Родительское собрание на тему Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому
Задачи собрания:
Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
Способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
Форма проведения: семинар – практикум.
Оборудование: книжная выставка, музыкальное оформление, выставка рисунков по теме «Папа, мама, я – дружная семья».Предварительная подготовка к собранию: выставка рисунков учащихся «Моя семья», памятка для родителей по проблеме собрания ,анализ анкет
Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.
Пороки ребенка не рождаются,а воспитываются.
Верная указка не кулак, а ласка.
Засиженное яйцо всегда болтун,занянченный сын всегда шатун.
Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.
«Любовью и уступками достигается все» Жан Поль
«Понимание – начало согласия» Спиноза
Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.
Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них.
А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»:
« Ваше собственное поведение- сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Родители приходят к выводу, что личность развивается в семье и все хорошее и плохое ребёнок несёт из семьи.
Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.
Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции
Что такое семья? Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники. Это любовь и заботы, труды и радости, привычки и традиции.
В семейном кругу мы с вами растём,Основа основ – родительский дом.В семейном кругу все корни твои,И в жизнь ты выходишь из семьи.В семейном кругу мы жизнь создаём,Основа основ – родительский дом.
Могущество народа – в семье. Силён тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно. Счастлив человек, который знает и ценит свои корни, а значит – гордится своей семьёй.
На нашем собрании мы послушаем родителей и детей, бабушек , которые расскажут о своих семейных традициях, о том, что, по их мнению, является главным в семье.
Слово предоставляется шестиклассникам
Исполняет песню «Взрослые и дети».
Ведущий: Да, семья – это взрослые и дети и взаимоотношения их между собой. Выдающийся педагог В.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
На свете много есть чудес,И малых, и больших…Но больше всех земных чудес-Растить детей своих.Семье родной дарить теплоИ сердца доброту,В глазах детей читать восторгИ видеть их мечту.Дети – это наша радость,Наше будущее – в них,Нашу силу, наше счастьеВсё черпаем в детях мы.Да, конечно, с ними трудно:Шаловливы иногда,Но без них нам будет грустно,Будет наша жизнь мрачна.Так пускай под мирным небомНаши дети вырастут,Всё, что в детстве мы им дали,В добрые дела возьмут.
- Тема нашей сегодняшней встречи «Воспитание детей в семье». Давайте будем сегодня особенно внимательны, доброжелательны друг к другу и искренни. Как выяснила наша анкета, уважаемые родители, на общение с ребенком у вас очень мало времени. А детям так много хочется у вас спросить. Сегодня, ребята, у вас есть такая возможность получить ответы на волнующие вас вопросы. На нашем собрании дети предстанут перед вами в разных образах.
IV. Дети задают вопросы в роли журналистов (готовят заранее).
- Скажите, пожалуйста, есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
V. Сценка 1.
Действующие лица: мама, папа, сын.
В комнате сидят мама, папа, сын. Мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.
Сын: Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету).
Папа: Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой…
Мама (вмешивается): Англия не может поссориться с Америкой.
Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоре-тический пример. (Отец рассердился)
Мама (повысив голос): Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бре-довые идеи!
Папа (повысив голос): Ничего бредового я ему не внушал!
Мама: Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок).
Сын (встает между ними): Спасибо, папа. Спасибо, мама. Теперь мне ясно, как начинаются войны.
В жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить и наш выбор характеризует нас самих.
VII. Решение педагогических задач.
1. Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице около участка. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и красный зонтик. Прибежали дети домой с находкой.
- Мама! Папа! – запыхавшись, кричали они. – Вот какие подарки мы нашли вам!
Учитель: Какие качества личности проявились у этих детей?
2. В летний лагерь к детям приехали родители и привезли гостинцы. В комнате, где жили 6 девочек, к 5-ти приехали из дома, а к одной нет. Вечером перед сном девочки ели разные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.
Учитель: Какие качества проявились у всех девочек?
3. Лида с Соней дружили. У Лиды тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их сверстнице Оле. В разговоре Оля с Соней рассказывали страшные истории о кладбище.
Лида попросила Соню перестать, но та отмахнулась. Лида ушла, а ночью дома плакала, что у нее теперь нет подруги.
Учитель: Какие качества девочек проявились в этой ситуации?
Дети: В поведении человека проступают нравственные качества характера.
Учитель: Важно внимательно оглядываться вокруг себя. Ведь кругом люди. Им может быть очень неуютно и даже плохо от вашей черствости, равнодушия и невоспитанности.
Дети: Давайте будем внимательны друг к другу. Человек становится сильнее даже от маленькой победы над собой.
VIII. Дети задают вопросы в роли журналистов:
- Наказываете ли вы своих детей? За что и как?
Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.
Мама (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо-громко): Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!
Учитель: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!
IX. Дети задают вопросы в роли журналистов:
- Получали ли вы в детстве двойки?
- Как к этому относились ваши родители?
Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» -
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа» -
Скажут про меня.
X. Дети задают вопросы в роли журналистов:
- Как бы вы поступили, если бы ваш ребенок вас обманул?
- Отцовские руки, отцовские руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое.
- «Бить или не бить?» - вот в чем вопрос.
- Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний? А вас в детстве наказывали?
Учитель: Спор о наказании продолжат звери…
Действующие лица: автор, енот, лиса, еж, волк, ежиха, медведь, сова, заяц, сорока, крот, белка.Автор: Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На призывный этот зов.
Енот: Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса: Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий черт!
Еж: Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк: Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха: А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь: Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор: Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос…
Сова: Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор: Зашумела тут толпа.
Лиса: Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь: Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор: Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек…
Заяц: Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор: Протрещала тут Сорока…
Сорока: Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они подолгу,
Я ремень беру в подмогу.
Автор: Зашумела вновь толпа.
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова…
Сова: Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот: Как не бить?
Автор: Сказал Енот.
Крот: Да, да, да!
Автор: Тут вторил Крот.
Белка: Ну, а мне…
Автор: Всплакнула Белка.
Белка: Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Автор: Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Прекратить их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитьеСтать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Учитель: Вот такая история произошла на лесной поляне. А мы продолжим задавать свои вопросы.
- Извиняетесь ли вы перед ребенком, если поступили несправедливо: наказали его зря, подозревали в чем-то или лишили удовольствия?
- Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?
- Можете ли вы пообещать ребенку, исполнить его желание в обмен на хорошее поведение или учебу? Были ли у вас такие случаи?
Сценка.
Действующие лица: сын, папа.
Папа: Если ты перейдешь в пятый класс, то я куплю тебе велосипед.
Уходят, потом возвращаются.
Папа: Ну, что перешел в пятый класс?
Сын: Перешел. А ты купил мне велосипед?
Папа: Извини, сын, я пошутил и не купил тебе велосипед.
Сын: Я тоже пошутил, я не перешел в пятый класс.. Реклама. (Инсценируют мальчики.)
Учителя хотят видеть нас такими… (руки сложили).
Мамы хотят видеть нас такими… (подметают).
Папы хотят видеть нас такими… (показывают мускулы).
Бабушки хотят видеть нас такими… (надувают щеки и гладят животы).
Девочки-одноклассницы хотят видеть нас такими… (опускаются на одно колено, одна рука на сердце, в другой цветок)
Мы такие, какие мы есть.
XV. Педагогическая ситуация.
Учитель: Ничто не обходится нам так дорого, как ошибки воспитания. Знакомый случай: вечером ребенка не уложишь спать, а утром не поднимешь с кровати. Какие действия вы обычно предпринимаете? Мы все в душе считаем себя неплохими воспитателями, и все-таки хороший совет никогда не помешает. Обмен мнениями.
Дети задают вопросы в роли журналистов:
- Ваши дети увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями. Какой выход из этой ситуации вы предложите?
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж «до упора».
Лежа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами… я – слепой!
Учитель: А как вы поступите в такой ситуации?
XVI. Игра с родителями.
Учитель: Кто умнее всех на свете?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто милей вам всех на свете?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто вам сердце любовью лечит?
Родители: Наши дети! Наши дети!
Учитель: Кто так жаждет с вами встречи?
Родители: Наши дети! Наши дети
Игра с детьми
Учитель: Как любят вас мамы и папы?
Дети: Они нас одевают, обувают, стирают, готовят еду, переживают за нас.
Дети: Иногда совсем не обращают внимания на то, как мы себя ведем.
Дети: Может, покажем, как это бывает?
- А у меня такой вопрос. Некоторые дети учатся охотно, без принуждения, кого-то заставляют учиться. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, действительно важно иметь образование?
Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Гарик, мой приятель, -
Уже лауреат.
И только недотепамК успеху путь закрыт.
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
А губы, сжав, молчу,
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.
Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному дается,
Другому не дано!
Я знаю, кем я буду
И кем я стать могу:
Когда-нибудь из дома
Уеду я в тайгу.
И с теми с кем сегодня
Я во дворе дружу,
Железную дорогу
В тайге я проложу
Меня сегодня мама
Стыдила сгоряча:
Строитель тоже важен
Не меньше скрипача.
Милые наши родители!
Котенок вырастет кошкой –
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу –
Такую же как все на свете.
А дети читают,
А дети читают,
И даже их папы и мамы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети
Дети задают вопросы в роли журналистов:
- Как вас ласково называли в детстве ваши родители?
- Как вы ласково называете вашего ребенка?
Ребенок говорит ласковые слова родителям, а родители – детям.
- Была ли у вас в детстве любимая игрушка? Какая?
- Представьте, что вы волшебники… Что бы вы сделали для своего ребенка?
Мы с вами попробуем выяснить, какие семейные ценности вы можете донести до своих детей и научить их этим ценностям.
Задание родителям:
« Ценности моей жизни». Каждому родителю раздать лепестки от цветика - емицветика, на лепестках родители пишут ценности их жизни.
( Составление композиции на отдельном столе).
Рекомендации родителям после диагностики рисунков детей на тему: « Моя семья».
Ожидаемый результат. Родители выявляют ценности, которые нужны каждой семье. На примере рисунков детей они выявляют свои ошибки в воспитании детей. Выясняют те ценности, которые они взяли из своих семей.
Из радуги постройте дом,
Основу заложите в нём:
Любовь, радушье и добро.
В нём будет радостно, светло.
Строительство дома из основных понятий. ( на доске вывешены основные понятия)
Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье. ( Родители выбирают хорошие понятия, отрицательные остаются).
Учитель показывает дом, который построили дети. Идёт обсуждение.
Учитель: Как найти пути выхода от вредных привычек? Как организовать свой семейный досуг? Ожидаемый результат.
В ходе работы родители изучают понятия для строительства своих домов. Подводя итог, учитель показывает дом, который построили дети. Родители выясняют разногласия своих ценностей и детских.
Дети задают вопросы в роли журналистов:
- Можете ли вы оторваться от срочной работы или интересной телепередачи, если ваш ребенок просит у вас помощи?
Сценка
Действующие лица: автор, коза, 7 козлят, волк.
Автор: Жила коза с козлятами,
И были те козлятушкиОтличными ребятами.
Любили прыгать и скакать,
Да в игры разные играть,
Все мультики смотрели,
Учиться не хотели.
Их папа деньги приносил,
В командировках часто был.
А мама дома оставалась,
Детьми, хозяйством занималась.
(Под эти слова дети-козлята изображают различные игры: прыгают на скакалке, играют в «ладошки» и т. д.)
Появляется мама-коза.
Коза: Вы козлятушки, вы ребятушки.
Автор: Говорила им матушка.
Коза: Не скачите вы, не кричите вы,
А садитесь уроки учите вы.
(Козлята не слушают и продолжают играть)
Коза (кричит, рассердившись): Ну, все, мне это надоело!
А ну-ка, быстро все за дело!
Давайте-ка ученики,
Все открывайте дневнички!
(Козлята достают из карманов, из-за пазухи помятые, порванные «дневники»)
Козлята (хором): Нам ничего не задавали!
Коза: А может, вы не записали,
Что нынче задали учить?
Признайтесь сами, иль звонить
Придется мне другим козлятам,
Послушным, умненьким ребятам!
1-й козленок: Не надо, вспомним мы сейчас!
2-й козленок: Читать нам надо целый час!
3-й козленок: И выучить стихотворение!
4-й козленок: И написать два сочинения!
5-й козленок: Поделку по труду доделать!
6-й козленок: Доклад на завтра нужно сделать!
7-й козленок: Углы в тетрадке начертить!
1-й козленок: И падежи все разучить!
2-й козленок: Но ты, ведь, мама, нам поможешь?
3-й козленок: Мы сами сделать все не сможем!
4-й козленок: Мы ничего не понимаем…
И эти темы мы не знаем!
Коза (сердито): Все! Кончилось мое терпенье!
Ученье ваше – мне мученье!
Я на концерт пошла в ДК!
Козлята (хором): А мы?!
Коза: Учитесь! Все – пока!
Коза уходит, а козлята остаются с печальными лицами. Раздается стук в дверь.
5-й козленок: Слышите? Стучится кто-то!
6-й козленок: Посмотрю-ка я в глазок!
(Убегает, потом возвращается и говорит с испугом)
Кто-то серый и лохматый!
7-й козленок: Братцы, да ведь это Волк!
Волк (говорит страшным голосом, но самого его пока не видно):
Козлятушки, ребятушки,
Отопритесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла!
1-й козленок: Ладно, Волк, не притворяйся,
Заходи к нам, не стесняйся!
Волк заходит, хищно облизывается, но на него сзади нападают 6-й и 7-й козлята и хватают его за руки.
2-й козленок: Запирайте, братцы, дверь!
3-й козленок: Все, попался, хищный зверь!
4-й козленок: Ну-ка, быстро раздевайся,
За уроки принимайся!
5-й козленок: Две задачи мне реши!
6-й козленок: Расскажи про падежи!
7-й козленок: Поучи стишок со мной!
1-й козленок: Нарисуй пейзаж морской!
2-й козленок: Сочини-ка мне рассказ
В полтора десятка фраз!
3-й козленок: Расскажи про атамана,
Как он в речке утонул!
4-й козленок: Заодно про Чингисхана!
Волк испуганно переводит взгляд с одного козленка на другого и в итоге хватается за голову.
Волк: Помогите!!! Караул!!!
Появляется мама-коза.
Коза: Что такое? Что случилось?
Волк (бросается к Козе): Мама! Помоги скорей!
Коза: Не пойму, как получилось –
Было семь с утра детей.
Этот, кажется, восьмой…
Что случилось с головой?
Не возьму я что-то в толк!
5-й козленок: Мама! Да ведь это Волк!
Волк: Бывший Волк! Теперь – Козел!
Был я раньше очень зол,
А теперь – нежней цветочка!
Быть хочу твоим сыночком!
Не гоните! (падает на колени перед Козой)
Коза: Так и быть, оставайся с нами жить!
(Козлятам)
Отдохнула я часок…
Что ж, несите свой урок!
Козлята бросаются к Козе. Каждый из них кричит свои слова: «падежи», «пейзаж», «рассказ» и т. д. Коза убегает, и козлята с Волком за ней.
XXII. Учитель: Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребенку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».
XXIII. Пожелания всем семьям.
1) Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда:» Отвечает папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?
Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку
И гладит мои волосы слегка.
Автор: Жила коза с козлятами,
И были те козлятушкиОтличными ребятами.
Любили прыгать и скакать,
Да в игры разные играть,
Все мультики смотрели,
Учиться не хотели.
Их папа деньги приносил,
В командировках часто был.
А мама дома оставалась,
Детьми, хозяйством занималась.
(Под эти слова дети-козлята изображают различные игры: прыгают на скакалке, играют в «ладошки» и т. д.)
Появляется мама-коза.
Коза: Вы козлятушки, вы ребятушки.
Автор: Говорила им матушка.
Коза: Не скачите вы, не кричите вы,
А садитесь уроки учите вы.
(Козлята не слушают и продолжают играть)
Коза (кричит, рассердившись): Ну, все, мне это надоело!
А ну-ка, быстро все за дело!
Давайте-ка ученики,
Все открывайте дневнички!
(Козлята достают из карманов, из-за пазухи помятые, порванные «дневники»)
Козлята (хором): Нам ничего не задавали!
Коза: А может, вы не записали,
Что нынче задали учить?
Признайтесь сами, иль звонить
Придется мне другим козлятам,
Послушным, умненьким ребятам!
1-й козленок: Не надо, вспомним мы сейчас!
2-й козленок: Читать нам надо целый час!
3-й козленок: И выучить стихотворение!
4-й козленок: И написать два сочинения!
5-й козленок: Поделку по труду доделать!
6-й козленок: Доклад на завтра нужно сделать!
7-й козленок: Углы в тетрадке начертить!
1-й козленок: И падежи все разучить!
2-й козленок: Но ты, ведь, мама, нам поможешь?
3-й козленок: Мы сами сделать все не сможем!
4-й козленок: Мы ничего не понимаем…
И эти темы мы не знаем!
Коза (сердито): Все! Кончилось мое терпенье!
Ученье ваше – мне мученье!
Я на концерт пошла в ДК!
Козлята (хором): А мы?!
Коза: Учитесь! Все – пока!
Коза уходит, а козлята остаются с печальными лицами. Раздается стук в дверь.
5-й козленок: Слышите? Стучится кто-то!
6-й козленок: Посмотрю-ка я в глазок!
(Убегает, потом возвращается и говорит с испугом)
Кто-то серый и лохматый!
7-й козленок: Братцы, да ведь это Волк!
Волк (говорит страшным голосом, но самого его пока не видно):
Козлятушки, ребятушки,
Отопритесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла!
1-й козленок: Ладно, Волк, не притворяйся,
Заходи к нам, не стесняйся!
Волк заходит, хищно облизывается, но на него сзади нападают 6-й и 7-й козлята и хватают его за руки.
2-й козленок: Запирайте, братцы, дверь!
3-й козленок: Все, попался, хищный зверь!
4-й козленок: Ну-ка, быстро раздевайся,
За уроки принимайся!
5-й козленок: Две задачи мне реши!
6-й козленок: Расскажи про падежи!
7-й козленок: Поучи стишок со мной!
1-й козленок: Нарисуй пейзаж морской!
2-й козленок: Сочини-ка мне рассказ
В полтора десятка фраз!
3-й козленок: Расскажи про атамана,
Как он в речке утонул!
4-й козленок: Заодно про Чингисхана!
Волк испуганно переводит взгляд с одного козленка на другого и в итоге хватается за голову.
Волк: Помогите!!! Караул!!!
Появляется мама-коза.
Коза: Что такое? Что случилось?
Волк (бросается к Козе): Мама! Помоги скорей!
Коза: Не пойму, как получилось –
Было семь с утра детей.
Этот, кажется, восьмой…
Что случилось с головой?
Не возьму я что-то в толк!
5-й козленок: Мама! Да ведь это Волк!
Волк: Бывший Волк! Теперь – Козел!
Был я раньше очень зол,
А теперь – нежней цветочка!
Быть хочу твоим сыночком!
Не гоните! (падает на колени перед Козой)
Коза: Так и быть, оставайся с нами жить!
(Козлятам)
Отдохнула я часок…
Что ж, несите свой урок!
Козлята бросаются к Козе. Каждый из них кричит свои слова: «падежи», «пейзаж», «рассказ» и т. д. Коза убегает, и козлята с Волком за ней.