Внеурочное занятие в 6 классе по русскому языку Секретное агентство Знатоки причастия


бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарногского муниципального района Вологодской области
«Тарногская средняя школа»
Конспект занятия внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
по русскому языку
в 6 классе
Тема: «Секретное агентство «Знатоки причастия»
Занятие подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Жданова Наталия Васильевна,
первая квалификационная категория.
2016
Дата проведения- 27 января 2016г.
Тип занятия: повторительно-обобщающий.
 Материальное обеспечение:
презентация
рабочие листы – досье секретного агента
Методы работы: повторение пройденного, объяснение, беседа, наглядный, элементы сопоставительного анализа, поиск необходимой информации, самоконтроль, рефлексия, частично-поисковый (работа с текстом), метод проблемного изложения материала, аналитический и практические методы.Технологии: проблемное обучение, схемная и знаковая модель учебного материала, обучение в сотрудничестве (в паре), ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: кабинет №11
Цели урока:
1) способствовать систематизации знаний, умений и навыков о причастии как особой форме глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая функция); на основе семантико-грамматических особенностей опознавать причастия в тексте, отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки правописания причастий; определять изобразительную роль причастий в тексте;
2) развивать:
мыслительную деятельность при решении лингвистической проблемы,
языковое чутье, выразительность речи в процессе работы с текстом,
коммуникативные навыки,
3) воспитывать
коммуникативные и творческие навыки.
Планируемые образовательные результаты
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность обособления и необособления причастного оборота
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
-находить нужную информацию
-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
-учиться критично относиться к собственному мнению

Ход занятия
1. Оргмомент.  Постановка задач.
Ребята, мне на почту пришло необычное письмо. Оказывается, существует секретное агентство, представители которого называют себя знатоками причастия. Они узнали, что мы с вами изучаем причастие. Агентству требуются помощники – причастия используют в речи все реже. Чтобы не допустить этого, нужны люди, которые знают всё об этих словах и умеют их активно использовать в устной и письменной речи. Вы бы хотели попробовать себя в роли секретных агентов?
Как вы думаете, какими умениями должен обладать секретный агент?
быть внимательным, умным, смелым,
иметь зоркий глаз,
уметь все слушать и слышать,
уметь работать и в одиночку, и в команде,
держать себя в форме.
К членам агентства «Знатоки причастия» есть и особые требования.
Секретный агент
- знает родословную причастия,
- знает характерные особенности причастия,
- умеет опознавать причастия в любом обществе и окружении (выделять причастия в тексте по смыслу и грамматическим признакам),
- умеет образовывать причастия,
- умеет употреблять причастия в устной и письменной речи, соблюдая нормы произношения.
II. Актуализация знаний и умений.
Итак, эта работа требует особой подготовки, специального образования, вы должны соответствовать требованиям, предъявляемым агентством.
Перед вами на столах лежат ваши досье (см. Приложение), в которых будут отражаться результаты вашей работы в качестве помощников знатоков. Подпишите свои рабочие листы.
Словарная работа:
Досье - собрание документов, относящихся к какому-н. делу, лицу, а также папка с такими документами.
Каждое задание, которое вы будете выполнять, вы будете оценивать сами, отмечая галочкой или обводя в кружок, насколько вы справитесь – знаток причастия, если всё сделано без ошибок, и помощник знатока, если будут допущены ошибки.
III. Активизация деятельности учащихся.
Знакомство с видами работы (на слайде все задания)
В секретное агентство просто так не войдешь. Нужно знать пароль.
«Пароль»
Из данных предложений вам нужно взять слова определенной части речи и составить фразу – пароль секретных агентов. Ученье – путь к уменью.
Из 1 предложения возьмите первое подлежащее. (Ученье). Ученье – свет, а неученье – тьма.
Из 2 предложения возьмите существительное, стоящее в предложном падеже, и поставьте его в форму ип.п. ед.ч.
Мудрость — наименее тяжелая ноша в пути. (путь)
Из 3 предложения возьмите предлог. Слово — не стрела, а к сердцу льнет. (к)
Из 4 предложения возьмите существительное уменья и поставьте его в ед.ч. дат.п. Без терпенья нет уменья. (уменью)
«Фоторобот».
Среди множества слов русского языка выделяются причастия. В.И.Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» так охарактеризовал их: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Давайте вспомним признаки причастия – составим его фоторобот. К нашему занятию вам дано было задание подготовить кластер по изученному материалу о причастии. Давайте посмотрим, кто выполнил это задание.
Резерв.
Причастие – всем нам знакомое -
Представим мы как насекомое,
46215306159500Которого признаки-ножки-
Бегут, но по разным дорожкам.
У трёх - путь к глаголам лежит:
Время, возвратность, вид;
У четырёх - к прилагательным ход:
Краткость, число, падеж, род.
Усы у него замечательные –
Действительные и страдательные.
От времени и от спряжения
Отличия есть в их строении.
«Семейный портрет»
В каждом примере выберите глагол, от которого образовано указанное причастие. Запишите выбранную вами пару слов. Сделайте вывод.

Вывод: при образовании причастий вид и возвратность сохраняется, это постоянный признак причастия.
Следующее задание – «Условный сигнал».
Рассмотрите схемы. Назовите морфологические признаки «зашифрованных причастий». О каких причастиях идет речь в каждой схеме?

Действительным причастиям времени настоящего
Суффикс особый присущ:
Для II -го спряжения -ащ-, -ящ-,
Для I - го - -ущ-, -ющ.
Страдательным причастиям времени настоящего
Суффикс - другой совсем:
Для II-го спряжения -им-,
Для I -го – -ом-, -ем-.
Причастиям прошедшего времени
Не нужно глаголов спряжение.
Действительных суффикс: -вш-, -ш-,
Страдательных: -енн-, -нн-, -т-.
Работа по вариантам: образуйте от данных глаголов причастия
1 в. - действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
2 в. - страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Помните!
От глаголов сов.в. образуются действительные и страдательные причастия только прошедшего времени.
Выполнять, исследовать, выставить, раскрыть, вырасти, читать.
Кроссворд «Опознание»
Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным ниже определениям. В выделенном столбике вы прочитаете название этой формы глагола.


Физкультминутка «Спецподготовка»
Встанем.
Глаза открыты, глаза закрыты,
Руки протянуты к солнышку ясному,
Ноги на месте шагают активно,
Смотрим на мир мы весьма позитивно.
Садитесь.
Какие причастия мы использовали при проведении физминутки? Кто был внимателен? Охарактеризуйте их.
В секретном агентстве «Знатоки причастия» висят портреты известных людей. Как вы думаете, что это за люди?
«Следствие вел…» Кожевников Дима. Он изучал историю причастия.
Термин «причастие» старославянского происхождения. В старославянский оно вошло через латинский язык как буквальный перевод – «участвующий». Причастие со своими свойствами сопричастно как имени, так и глаголу. Эту двойственность заметили и древние античные грамматисты, дав ему имя «причастия». Совмещение в одном слове признаков разных частей речи естественно делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание еще Михаил Васильевич Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к обращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
В русистике причастие определялось с самого начала как:
1) самостоятельная часть речи (М.В. Ломоносов);
2) часть прилагательного (А.Х. Востоков);
смешанная часть речи (А.М. Пешковский);
категория гибридных глагольно-прилагательных форм (В.В. Виноградов);
одна из форм словоизменения глагола; форма глагола.
Но уже в начале 90-х годов XX века причастие выделяется опять как самостоятельная часть речи. В 2004 г. в пособиях по русскому языку причастие не приводится в перечне самостоятельных частей речи и определяется как «неспрягаемая форма глагола».
Таким образом, причастие, за свою более чем двухтысячелетнюю историю изучения рассматривалось по-разному. Мы изучаем его как особую форму глагола.
Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями с помощью причастия
«Рукопись»
Настоящий секретный агент должен уметь разгадывать любую зашифрованную информацию. Ваша задача – восстановить окончания причастий, согласовав их с определяемым словом.
На высоком берегу реки Сухоны раскинулась деревушка с необыкновенным названием – Сергиевская. Именно её в далеком 1964 году заметили и выбрали Джанна Таджатовна Тутунджан и её муж Николай Баскаков, путешествовавшие на плоту по этой северной реке. На этой земле множество родников, бьющих из-под земли. Стекающие ручейками в сухонскую воду ключи наполняют реку. А вокруг каждого родникового ручейка растут незабудки, покоряющие своей простотой и очарованием. «Родниковая страна» - так назвала художник ставшую ей родной деревню. В этом названии отразилась и прозрачность, чистота северной природы, и чистота души человека, живущего в этом крае.
«Следственный эксперимент»
- встретились ли в тексте причастные обороты? Если их убрать, измениться содержание текста? (исчезнет выразительность речи).
Сереброва Юля изучила содержание районной газеты «Кокшеньга» и узнала, насколько часто используются причастия в письменной речи публицистического стиля.
Продолжим путешествие по родному краю. Попробуем себя в роли корреспондентов. Вам нужно сделать подписи под фотографиями, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помните, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.
Составляют предложения к фотографиям.
Чтение предложений.
Дополнительная информация.
В декабре 2004 года в преддверии 60-летнего юбилея Победы в скверике Вечной славы, рядом с памятником воинам-тарножанам, был открыт памятник тарножанам – Героям Советского Союза: П.И. Ивановскому, Г.Н. Преображенскому, П.Е. Шевелеву.
В центре села Тарногский Городок есть небольшой скверик. Здесь у музея стоит памятник погибшим землякам. На высоком пьедестале, склонив голову, возвышается бронзовый солдат. Ветер развевает плащ-накидку, надетую на плечи. В одной руке у него автомат. Грудь украшают ордена и медали. Левой рукой солдат опирается на металлическую плиту, на которой сделана памятная надпись: «Воинам-тарножанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) – благодарные земляки». Под надписью – солдатская каска. Весь молчаливый образ воина – воплощение гордой скорби
75 лет тому назад не было здесь кудрявых берез, не было аллей и клумб. Была простая школьная площадка. В грозный 1941-й год на ней стояли подводы, привезшие защитников Родины в райцентр. На ней строились в колонны мобилизованные. Раздавались команды, и колонны уходили на фронт. Здесь матери прощались с сыновьями, девушки дарили солдатам цветы, жены подолгу смотрели вслед уходившим на ратный подвиг мужьям.
В сквере будущие солдаты давали клятву победить врага. Но, пройдя сквозь военное лихолетье, далеко не все из них вернулись домой. Свыше 3 000 тарножан пали на полях великой битвы. Отдавая дань отваге и мужеству своих земляков в боях за Родину, лесозаготовители Коленьги бросили клич соорудить памятник павшим. Рабочие и колхозники района дружно откликнулись на этот призыв. В короткий срок были собраны средства. Потом в Московский скульптурный комбинат дали заказ отлить монументальную скульптуру.
9 мая 1967 года, в день Великой Победы, состоялось открытие памятника, на которое были приглашены фронтовики. У каждого на груди знаки воинской доблести. Увидев их при полном параде, многие только тогда поняли, какими храбрыми были эти солдаты, и какая нелегкая выпала им судьбина в те военные годы. Право открыть памятник предоставили Герою Советского Союза Петру Елизаровичу Шевелеву. Тарножане хорошо знают своего земляка. Старший сержант Шевелев вместе со своим расчетом одним из первых переправился на правый берег Днепра и в течение трех суток, до прихода основных сил, отбивался от наседавших фашистов. А когда кончилась война, отважный минометчик вернулся в родные края. И вот спустя 20 лет после войны ему предоставили право снять покрывало с бронзового солдата в сквере у школы…
IV. Подведение итогов. Самооценка.
Вернемся к нашим рабочим листам – к вашим досье. Посмотрите, насколько успешной и активной была ваша работа. Кто смог заработать звание «Знаток причастия», кто – «помощник знатока».
Ответы учащихся.
V.Рефлексия.
Продолжите предложение, поделитесь своими впечатлениями о занятии.
Самый интересный момент занятия…
Самое простое задание для меня …
Самое сложное задание для меня…
Мне еще нужно научиться…
Зная секреты этой удивительной формы глагола, вы сможете обогатить свою речь, сделать ее более выразительной и эмоциональной.
Спасибо за работу!
Приложение
ДОСЬЕ
СЕКРЕТНОГО АГЕНТА ______________________________________
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦАГЕНТА ЗНАТОК ПРИЧАСТИЯ ПОМОЩНИК ЗНАТОКА
1. «Пароль»
Из данных предложений возьмите указанное слово и составьте фразу – пароль секретных агентов.
Из предложения Ученье – свет, а неученье – тьма возьмите первое подлежащее.
Из предложения Мудрость — наименее тяжелая ноша в пути возьмите существительное, стоящее в предложном падеже, и поставьте его в форму ип.п. ед.ч.
Из предложения Слово — не стрела, а к сердцу льнет возьмите предлог.
Из предложения Без терпенья нет уменья возьмите существительное уменья и поставьте его в ед.ч. дат.п.
_______________________________________
_______________________________________ 2. «Семейный портрет»
В каждом примере выберите глагол, от которого образовано указанное причастие. Запишите выбранную вами пару слов. Сделайте вывод.

______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
3. Работа по вариантам: образуйте от данных глаголов причастия
1 в. - действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
2 в. - страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Помните!
От глаголов сов.в. образуются действительные и страдательные причастия только прошедшего времени.
Выполнять, исследовать, выставить, раскрыть, вырасти, читать.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________ительной и эмоциональной. 4. Кроссворд «Опознание»
217106542862500Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным ниже определениям. В выделенном столбике вы прочитаете название формы глагола.
Который закипает.
Которых избрали.
Который можно различить.
Которую заметили.
Который отдал.
Которая запаслась.
Которых испытывают.
Которую разлили.
Которые зацвели.
5. «Рукопись»
Ваша задача – восстановить окончания причастий, согласовав их с определяемым словом.
На высоком берегу реки Сухоны раскинулась деревушка с необыкновенным названием – Сергиевская. Именно её в далеком 1964 году заметили и выбрали Джанна Таджатовна Тутунджан и её муж Николай Баскаков путешествовавш.. на плоту по этой северной реке. На этой земле множество родников бьющ… из-под земли. Стекающ… ручейками в сухонскую воду ключи наполняют реку. А вокруг каждого родникового ручейка растут незабудки покоряющ… своей простотой и очарованием. «Родниковая страна» - так назвала художник ставш… ей родной деревню. В этом названии отразилась и прозрачность, чистота северной природы, и чистота души человека живущ… в этом крае.
6. «Юные корреспонденты»
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
7. Анализ достижений по программе обучения знатоков причастия.
Кто вы: знаток причастия или помощник знатока?
29356054318000Самый интересный момент занятия…
Самое простое задание для меня …
Самое сложное задание для меня…
Мне еще нужно научиться…