Интеллектуальная игра — викторина Великие полководцы


МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
Викторина «Великие полководцы»
04 октября 2015 года

Разработал:
педагог-организатор 2 курса
Н.Колчина
Севастополь
г.
1 ЭТАП. Викторина «Великие Российские полководцы»
Цель: Формирование гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свое Отечество и развитие интереса к истории своей страны, ее памятным датам и выдающимся личностям.
Задачи:
- приобщение к культурному и историческому наследию своего народа;
- расширить знания кадет о выдающихся полководцах;
- воспитывать чувство товарищества, командного духа;
- повышение мотивации к изучению героических страниц истории России.
Время: 30 минут
Место проведения: Читальный зал библиотеки
Учебно-материальное обеспечение:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Круглые столы для жюри и команд
Ход мероприятия:
В зале звучит музыка «Офицеры» муз. О.Газманова
На экране слайд №1»Великие Российские полководцы».

Кадет:
Кадет:
Кадет:
История нашего Отечества свидетельствует о том, что во главе её армии и флота всегда находились великие военачальники, которые делали ему честь и добывали славные победы в самых тяжёлых испытаниях.
Такие полководцы и флотоводцы становились на века национальными героями, на их примерах воспитываются целые поколения, их именами называются ордена и медали, корабли и полки. Имена великих воителей носят города и селения, улицы и площади, военно-учебные заведения и школы.
Великие полководцы и флотоводцы, поистине великие люди. Во все времена они вершили славную историю нашей могучей страны, служили ей верой и правдой. Делали всё возможное и невозможное для того, чтобы наша страна была свободной, независимой, могучей державой. Как сказал один из героев фильма "Офицеры": "Есть такая профессия - Родину защищать!", это сказано про них.
Ведущий: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру-викторину под названием «Великие Российские полководцы».
Разрешите представить наше жюри: Воспитатель 5-Б класса Иванов В.В., кадеты 8- Д класса Улитко Роман, Заяц Артем.
Объявляю условия игры. В течение 1 минуты команды должны дать точный ответ. Какая команда ответит первой, та команда получает 1 балл.
1 команда 5-х классов – по 5 человек от класса Севастопольского ПКУ и КПКУ «Флотоводцы»
2 команда 6-х классов – по 5 человек от класса Севастопольского ПКУ и КПКУ «Кадетское братство».

Команды занимают места за круглыми столами.
На экране Слайд№2. ПЕРВЫЙ ВОПРОС:
Ведущий: Великий русский полководец, который прослужил 50 лет
и не проиграл ни одного сражения. Особенно он проявил себя во время русско-турецкой войны, где пригодились его основы боя – глазомер, быстрота, натиск. От солдат и офицеров он требовал самостоятельности, находчивости и оперативности.
Назовите полное имя полководца.
Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №3 Правильный ответ: ЭТО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ. Служил Суворов Отечеству верой и правдой 50 лет. Он участвовал в 35 больших боях и сражениях и не проиграл ни одного. Был шесть раз ранен. Он получил самое высокое воинское звание - генералиссимус. За всю историю страны это воинское звание имели только пять человек.
Ведущий:
Слайд №4 Вопрос: Создатель военно-морского флота в России и организации школ, где готовились моряки. Он создал регулярную армию и заботился о её перевооружении.
Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №5 Правильный ответ: ЭТО ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ ПЁТР 1
Для торговли с другими странами России необходим был выход в Балтийское море, который был закрыт враждующими с Россией государствами. Чтобы открыть этот путь, необходимо было иметь хороший военный флот, морской путь.
Для строительства хорошего военного флота нужны были специалисты. Пётр 1 принял решение поехать за границу учиться морскому делу, строительству кораблей. С собой он взял способных молодых людей. За время пребывания за границей Пётр сам овладел 12 специальностями, в некоторых из них он мог потягаться с лучшими мастерами.
Ведущий:
Слайд №6 Вопрос: Этот русский князь считается одним из величайших полководцев всех времён и народов. Русская церковь причислила этого во всём земного человека к лику святых. Свою первую победу в битве на реке Неве он одержал, когда ему едва исполнилось 19 лет. А стратегия боя на озере Чудь может служить образцом военной тактики.

Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №7 Правильный ответ: ЭТО АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Первым среди русских военачальников был и остаётся новгородский князь Александр Ярославович.
Его подвиг перед отечеством современники отметили прозвищем Невский. В России по совету Петра 1 был учреждён орден Александра Невского, который вручали за выбор "удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск".
Этот человек в пору новых испытаний возглавил русский народ не только как военный, но и как политик. Четырежды с огромным риском для себя ездил в Орду, дважды говорил с Батыем и дважды отвёл от Руси опасность новых нашествий. Он сумел добиться у хана права не поставлять в татаро-монгольское войско русских ратников, добился, и права самостоятельно вести свои государственные и военные дела. Ему был 21 год, когда он заставил заговорить о себе всю Европу.
Ведущий:
Слайд №8 Вопрос: Кто из великих полководцев создал новую систему обучения и подготовки войск под названием "Наука побеждать"?

Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №9 Правильный ответ: АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ
Главное, считал полководец, "быстрота и натиск". "Кто испуган, тот побеждён вполовину, у страха глаза большие, один за десятерых покажется:", "Каждый воин должен понимать свой манёвр". Суворов воспитал целую плеяду русских полководцев, среди которых были такие выдающиеся военачальники, как Михаил Кутузов и Пётр Багратион.
Уйдя из жизни, русский военный гений оставил в наследство потомкам суворовскую школу обучения и воспитания войск. Суворовское военное искусство намного опередило его эпоху.
Ведущий:
Слайд №10 Вопрос: О ком так сказал А.С.Пушкин:
"То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник"
Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №11 Правильный ответ: Так сказано было о последнем российском царе и первом российском императоре Великом Петре 1, вклад которого в развитие России был очень большим. Он основал город Санкт-Петербург, который долгое время был столицей России, который, по сути, являлся "окном в Европу".
При Петре 1 Россия стала могучим и сильным государством. Сенат провозгласил его императором и повелел величать Великим. Россия с этого времени стала империей.
Ведущий:
Слайд №12 Вопрос: Кому из великих полководцев принадлежат слова: "Кто с мечом на русскую землю придёт, тот от меча и погибнет"?
Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №13 Правильный ответ: Эти слова принадлежат Александру Невскому, который всегда был в ответе за каждое сказанное слово и за каждое принятое им решение.
Александру не было ещё 17-ти лет, когда новгородцы позвали его на княжение и на вече избрали его своим князем. Произошло это не случайно. Уже тогда Александр был известен в Новгороде своим мужеством, волей и великим пониманием долга перед родной землёй.
Именно на долю Александра выпало защищать Новгород от шведов и рыцарей - крестоносцев. Высокий рост, красивая внешность, сильный голос сочетались в Александре с большими способностями государственного деятеля, мудростью дипломата и, главное, талантом полководца. После победы на Неве Александр Ярославович получил прозвище Невский.
Ведущий:
Слайд №14 Вопрос: Кому из великих полководцев принадлежат слова, ставшие поговоркой: "Тяжело в ученье - легко в бою"?

Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №15 Правильный ответ: Это слова АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА СУВОРОВА
Суворов был очень требователен к себе, этого же требовал и от солдат и офицеров. Но он также любил и ценил солдат, понимая, кому обязан победами. "Чудо - богатыри" - называл их Суворов. Суворовские солдаты являлись образцами героизма и бесстрашия.
Ведущий:
Слайд №16 Вопрос: Кто был назначен главнокомандующим русских войск во время Отечественной войны 1812 года, войны с французской армией Наполеона?
Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №17 Правильный ответ: МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ
Ведущий:
Слайд №18 Вопрос: Какие ордена названы именами русских полководцев?
Минута обсуждения.
Ведущий:
Слайд №19
Слайд №20
Слайд №21
Правильный ответ: Орден Александра Невского учрежден в XVIII в., ордена Суворова и Кутузова, ими награждали во время Великой Отечественной войны.
Жюри подводит итоги игры.
На экране слайд №1»Великие русские полководцы».
Ведущий:
Пока совещается жюри, предлагаю провести разминку со зрителями.
Задание для разминки – Продолжи высказывание А.В.Суворова:
«Тяжело в учении, легко в бою».
«Сам погибай - товарища выручай».
«Ученье свет, а неученье – тьма».
«Кто удивил, тот победил».
Объявление результатов жюри. Награждение победителей.
Звучит песня А. Хворостяна «Я служу России».
Фотографирование команд.

Выводы:
Мероприятия направлено на патриотическое, интеллектуальное воспитание и формирование нравственных ориентиров у кадет. Такая форма, как игра-викторина у кадет вызывает огромный интерес и желание участия в данном мероприятии.
Хорошие возможности в представлении вопросов и заданий, дополнительных материалов, а так же оценки ответов  дает  мультимедийная презентация.
Использована игра между двумя сборными командами Севастопольского ПКУ и Кызылского КПКУ 5-х и 6-х классов.
Повышение мотивации к изучению героических страниц нашего прошлого, утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, формирование общей культуры  на основе исторических традиций своей  Родины. На первом этапе мероприятия победу одержала команда 6-х классов «Кадетское братство».