Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Из опыта работы


Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
(из опыта работы Иващенко Т.Н. – учителя начальных классов)
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Проанализировав свою работу, я вижу, что и в моей практике преподавания в начальной школе тоже присутствует системно-деятельностный подход.
Я думаю, что если дети сами (с родителями) конструируют свою презентацию, составляют план, находят нужный материал в интернете, умело её представляют, то это деятельностный метод. Ведь здесь я использую и познавательные, и коммуникативные, и регулятивные УУД.
Когда я использую презентации, то тоже работают все УУД.
Часто в начале урока создаю проблемную ситуацию. Дети анализируют, строят логические цепи рассуждений, формулируют тему и цель урока - это познавательные УУД.
Занимаемся исследовательской работой. На уроках литературного чтения и русского языка при изучении новой буквы дети сами подходят к постановке темы и целей (регулятивные УУД), находят изучаемый звук в природе, вспоминают, где они его слышали, употребляли. Моделируют букву из палочек, карандашей, рисуют её и занимаются «волшебством» превращения букв. Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя правописание сочетаний (познавательные УУД), используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач (коммуникативные УУД)
Так при изучении темы «Большая буква в именах собственных» задание требует поисковой работы.
Например, на уроках математики я стараюсь подбирать задания различной сложности, при объяснении нового материала, создаю проблемную ситуацию, которая является хорошим стимулом для предположения и самовыражения учащихся. Ведь именно метод проб и ошибок формирует жизненный и учебный опыт.
Я направляю детей на умение работать в паре, группе, прислушиваться к мнению товарищей, уметь договариваться, оценивать их работу. Это коммуникативные УУД.
Делю детей на группы – коммуникативные УУД, каждая группа составляет план и действует по плану – регулятивные УУД, оценивают свои действия – предметные УУД, дают оценку своему участию в работе – личностные УУД.
В конце урока на рефлексивно-оценочном этапе каждый ученик получает возможность оценить свою работу на уроке, что усвоил, а над чем ещё надо работать – это опять регулятивные УУД.
В условиях системно-деятельностного подхода человек, личность, выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.