Урок по химии 9 класс на тему Сульфаты. Качественная реакция на сульфат — ион
10 класс
Тема: Соли серной кислоты.
Качественная реакция на сульфат - ион.
Цели урока: систематизировать знания учащихся о солях; формировать на межпредметном уровне систему знаний о сульфатах, имеющих огромное практическое применение;
- развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы о свойствах веществ, исходя из их химического состава и строения; устанавливать причинно- следственные связи;
- формировать научное мировоззрение, способствовать расширению кругозора учащихся, совершенствовать навыки проведения химического эксперимента.
Предметные компетентности: поликультурная, самообразовательная, информационная, творческая.
Оборудование: экран; проектор; ноутбук; таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде»; набор солей (во флаконах); реактивы (H2SO4, CuSO4, BaCl2, Na2SO4, дистиллированная вода, NaOH), пробирки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный этап : (проверка присутствующих в классе; настрой учащихся на работу).
II. Актуализация опорных знаний.
Закончите уравнения возможных реакций (задание записано на доске)
Первый ученик: а) CaO + H2SO4 б) CO2 + H2SO4
в) Mg(OH)2 + H2SO4 г) Zn + H2SO4
разб.
Второй ученик: а) Сu + H2SO4 б) Сu + H2SO4
разб. конц.
Фронтальная беседа :
а) Что называется кислотами?
б) К каким кислотам (по составу) относится серная кислота?
в) Водителю необходимо долить кислоту в аккумулятор. У него есть в наличии только концентрированная серная кислота. Как правильно он должен её разбавить до нужной концентрации? Почему?
г) « Нейтральный разговор» (слайд №1)
Несчастный Фенолфталеин был страстно влюблен в Щелочь, но зная её едкий характер, при встрече становился малиновым. К нему на помощь приходила Серная Кислота и он незаметно исчезал.
- Объясните исчезновение Фенолфталеина;
- напишите уравнение протекающей химической реакции. (Самостоятельная работа в тетрадях).
(Вместе с классом проверяем работу учащихся у доски и самостоятельную работу)
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: На моем столе находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось «милостью божьей», символом благополучия. Но оно может и погубить живое, из-за него море может стать мертвым, на почве не будут расти растения. Вместе с тем трудно перечислить, где - бы оно не применялось Что же, как вы думаете, находится в этой таре? (Соль)
IV. Изучение нового материала.
1) Какие вещества называются солями?
2) Тренировочное упражнение (слайд №2)
Из перечисленных веществ, выберите только соли. Что общего в этих солях?
NaOH,
· CO2, FeSO4, HCl, MgO, K2SO4, P2O5, Cr2(SO4)3, H2S
(Все соли содержат кислотный остаток серной кислоты).
Как называются соли серной кислоты?
(Объявляю тему урока)
Общие свойства солей на примере сульфатов (опорный конспект)
а) диссоциация:
3+ 2-
Fe2 (SO4)3 = 2Fe + 3 SO4
BaSO4 =
б) взаимодействуют со щелочами
I вариант: CuSO4 + NaOH
II вариант: FeSO4 + KOH
в) взаимодействие с солями других кислот (демонстрация):
MgSO4 + BaCl2 BaSO4 + MgCl2
(белый осадок)
Al2 (SO4)3 + 3 Ba(NO3)2 3 BaSO4 + 2Al (NO3)3
(белый осадок)
Учитель: Какие одинаковые ионы были в обеих пробирках? (Ионы бария и сульфат - ионы).
Вывод: качественной реакцией на сульфат – ионы является их взаимодействие с ионами бария, в результате чего образуется белый осадок.
4) Экспериментальная часть (слайд №3)
(Учащиеся выполняют лабораторный опыт)
В 3-х пронумерованных пробирках содержатся: NaOH, H2O и Na2SO4 .
Определите, в какой пробирке находится каждое из предложенных веществ.
(- действие фенолфталеина - в щелочи стал малиновый; бесцветный в воде и сульфате; - после доливания к раствору хлорид бария, выпал белый осадок в пробирке с сульфатом). Запишите уравнение реакции.
5) Применение сульфатов: (презентация, подготовленная учащимися).
Учащиеся демонстрируют презентацию, класс заполняет таблицу (таблица на доске).
Название
Формула
Свойство, на котором основано применение
Применение
V Обобщение и закрепление знаний.
1) Тест на соответствие (слайд №4)
А) CuSO4 1) гипс
Б) BaCl2 2) сульфат голубого цвета
В) CaSO4 · 2H2O 3) нерастворимый сульфат
Г) PbSO4 4) реактив на сульфат – ион
5) натрий сульфат
2) Игровое упражнение «Золотой ключик» (слайд №5)
Определите шифр сейфа, в котором храниться концентрированная Сульфатная кислота. Для этого перечислите (в порядке возрастания) свойства натрий сульфата.
Растворим в воде
Неэлектролит
Реагирует с барий гидроксидом
При диссоциации образует сульфат – ионы
При нагревании разлагается
Белое кристаллическое вещество.
VI Подведение итогов урока, домашнее задание:
§ 9, упр.3 (для слабых) и упр. 5(для сильных) на стр. 78