Разработка конспекта урока по окружающему миру Наши подземные богатства
Открытый урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства". 4-й класс
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы: «Полезные ископаемые России».
Задачи урока:
Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам.
Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.
Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
Применение здоровьесберегающей технологии и технологии развития критического мышления.
Наглядность: физическая карта России, физическая карта Иркутской области (полезные ископаемые), коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины, карта настроения класса.
Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, “Условные обозначения полезных ископаемых”, карта Иркутской области, листы самооценки.
ХОД УРОКА
Этап Долгожданный дан звонок.
Наконец начнем урок.
Много нового узнаем,
В мире знаний побываем!
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить только лишь
Отметку пять!!!!
На прошлом уроке мы говорили с вами о водных богатствах нашего края и сейчас я хочу проверить как вы усвоили этот материал.
Оргмомент (1 мин.) Проверка домашнего задания (3-5 мин.) а) фронтальный опрос
б) индивидуальная работа по карточкам: (Приложение 1)
– Что мы называем водоемами? (Водоемы это хранилища воды, которая нужна всему живому)– Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)– Каково значение водоемов в жизни людей?– Какие опасности угрожают водоемам?
-Что может привести к загрязнениям водоемов?
– Как бороться с загрязнениями?– Назовите водоемы нашего края. (Братское водохранилище, Иркутское водохранилище, Лена, Китой, Уда, Ангара, Нижняя Тунгуска, Ия, Ушаковка, Кая, Большая белая, Игирма, Гутара, Байкал и др.)– А теперь, проверим, как ребята справились с заданием. (Проверка, индивидуальной работы учащихся) (Самооценка)
Работа над новой темой
1. Актуализация знаний (3-5 мин.) О водоемах знаете вы,Ответы ваши достойны похвалы.Открыты ворота в новые знания,Любые клады на карте найдете вы.
Мы сделали вывод, что водные богатства – это богатства природы.
Что относится еще к природным богатствам? (Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые).
Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, глиняные поделки, таблетки активированного угля, стакан, пластиковая бутылка, изделия из камней. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).
Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).
Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).
Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей).
Сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе).
Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»).ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ
– Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Для знакомства с природными богатствами отправимся в подземное путешествие. Оказавшись под землей можно услышать спор, прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре
(Подготовленные ученики читают текст по ролям. Приложение 3)«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.– Я – соль Земли,– говорит соль, – без меня каши не сваришь.– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.– А на чем варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,– говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?– Кто знает, как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи).
2. Практическая работа (8 мин.) – Сегодня вы побываете геологами и проведете очень серьезную работу и исследования. Итак, отправляемся в экспедицию. (Групповая работа) У каждого физическая карта Иркутской области – полезные ископаемые.– Результатами каждая группа с нами поделится. Каждой группа в экспедиции будет исследовать следующие полезные ископаемые:
1 группа: нефть, природный газ (с. 150-151)2 группа: торф (с. 152)
3 группа: уголь (с. 153)4 группа: железная руда, гранит (с.154, 155)
5 группа: песок и глина (с.156)
6 группа: известняк (с.157)
План исследования такой:
1) Название.2) Условное обозначение.3) Свойства.4) Применение.5) Где и как добывают.6) Месторождение в Иркутской области, если есть, то где находится
Каждая группа получает план исследования и карту Иркутской области, пользуются уч. На с.59 – условные обозначения (Приложение 4)
3. Физминутка (1 мин.) Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой). Будут все гордится нами. Да? – да! (хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами), Ее не проплывешь (плывут), Ее не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).
4. Выступление каждой группы ребят (12 мин.) По ходу выступления идет просмотр о полезных ископаемых и заполнение таблиц (рабочая тетрадь стр 52). Показывают на карте ТО если есть, прикрепляют условные знаки. (Самооценка)
Игра «Отгадай, что за полезное ископаемое» (Самооценка)
Обсуждение проблемы охраны,бережного и экономного использования природных богатств. – Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.– Сейчас мы будем читать статью “Охрана подземных богатств”
Охрана подземных богатств
По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.
Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.
Полезные ресурсы служат для различных целей:
Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.
Пути сохранения
Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.
Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.
Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.
Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Коллективная работа с текстом учебника 5 мин Приём «Инсерт»
– Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.
Закрепление изученного– Что вы узнали из прочитанного?– Как надо охранять подземные богатства?растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! (Самооценка)
Я сегодня узнал….
Мне больше всего понравилось……
Самое трудное задание для меня….
Рефлексия – Сегодня на уроке мы работали с разными картами, давайте тоже составим карту нашего настроения от урока окружающего мира. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению сейчас, и прикрепите на карту. (Приложение 5)
– Спасибо за урок.
Домашнее задание – Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.
Дополнительно: 1. Он очень нужен детвореОн на дорожке во двореОн и на стройке и на пляжеОн и в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она вариласьВ доменной печиНа славу получилисьНожницы, ключи. (Руда)
3. Белый камушек растаялНа доске он след оставил. (Мел)
4. Очень прочен и упругСтроителям надежный друг.Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит)
5. Без нее не побежит Не автобус, не такси,Не поднимется ракета.Отгадайте, что же это. (Нефть)
6. Он несет в дома тепло,От него кругом светло.Помогает плавить стали,Делать краски и эмали.Черный, блестящий – Труженик настоящий. (Уголь)
7. Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги.Чтоб сделать миску или вазу,Она понадобится сразу. (Глина)
8. По трубе течет –Пироги печет. (Газ)
9. Росли на болоте растения –Стали топливом и удобрением. (Торф)
10. Покрывают им дороги,Улицы в селениях.А еще он есть в цементеСам он удобрение. (Известняк)