Календарно-тематическое планирование по литературе,9 класс, по учебнику Коровиной


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 61»
«Утверждено»
Педагогическим советом
протокол от _____2014г.№__
Введено приказом от___2014г. №___
Директор школы
___________ С.Г. Казанкина
Рабочая программа
по предмету
ЛИТЕРАТУРА
для 9 класса
(3 часа в неделю,102 часа в год)
Составитель: Лундовских Лариса Петровна
(русский язык и литература, высшая квалификационная категория)
«Согласовано»
Заместитель директора________ /Чухно Н.А./ от_________2014г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от____2014г. №____
Руководитель МО ________ /Лундовских Л.П./
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2014г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Лундовских Л.П.,
учителя русского языка и литературы
на 2014-2015 учебный год
План составлен согласно Программе Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011 год в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе
Предмет Класс Кол-во часов Часов в неделю Развития речи Внекл. чтения Автор учебника, год издания
Литература 9 102 3 9 4 Литература 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Рекомендовано МО и Н РФ. – М.: Просвещение, 2012
Методическая тема на 2014/2015 учебный год.
Городская Школьная Учителя
Совершенствование методической работы в образовательной организации как основной механизм профессионального роста педагога в повышении качества образования
Освоение новых подходов к образованию: компетентностного и системно-деятельностного как основной способ совершенствования качества образования Формирование у обучающихся компетенций связного изложения мыслей в устной и письменной речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по литературе в 9 классе
(базовый уровень)
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Сборника нормативных документов: Программа Литература предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011
- Учебного плана МАОУ «Гимназия №61» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год
Согласно учебному плану МАОУ «Гимназия №61» на 2014-2015 учебный год на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа, в том числе на развитие речи 9 часов, на внеклассное чтение - 4 часа, на контрольные работы – 3 часа.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе.
Для реализации Рабочей программы используется УМК по литературе Коровиной В.Я., включающий: учебник: Литература 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Рекомендовано МО и Н РФ. – М.: Просвещение, 2012, и методическое пособие для учителя (С.Б.Шадрина. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Я.Коровиной – Волгоград: Учитель, 2010 - 270 с).
Цель программы обучения:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета
Задачи программы обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ;
применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Содержание программы учебного курса литературы для 9 класса
Введение (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (6 часов)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза. Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (65часов)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
К.Н.Батюшков. «Философ резвый и пиит…», «Мой гений»
А.В.Кольцов. «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес»
А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений.
Литература 19 века (4 часа).
А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»
Ф.М.Достоевский «Белые ночи»
Тип «петербургского мечтателя» в романе
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16 часов)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Михаил Александрович Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце»
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Литература народов России
Г. Тукай Слово о поэте.Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии..
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
.ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 часов)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Европейская литература эпохи романтизма
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Календарно-тематическое планирование
№ Изучаемый раздел, тема учебного материала Кол-во часов Календарные сроки Фактические сроки Планируемые результаты
Знания Умения ОУУН
Введение (1 час)
1 Литература как искусство слова 1 2.09 Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни; особенности литературного процесса Находить связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи Аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)
2 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы 1 3.09 Знать историческую основу памятника, историю его открытия; жанр, композиция, идея произведения; приемы создания характеров героев; своеобразие авторского стиля; авторы поэтических переводов.
Содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода Выделять смысловые части, сопоставлять произведение изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения.
Характеризовать героя, определять роль средств художественной выразительности для создания образа.
Выражать свое отношение к прочитанному Формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
3 «За землю Русскую». Осмысление текста памятника 1 5.09 4 Вечные образы «Слова…» 1 6.09 5 Поэтическое искусство автора 1 9.09 6 Литературная игра «Мир Игоревой песни» 1 12.09 7 Р.р. Сочинение по "Слову..." 1 13.09 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (6 часов)
8 Анализ сочинений. Характеристика русской литературы VIII века 1 16.09 Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Новаторство поэзии Державина; просветительские взгляды Радищева Определять тематику и проблематику произведения.
Уметь доказывать принадлежность стихотворения к классицизму.
Сопоставлять исторические факты и литературные традиции.
Определять место произведения в творческой эволюции писателя Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью.
Владение монологической речью.
Работа с текстом, выбор нужной информации; план анализа стихотворения
9 М.В.Ломоносов «Живое единство наук и художеств» 1 19.09 10 Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. Стихотворения «Властителям и судьям», «Памятник» 1 20.09 11 «Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н.Радищева. « Путешествие из Петербурга в Москву» 1 23.09 12 «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М.Карамзин 1 26.09 Знать основные этапы жизненного пути Карамзина, условия возникновения сентиментализма в России, содержание повести Уметь воспринимать и анализировать текст Развернуто обосновывать суждения
13 «Призрак счастья» в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» 1 27.09 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (65 часов)
14 Золотой век русской литературы 1 30.09 Общая характеристика развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы Развернуто обосновывать суждения; прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; делать выводы; отбирать необходимый материал для заполнения таблицы; давать определение романтизму Сопоставление основных исторических событий и явлений литературы; составление таблицы
15 «Его стихов пленительная сладость». В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Море», «Невыразимое» 1 3.10 Жанровые особенности баллады, сюжет произведения
Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Воспринимать и анализировать художественный текст; приводить доказательства; видеть авторскую модель мира Свободная работа с текстом: выборочно пересказывать текст, аргументировано выражать свою точку зрения
16 Нравственный мир героини баллады «Светлана» как средоточие народного духа и христианской веры 1 7.10 17 Вн. чт.
История одной книги 1 9.10 18 «Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова 1 10.10 Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Уметь с помощью цитат давать характеристику событиям и фактам.
Уметь анализировать образы комедии: раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты.
Анализировать эпизод произведения.
Работать с текстом критической статьи.
Владеть монологической и диалогической речью.
Аргументировать, развернуто обосновывать свою точку зрения и строить монологические высказывания.
Составлять тезисный план и конспект статьи
19 «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии 1 11.10 20 « Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия 1 14.10 21 «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия 1 17.10 22 «Не образумлюсь…виноват…» Анализ 4 действия 1 18.10 23 Жанр высокой комедии 1 21.10 24 «Горе от ума» в оценке И.А.Гончарова 24.10 25 Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 1 25.10 26 А.С.Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный миг» 1 28.10 Знать основные факты биографии Пушкина, его творческого пути. Пушкин в оценке Белинского
Понятия: мотив, лирика, лирический герой
Знать содержание изучаемых стихотворений, время их создания, особенности эпохи; сюжет поэмы, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы; определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери»; способы переработки текста, его построение
Понимать язык художественного произведения.
Выявлять общие мотивы и темы.
Воспринимать и анализировать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному.
Находить в стихотворении ключевые образы и образы-символы.
Выявлять авторскую позицию. Строить высказывание, пересказывать текст, представлять информационный проект; отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта.
Развернуто обосновывать суждения
27 «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Основные мотивы лирики А.С.Пушкина 1 31.10 28 Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. «Арион», «Во глубине сибирских руд…» , 1 1.11 29 «Пока свободою горим…» Развитие темы свободы в лирике А.С.Пушкина». «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю», «Деревня» 1 11.11 30 «Я вас любил…» Любовная лирика поэта. Стихотворения «Я вас любил..», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна» 1 14.11 31 «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Осень», «Бесы» 1 15.11 32
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
Стихотворения А.С.Пушкина
« Памятник», «Пророк» 1
18.11
33 Р.р. Интерпретация лирического стихотворения А.С.Пушкина 1 21.11 34 Спор о сущности творчества в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» 1 22.11 35 И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма «Цыганы» 1 25.11 36 Творческая история романа «Евгений Онегин» 1 28.11 Знать историю создания романа, замысел и композицию.
Знать общие и различные черты образа автора и его героя.
Знать основные черты характера Онегина.
Знать основные черты характера Ленского.
Знать основные черты характеров Татьяны и Ольги.
Знать содержание и проблематику изученного произведения Уметь находить элементы композиции произведения.
Уметь находить общие и различные черты образа автора и его героя.
Уметь находить доказательства своих мыслей в тексте.
Выявлять типические черты, присущие главному герою Развернуто обосновывать суждение, приводить доказательства, используя цитатный материал.
Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения.
37 «И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство 1 29.11 38 «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак». Онегин и поместное дворянство 2.12 39 «От делать нечего друзья». Онегин и Ленский 1 5.12 40 «Татьяна, русская душою…» Образ Татьяны в романе.
1 6.12 41 «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин 1 9.12 42 «…Мы неугомонно хлопочем, судим обо всем…» Образ автора в романе
1 12.12 43
44 Р.р. Диспут по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 2 13.12
16.12 45 Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова 1 19.12 Знать основные факты биографии Лермонтова, его творческого пути.
Основные мотивы его лирики.
Понятия: мотив, лирический герой, романтизм, скептицизм.
Знать содержание стихотворений Лермонтова.
Способы переработки текста, его построение
Проблема личности в обществе «Смерть поэта» «Поэт»; библейскую основу стихотворения «Пророк» Сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова.
Выявлять место стихотворения в творчестве поэта. Оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; развернуто обосновывать суждения; создавать историко-литературный и биографический комментарий; интерпретировать форму вопросов и ответов в самостоятельный текст; редактировать текст сочинения Интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности.
Развернуто обосновывать суждения.
Редактировать текст сочинения.
46 Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «И скучно и грустно», «Парус» , «Нет, я ен Байрон, я другой» 1 20.12 47 Раздумья о судьбе «людей 30-х г.г.» в лирике М.Ю.Лермонтова «Дума», «Смерть поэта», «Предсказание» 1 23.12 48 «Всякий плакал, кто любил…» Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Нет, не тебя я пылко я люблю», «Нищий», «Молитва» 1 26.12 49 «Из пламя и света рожденное слово». Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Поэт», «Пророк» 1 27.12 50 Р.р. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» 1 13.01 51 «Герой нашего времени» - первый психологический роман 1 16.01 Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Различать героя, повествователя и автора.
Определять жанр повести и ее художественные особенности.
Определять границы эпизода.
На основе текста давать характеристику героя.
Раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя.
Составлять тезисный план сочинения Развернуто обосновывать суждения.
Создавать характеристику героя на основе текста повести.
Делать выводы и обобщения.
Приводить доказательства в соответствии с темой сочинения.
Писать вступление и заключение
52 Печорин и «горцы» 1 17.01 53 Печорин и Максим Максимыч 1 20.01 54 Печорин в обществе «честных контрабандистов» 1 23.01 55 Печорин и «водяное общество» 1 24.01 56 Можно ли назвать Печорина фаталистом? 1 27.01 57 Художественные особенности романа. Жанр и композиция 1 30.01 58 Р.р. Создание черновика сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 1 31.01 59 К.Н.Батюшков. «Философ резвый и пиит…» Стихотворение «Мой гений» 1 3.02 Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности.
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Жанр элегии в лирике Баратынского Выразительно читать стихотворения, анализировать по опорным вопросам, выявлять характерные особенности; составлять историко-культурный и биографический комментарий Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; выразительное чтение стихотворений
60 А.В,Кольцов. «Истинный неподдельный народный талант» Стихотворения «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» 1 6.02 61 А. Баратынский Слово о поэте. Стихотворения «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»
1 7.02 62 Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя 1 10.02
Основные факты жизненного и творческого пути.
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Оценивать идейно-художественные искания писателя.
Выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.
Составлять характеристику литературного персонажа.
Давать обобщающую характеристику чиновникам.
Выявлять типические черты характера персонажа.
Определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя авторскую позицию.
Устанавливать ассоциативные связи с произведениями искусства Развернуто обосновывать суждения.
Создавать характеристику героя на основе текста повести.
Делать выводы и обобщения.
Пересказывать текст.
Давать развернутый ответ на вопрос, ссылаясь на текст поэмы.
Включать цитаты из художественного текста.
Строить монологические высказывания.
Составлять историко-культурный и биографический комментарий
63 «Вся Русь явится в нем!» Первоначальный замысел и идея Гоголя 1 13.02 64
65 «Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка 1
1 14.02
17.02 66
«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрев 1
1
20.02
21.02 67
«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина 1
24.02
68 «Город никак не уступал другим губернским городам» 1 27.02 69
70 «Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме 1
1 28.02
3.03 71 «Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме 1 6.03 72 Р.р. Письменный ответ на вопрос по поэме Н.В.Гоголя 1 7.03 73 Контрольная тестовая работа «Русская литература 1 половины 19 века» 1 10.03 75 А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок» 1 13.03 Основные факты жизненного и творческого пути драматурга; текст пьесы Выразительно читать диалоги, давать характеристику героя драматического произведения Анализ афиши пьесы; комментирование текста пьесы
76 Любовь в патриархальном мире 1 14.03
77 Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф.М.Достоевского «Белые ночи» 1 17.03 Основные факты жизни Ф.М.Достоевского, текст романа Анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения Анализ художественного текста
78
А.П.Чехов. «Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель». Рассказы «Тоска», «Смерть чиновника». 1
20.03 Знать основные факты биографии и творчества Чехова Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. Анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения Владеть монологической речью
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16 часов)
79 А.Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принес издалека», «О весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить» 1 21.03 Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию Владение основными видами публичных выступлений
80 С.Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина. Стихотворения «Отговорила роща золотая», «Гой ты , Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный» 1 3.04 Знать основные факты жизни и творчества поэта Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию Выразительно читать наизусть
81 А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихи о Петербурге. Стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество»
1 4.04 Знать основные факты жизни и творчества поэта Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию Воспринимать и анализировать поэтические тексты
82 Н.Заболоцкий «Смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты – человек!» Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» 1 7.04 Основные факты жизни Н.Заболоцкого, особенности творческого метода Создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения Анализ стихотворений, выразительное чтение
83 Р.р. Анализ любимого стихотворения ХХ века
1 10.04 Знать план анализа лирического стихотворения Уметь использовать план анализа при создании творческой работы, сравнивать поэтические тексты разных авторов Письменно анализировать стихотворение
84 М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» 1 11.04 Основные факты биографии М.Булгакова; названия произведений; текст повести; идейное значение эпизодов Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы
85 «Сатира не терпит оглядки…» Основы живучести «шариковщины», «швондерства» 1 14.04 86 Поэтика Булгакова-сатирика 1 17.04 87 М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека 1 18.04 Знать основные факты жизни и творчества писателя Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию Проводить информационно – смысловой анализ текста
88 Образ Андрея Соколова 1 21.04 89 А.И. Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
1 24.04 Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода Приводить доказательства; выявлять авторскую позицию
90 Праведник и пророк в рассказе «Матренин двор». 1 25.04 91 Литература народов России
Г. Тукай Слово о поэте.
Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»
1 28.04 Факты жизни и деятельности автора Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы. Понимать идейный смысл стихотворений, особенности переводческой манеры Г.Тукая Выразительное чтение
92 Вн.чт. «Я, конечно, вернусь…» Творчество В.В.Высоцкого. Стихотворения «Я не люблю», « О дружбе», «Он не вернулся из боя» 1 29.04 Факты жизни и деятельности поэта Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выявлять авторскую позицию Воспринимать и анализировать поэтические тексты
93 Вн.чт. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказы «Чудик», «Микроскоп» 1 2.05 Тексты рассказов Художественный мир произведений В.М.Шукшина Анализ рассказов
94 Вн.чт. Герои «живой души»в рассказах Б.Екимова. Рассказы «Живая душа», «Ночь исцеления» 1 5.05 Автора, факты его жизни и деятельности; тексты рассказов Анализировать рассказы по вопросам, определять авторское отношение к персонажам Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 8 часов)
95 Литература эпохи Античности
Катулл. Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…» 1 6.05 Особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию на время Создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения Выразительное чтение стихотворений, сообщение о времени Катулла
96 Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия 1 11.05 Содержание оды Горация Выразительно читать оду; выявлять авторскую точку зрения Сообщение о Горации
97 Данте Алигьери. Универсально-философский характер «Божественной комедии» 1 12.05 15 Содержание 1-3 песен «Ада» Определять аллегорический, моральный, мистический смысл Комментированное чтение
98 Уильям Шекспир. «Гамлет» - «пьеса на все времена» 1
16.05
Основные факты жизни Шекспира. Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Трагический характер конфликта в произведении. Характеризовать героя драматического произведения Сравнивать произведения разных эпох
99 Итоговая контрольная работа в форме теста 1 15.05
100 И.В.Гете «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения 1
19.05 Основные факты жизни Гёте, творческую историю трагедии, содержание фрагментов Характеризовать героя драматического произведения Сотрудничать в процессе выполнения творческого задания
101 Подведение итогов. Сквозные образы и мотивы в русской литературе 1
22.05
Сотрудничать в процессе выполнения творческого задания, отбирать необходимый материал из разных источников Подготовка проекта и его защита
102 Рекомендации на летнее чтение 23.05 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 76 – 89 %;
«3» - 50 – 75 %;
«2» - менее 50 %.
График работ по развитию речи и внеклассных чтений по литературе
на 2014/2015 учебный год для 9 класса.
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Класс
Р.р Внекл.чт Р.р Внекл.чт Р.р Внекл.чт Р.р Внекл.чт
9 2 1 3 - 3 - 1 3
Темы контрольных работ

Темы Календарные сроки Фактические сроки Оценочный материал
1
Урок контроля. Литературная игра «Мир Игоревой песни» 12.09 Утверждено на заседании МО
2 Контрольная тестовая работа «Русская литература 1 половины 19 века» 13.03 Утверждено на заседании МО
3 Итоговая контрольная работа в форме теста 15.05
Утверждено на заседании МО
Темы развития речи
9 класс

Темы Календарные сроки Фактические сроки
1 Р.р. Сочинение по "Слову..." 13.09 2 Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 28.10 3 Р.р. Интерпретация лирического стихотворения А.С.Пушкина 22.11 4-5 Р.р. Диспут по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 16.12
19.12 6 Р.р. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» 16.01 7 Р.р. Создание черновика сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 3.02 8 Р.р. Письменный ответ на вопрос по поэме Н.В.Гоголя 10.03 9 Р.р. Анализ любимого стихотворения ХХ века 10.04 Темы внеклассного чтения
9 класс №
Темы Календ. сроки Фактические сроки
1 Вн.чт. История одной книги 10.10 2 Вн.чт. «Я, конечно, вернусь…» Творчество В.В.Высоцкого. Стихотворения «Я не люблю», « О дружбе», «Он не вернулся из боя» 29.04 3 Вн.чт. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказы «Чудик», «Микроскоп» 2.05 4 Вн.чт. Герои «живой души»в рассказах Б.Екимова. Рассказы «Живая душа», «Ночь исцеления» 5.05 Приложение к рабочей программе
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы

1. С.Б.Шадрина. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.Я.Коровиной – Волгоград: Учитель, 2010 - 270 с
2. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2009
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.
4. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2012
7. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2008.
8. Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы: 9 класс. – М.:Издателство «Экзамен», 2014
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page4. http://www.openclass.ru/