Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС в обучении и воспитании (из опыта работы)


Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС в обучении и воспитании (из опыта работы)
Хаджимурадова Х.А., РМЛ
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяется ориентированностью на знания и умением использовать новые технологии, активностью жизненной позиции, установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, успешное социальное сотрудничество, а также здоровый образ жизни. По ФГОС, осмысленное целеполагание, планирование, осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекция), самооценка – это группа результатов, связанных с формированием регулятивных учебных действий обучающихся. Формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются обучающимся не в готовом виде, а «открываются» ими в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при объяснении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и объяснили, как надо действовать, чтобы дойти до истины. Эту задачу в основном решает исследовательский метод обучения. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность – подводить итоги своей деятельности. Эти умения в наше время необходимы, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, объективное отношение к успехам и неудачам. Главные принципы деятельностного подхода: 
- научить учиться;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат; 
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные мировоззрения  и культуры;
- научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). 
Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В филологии приоритетным является формирование коммуникативных учебных действий – формирование культуры общения, овладение письменной речью, а также современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, тьютора, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно-деятельностного подхода в преподавании?
- На современном уроке ученик является не объектом, а субъектом учебной деятельности. - В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же обучающиеся должны открывать знания сами. Урок должен начинаться не с записи темы урока, а с проблемного вопроса, подводящего учеников к теме урока. - На современном уроке учитель создает условия для исследовательской деятельности учеников и направляет ее на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. 
- В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться и желание учиться, способность к саморазвитию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует благоприятная атмосфера в школе и классе: учет взаимных интересов учителя и учащегося, включенность ученика в исследовательскую, творческую деятельности. Современный урок предполагает демократический стиль педагогического общения.Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Таким образом, обусловлена актуальность реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед учеником. В ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку ученик сталкивается с проблемой: он должен не только понять предложенный текст, определить проблему, но и написать сочинение-рассуждение по исходному тексту с привлечением в качестве примеров-аргументов художественных произведений
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы. Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, – а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирование уроков русского языка и литературы.  Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в группах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, аргументировано доказывать свою точку зрения, анализировать свои действия и т.д. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. 
Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, текстом; учим составлять план текста, конспект, учим писать аннотации и рецензии; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное отношение к слову. Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах. Это актуально в связи с изменениями в проведении ЕГЭ по русскому языку в 2014-2015 учебном году, когда учащиеся обязательно должны писать итоговое сочинение, критерии оценивания которого допускают или не допускают выпускника к сдаче ЕГЭ.Также идет подготовка к ГИА, когда нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста. 
Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики составляли свои поучения: это поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». При изучении литературных сказок анализируем слова А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!». Задаем вопрос пятиклассникам: «А какую сказку вы можете назвать прелестью и почему?». При изучении сказок А.С.Пушкина рассуждаем о противостоянии добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Учащиеся сами определяют цель урока. После беседы о противостоянии добра и зла в сказке ученики в группах выполняют самостоятельную работу по тексту: выписывают ключевые слова, воссоздающие портрет и характер героинь (1- царица, 2 – царевна), выписывают эпитеты, олицетворения, обращения и определяют их роль в тексте. 
Распределительные диктанты, работа с таблицей активизируют мышление учащихся. При изучении темы «Указательные местоимения» в 6 классе дается исследовательское задание классу: 
- Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно): такова, столько, это, этот, тут, теперь, такой, там, туда, оттуда, та, тогда, так, того. После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования данного распределения. Затем проецируется вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, можно организовать такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик – ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Например, обсуждая басню И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”, задаю вопросы:
- Какие проблемы испытывали герои басни?
- Почему им не удалось сдвинуть воз с места?
И после этого даю задание группам: прочитать текст и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход.
Итак, системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования – это не совокупность образовательных методов, форм, приемов и технологий, это своего рода философия образования новой школы, которая ориентирована на достижение целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Она направляет учителя повышать свое педагогическое мастерство, быть в сотворчестве с учеником в учебной деятельности, формирует у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовит их к продолжению образования и к жизни в современных условиях.
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/ Сравнительная таблица Стандартов http://sch109.trg.ru/DswMedia/sravnitel-nayatablicastandartov.docxОбразовательные стандарты ФГОС http://www.glushsosh.siteedit.ru/page19