Конспект урока по химии Химические свойства спиртов. качественная реакция на спирты (10 класс)

Конспект урока «Химические свойства спиртов.
Качественная реакция на спирты»
Цель: Создать на уроках условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни чередовать разнообразие видов деятельности На примере химических свойств метанола и этанола показать физиологическое действие спиртов на организм человека
Задачи:
учебные:
1. Проанализировать информацию на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.
2. Изучить особенности строения молекул спиртов.
образовательные:
1. Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.
2. Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.
развивающие:
Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;
поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления.
воспитательные:  
Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и
социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов
коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.
Используемая технология: здоровьесберегающая технология с использованием разминки для глаз.
Оборудование:  
Копмьютер, интерактивная доска, интерактивное учебное пособие «Наглядная химия» презентация к уроку, реактивы.
Реактивы: пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанолом, глицерином, фенофталеином, H2SO4, уксусной кислотой, CuSO4; фарфоровая чашка,  вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр.
На столах учеников учебники, тетради,  карточки-задания.

Ход урока:
 
I.        Организационный этап. Эмоциональный настрой. Повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Что вы чувствуете? Я желаю вам чтобы эти эмоции оставались у вас до конца урока.
II.     Ориентировочно-мотивационный  этап.
1.Какую группу органических веществ мы изучаем? Что вы знаете о спиртах?
Сегодня мы продолжим изучать спирты на примере спирта речь о котором идет в задаче:
Похититель рассудка так именуют это вещество с давних времен. О свойствах этого вещества люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления этого вещества из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления напитков из этого вещества. Это вещество начали получать в 6-7 веках арабы, в переводе с их языка означает “одурманивающий”. О каком веществе идет речь, если известно, что при сгорании 3,45г его образовалось 6,6г углекислого газа и вода массой 4,05г? Плотность этого вещества по воздуху равна 1,59. (ответ этанол).
Учащиеся решают задачу, выводят формулу вещества, дают название спирту.
2. Как вы думаете, чем будут обусловлены химические свойства спиртов?
Свойства спиртов зависят как от строения гидроксильной группы, так и углеводородного радикала. Атом водорода из гидроксогруппы ОН находится в особом положении, т. к. он связан с алкильным радикалом через атом кислорода и возможно именно он является наиболее активным в химических реакциях.
3. Когда рассматривали физические свойства спиртов, говорили о их растворимости в воде.
Учащиеся выполняют лабораторный опыт: растворяют этиловый спирт в воде, делают соответствующий вывод.
4.Как можно доказать наличие гироксогруппы в веществах?
Индикаторы – вещества, которые определяют среду растворов. Выполняют лабораторный опыт: действие индикаторов на спирты. Делают вывод, что водные растворы спиртов не изменяют цвета индикаторов, следовательно, не обладают ни ярко выраженными щелочными, ни кислотными свойствами.
5.Итак, спирты обладают совсем слабыми кислотными и основными свойствами, но все же они способны взаимодействовать с щелочными и щелочноземельными металлами. Видеоопыт «взаимодействие этилового спирта с натрием». В результате реакции образуются алкоголяты, которые способны подвергаться гидролизу. Это также подтверждает, что вода по своим кислотным свойствам (кислотному характеру водорода в ОН группе) превосходит спирты.
6.Какими общими свойствами обладают большинство органических веществ? Органические вещества сгорают с образованием углекислого газа и воды.
Проводят опыт: в фарфоровую чашку наливают спирт и поджигают. Делают вывод, записывают уравнение реакции, расставляют коэффициенты в уравнении.
Делаем паузу - обучаем проводить разминку для глаз. Последние 10 мин учащиеся переписывали уравнения с доски, для глаз полезно последовательно перемещать фокус до тетради 40-50 см, до доски несколько метров. Чтобы глаза учащихся отдохнули, зачитываем памятку о том, что полезно и что вредно для глаз.
Для зрения
- полезно
1. Смотреть вдаль: на зелень, цветы, небо, облака, воду.
2. Рассматривать цветные картины, репродукции , пейзажи.
- вредно
1. Читать, писать лежа или близко наклонившись к тексту.
2. Слишком часто пользоваться солнцезащитными очками.
3. Употреблять алкоголь.
4. Курить.
- необходимо
1. Яркое освещение (60 Вт ) без попадания прямого света в глаза.
2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера - на расстоянии 60 см.
3. Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4 м).
4. При напряженной работе через каждые 40 мин делать перерывы на 3-4 мин, при плохом зрении - через каждые 20 мин.
Упражнения для глаз
Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного выдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, рот и нос так, чтобы к глазам не проникал свет. Задержаться в таком положении сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.
Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить то же, но в обратную сторону.
Делать дома в ванной. Набрать полный рот воды, чтобы щеки раздулись. Наклониться вперед, держа глаза широко открытыми. Теперь пригоршнями плескать холодную воду себе в глаза, не моргая, до тех пор, пока вода во рту не согреется (10- 20 раз ).
7. У спиртов есть особое свойство – они способны окисляться до соответствующих альдегидов. Проведите опыт: взаимодействие этилового спирта с оксидом меди.
Определите наличие альдегида.
Выполняют опыт: нагревают медную проволоку в пламени спиртовки и опускают в пробирку с этиловым спиртом.
Определяют наличие альдегида запахом зеленых яблок. Записывают уравнения реакции, дают название продуктам реакции.
8.Спирты вступают в реакцию этерификации с карбоновыми кислотами. Выполним опыт демонстрационно.
9.Спирты способны взаимодействовать с галогеноводородами. Видеоопыт, составьте уравнение реакции.
10.Вопрос возможны ли реакция одновременного дегидрирования и дегидратации? Вывод : возможны внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация. В первом случае образуется простой эфир, а во втором сложный эфир.
11. Итак, мы рассмотрели химические свойства спиртов, какой вывод можно сделать?
Подведение итогов урока:
Предельные одноатомные спирты – химически активные вещества. Их активность обусловлена в первую очередь наличием гидроксильной группы ОН. Для спиртов характерны кислотно-основные свойства. Реакции окисления ( в различных условиях). Реакции дегидратации. Одновременного дегидрирования и дегидратации. Предельные одноатомные спирты химически активные вещества. Можно использовать как альтернативное топливо.
12. Какое же влияние оказывают спирты на организм человека?
Презентация «Влияние алкоголя на организм человека»
III .Закрепление
1.Назовите вещества:
 
                                                    СН3
                                                       
·
а) СН3ОН;   б) СН3 – СН – СН(ОН) – СН3;     в) СН3 – СН2 –СН=О.
 
2. Вычислите объем водорода (н.у.), выделившегося при взаимодействии натрия массой 4,6 г с этиловым спиртом.
3. Пропанол -1 вступает в реакцию
1)Внутримолекулярной дегидратации
2) с хлороводородом
3) с гидроксидом натрия
4) с подкисленным раствором перманганата калия
5) «серебряного зеркала»
6) гидролиза.

1.1. Осуществить превращения:

СаС213 QUOTE 1415


2.2. Предельный одноатомный спирт сожгли. При этом получили 22,4 л углекислого газа и 22,5 г водяных паров. Определите молекулярную формулу спирта.

IV.Анализ оценок за урок. Домашнее задание.п.18,з.1,2, доп. зад.












Заголовок 3 Заголовок 515