Презентация оценка профессиональных и общих компетенций студентов в процессе преподавания профессиональных дисциплин и междисциплинарных модулей модулей


Оценка профессиональных и общих компетенций студентов в процессе преподавания профессиональных дисциплин и междисциплинарных модулей Липанина С.И. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ″Себряковский технологический техникум″ ЗУН не обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач.Почему?Так как качественное выполнение профессиональных задач зависит не только от знаний, умений и навыков, но и от личностных характеристик человека Компетенция — способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.Профессиональные компетенции (ПК) — способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности Профессиональная компетентность — подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций, необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии Классическое определение компетенций Детализованное, выраженное в поведенческих терминах описание навыков и личностных черт, необходимых работнику для успешного выполнения своей работы.Наблюдаемые характеристики человека, включая знания, навыки и формы поведения, необходимые для выполнения работы.Некоторая совокупность знаний, навыков, способностей, мотивации, убеждений, ценностей и интересов. . В ФЗ-№ 273 говориться о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии и в том числе может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС), а так же должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя: -                   OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -                    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.              ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. -                   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -                   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. -                   ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -                   ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. -                   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -                   ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. -                   ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектированииПрименяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований.. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок- КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дисциплина Налоги и налогообложение Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение профессиональных компетенций: -              ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. Деловая и/или ролевая играКонтрольная работаПортфолиоРабочая тетрадьРазноуровневые задачи и заданияРефератДоклад, сообщениеСобеседованиеТворческое заданиеТести т.д. Оценочные средства . Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. Она стимулирует активное участие обучающихся и вовлекает даже наиболее пассивных обучающихся. Основные этапы организации деловой игры: - определение проблемы и ситуации, - определение и распределение ролей, - проведение самой игры, - обсуждение и анализ результата.!!! Игровую ситуацию не следует использовать, если в группе нет атмосферы взаимного доверия и психологического комфорта. Деловая игра ОЦЕНИВАНИЕ ОК, ПК Итоговая аттестация Промежуточная аттестация Текущий контроль КОС 1 КОС 2 КОС 3 КОС 4 КОС 5 Задачи промежуточной аттестации по профессиональному модулю в форме экзамена (квалификационного) и государственной (итоговой) аттестации – оценивание результатов освоения ПМ и ОПОП (в целом) на основании требований ФГОС и представлений эксперта ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Задачи текущего, рубежного и итогового контроля, а также промежуточной аттестации по МДК и УП/ПП (в составе ПМ) – оценивание элементов компетенций (знаний и умений)с последующим агрегированием оценок (балльных отметок) Как оценить компетенцию? Чтобы оценить компетенцию, необходима дополнительная шкала:1 балл – студент совершенно не использует оцениваемый навык и не осознает необходимости применения его в своей работе2 балла – стихийно применяет отдельные элементы оцениваемого навыка, но не осознает их важности для своей работы3 балла – освоил и применяет время от времени только отдельные элементы навыка, но осознает их важность для своей работы 4 балла – освоил каждый элемент навыка, применяет его в стандартных учебных ситуациях5 баллов – полностью освоил все элементы навыка и эффективно применяет их во всех как стандартных, мак и нестандартных учебных ситуациях Спасибо за внимание!