Методическая разработка родительского собрания Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому


На областной конкурс программно-методических материалов
«Как хорошо, что есть семья!»
Номинация
«Формирование ответственного отцовства, материнства»
Методическая разработка родительского собрания
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
Выполнила учитель начальных классов
МОУ «СОШ №3» г.Новодвинск
Белозерова Ирина Евгеньевна
Пояснительная записка.
Данное мероприятие проводилось в рамках единого школьного родительского собрания «Родительские университеты». У родителей обучающихся была возможность выбора посетить одну из секций, тема которой вызвала у них интерес. Длительность мероприятия 15-20 минут.
Предварительная подготовка к собранию:
буклет для родителей по проблеме собрания;
Оборудование:
музыкальное оформление;
слова на карточках (расположены на дверцах шкафов);
стихотворение (разрезано на строчки).
Форма проведения:
информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.
Задачи собрания:
Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка;
Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок;
Осознать роль социального опыта семьи (матери, отца) в воспитании детей;
Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
Данная методическая разработка имеет практическую значимость, т.к. может быть использована учителями, воспитателями групп продлённого дня, воспитателями ДОУ на родительских собраниях, консультациях.
Родительские университеты
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
12.03.2015
Ход собрания:
1) Вступление. Погружение в проблему.
- Добрый вечер! Уважаемые родители, спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Очень надеемся, что Вы проведёте время с пользой для себя. Давайте начнём нашу встречу со стихотворения Себастьяна Бранта. Помогите мне, пожалуйста. У вас на столах лежат напечатанные строки, надо разложить их в нужной последовательности так, чтобы получилось стихотворение. (Родители работают в парах)
- Кто желает прочитать стихотворение?
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
- Попробуйте определить главную мысль стихотворения? (ребёнок – зеркало семьи)
- Это произведение написано немецким сатириком Себастьяном Брантом ещё в 15 веке, но до сих пор не потеряло своей актуальности!
- И тема нашей встречи «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому».
- Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.
- Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них.
Знаменитый советский педагог и писатель А.С. Макаренко напишет в своей « Книге для родителей»:
«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». Личность развивается в семье и все хорошее и плохое ребёнок несёт из своего дома.
2) Практическая деятельность.
– А какой он, этот дом, для малыша? Решать Вам, уважаемые родители.
- Я сейчас предложу вам стать строителями. А строить вы будете дом. Какие «кирпичики» вы возьмёте для возведения дома – решать вам. (Строительство дома из основных понятий (на дверцах шкафов вывешены основные понятия):
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, семейные ужины, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.
На доске появляется «ДОМ».
Из радуги постройте дом,
Основу заложите в нём:
Любовь, радушье и добро.
В нём будет радостно, светло.
- ЗдОрово, что такие кирпичики как дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье остались не востребованными!!!! А «хорошее настроение» будет венчать крышу нашего дома.
3) – Давайте обратимся к надписи на одном из кирпичиков. Что Вы думаете про такое понятие как «Любовь»? (высказывания родителей)
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их»
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
♦ любовь умиления,
♦ любовь деспотическая,
♦ любовь откупа.
Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.
Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни: все, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное - мое желание. Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.
Дети - радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счастья детей. Все это - бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль. - Это значит развращать детей.
Любовь деспотическая
Есть еще разновидность неразумной родительской любви. Это любовь деспотическая.
Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростком - стал грубым, своенравным. Почему это так происходит?
Причина этого явления - в неумении родителей пользоваться своей властью над ребенком. Родительская власть должна поощрять внутренние силы ребенка, поддерживать. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.
Уважайте детское желание быть хорошим, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотическое самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим. Помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Любовь откупа
Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа.
Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия — что же вам еще надо?
Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться...
Мы имеем дело с небольшим числом отцов - людей, страдающих неизлечимым пороком - нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездушное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей.
Если в такой семье мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты убожества. Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы тонкие человеческие чувства, прежде все: участливость, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?
Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
4) Семейный ужин больше, чем просто еда.
- Почему Вы использовали кирпичик «семейные ужины?»
- О пользе и ценности семейных ужинов рассказывает книга американского автора Брюса Фейлера «Секреты счастливых семей: Мужской взгляд».
Брюс Фейлер, отец двух дочек-близнецов 5 лет, взяв за основу утверждение Л. Толстого «Все счастливые семьи похожи друг на друга», решил найти ответ: чем же они похожи?
Книга интересна тем, что в ней приводится много диалогов и зарисовок из жизни, и в то же время приводятся результатам современных научных исследований.
В конце 20 в. В Америке проводилось множество исследований по вопросу распада семей. Искали ответ на вопрос: что могут сделать семьи, чтобы противостоять этим разрушительным процессам.
Главный герой книги – Маршалл (это фамилия). Его жена Сара — она психолог, работает с детьми, испытывающими трудности в обучении, — наблюдая за своими учениками, пришла к следующему выводу: «Те, кто много знает о своей семье, лучше справляются с возникающими сложностями». Ее муж был заинтригован этим открытием и решил проверить гипотезу Сары. Он разработали специальный опросник под названием «А ты знаешь?». Дети должны были ответить на 20 вопросов, включая следующие:
А ты знаешь, где выросли твои бабушка с дедушкой?
А ты знаешь, в каком городе учились в школе твои мама и папа?
А ты знаешь, где познакомились твои родители?
А ты знаешь о какой-нибудь болезни или о чем-то действительно ужасном, что когда то случилось в твоей семье?
А ты знаешь, как появился на свет?
Эти вопросы были заданы детям из более чем 40 семей, а также записали на пленку несколько бесед, проведенных за ужином. Затем они сравнили полученные и пришли к ошеломляющему выводу: чем больше детям было известно об истории своей семьи, тем сильнее у них было чувство контроля над своей жизнью, выше самооценка и тем эффективнее, как они думали, функционировали их семьи.
Каким же образом информация о том, в какую школу ходила бабушка, может помочь ребенку справиться с чем-то незначительным вроде ободранного колена или действительно серьезным, как, например, теракт? И какую роль совместные трапезы и другие семейные ритуалы играют в получении детьми этих знаний?
Ответы на такие вопросы связаны с тем, осознает ли ребенок себя частью большой семьи.
Психологи обнаружили, что у каждой семьи есть какая-то объединяющая история, которая относится к одному из трех типов.
Первый тип — это восходящая семейная история: «Сынок, когда мы приехали в эту страну, у нас не было ничего. Наша семья трудилась. Мы открыли лавку. Твой дедушка учился в старших классах школы. Твой отец ходил в колледж. А теперь ты…»
Второй тип — нисходящая история: «Дорогой, у нас когда-то было все. А потом мы все потеряли…»
Третий тип семейной истории самый здоровый. Это вариативная история. «У нашей семьи были подъемы и падения. Мы создали семейный бизнес. Твой дед был душой коллектива. Твоя мать входила в состав правления госпиталя. Но у нас случались и спады. Твоего дядю однажды арестовали. У семьи был дом, который сгорел дотла. Твой отец потерял работу. Но, что бы ни происходило, мы всегда держались вместе».
Дети, которые психически уравновешенны и уверены в себе, обладают сильным межпоколенческим «я». Они знают, что принадлежат чему-то большему, нежели самим себе.
Маршалл подчёркивает в книге, что ужин — самое подходящее время для того, чтобы рассказывать детям эпизоды из истории семьи. Все собираются вместе, в спокойной обстановке; детям проще слушать про подъемы и неудачи родных, когда они окружены заботой и заняты чем-то жизнеутверждающим. А ведь нет ничего более жизнеутверждающего, чем еда.
Но пользу, как утверждает Маршалл, приносит не столько сам ужин. В процессе слушания всех этих старинных историй появляются чувство единения и эмоциональная устойчивость. Кроме того, ребенку важно видеть себя в контексте семьи. Другими словами, когда мы говорим о семейном ужине, на самом деле речь идет совсем не об ужине. Речь о семье.
По словам Маршалла, любые события и мероприятия — отличная возможность рассказать историю из жизни семьи. Сюда относятся и праздники, и семейные поездки, и прочие совместные занятия, объединяющие разные поколения. Даже поездка на автомобиле или поход в магазин — благоприятные моменты для подобных разговоров.
5) Рефлексия.
– К сожалению, время нашей встречи ограничено. Что Вы взяли себе на заметку? Что узнали нового?
Не забывайте, что дети это наше большое зеркало, в котором мы видим свои недостатки и недоработки, только в большом размере. И в подтверждение этому я хочу рассказать Вам одну притчу.
ПРИТЧА
Давным-давно, в одной восточной стране жила семья — мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.
И вот однажды жена говорит мужу:
«Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».
Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:
«Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»
«Зачем?»
«А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести ВАС в лес».
6) – Счастлив тот, кто счастлив у себя дома! Пусть в вашем доме будет всё – и уют и добро, и взаимопонимание, и любовь, и счастье и уважение!
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
- Разрешите вручить Вам на память о нашей встрече буклеты. Если содержащаяся в них информация будет Вам полезна, мы будем очень рады! До новых встреч.