Презентация представление о себе и проблема выбора профессии
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИПрофессиональное самоопределениеВыбор профессии
Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя: самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон; сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии; выбор профессии и образа жизни.Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая действительность.
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:Правило первое:Познай себя, свое собственное «Я» здоровье; интересы и склонности; способности, знания и умения.Правило второе:Узнай все о профессии: предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности(профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития. Правило третьеСоотнеси себя с требованиями выбранной профессии.«Человек – знаковая система»«Человек-техника»«Человек-природа»«Человек-художественный образ» «Человек-человек»
Хочу?ИнтересыСклонностиПотребности
Поиск ответа на вопрос «хочу?»Интересы - активная познавательная направленность Склонности – стремление заниматься определенной деятельностьюИх можно изучить с помощью методик:ДДО, Карта интересов, анкета ориентации.
Могу ?Особенности здоровьяТемпераментСпособностиХарактерЗнания, умения, навыки.
Поиск ответа на вопрос «могу?»Темперамент можно изучить с помощью методики Г. Айзенка.Характер - по типологическим опросникам Личко, Шмишека, Прутченкова.Способности - ШТУР, профиль специальных способностей и другие тесты на интеллект.
НадоПотребности рынка труда
Рынок трудаРынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.Субъектами рынка труда являются:•••Работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это.работодатели и их представители (союзы);работники и их представители (профсоюзы);государство и отдельные органы.Работник – это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).
ПРОФЕССИЯ –это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. (Однако не любой труд будет считаться профессиональным).Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образованииПрофессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.
Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии.
Например, профессия врач. Специальности – врач-хирург, врач-терапевт, врач-офтальмолог.Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:Ветеринарный врач, учитель, продавец, кулинар, директор, парикмахер, водитель, пианист, бульдозерист
Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель химии или истории
Типы профессий
Домашнее заданиеПрофессиограмма – учитель!д/з 1группа: История профессии, ее значимость и потребность в ней. д/з 2 группа: Сведения о возможности получения профессии (ближайшие учебные заведени). д/з 3 группа:Требования профессии к человеку и условия труда.
Профессии (специальности), которые в большей степени гарантируют их обладателям конкурентоспособность на рынке труда- ТРАДИЦИОННЫЕ - которые были, есть и будут всегда, и обслуживают насущные потребности людей. К ним можно отнести профессии: учителя, врача, парикмахера, строителя, продавца и т.д.;- РАСПРОСТРАНЕННЫЕ - которые есть практически в каждом городе, на каждом учреждении, предприятии. Это профессии: секретаря, слесаря, электромонтера и т.д.;-ДЕФИЦИТНЫЕ - которые связаны с неудовлетворительным спросом в настоящее время. Например, специалист по маркетингу, логистик, Ў дизайнер компьютерного макетирования и др.; [62]- ПЕРСПЕКТИВНЫЕ - спрос на которые будет возрастать в ближайшем будущем. Например: менеджер фонда, специалист по новым технологиям, системами аналитик, консультант по новым формам бизнеса, страховой брокер [74];
- РЕДКИЕ - которые связаны с отсутствием специалистов по передаче мастерства. К ним можно отнести: оценщик драгоценных камней, мастер* (уникального народного промысла) и др.; ^- СВОБОДНЫЕ - которые можно реализовать в режиме самозанятости. Например: торговец, художник, писатель, столяр и др.;- ПРЕСТИЖНЫЕ - которые высоко оцениваются в нашем обществе. Это такие профессии, как военный, чиновник и т.д.;- РИСКОВАННЫЕ - которые изначально опасны для здоровья и безопасности работника. Такие профессии как шахтеры, работники химической, атомной промышленности и т.д.;
Конкурентоспособность профессий (специальностей) повышается, если они одновременно относится к нескольким группам.менее конкурентоспособны профессии: РЕДКИЕ и РИСКОВАННЫЕ, в том случае, когда спрос на них отсутствует.
модели конкурентоспособности работников1 .ПРОФЕССИОНАЛ - работник обладает высоким уровнем квалификации:2.УНИВЕРСАЛ - работник владеет несколькими специальностями, разнообразными навыками, умениями, имеет знания в различимых областях;З.ТРУДОГОЛИК - работник трудолюбивый, ответственный, дис-~циплинированныи, добросовестный, обязательный;4.ГИБКИЙ - работник, который умеет быстро приспосабливаться, перестраиваться, переориентироваться и осваивать новые виды деятельности;5.ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ - упорный, настойчивый работник, может преодолевать любые преграды;6.МОБИЛЬНЫЙ - работник, который может быстро освоить новую профессию (специальность), расширить географию поиска работы;7.КОНТАКТНЫЙ - умеет общаться, устанавливать деловые связи.
Предмет труда (типы профессий)ТЧеловек-техникаПЧеловек-природаЧЧеловек-человекЗЧеловек-знаковая системаХЧеловек-художественный образ
Определяем предмет труда(методика ДДО)
ФОРМУЛА ПРОФЕССИИПример формулы профессии: Юрист – Ч(З)Г(И)Ф(А)М(Б)Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда — и по их условным обозначениям записать формулу профессии из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий.
Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м;б) Т Пр Р б; д) Т И Ф б;в) З Г А б; е) Х ИР М н.
«Человек, изучивший с большой затратой труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою же дорогою машиною»ХVIII веке Адам Смит
Любую профессию можно подробно оп Любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков : технологических; экономических; педагогических; медицинских; психологических
Технологические характеристики включают в себя:Предмет труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человекаЦель труда (для чего)Основные орудия, средства трудаРабочее место специалиста и др.Экономические характеристики описывают:В каких отраслях используется данная профессия (в промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении)Каков спрос на данную профессию на рынке трудаКаков преимущественный характер оплаты труда.
Педагогические характеристики определяют:Какие требования предъявляет данная профессия к уровню и содержанию образованияКакие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессииКакие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельностиМедицинские характеристики определяют:Какой уровень здоровья требуется для данной профессииКакие медицинские противопоказания существуют для данной профессииКакие неблагоприятные условия труда присущи данной профессииПсихологические характеристики содержат информацию о том:Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека
1. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:а) художественного кинофильма,б) батона хлеба,в) газеты,г) ученической тетради,д) школьной формы,е) магнитофона;обеспечивают:ж) возможность поездки в любой населенный пункт,з) возможность телефонного разговора,и) безопасность Государственной границы,к) возможность получения среднего образования.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.
Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, люди пытались систематизировать их по определенным признакам. Так появились различные основания для классификаций профессий, которые стали своеобразными путеводителями в профессиях.Классификация профессий – это объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакамВ мире профессий сложно разобраться и ориентироваться, минуя вопросы классификации.
Цель труда (классы профессий)Г (гностическая)распознать различить определить оценить проверитьП (преобразующая)Обработать упорядочить организовать оказать влияниеИ (изыскательская) изобрести придумать найти новый способ решения
Орудия труда (отделы профессий)Р (ручные)М (механизированные) А (автоматизированные)Ф (использование функциональных средств организма)
Условия труда (группа профессий)Повышенный уровень моральной ответственностиНеобычные условияУсловия бытового типаРабота на открытом воздухе
озеленитель; инспектор по кадрам; художник; корректор; врач; официант; артист кино; менеджер; кинолог; столяр; тренер; сборщик часов; воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры1. Распределите профессии из предложенного списка по предмету труда (по 5-ти типам):
Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер
А) Средства для приема, получения информации.Б) Устройства, предназначенные для переработки информации.В) Средства для передачи информации среди людей, в обществе.Г) Средства для осуществления практических действий в природных, технических, информационных системах.Распределите орудия (средства) труда по пунктам:Рулетка, телефон, трактор, лопата, лупа, весы, видеокамера, стиральная машина, микрокалькулятор, стамеска, компьютер, автомобиль, счеты, счетчик электроэнергии, школьный звонок, ксерокс, телеграфный аппарат.
Распределите следующие примеры профессий по условиям труда: Вальвеолог ; референт ; преподаватель; инспектор ГИБДД ;Водолаз ; ассистент менеджера ; Гувернер ; Тренер ; Врач ; Дворник ; системный администратор ; монтажник-высотник ; Аллерголог ; Витражист .
как же можно проанализировать профессию, если, кроме названия, о ней больше ничего не знаешь?Профессиограмма - это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией.Профессиограмма включает:- общие сведения о профессии;- характеристику процесса труда;- санитарно-гигиенические условия труда;- психологические требования профессии к человеку;- пути получения профессии.
Схема профессиограммы:Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;Необходимые общие и специальные знания и умения;Требования, предъявляемые профессии к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания;Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);Условия труда: санитарно- гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п. ); Экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.);Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие) – психограмма профессии.
Формулы профессий
Профессия - токарь По предмету труда эта профессия относится к типу «человек — техника»; по цели труда — к классу преобразующих профессий; по средствам труда — к отделу профессий, где используют машины; по условиям труда — к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии Т Пр М б.
С помощью таблицы классификационных признаков составьте формулу одной из следующих профессий:оператор электронно-вычислительных машин, электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси
Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей:а) садовник; е) учитель труда;б) милиционер; ж) кровельщик;в) продавец книг; з) инженер;г) фрезеровщик; и) ткачиха;д) мелиоратор; к) животновод.
Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий:а) медсестра — токарь;б) официант — водитель такси;в) учитель математики - спортивный тренер;г) бухгалтер — слесарь;д) полевод — агроном;е) инженер-конструктор - композитор.
Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:а) животновод, садовник;б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;в) медсестра, токарь, бухгалтер;г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.
Из приведенного далее списка назовите те профессии, которые:а) почти или совершенно исчезли;б) появились только в XX веке;в) появились в последние десятилетия.Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым программным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.
Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы:а) в сельском хозяйстве;б) в химической промышленности;в) в строительстве;г) в машиностроении. Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, монтажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.
Ошибки при выборе профессииК ошибкам, возникающим при выборе профессии относятся:увлечение внешней или частной стороной профессии;выбор «за компанию» с друзьями;неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;незнание пути получения профессии;неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;отождествление школьного учебного предмета с профессией;устарелое представление о характере труда в сфере материального производства; неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).
Рекомендации по выбору профессииКаждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуго-выми).Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.