание. 6 5
8. Части слова. Приставка. 1 2
9. Безударные гласные в приставках. 3 3
10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. 2 2
11. Разделительные ъ и ь. 5 5
12. Части слова. окончание и основа. 2 2
13. Основа слова и окончание. 2 2
14. Части слова. Суффикс. 2 3
15. Разбор слова по составу. 4 3
16. Части речи в русском языке. 1 3
17. Имя существительное как часть речи. 2 2
18. Имена существительные одушевлённые одушевлённые и неодушевлённые. 3 3
19. Род имён существительных. 3 4
20. Число имён существительных. 4 5
21. Словообразование имён существительных. 8 8
22. Местоимение как часть речи. 6 6
23. Имя прилагательное как часть речи. 4 4
24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 4 5
25.Разбор имён прилагательных по составу. 4 5
26. Глагол как часть речи. 4 4
27. Правописание частицы не с глаголами. 2 2
28. Неопределённая форма глагола. 7 8
29. Наречие как часть речи. 2 2
30. Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3 3
31. Главные и второстепенные члены предложения. 6 6
32. Предложения с однородными членами. 7 7
33. Простые и сложные предложения. 6 7
34. Повторение. 29 14
Для реализации программы в полном объеме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя, в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
Особенностью содержания рабочей программы являются используемые формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения в соответствии с основными приоритетами образовательной программы «Школа 2100», моделью контроля и оценивания успехов учащихся:
развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки;
фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;
дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» предусматривает реализацию:
Федерального компонента по предмету «Русский язык» (ГОС по предмету);
регионального компонента начального общего образования через формирование образовательных компетенций:
- культурно-исторических (целостного представления о родном языке, звукобуквенном составе, словообразовании, интонационном и лексическом богатстве);
- информационных (развитие умений эффективно работать с учебной книгой, разными источниками, информацией Интернет);
- коммуникативных (умения работать в парах, в группе; формирование элементов учебной самостоятельности и самоконтроля);
школьного компонента (соответствие целевым ориентирам школы).
Содержание рабочей программы
Русский язык - 170 часов
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 ч)
Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов;
написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе;
слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, напри- мер класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке
приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне
(в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: под- бор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой
орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными;
находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы,
образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,
-еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных
гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых
чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.
Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи.
Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие)
и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных.
Образование имён существительных с помощью суффиксов-онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,-чик-,
-тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Наблюдение за ролью местоимений в речи.
Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-,-еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.
Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам.
Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая формаглагола.
Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и
невосклицательные; особенности интонации;
оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль.
Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные;
определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные
члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в
предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные
члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака
препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения,
к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности.
Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план,
пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в
ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с
однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов
и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению
недочётов графического характера.
Резерв. (13 ч)
Планируемые результаты подготовленности обучающихся по предмету «Русский язык» к концу третьего класса.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами про- верки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический раз- бор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» (169ч.)
№
п/п Тема урока (раздела)
Количество часов Тип урока Планируемые результаты ФОПД виды контроля Формы контроля Дата
Предметные Метапредметные
(УУД) Личностные
(УУД) знать уметь I четверть (44ч)
1. Повторение – 12ч.
День ЗНАНИЙ Что мы знаем о слове. 1 З- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
–составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
интерес к изучению языка;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к Что мы знаем о тексте. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Что мы знаем о тексте. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Что мы знаем о слове, предложении, тексте. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Повторяем изученные орфограммы. Их графическое обозначение. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Повторяем изученные орфограммы. Их графическое обозначение. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Проверочное списывание по теме : « Заглавная буква». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к Анализ проверочного списывания. Правописание большой буквы в словах. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Проверочный диктант №1 по теме: «Повторение». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 2. Части слова. Корень. чередование согласных звуков в корне – 4ч.
1 Анализ проверочного диктанта. Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова.»1 З– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Административная входная контрольная работа. 1 ПЗУ Пред.
ФИП вз/к
вн/к 3 Анализ контрольной работы. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Составление связанного текста из деформированных предложений. 1 р/р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова -4ч.
1 Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. 1 К -писать слова с буквами проверяемых и непроизносимых согласных; -вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Проверочная работа №1 по теме: «Корень. Буквы согласных в корне слова.»1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 4. Удвоенные буквы согласных в корне слова -5ч.
1 Анализ проверочной работы. Понятие об удвоенных буквах согласных. 1 Н -писать слова с удвоенными буквами согласных в корне; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Проверочная работа №2 по теме: «Удвоенные буквы согласных в корне слова». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова – 11ч.
1 Анализ проверочной работы. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. 1 Н -писать слова с буквами проверяемых и непроизносимых согласных; – извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 6 Формулирование обобщённого правила правописания проверяемы букв согласных в корне слова. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 7 Проверочная работа №3 по теме: «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 8 Анализ проверочной работы. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 9 Контрольная работа по итогам 1 четверти. 1 ПЗУ Итог.
ФИП вз/к
вн/к 10 Анализ контрольной работы. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 11 Проверочный диктант №2 по теме: «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.»1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 6. Безударные гласные в корне слова – 8ч.
1 Анализ проверочного диктанта. Правописание букв безударных гласных в корне слова. 1 З-владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
-писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
-правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне; – пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме общения;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Свободный диктант. 1 Р/Р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Анализ свободного диктанта. Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Проверочная работа № 4 по теме: «Безударные гласные в корне слова». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 6 Анализ проверочной работы. Сочинение по опорным словам. 1 Р/Р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 7 Итоговый контрольный диктант №3 по теме: «Безударные гласные в корне слова». 1 ПЗУ Рубеж.
ФИП вз/к
вн/к 8 Анализ сочинения и проверочного диктанта. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к II ЧЕТВЕРТЬ ( 35ч.)
7. Сложные слова и их правописание -5ч.
1 Знакомство с понятием «сложные слова». 1 Н -писать сложные слова с соединительной буквой о и е; – устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Соединительные буквы о и е в сложных словах. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Образование сложных слов. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи .1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Проверочная работа №5 по теме: «Сложные слова и их правописание». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 8. Части слова. Приставка. -2ч
1 Анализ проверочной работы. Приставка, её роль в слове. 1 К - находить приставку в слове; –оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Различие приставок и предлогов. Развитие умения находить в словах приставки. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 9. Безударные гласные в приставках – 3ч.
1 Правописание букв безударных гласных в приставках. 1 К -правильно писать буквы безударных гласных в приставках; –адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Правописание букв безударных гласных в приставках. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня- 2ч.
1 Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. 1 К – правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 11.Разделительные ъ и ь- 5ч.
1 Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. 1 К -писать слова с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Правописание слов с разделительными ъ и ь .1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Проверочная работа №6 по теме: «Приставка. Разделительные ъ и ь.» 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 4 Анализ проверочной работы. Свободный диктант. 1 Р/Р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Анализ свободного диктанта. Проверочный диктант №4 по теме: «Разделительные ъ и ь.» 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 12. Части слова. Окончание и основа – 2ч.
1 Анализ проверочного диктанта. Понятие об окончание и основе слова. 1 Н -уметь находить окончание и основу в словах, графически их обозначать; –договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Развитие умения находить в слове окончание. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 13. Основа слова и окончание-2ч.
1 Как найти в слове основу. 1 К -уметь изменять слова , находить окончание и основу в словах разных частей речи, графически их обозначать; – задавать вопросы.
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Развитие умения находить в слове окончание и основу .1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 14. Части слова. Суффикс -3ч.
1 Суффикс и его роль в слове. 1 К - уметь находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Развитие умения находить в слове суффикс. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Проверочное списывание по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 15.Разбор слова по составу – 3ч.
1 Анализ проверочного списывания. Составление слов по схемам. Порядок разбора по составу. 1 К – находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Упражнения в разборе слов по составу. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Проверочная работа №7 по теме: «»Части слова. Разбор слова по составу». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 16. Части речи в русском языке -3ч.
1 Анализ проверочной работы. Части речи в русском языке. 1 К -группировать слова по признакам, выявлять разницу между ними; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Контрольная работа по итогам 2 четверти. 1 ПЗУ Рубеж.
ФИП вз/к
вн/к 3 Анализ контрольной работы. Части речи в русском языке. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 17. Имя существительное как часть речи – 2ч.
1 Определение имя существительного. 1 Н – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Роль имён существительных в речи. 1 Р/Р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – 3ч.
1 Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. 1 Н - формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Имена существительные в речи. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Что мы знаем об именах существительных. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к III ЧЕТВЕРТЬ ( 51ч.)
19. Род имён существительных – 4ч.
1. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 1 Н -формировать понятия «род имён существительных»;
развивать умения выделять признаки каждого рода; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2. Род – постоянный признак имён существительных. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3. Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4. Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 20. Число имён существительных -5ч.
1 Изменение имён существительных по числам. 1 К - развивать умения определять число и изменять существительные по числам; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Образование множественного числа имён существительных. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Разбор имени существительного как часть речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5. Разбор имени существительного как часть речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к
вз/к
вн/к 21. Словообразование имён существительных – 8ч.
1 Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 1 К -осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами. 1 Р/Р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Анализ сочинения. Разбор имён существительных по составу. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 6 Обучающее изложение «Мурлыка». 1 Р/Р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 7 Анализ изложения. Употребление имен существительных в речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 8 Проверочная работа №8 по теме: «Имя существительное как часть речи». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 22. Местоимение как часть речи -6ч.
1 Анализ проверочной работы. Понятие о местоимении. Личные местоимения. 1 Н – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Местоимения 1,2.3 – го лица. Правописание предлогов с местоимениями. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Разбор местоимения как части речи. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Роль личных местоимений в речи. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Свободный диктант «Паучок». 1 Р/Р Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 6 Анализ свободного диктанта. Проверочная работа №9 по теме: «Местоимение как часть речи». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 23. Имя прилагательное как часть речи – 4ч.
1 Анализ проверочной работы. Определение имени прилагательного. 1 К – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
производить морфологический раз- бор этих частей речи в объёме программы; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Роль имен прилагательных в речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Роль имен прилагательных в речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Разбор имени прилагательного как часть речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных - 5ч.
1 Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. 1 Н -писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4. Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Знакомство с антонимами. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 25. Разбор имён прилагательных по составу – 5ч.
1 Словообразование имён прилагательных. 1 Н – находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Разбор имён прилагательных по составу 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Проверочная работа №10 по теме: «Имя прилагательное как часть речи». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 4 Анализ проверочной работы. Разбор имён прилагательных по составу. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Проверочный диктант №5 по теме: «Буквы гласных в безударных окончаниях имён прилагательных». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 26. Глагол как часть речи – 4 ч.
1 Анализ проверочного диктанта. Определение глагола как части речи. 1 Н – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Изменение глаголов по временам. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Изменение глаголов по числам. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 27. Правописание частицы не с глаголами – 2ч.
1 Употребление частицы не с глаголами. 1 Н -писать частицу не с глаголами; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Развитие умения писать частицу не с глаголами. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 28. Неопределённая форма глагола – 8ч.
1 Понятие о неопределённой форме глагола. 1 Н - выделять начальную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную; Текущ.
ФИП вз/к
вн/к Неопределённая форма глагола. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Образование форм времени от неопределённой формы глагола. 1 ПЗУ Текущ..ФИП вз/к
вн/к 4 Итоговый контрольный диктант №6 по теме: «Глагол». 1 ПЗУ Рубеж.
ФИП вз/к
вн/к 5 Анализ итогового диктанта. Образование форм времени от неопределённой формы глагола. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 6 Контрольное изложение. 1 Р/Р Рубеж
ФИП вз/к
вн/к 7 Анализ контрольного изложения. Разбор глагола как часть речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 8 Проверочная № 11 по теме: «Глагол как часть речи». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к IV ЧЕТВЕРТЬ ( 39 ч)
29. Наречие как часть речи – 2ч.
1 Анализ проверочной работы. Понятие о наречии как части речи. 1 Н - выявлять отличительные признаки наречия как части речи;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Понятие о наречии как части речи. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 30. Виды предложений по цели высказывания и интонации – 3ч.
1 Виды предложений по цели высказывания. 1 Н – определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Восклицательные и невосклицательные предложения. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 31. Главные и второстепенные члены предложения – 6ч.
1 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. 1 Н – разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Понятие о второстепенных членах предложения. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Составление схем предложений и предложений по схемам. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Предложения распространённые и нераспространённые. 1 Н Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 6 Разбор предложений. 1 К Текущ.
ФИП 32. Предложения с однородными членами – 7ч.
1 Однородные подлежащие и сказуемые. 1 Н – видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Главные и второстепенные члены предложения. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 6 Запятая в предложениях с однородными членами. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 7 Свободный диктант. 1 Р/Р Темат.
ФИП вз/к
вн/к 33. Простые и сложные предложения – 7ч.
1 Анализ свободного диктанта. Понятие о простом и сложном предложении. 1 К – читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста);
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 2 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 3 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставит в них запятые. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 4 Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 5 Разбор простого и сложного предложения. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к 6 Проверочная работа №12 по теме «Предложение». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к 7. Анализ проверочной работы.
Разбор простого и сложного предложения. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к 34. Повторение – 12ч.
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. 1 К – видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.
Текущ.
ФИП вз/к
вн/к Контрольное списывание по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к Анализ контрольного списывания. Повторение изученных орфограмм и состава слова. 1 К Текущ.
ФИП вз/к
вн/к Повторение изученных орфограмм. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Проверочный диктант №7 диктант по теме: «Повторение». 1 ПЗУ Темат.
ФИП вз/к
вн/к Анализ проверочного диктанта. Разбор предложений. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Повторение изученных орфограмм. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Контрольная работа по итогам года. 1 ПЗУ Итог.
ФИП вз/к
вн/к Анализ контрольной работы. Повторение изученных орфограмм. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. 1 ЗТекущ.
ФИП вз/к
вн/к