Коррекция защитной агрессивности и страхов. Психологические игры и упражнения (индивидуальные)


Коррекция защитной агрессивности и страхов.
Психологические игры и упражнения (индивидуальные)
 «Конкурс художников»
Цель: разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей.
Ведущий заранее готовит два одинаковых черно-белых рисунка агрессивного персонажа. На занятии он предлагает ребенку поиграть в художников, которые сумеют слать этот рисунок добрым, и при этом устроить конкурс — в конце занятия определить, чей персонаж будет выглядеть добрее. Ведущий и ребенок берут по рисунку, затем по очереди, проговаривая свои действия вслух, дорисовывают своему персонажу «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.п.
«Почему подрались дети»
Цель: развивать рефлексию агрессивного поведения, способность анализировать его причины и следствия.
Ребенку предлагают рассмотреть рисунок дерущихся детей, придумать, почему они подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть, что подрались, и почему, как можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие рисунки дерущихся детей, задавая эти же вопросы.
«Школа пугания» (задание рассчитано на несколько занятий)
Цели: — отреагировать агрессивные чувства; развивать рефлексию агрессивного поведения; обучать контролю своих действий в агрессивных ситуациях; актуализировать чувство страха.
Взрослый предлагает детям поступить в необычную школу — школу пугания. На уроках в этой школе дети учатся по-разному пугать друг друга.
«Испугаем по-разному»
Ребенок придумывает различные способы того, как можно испугать человек (взрослый их записывает). Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети называют следующие варианты: испугать криком, громким стуком, страшными словами, страшным смехом, страшным лицом или картинкой.
После этого взрослый дает ребенку задания испугать его самого тем или иным способом из составленного ранее списка. За каждое выполненное задание в школе в специальном дневничке ставятся плюсы. При этом взрослый обращает внимание ребенка на то, чтобы он строго следовал заданию, например, испугать только лицом, без слов, или только криком, не меняя выражение лица. Можно предложить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова не сопровождается изменениями мимики. Так ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.
В конце урока ведущий договаривается с ребенком, что все «изученное» в нашей школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы ребенок не начал применять «полученные знания» на практике в классе или группе детского сада.
Занятие должно заканчиваться расслаблением. Можно предложить ребенку удобно устроиться в кресле, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые тихонечко называет, чтобы привлечь к ним внимание ребенка.
«Рисунок чего-то очень страшного»
Ребенку предлагается нарисовать что-то такое страшное, что самому можно испугаться. Затем ребенок вспоминает способы, какими можно испугать человека и показывает эти способы ( пугает ведущего) в темной или затемненной комнате.
«Страшная маска»
Ребенок, используя маленькие кусочки пластилина, «рисует» маску какого-либо страшного персонажа. При этом взрослый следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов («Где он живет? Что он любит?» и т.п.) побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза и по возможности описал словами взгляд персонажа. Важно также, как ребенок изображает рот, какие средства (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.) и свидетельства агрессии (кровь) использует. После того как маска будет готова, ребенок может примерить ее, рассмотреть себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого-либо. А затем самому немного попугаться. В этом случае маску надевает ведущий.
«Страшная рука»
Ребенок с помощью пластилина изображает на бумаге руку страшного персонажа. Для этого он сначала обводит свою руку, затем обмазывает получившийся контур пластилином с тем, чтобы рука стала очень-очень страшной.
«Страшный рисунок на полу» (необходим кусок обоев или бумаги по росту ребенка)
Ведущий предлагает ребенку нарисовать страшного персонажа в полный рост. Для этого на пол кладется кусок обоев или бумаги, ребенок на него ложится, а взрослый обводит его контуры. Затем они вместе раскрашивают контур так, что бы он был похож на выбранный ребенком образ страшного персонажа. Если на предыдущих занятиях ребенок рисовал красками или пластилином страшную маску, можно сразу же положить ее на место лица.
«Страшный кукольный театр»
Ребенок вырезает по контуру страшного персонажа, изготовленного на прошлом занятии, а затем ему предлагают устроить кукольный театр.
Два составленных вместе стула закрывают куском такни (лучше черной) — это ширма, сверху раскладывают «страшного персонажа». Взрослый — зритель — хлопает, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица персонажа: где он жил раньше, что он любит сейчас и т.п.
Потом взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его. Ребенок расколдовывает его, а потом опять идет за ширму и составляет новый рассказ, по возможности, похожий на рассказ взрослого. Взрослый расколдовывает его и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же не расколдованных ужасов.
«Я могу защитить»
Цель: формирование умения использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить...». Если ребенок достаточно взрослый, можно использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...»
«Три подвига Андрея»
Цель: формирование умения использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком, побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей мог, только если совершит три подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии
Б. Коррекция страхов
На этом этапе снимается запрет на проявление агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Для этой цели необходимо использовать игры, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Можно давать задания на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу.
«Петушиный бой»
Цель: аффективная стимуляция ребенка.
Ведущий и ребенок — петушки, они стоят на одной ноге и дерутся подушками, при этом стараясь сделать так, чтобы соперник наступил на пол второй ногой, что означает его проигрыш.
«Покажи страшного»
Цель: аффективная стимуляция ребенка.
Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает их и старается изобразить страшного персонажа движениями и голосом.
«Кто больше собьет»
Цель: аффективная стимуляция ребенка.
На полу расставляются маленькие пластмассовые игрушки. Ведущий и ребенок по очереди бросают мяч, стараясь сбить как можно больше игрушек. Побеждает тот, кому удается сбить за один раз большее количество фигурок.
«Снежки»     
Цель: аффективная стимуляция ребенка.
Для игры заранее готовятся «снежки» — шарики из ваты, снаружи смазанные клеем и высушенные. Ведущему и ребенку нужно как можно больше раз попасть друг в друга при условии, что каждый получает равное количество (по 5—6) «снежков».
«Маленькие человечки»
Цель: снижения сверхконтроля на проявление гнева.
Ведущий заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков — мужчину и женщину. Ребенку предлагают раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую-нибудь историю.
«Цирк»
Цель: снижения сверхконтроля на проявление гнева.
Ведущий играет роль дрессировщика, а ребенок — дрессированных собачек, лошадей, тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика. А тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика. Но он заставляет их слушаться. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.
«Я очень хороший»
Цель: укрепление «Я» ребенка.
Ребенку предлагают несколько раз повторить слово вслед за ведущим: сначала шепотом, затем громко и очень громко. Таким образом ведущий и ребенок шепчут, проговаривают и прокрикивают слово «Я», затем «очень» и наконец «хороший».
«Скажи мишке добрые слова»
Цель: укрепление «Я» ребенка.
Ребенок и ведущий перебрасываются мячиком и вспоминают хорошие качества человека. Затем ведущий приглашает на занятие игрушечного медвежонка. Ребенок придумывает для него хорошие слова: «Ты добрый» и т.п. Затем ведущий и ребенок по очереди берут мишку в руки — превращаются в мишку — и придумывают хорошие слова друг для друга.
Последующие этапы
«Конкурс боюсек»
Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.
Ребенок и взрослый быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх (повторяться нельзя). Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. Определяется победитель конкурса (ребенок).
«Закончи предложение»
Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.
Ребенку предлагается закончить предложения:
«Дети обычно боятся...»
«Взрослые обычно боятся...»
«Мамы обычно боятся...»
«Учителя обычно боятся...»
При обсуждении делается вывод о том, что иногда боятся все люди, и страх — это совсем не стыдное чувство, чем старше становится человек, тем меньше у него становится страхов.
«Очень страшное»
Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем.
«Чужие рисунки»
Цель: предоставление ребенку возможности для актуализации страха.
Ребенку показывают рисунки других детей с изображениями их страхов и предлагают придумать, чего же боялись эти дети и как им можно было бы помочь.
Игра. «Камушек в ботинке»
Цель:
В этой игре мы используем метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.
Инструкция:
Расскажите мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек?
Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Может быть, так случается, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утором надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге уже может быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.
Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся и вытащим его от -туда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые.
Если вы нам скажите «У меня камушек в ботинке», то мы все поймём, что вам что-то мешает и мы сможем об этом поговорить. Я хочу чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Если нет, то скажите «У меня нет камушка в ботинке», а если есть, то давайте обсудим ваш «камушек».
Необходимо дать детям возможность поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудить отдельные «камушки».
Упражнение «Стукни кулаком»
Специалист интересуется, бывают ли у ребенка приступы злости, гнева, ругательств, желания подраться. Если ребенок отвечает: «Да», ему предлагается представить кого-то или что-то, что его злит. А когда ребенок разозлился, предложить применить упражнение «стукни кулаком» - ребенку позволяется ударить кулаком по столу или иной поверхности. Боль от удара кулаком должна отвлечь и переключить его внимание. Незаметно специалист интересуется образом, вызвавшим гнев ребенка. Если гнев ребенка не утих окончательно, предлагается игра «мешочек криков» Ребенок может выражать свою агрессию в виде крика, поэтому ему дается мешочек или пакет, в который он может кричать при желании, с условием, что кричать вне мешочка запрещается. Подобную технику сдерживания гнева можно использовать периодически при капризах ребенка или посоветовать ее родителям.
Рисование «Шарж»
Важными приемами при работе с агрессивными детьми являются приемы арт-терапии. При этом одновременно развиваются художественные, творческие навыки. Ребенку предлагается нарисовать злой шарж на того, кто вызывает гнев. Когда шарж готов, ребенку позволяется порвать его, при этом важно акцентироваться на испытанном облегчении и возможности таким образом избежать ссоры или драки.
«Кошкин дом»
Специалист и ребенок берут игрушки или куклы и разыгрывают небольшой спектакль по мотивам «Кошкиного дома». Ребенку достается роль кошки, а специалисту гостей-животных. Предварительно специалист узнает у родителей, в каких фразах ребенок проявляет вербальную агрессию. Этими фразами, порой ругательствами, психолог обращается от имени гостей-животных к ребенку-кошке. Так происходит до тех пор, пока у ребенка не происходит обратная реакция. Тогда психолог выходит из образа и объясняет ребенку, что не хотел его обидеть, а лишь показал ощущения жертвы агрессии. Когда урок усвоен и сделан вывод, разыгрывается небольшая ролевая игра с куклами, закрепляющая навыки вежливого, дружелюбного общения.
Упражнение «Самооценка».

«Вы видите список качеств. Список качеств: симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, аккуратный, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, неприятный, вдумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, глупый, одинокий, красивый, общительный, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный, агрессивный, романтичный, уверенный.
Возьмите листок и ручку. Разделите листок на две части. Слева напишите «Идеальный человек». Выберите из данного списка 10 качеств, которые обязательно должны быть у идеального человека, и запишите их в первую колонку. Справа напишите «Я». Выпишите из списка 10 качеств, которыми, как вы считаете, обладаете. А теперь сравните две колонки. Как близки вы к идеальному человеку?
«Раскрась свои чувства».
Это упражнение выполняется не в тетради, а на отдельных листах. Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка. Участников просят приготовить цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. После того как ведущий убедился, что все готовы к работе, он дает инструкцию:
Представьте себе, что этот человечек — сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:
радость - желтым;
счастье - оранжевым;
удовольствие - зеленым;
гнев, раздражение - ярко-красным;
чувство вины - коричневым;
страх - черным.
После того как «человечки» раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.
Затем ведущий просит подписать рисунки и собирает их для последующего анализа.
Анализ рисунков
Внимание! Целесообразно анализировать рисунки вместе со школьным психологом. Данные анализа являются конфиденциальной информацией, которая не обсуждается с детьми. Результаты анализа рисунков можно использовать для индивидуальной работы, а также ориентироваться на них при подборе партнеров и ролей в упражнениях во время занятий.
Если ребенок раскрашивает «человечка» розовым, желтым, зеленым и другими спокойными цветами, то можно говорить о том, что его состояние достаточно стабильно и гармонично, он конструктивно будет воспринимать и реагировать на занятия.
Иногда в рисунках могут появляться черные, коричневые и ярко-красные тона. Если большая часть рисунка окрашена черным, возможно, этот ребенок нуждается в психокоррекции. Бывает, что черные, коричневые и ярко-красные пятна узко локализованы в определенном месте тела. Если цветовые пятна находятся в области головы, то можно предположить, что ребенок о чем-то напряженно думает, какие-то мысли не дают ему покоя и даже пугают его. В этом случае необходимо переключить мысли ребенка в другом направлении. Имеет смысл чаще привлекать его к двигательным упражнениям или придумыванию чего-нибудь.
Если черный цвет локализован в области рук, можно предположить, что ребенок испытывает определенные трудности во взаимодействии с другими. Может быть, он просто замкнут или его отвергают другие дети.
Иногда черные руки может нарисовать ребенок, которому часто говорят, что у него «руки как крюки» или «не трогай, не прикасайся, отойди от меня». В любом случае такому ребенку необходимы принятие и поддержка, а также дополнительные психотехнические упражнения. Можно более активно включать ребенка в упражнения на групповое взаимодействие. Черные и коричневые пятна могут быть расположены в области ног. Такое может встречаться в рисунках детей, ощущающих себя недостаточно уверенно и защищенно. Если черное, коричневое или ярко-красное пятно появилось в области груди, можно предположить, что ребенок испытывает серьезные эмоциональные затруднения, беспокойство.
«Не хочу манной каши»
Цели: Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои интересы перед взрослыми. К такого рода интересам относится право выбора еды, одежды, причёски. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично, особенно если у них не очень уверенные в себе родители. Эта игра даёт возможность поучится выражать свои желания вежливо и в то же время решительно.
Инструкция:
Разделитесь на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой – ребёнком. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребёнок что-нибудь поел. А ребёнок это блюдо терпеть не может. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора. В одном случае пусть ребёнок по-настоящему разозлит родителей, а во втором покажите, что ребёнок говорит с родителями настолько удачно, что они готовы ему уступить.
Анализ:
Каким образом ты можешь разозлить родителей так, чтобы они ещё больше захотели всё за тебя решать?
Каким образом ты можешь так поговорить с родителями, чтобы они были готовы тебе уступить?
В каких вопросах дети должны иметь право самим принимать решение?
«ПУЛЬС»
До начала выполнения задания необходимо научить участников измерять собственный пульс: «Найдите место на запястье, где лучше всего чувствуется биение пульса. Когда я скажу "считайте", начинайте считать число биений. Через 15 секунд я дам команду "стоп". Число биений, которое вы сосчитали, умножьте на 4 и запишите. Это и есть частота вашего пульса».
Участникам предлагается: 1) закрыть глаза и представить себе ситуацию, в которой они испытали большую радость. Через минуту ведущий предлагает измерить пульс еще раз и записать полученное число ударов; 2) представить себе ситуации, в которых они испугались, разозлились, почувствовали себя смущенными. Каждый раз замеры частоты пульса записываются. Между каждым этапом следует провести релаксационную паузу: «Расслабьтесь, вы полностью расслаблены, вы успокаиваетесь, вы спокойны». Релаксационная пауза каждый раз должна занимать не меньше минуты.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
У каждого из нас свое восприятие различных предметов или явлений. Например, кто-то, услышав слово «море», представляет себе пароход, а другой представляет пляж. Это называется ассоциативное восприятие. Оно зависит от опыта, от характера, от интересов.
Запишите слова, которым вам нужно будет дать ассоциативное толкование в виде рисунка. На каждый рисунок отводится одна минута: ДОМ, ВОЗМЕЗДИЕ, РАБОТА, ДРУЖБА, УЖАС, АБРАКАДАБРА, СЕМЬЯ.
Попытайтесь в рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из этих слов.
После того как рисунки закончены, ведущий дает участникам следующую инструкцию.
Поменяйтесь рисунками с соседом. Посмотрите их и сравните со своими.
Считается, что по рисункам человека можно многое сказать о его характере. Попробуем по рисункам составить психологический портрет их автора. Это очень трудное упражнение, но я вам немного подскажу.
При составлении психологического портрета учтите, что:
У похожих людей и рисунки чем-то похожи.
Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у их автора натура практичная, надежная, основательная, этот человек явно не склонен к фантазии.
Если рисунки похожи на математические символы, но конкретные и ясные по смыслу, то тот, кто их рисовал, логичен, умеет управлять собой, но может быть несколько суховат.
Если в рисунках много фантазии и оригинальности, это говорит о творческих способностях, но и трудностях в обыденной жизни. Вы ведь знаете, как трудно жить фантазерам.
Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс на лучший психологический портрет. Каждый из вас попробует по рисункам составить психологический портрет соседа, а тот по десятибалльной шкале будет оценивать истинность описания. 10 баллов - 100 % совпадений.
Во время выполнения задания ведущий фиксирует получаемые баллы, чтобы по окончании работы предложить тем, кто получит наивысший балл, поделиться своей системой трактовки рисунков. После того как подведены итоги, ведущий переходит к следующему этапу упражнения.
Теперь, когда у нас есть опыт составления психологического портрета, запишите новые слова: УЧЕБА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, БОГ, ОТДЫХ, МЕЧТА.
Помните, что своими рисунками вы будете меняться уже с другим соседом. Далее работа по рисункам идет так, как описано выше. После завершения работы следует обсуждение:
Легко ли было составлять психологические портреты? Почему?
Что они испытывали, когда воспринимали свой портрет?